Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИзоБрази»
рабочая программа по рисованию

Ачакова Юлия Юрьевна

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«ИзоБрази»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_izobrazi.docx44.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛУЧИК»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413113, Саратовская область, город Энгельс, Восточный переулок, зд. 12в 8(8453)51-21-18

E-mail: madoy-25@yandex.ru

Принята

на заседании педагогического совета

МАДОУ «ЦРДО «Лучик»

Протокол № 1 от «31» августа 2022 года

Утверждаю

Заведующий МАДОУ «ЦРДО «Лучик»

____________ /Е.С. Барбье/

Приказ от «31» августа 2022 года № 84-од

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«ИзоБрази»

Направленность: художественная

Срок реализации программы: 8 мес.

Объем программы: 32 часа

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Ачакова Юлия Юрьевна

педагог дополнительного образования

Энгельс, 2022 год

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка.

Программа «ИзоБрази» имеет художественную направленность и разработана в соответствии с «Положением об оказании платных услуг МАДОУ «ЦРДО «Лучик» Энгельсского муниципального района Саратовской области» (приказ № 10-од от 12.04.2022 года).

Нетрадиционные техники рисования - одни из самых интересных техник в изобразительном творчестве. Они настолько увлекательны и многогранны, что позволяют обучающимся использовать любые инструменты и материалы, воплотить любые идеи и фантазии, тем самым создавая огромный простор для детского творчества.

Актуальность программы состоит в том, что нестандартные и нетрадиционные приемы творчества создают условия каждому обучающемуся более полно раскрыть свои чувства и способности. Нетрадиционное рисование учит дошкольников не бояться уходить от стандарта и заданных рамок, максимально раскрывает креативные возможности обучающихся, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение, развивают у детей логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что содержание программы не только знакомит обучающихся с нетрадиционными техниками рисования, но и помогает развитию у дошкольников рефлексивных и коммуникативных навыков, способствует формированию активного отношения к собственной изобразительной деятельности, рассуждать о ней, учит объективно оценивать ее результаты.

Отличительностью особенностью программы «ИзоБрази» является то, что в нее, в отличии от ранее реализуемой программы, включено изучение таких нетрадиционных техник рисования как «монотипия», «рисование нитками», «рисование в технике Эбру».

Адресат программы -обучающиеся в возрасте 5-7 лет.

Возрастные особенности обучающихся:

5-6 лет: Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога - пробудить интерес к творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Все обозначенные возрастные особенности обучающихся были учтены при разработке данной образовательной программы.

6-7 лет: В дошкольном возрасте происходит активизация ростового процесса, значительные изменения высшей нервной деятельности. Формируются социальные представления морального плана, расширяются интеллектуальные возможности детей, общий кругозор, возрастают возможности памяти, внимание становится более устойчивым. Развивается продуктивное воображение, что находит воплощение в разных видах творческой деятельности. Возрастает потребность в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, увеличивается интерес к общению со взрослыми.

Сроки реализации программы: 8 месяцев

Объем программы: 32 часа

Форма обучения: очная

Режим работы: 1 раз в неделю 1 учебный час.

Количество обучающихся в группе: 12-17 человек

Принцип набора в группу - свободный.

Цель: развитие и реализация творческих способностей обучающихся через создание работ с использованием нетрадиционных техник рисования

Задачи программы.

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с правилами техники безопасности и личной гигиены на занятии;
  • познакомить обучающихся с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • познакомить обучающихся с технологиями создания работ с использованием техник нетрадиционного рисования,
  • научить обучающихся создавать работы с использованием изучаемых техник в соответствии с образцом и собственным замыслом;

Развивающие:

  • развивать воображение и фантазию,
  • развивать коммуникативные и рефлексивные навыки;

Воспитательные:

  • формировать мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью.

Планируемые результаты.

