Мастер - класс "Использование пиктограмм для обучения детей дошкольного возраста рисованию пейзажа"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Мастер – класс
«Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа»
Цель: Познакомить педагогов с методикой «пиктограмма», используемой для обучения рисованию пейзажа с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал и оборудование: Пиктограммы «Виды пейзажа», репродукция картин И.И.Шишкина «Зима», И.Э. Грабарь «Зимний вечер», альбомные листы, краски, кисти, салфетки, вода.
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашем мастер-классе «Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа». Тема выбрана неслучайно, так как пиктограммы играют важную роль в начальном этапе развития художественных навыков у детей.
Теоретическая часть:
В детский сад дети приходят с разным потенциалом, и часто бывает так, что ребёнок хочет нарисовать что-то, но не знает, как.
Поэтому, чтобы помочь ребёнку в вопросе «как…», большое значение имеет организация занятий, используемые методы и приёмы. Один из интересных методов - это использование пиктограмм.
Пиктограммы – это стилизованные и упрощенные изображения предметов и явлений, которые используются для облегчения визуального восприятия и обучения детей основам рисования.
Пиктограммы способствуют формированию базовых представлений о форме и цвете – т.е. дети учатся различать и воспроизводить основные геометрические формы.
Также пиктограммы способствуют развитию мелкой моторики, воображения и творческих способностей детей.
Пиктограммы для рисования пейзажей рекомендуют использовать со старшего дошкольного возраста.
Виды пиктограмм могут варьироваться в зависимости от целей занятия и от уровня подготовки детей.
Различают следующие пиктограммы:
- Пиктограммы с изображением элементов природы: деревья, скалы, цветы, растения.
- Пиктограммы с изображением композиционных элементов: линия горизонта, перспектива и масштабирование объектов.
- Пиктограммы с изображением техники рисования: штриховка, размытые линии, контурные линии и нанесение краски (кистью, губкой, пальцами).
В своей работе пока я использую первых два вида.
Использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажей у детей имеет свою специфику. Вот как это происходит:
- Знакомство с элементами пейзажа.
Пейзаж включает множество разных элементов: небо, земля, вода, горы, деревья, облака и другие природные объекты. Пиктограммы позволяют детям познакомиться с этими элементами и понять, как они выглядят в упрощенной форме.
- Простота изображения природных объектов.
Детям бывает сложно представить, как нарисовать дерево или гору. Пиктограммы предлагают простой способ изображения этих объектов: дерево как ствол с ветками, трава как треугольник.
- Создание композиционных схем.
Пиктограммы помогают детям понять принципы построения композиции. Например, горизонтальная линия делит лист бумаги на две части: верхнюю (небо) и нижнюю (земля). Затем добавляются элементы, такие как солнце, облака, деревья и пр.
- Фантазия и творчество.
Даже в рамках ограниченного набора пиктограмм дети могут проявлять своё воображение. Например, вместо простого треугольника – горы можно нарисовать с вершиной, покрытой снегом.
- Этапность выполнения работ.
Обучение рисованию пейзажа с помощью пиктограмм проходит поэтапно. Сначала мы рассматриваем и рисуем пейзажи по месту нахождения (лес, деревня, горы, город, море), затем рассматриваем и рисуем пейзажи по временам года, в зимний период знакомимся с пейзажем по времени суток.
В результате использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажа помогает детям лучше понять структуру природного окружения, развивает их способность видеть и передавать красоту природы через искусство. Этот метод позволяет постепенно усложнять задачи, начиная с самых простых элементов и заканчивая созданием полноценных пейзажных композиций.
Практическая часть:
А сейчас предлагаю посмотреть практическую часть нашего мастер-класса. Вы увидите на практике использование пиктограмм при рисовании зимнего пейзажа.
- Оргмомент:
–Здравствуйте ребята! Рада вас приветствовать в нашей мастерской.
- Заинтересовывающий момент
«Если видишь на картине» (Александр Кушнер):
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
— Обязательно картина
Называется пейзаж
- Беседа: Ребята, что такое пейзаж? Каким бывает пейзаж?
Давайте вспомним какие виды пейзажа мы знаем, а помогут нам в этом картинки – пиктограммы.
(Показываю картинки-пиктограммы, а дети отвечают).
Вместе с детьми разбираем пиктограммы. Показ пиктограмм - дети отвечают. Например, снежинка – значит зимний пейзаж, дерево – значит лесной пейзаж и солнце – значит дневной пейзаж.
Делаем вывод: Пейзаж делится на три вида: по времени года, по месту нахождения и по времени суток.
