Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование) Гжельские узоры
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Ольга Николаевна Евсеева

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему: «Гжельские узоры» в старшей группе.

Цель: продолжать знакомить детей с искусством гжельской росписи. Задачи: - продолжать учить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров; - формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи, выделять её специфику (цветовой строй, ритм); - учить рисовать концом кисти, красиво располагать узор на форме; - развивать лёгкие и тонкие движения руки; - развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета; - воспитывать интерес к народному декоративному искусству, вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное; Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие. Предварительная работа: познавательный рассказ о гжельских мастерах, рассматривание картинок с изображением гжельской росписи и предметов посуды. Материалы: картинки с изображением изделий гжельских мастеров и узоров, ½ альбомного листа формата А 4, бумажные тарелки, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

 Наш любимый край - Россия,

Где в озёрах синева,

Где берёзки молодые Нарядились в кружева.

Небо синее в России, Реки синие в России,

 Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

 Воспитатель: Как называется наша Родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передаёт свою любовь к Родине, её величие и красоту в своём мастерстве. Не зря говорят в народе: «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся». Сегодня наше занятие будет посвящено «Сказочной гжели». Недалеко от Москвы находится село Гжель. Давным - давно там жили умелые и весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать, свой край прославить. Думали - думали, и придумали. Нашли они в родной стороне белую глину и решили лепить из неё посуду и различные изделия (кружки, тарелки, чайники, подносы, кувшины, цветные горшки и многое другое). Украшали гжельские мастера свои изделия, расписывая посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень нарядная и красивая получалась посуда. По сегодняшний день стоит недалеко от Москвы село Гжель. Работают в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию - лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем показали какие умельцы живут на Руси. Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые изделия изготавливали гжельские мастера. Они вам нравятся? Чем нравятся? Какие цвета присутствуют на гжельской росписи? (Ответы детей). Все эти изделия называются гжельскими. Какие узоры вы видите на гжельских изделиях? (Цветы, листья, тоненькие стебельки, кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, волнистые линии, капельки). Чем отличается гжель? Да, прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону художник вёл и нажимал кисточку с краской то сильнее, то слабее. И всё, что он рисовал, становилось синим и голубым. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получается роспись! Воспитатель: Ребята, а сейчас я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок. Рисую концом кисти - получаются тонкие линии. Чтобы получилась широкая полоса нужно рисовать боковой стороной ворса. Если нажать сильнее на кисть, получается темный цвет, если слабее, то светлый оттенок. Чтобы получить мазок нужно приложить кисть плашмя (способом примакивания). Предлагаю вам стать гжельскими мастерами, и потренироваться в росписи чайников на бумаге. Вы согласны? Но прежде чем мы приступим к работе, мы должны наши пальчики приготовить, а для этого сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы».

 На лугу растут цветы (руки в вертикальном положении, ладони раскрыты)

Небывалой красоты (потянуться, руки вверх)

К солнцу тянутся цветы (потянуться, руки вверх)

 С ними потянись и ты. Ветер дует иногда (взмахи руками, изображая ветер)

 Только это не беда.

Наклоняются цветочки (наклонить кисти рук)

 Опускают лепесточки.

А потом опять встают (распрямить кисти рук, пальцы раскрыты)

И по-прежнему цветут.

Воспитатель: Сначала мы с вами попробуем нарисовать гжельские узоры на листочке бумаги, а потом будем расписывать наши тарелочки. Изобразим мы на листочках волнистые линии с точками, завитки, круги, дуги, элементы цветов, капельки. Расписывать будем кисточками (показываю образец). Посмотрите, в какой последовательности мы будем рисовать. Потом приступаем к росписи чайников. Берём кисть и расписываем наш трафарет элементами гжельской росписи - капелька, точка, извилистая линия, цветок (проговариваю, одновременно прорисовываю). Попробуйте прорисовать эти элементы в воздухе, а затем на трафарете. У кого получилось, можно приступать к работе. Составляя свой узор, обратите внимание на узоры настоящих гжельских мастеров на наших картинках.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши замечательные работы. Какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и каждый по-своему красив и великолепен. При этом в росписи использовался всего один цвет - синий. Ребята, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера! Все молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе

"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе тема: « Рисование Божьей коровки»

Очень интересное зантие по художественно-эстетическому воспитанию с применением нетрадиционных форм рисования....

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

Цель.  Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1.      Продолжать формировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Конспект открытого занятия по художественно – эстетической деятельности в средней группе. Тема: «Узоры Дедушки Мороза».

Конспект открытого занятия по художественно – эстетической деятельности в средней группе....

Художественно-эстетическое развитие - рисование "Гжельские узоры"

В данном конспекте мы знакомим детей с гжельской росписью....