предметные:

  • знание и соблюдение обучающимися правил техники безопасности и личной гигиены на занятии;
  • знание названий различных нетрадиционных техник рисования;
  • знание технологии создания работ с использованием изучаемых техник нетрадиционного рисования,
  • умение создавать работы в изучаемых техниках в соответствии с образцом и собственным замыслом;

метапредметные:

  • повышение уровня креативного мышления, воображения и фантазии,
  • повышение уровня развития коммуникативных и рефлексивных навыков;

личностные:

  • повышение уровня мотивации к занятиям изобразительной деятельностью.

Учебный план

Наименование   тем

Количество часов

Формы контроля/аттестации

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие; проведение инструктажа по технике безопасности

1

0,5

0,5

опрос

2.

Рисование в технике Эбру

3

1

2

выполнение творческих заданий, выставка работ

3.

Рисование мыльными пузырями, ватными палочками

4

1

4

выполнение творческих заданий, выставка работ

4.

Рисование свечой, восковыми мелками

и акварелью

4

1

3

выполнение творческих заданий, конкурс на лучшую работу

5.

Рисование по мокрому листу

5

1

4

выполнение творческих заданий, выставка работ

6.

Рисование объемной краской

5

1

3

выполнение творческих заданий, выставка работ

7.

Рисование солью, манкой, цветным песком

4

1

3

выполнение творческих заданий, выставка работ

8.

Монотипия, кляксография, ниткография

5

1

3

конкурс на лучшую работу, выставка работ

9.

Итоговое занятие

1

1

1

выставка работ,

рефлексивная игра

Итого:

32

8,5

23,5

Содержание учебного плана программы

1.Вводное занятие (1 час)

Теория. Знакомство с содержанием образовательной программы. Правила техники безопасности и личной гигиены. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования через демонстрацию работ, выполненных в различных техниках.

Практика. Мастер-класс по рисованию вилкой. Выставка.

2. Рисование в технике Эбру (3 часа)

Теория. Знакомство с техникой рисования «Эбру». Материалы, инструменты и приспособления. Демонстрация образцов и обучающих материалов. Технология создания картин в технике «Эбру» при помощи воды в емкости с загустителем, красками, кистью, гребнем, шилом и бумагой.

Практика. Выполнение работ по образцу и в соответствии с собственным замыслом. Выставка.

3.Рисование мыльными пузырями, ватными палочками (3 часа)

Теория. Знакомство с техникой рисования «мыльными пузырями», «ватными палочками». Материалы, инструменты и приспособления. Демонстрация образцов и обучающих материалов. Технология создания работ в технике «рисование мыльными пузырями» и «ватными палочками» (пуантилизм).

Практика. Выполнение работ по образцу и в соответствии с собственным замыслом. Выставка, аукцион работ.

4.Рисование свечой, восковыми мелками и акварелью» (4 часа)

Теория. Знакомство с техниками рисования свечой, восковыми мелками и акварелью. Материалы, инструменты и приспособления. Демонстрация образцов и обучающих материалов. Технология создания работ в технике «рисование свечой, восковыми мелками и акварелью». Комбинации техник: рисование акварелью и свечой, рисование акварелью и восковыми мелками, рисование свечой, акварелью и восковыми мелками.

Практика. Выполнение работ по образцу и в соответствии с собственным замыслом. Защита творческой работы, конкурс на лучшую работу, выставка работ.

5. Рисование по мокрому листу (5 часов)

Теория: Знакомство с техникой «рисование по мокрому листу». Материалы, инструменты и приспособления. Демонстрация образцов и обучающих материалов Технология создания работ в технике «рисование по мокрому листу».

Практика: Выполнение работ по образцу и в соответствии с собственным замыслом. Защита творческой работы, выставка.

6. Рисование объемной краской (5 часов)

Теория: Знакомство с техникой «рисование объемной краской». Материалы, инструменты и приспособления. Демонстрация образцов и обучающих материалов Технология создания работ в изучаемой технике.