Далее подбираем пиктограммы к репродукции картины известного художника И.Э. Грабарь «Зимний вечер».
Сначала подбираем пиктограммы по месту нахождения времени года и суток.
Далее находим линию горизонта на нашей репродукции. Что такое линия горизонта? Это линия, которая делит нашу будущую картину на небо и землю.
Ребята, а что значит передний и дальний план? На переднем плане деревья большие и высокие, а на дальнем плане деревья маленькие и низкие.
- Самостоятельная работа детей.
Ребята, какое время года сейчас? Хотели бы вы нарисовать красоту зимней природы? Предлагаю написать зимний лесной пейзаж. Подбор пиктограмм.
Превращаемся в художников – пейзажистов, для этого оденем фартуки, чтоб не замараться. Ну вот мы готовы. Незабываем о линии горизонта, затем раскрашиваем небо, пока небо сохнет, рисуем нижнюю часть рисунка – передний план, далее переходим к дальнему плану.
- Заключительная часть.
Предлагаю детям разложить готовые работы на столах (выставка детских работ)
Анализ работ: - Что изображено на рисунке? Какие цвета использовал? Какое настроение было у «художника»? Какие элементы природы показаны на переднем плане, а какие на заднем? Чем твой пейзаж отличается от других? Хотелось бы вам оказаться в этом месте? Почему? А что нам помогло нарисовать красивые зимние пейзажи? (пиктограммы)
Рефлексия: «Лучики солнца».
Вам понравилось сегодня в нашей мастерской?
У меня на доске изображены 2 солнышка без лучиков с разными эмоциями (радостное и грустное). Если вам все понравилось, у вас в конце нашего занятия хорошее настроение, прикрепите свой лучик к радостному солнышку, а если нет – то к грустному.
Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы были настоящими художниками-пейзажистами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа»
Цель: Познакомить педагогов с методикой «пиктограмма», используемой для обучения рисованию пейзажа с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал и оборудование: Пиктограммы «Виды пейзажа», репродукция картин И.И.Шишкина «Зима», И.Э. Грабарь «Зимний вечер», альбомные листы, краски, кисти, салфетки, вода.
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашем мастер-классе «Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа». Тема выбрана неслучайно, так как пиктограммы играют важную роль в начальном этапе развития художественных навыков у детей.
Теоретическая часть:
В детский сад дети приходят с разным потенциалом, и часто бывает так, что ребёнок хочет нарисовать что-то, но не знает, как.
Поэтому, чтобы помочь ребёнку в вопросе «как…», большое значение имеет организация занятий, используемые методы и приёмы. Один из интересных методов - это использование пиктограмм.
Пиктограммы – это стилизованные и упрощенные изображения предметов и явлений, которые используются для облегчения визуального восприятия и обучения детей основам рисования.
Пиктограммы способствуют формированию базовых представлений о форме и цвете – т.е. дети учатся различать и воспроизводить основные геометрические формы.
Также пиктограммы способствуют развитию мелкой моторики, воображения и творческих способностей детей.
Пиктограммы для рисования пейзажей рекомендуют использовать со старшего дошкольного возраста.
Виды пиктограмм могут варьироваться в зависимости от целей занятия и от уровня подготовки детей.
Различают следующие пиктограммы:
- Пиктограммы с изображением элементов природы: деревья, скалы, цветы, растения.
- Пиктограммы с изображением композиционных элементов: линия горизонта, перспектива и масштабирование объектов.
- Пиктограммы с изображением техники рисования: штриховка, размытые линии, контурные линии и нанесение краски (кистью, губкой, пальцами).
В своей работе пока я использую первых два вида.
Использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажей у детей имеет свою специфику. Вот как это происходит:
- Знакомство с элементами пейзажа.
Пейзаж включает множество разных элементов: небо, земля, вода, горы, деревья, облака и другие природные объекты. Пиктограммы позволяют детям познакомиться с этими элементами и понять, как они выглядят в упрощенной форме.
- Простота изображения природных объектов.
Детям бывает сложно представить, как нарисовать дерево или гору. Пиктограммы предлагают простой способ изображения этих объектов: дерево как ствол с ветками, трава как треугольник.
- Создание композиционных схем.
Пиктограммы помогают детям понять принципы построения композиции. Например, горизонтальная линия делит лист бумаги на две части: верхнюю (небо) и нижнюю (земля). Затем добавляются элементы, такие как солнце, облака, деревья и пр.
- Фантазия и творчество.
Даже в рамках ограниченного набора пиктограмм дети могут проявлять своё воображение. Например, вместо простого треугольника – горы можно нарисовать с вершиной, покрытой снегом.
