Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительного дошкольного возраста Тема: « Кокошник »
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

 Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие»,      «Художественное творчество».

Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры. продолжать знакомить детей с гжельской росписью, выделять особенности узора.

Задачи:

1.Закреплять знание о русском национальном головном уборе; продолжать учить  составлять узор; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение. Воспитывать интерес к русской народной культуре. Активизировать словарь. Закрепить  знаний детей о головных уборах.

2. Формировать умение составлять узор на новой форме – кокошнике, выделяя середину большим цветком, по краям сеточки, веточки; использовать в работе нетрадиционные материалы для рисования (ватная палочка

   3. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

4.Воспитание положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности, к результатам своего труда.

Методы и приёмы: вопросы, наглядный материал, музыкальное сопровождение, художественное слово. Показ, объяснение, совет, уточнение, помощь, поощрение.  Анализ детских работ, игровой.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с русским национальным костюмом.

Материалы, инструменты, оборудование: заготовки кокошников, посылка, гуашь, кисти беличьи № 3, ватные палочки, салфетки,  стаканчики с водой, образцы кокошников, аудиозапись,  


Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и доброго сердца. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Игра – «общение».

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро!

- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.

Слышится звонок.

Воспитатель: Что такое? Что за звон?

Ответы детей:  звонит телефон

Воспитатель: Ребята какой-то, странный звук. Давайте посмотрим.

(Дети, подходим к экрану. На экране ,появляется девочка в гжельском сарафане)

Девочка Здравствуйте ребята, зовут меня Настенька я очень  хочу к своему русскому сарафану новый головной убор. Но не знаю,  как он выглядит и называется. Я отправила  вам  посылку, чтобы  вы помогли мне выбрать нужный головной убор,помогите, пожалуйста.

Воспитатель: Дети , вы хотите помочь Настеньке ?  (ответы детей)

А как мы можем ей помочь? (ответы детей)

 Воспитатель:  Но, где  же посылка? Может кто-то из вас ее видит? (ответы детей)

 (достают  из посылки вещи рассматривают и называют.)

 

Воспитатель: Ребята, сколько разных вещей прислала Настя. Как же мы их назовем?

Дети: Головные уборы                                                                              

 Воспитатель: Правильно-головные уборы. Но, какой - же головной убор  из них нужен Насте ?

(Дети  выбирают и называют)

Воспитатель: Правильно, кокошник-это один из старинных головных уборов русского костюма

В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Посмотрите внимательно на кокошник, как аккуратно и красиво выполнены узоры. Кокошник украшали вышивкой, бисером, серебряными нитями, камнями. Одевали только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам.

Кокошник — праздничный головной убор. В будние дни его не надевали.

От какого слова   происходит  кокошник ?  ( от слова кокош)- петух, курица.

Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.

Давайте посмотрим, как украшен кокошник. (ответы детей)

 А еще, какие  старинные головные уборы   носили русские женщины?

Ответы детей: кички, сороки, повязки

Воспитатель:

Всех драгоценней убор головной,

Жемчугом шитый и нитью золотой

Так испокон сохранен на Руси

Женский кокошник небывалой красы.

А кто же мастерил эти красивые, старинные головные уборы? Девушки.

Они не только умели работать, но и веселиться, а какое , же веселье без игры?

Игра с мячом :  «Какой головной убор носил сказочный герой».

 Золушка – чепчик.

Буратино – колпачок.

Доктор Айболит – шaпочка.

Незнайка – шляпа.

Старушка Шапокляк – шляпка.

Почтальон Печкин-шапка ушанка.

Дед Мороз – шапка.

 Василиса Премудрая - кокошник.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите на Настасью, что на ней надето?

Ответы детей: на ней сарафан

Воспитатель: А какой росписью расшит её сарафан

Ответы детей: Гжельской росписью

 Воспитатель: Значит, что еще можно расписать гжельским узором?

Ответы детей: Кокошник.

 

Физкультминутка.

По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем художниками и каждый  украсит кокошник для Насти. Вот у меня есть заготовки кокошников, выбирайте один и рассаживайтесь в нашу мастерскую. Будьте внимательны, ведь узор, выполненный на правой стороне, должен повторяться и на левой.  

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие материалы необходимы мастеру для работы?

Ответы детей: Синяя краска, кисти широкие и тонкие кисти, вода.

Воспитатель: Может быть,  есть что-то лишнее на столе?

Дети обращают внимание на ватную палочку.

Воспитатель: Интересно, для чего нам понадобится ватная палочка, как вы думаете, ребята?

Предполагаемые варианты ответов: для того, чтобы вытереть размазанную краску и чтобы рисовать ею.

Воспитатель: Правильно, ватные палочки нам пригодятся для рисования мелких, круглых элементов  росписи. Чтобы они получились красивее.

Далее воспитатель обговаривает с детьми, как нужно держать кисть при рисовании, как рисовать тонкие линии (концом кисти), какой прием использовать при рисовании лепестков цветка (примакивания).

Как мы сидим за столом? прямо)

-Как мы держим кисть?

(тремя пальцами)

 

Пальчиковая гимнастика«Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

    Нaши синие цветки закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: А теперь закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно.

Самостоятельная работа детей по изготовлению продукта деятельности

 Рефлексия деятельности на занятии. Творческая мастерская заканчивает свою работу, несите свои изделия на стол.

Посмотрите, ребята, вы все рисовали одинаковые элементы гжельской росписи, для работы у вас у всех были одинаковые материалы, а работы у всех получились разные и очень красивые.

Воспитатель

- Что же вам помогло сделать такую красоту?

Дети: Труд, старание.

Воспитатель. Наше  занятие подошло  к концу.

Воспитатель:- А кем мы сегодня с вами были?

Ответы детей:  художниками

Воспитатель -Для кого вы сегодня старались?

Ответы детей: для Настеньки

Воспитатель -Какой росписью рисовали кокошник?

 Дети: Роспись гжель.

Спасибо, ребята, за ваше старание.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kokoshnik_2.docx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Тема: « Веточка рябины».

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Тема: « Веточка рябины»....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По саванне африканской ходит медленно жираф»

Цель: Создать условия для формирования у детей умения рисовать жирафа в технике «рисование ладошками и  ватными палочками».Задачи: - Расширить кругозор, знания детей об экзотических ж...

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительного дошкольного возраста на тему: «Приключения Каспера»

Участники: дошкольники 6 лет.Количество: 12 детей.Длительность: 30 минут. Педагогический замысел:Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:Создать благоприятн...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Краски осени». Нетрадиционное рисование

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.Задачи:- развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями;-...