Практика: Выполнение работ по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Выставка работ.

7. Рисование солью, манкой и цветным песком» (4 часа)

Теория: Знакомство с техниками «рисование солью», «рисование манкой», «рисование цветным песком». Материалы, инструменты и приспособления. Демонстрация образцов и обучающих материалов Технология создания работ в изучаемых техниках.

Практика: Выполнение работ по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Выставка работ.

8. Монотипия, кляксография, ниткография (5 часов)

Теория. Знакомство с техникой «монотипия», «кляксография», «ниткография». Материалы, инструменты и приспособления. Демонстрация образцов и обучающих материалов. Технология создания работ в технике «монотипия», «кляксография», «ниткография».

Практика. Выполнение работ по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Конкурс на лучшую работу, выставка работ, выставка работ.

9. Итоговое занятие.

Практика.

Работа в рамках коллективного творческого проекта, рефлексивная игра; итоговая диагностика. 

Формы аттестации планируемых результатов программы

Предметные результаты: опрос, выполнение творческих заданий, выставка, конкурс на лучшую работу, коллективный творческий проект.

Метапредметные результаты: педагогическое наблюдение, рефлексия.

Личностные результаты: педагогическое наблюдение, рефлексивная игра.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение программы

Для организации и осуществления учебных действий по данной образовательной программе используются разнообразные формы, методы, технологии, выбор которых определяется целями и задачами каждого конкретного занятия и его содержанием.

Формы организации образовательного процесса

индивидуальная, фронтальная

Форма проведения учебного занятия

творческая мастерская , занятие-игра

Педагогические технологии

игровые технологии, технология сотрудничества, ИКТ – технологии, технология педагогической поддержки, здоровьесберегающие технологии

Методы обучения

словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа под руководством педагога

Средства обучения

визуальные: иллюстрации   работ, ИКТ - презентации; аудио-

визуальные  

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы имеются:

- кабинет, оснащенный столами и стульями,

- технические средства для демонстрации обучающих материалов,

- подключение к сети Интернет,

- материалы, инструменты и приспособления, необходимые для создания работ в различных техниках нетрадиционного рисования.

Оценочные материалы.

Диагностические обследования знаний, умений, навыков детей проводятся два раза в год (в октябре и мае) на основе наблюдения за поведением обучающихся в процессе работы.

Критерии для определения уровня освоения обучающимися учебного материала программы:

-высокий уровень – обучающийся знает название изученных техник нетрадиционных рисования, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, максимально проявляя творчество и фантазию;

-средний – обучающийся знает название большинства изученных техник нетрадиционных рисования, умеет применять на практике полученные знания и умения, стараясь проявлять творчество и фантазию, изредка прибегая к помощи педагога;

-низкий уровень – обучающийся не знает название изученных техник нетрадиционных рисования, обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.

Рефлексивная игра

Цель проведения: определение уровня удовлетворенности обучающихся материалом образовательной программы.

Инструкция.

1) Обучающимся предлагается взять поролоновый штампик в форме цветка и, нанеся на него краску определенного цвета, сделать оттиск на ватмане, на котором нарисована ваза и стебли цветов.

Перед тем, как начать выполнять задание, педагог озвучивает, что означает каждый цвет:

- красный - обучающийся полностью удовлетворен процессом и результатом обучения;

- желтый - обучающийся удовлетворен процессом и результатом обучения в целом,

- синий - обучающийся не удовлетворен процессом и результатом обучения.

2) Обучающимся предлагается обосновать свой выбор.

Список литературы, электронных ресурсов

Литература для педагога:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 80 с.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 72 с.
  3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128 с.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М: «Карапуз», 2009. – 144 с.
  5. Соловьёва Е.В. Я рисую: Пособие для детей 4-5 лет. 4-е издание. М. Просвещение, 2017, 32 с.
  6. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.
  7. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.

Интернет-ресурсы. 