- Этапность выполнения работ.
Обучение рисованию пейзажа с помощью пиктограмм проходит поэтапно. Сначала мы рассматриваем и рисуем пейзажи по месту нахождения (лес, деревня, горы, город, море), затем рассматриваем и рисуем пейзажи по временам года, в зимний период знакомимся с пейзажем по времени суток.
В результате использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажа помогает детям лучше понять структуру природного окружения, развивает их способность видеть и передавать красоту природы через искусство. Этот метод позволяет постепенно усложнять задачи, начиная с самых простых элементов и заканчивая созданием полноценных пейзажных композиций.
Практическая часть:
А сейчас предлагаю посмотреть практическую часть нашего мастер-класса. Вы увидите на практике использование пиктограмм при рисовании зимнего пейзажа.
- Оргмомент:
–Здравствуйте ребята! Рада вас приветствовать в нашей мастерской.
- Заинтересовывающий момент
«Если видишь на картине» (Александр Кушнер):
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
— Обязательно картина
Называется пейзаж
- Беседа: Ребята, что такое пейзаж? Каким бывает пейзаж?
Давайте вспомним какие виды пейзажа мы знаем, а помогут нам в этом картинки – пиктограммы.
(Показываю картинки-пиктограммы, а дети отвечают).
Вместе с детьми разбираем пиктограммы. Показ пиктограмм - дети отвечают. Например, снежинка – значит зимний пейзаж, дерево – значит лесной пейзаж и солнце – значит дневной пейзаж.
Делаем вывод: Пейзаж делится на три вида: по времени года, по месту нахождения и по времени суток.
Далее подбираем пиктограммы к репродукции картины известного художника И.Э. Грабарь «Зимний вечер».
Сначала подбираем пиктограммы по месту нахождения времени года и суток.
Далее находим линию горизонта на нашей репродукции. Что такое линия горизонта? Это линия, которая делит нашу будущую картину на небо и землю.
Ребята, а что значит передний и дальний план? На переднем плане деревья большие и высокие, а на дальнем плане деревья маленькие и низкие.
- Самостоятельная работа детей.
Ребята, какое время года сейчас? Хотели бы вы нарисовать красоту зимней природы? Предлагаю написать зимний лесной пейзаж. Подбор пиктограмм.
Превращаемся в художников – пейзажистов, для этого оденем фартуки, чтоб не замараться. Ну вот мы готовы. Незабываем о линии горизонта, затем раскрашиваем небо, пока небо сохнет, рисуем нижнюю часть рисунка – передний план, далее переходим к дальнему плану.
- Заключительная часть.
Предлагаю детям разложить готовые работы на столах (выставка детских работ)
Анализ работ: - Что изображено на рисунке? Какие цвета использовал? Какое настроение было у «художника»? Какие элементы природы показаны на переднем плане, а какие на заднем? Чем твой пейзаж отличается от других? Хотелось бы вам оказаться в этом месте? Почему? А что нам помогло нарисовать красивые зимние пейзажи? (пиктограммы)
Рефлексия: «Лучики солнца».
Вам понравилось сегодня в нашей мастерской?
У меня на доске изображены 2 солнышка без лучиков с разными эмоциями (радостное и грустное). Если вам все понравилось, у вас в конце нашего занятия хорошее настроение, прикрепите свой лучик к радостному солнышку, а если нет – то к грустному.
Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы были настоящими художниками-пейзажистами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция на тему: "Обучение детей дошкольного возраста рисованию"
Хочу поделиться своим личным опытом работы по изо деятельности...

Методическая разработка "Обучение детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства"
Материал содержит описание основных направлений работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при обучении детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предме...
Статья "Роль тестовых рисунков в обучении детей дошкольного возраста рисованию предмета"
Данная статья раскрывает, что такое тестовые рисунки и как можно их использовать на занятиях по художественно-эстетическому развитию при обучении детей рисованию предмета....

Использование активных методов и приемов обучения детей дошкольного возраста рисованию
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается о...

Мастер класс «Подготовка и обучение детей дошкольного возраста основам кукловождения - театральные игры и упражнения»
Цель: ознакомление педагогов с театральными методами и приемами, направленными на подготовку и обучение детей основам кукловождения....

Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»
Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»...
Мастер -класс " Методика обучения детей дошкольного возраста рисованию фигуры человека"
Благодаря рисованию дети быстрее и нагляднее познают окружающий мир.Умение рисовать - одно из самых важных занятий в становлении ребенка как творческой личности....