  1. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=рисование%20свечой%20акварелью%20и%20восковыми%20мелками – рисование свечой, восковыми мелками и акварелью, коллекция работ;
  2. https://luchik.ru/articles/grow-up/tehniki-risovaniya.html - нетрадиционные техники рисования
  3. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=рисование%20по%20мокрому%20листу – рисование по мокрому листу, коллекция работ;
  4. https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/risovanie-na-vode-ebru/ - рисование на воде Эбру
  5. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=рисование%20солью%20и%20манкой – рисование солью и манкой, коллекция работ;
  6. https://infourok.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada-i-shkoly-4147072.html - нетрадиционное рисование (77 идей для детского сада и школы)
  7. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=нетрадиционная%20техника%20рисования%20в%20детском%20саду – нетрадиционные техники рисования, коллекция

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Календарный учебный график

дата

Тема занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма проведения

Форма контроля/аттестации

06.10

Вводное занятие. Проведение инструктажа по технике безопасности.   

1

коррекционный зал

творческая мастерская

опрос

13.10

Знакомство с техникой «Эбру». Композиция панно «Цветы»

1

коррекционный зал

занятие-игра

выставка работ

20.10

Рисование по мокрому листу «Бабочка»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

27.10

Рисование свечой, восковыми мелками

и акварелью «Морское царство»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выставка работ

03.11

Монотипия «Осень»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

10.11

Рисование объемной краской «Флаг»

1

коррекционный зал

занятие-игра

выставка работ

17.11

Рисование объемной краской «Арбуз»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

24.11

Ниткография «Несуществующее животное»

1

коррекционный зал

занятие-игра

выполнение творческого задания

01.12

Рисование солью, манкой, цветным песком «Белый мишка»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выставка работ

08.12

Рисование свечой, восковыми мелками

и акварелью. Пейзаж «Первый снег»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

15.12

Рисование по мокрому листу «Животные»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выставка работ

22.12

Рисование солью, манкой, цветным песком «Снежинка»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

12.01

Рисование солью, манкой, цветным песком «Снеговик»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

19.01

Рисование объемной краской «Герои мультфильмов»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выставка работ

26.01

Рисование по мокрому листу «Ночное небо»

1

коррекционный зал

занятие-игра

выполнение творческого задания

02.02

Рисование по мокрому листу «Радуга»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

 конкурс на лучшую работу

09.02

Рисование объемной краской «Мороженое»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

16.02

Рисование объемной краской «Мой папа»

1

коррекционный зал

занятие-игра

выставка работ

24.02

Рисование ватными палочками «Одуванчик»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

02.03

Рисование по мокрому листу «Цветы для мамы»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выставка работ

09.03

Рисование в технике «Эбру». Композиция панно «Абстракция»

1

коррекционный зал

занятие-игра

выполнение творческого задания

16.03

Рисование свечой, восковыми мелками

и акварелью «Черепашка»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

23.03

Кляксография «Веселые кляксы»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выставка работ

30.03

Рисование свечой, восковыми мелками

и акварелью «Ромашки»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

06.04

Рисование мыльными пузырями «Космос»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выставка работ

13.04

Рисование солью, манкой, цветным песком «Фрукты»

1

коррекционный зал

занятие-игра

выполнение творческого задания

20.04

Монотипия «Бабочка»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

27.04

Рисование мыльными пузырями «Воздушные шарики»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выполнение творческого задания

04.05

Рисование ватными палочками «Салют»

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выставка работ

11.05

Рисование в технике «Эбру» Творческая работа по замыслу обучающихся

1

коррекционный зал

творческая мастерская

выставка работ

18.05

Ниткография «Красивые картинки из разноцветной нитки»

1

коррекционный зал

занятие-игра

выполнение творческого задания

25.05

Итоговое занятие

1

коррекционный зал

работа в рамках коллективного творческого проекта

рефлексивная игра

Итого:

32 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...