Проект мини музей "Чудо роспись"
проект по рисованию (средняя группа)

Валиева Анна Юрьевна

Вид проекта:  познавательно-творческий, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники младшего  дошкольного возраста, воспитатели группы , родители воспитанников.

Срок реализации проекта: три  месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Чудо роспись».

Актуальность проекта:

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».

 Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rospis.docx441.14 КБ

Предварительный просмотр:

IMG_6473

        

 Автор: Валиева Анна Юрьевна.

Воспитатель младшей группы

Пояснительная записка

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту.

Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей.

Опыт педагогов показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела.

Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

 Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками, поделками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

 Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.;

Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Вид проекта:  познавательно-творческий, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники младшего  дошкольного возраста, воспитатели группы , родители воспитанников.

Срок реализации проекта: три  месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Чудо роспись».

Актуальность проекта: 

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства  близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству. По словам А.Б.Салтыкова, весь мир – предмет искусства, который является специфической формой труда и «одним из видов проявления человеческого творчества».

 Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность

Задачи: 

-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;

-учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;

-учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;

-продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;

-развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;

-формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности.

-знакомить с спецификой создания декоративных цветов (оттенков).

Формы реализации: 

-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

-рассматривание видов росписи;

-выполнение работ по изобразительной деятельности;

-выполнение работ из глины;

-подвижные и малоподвижные народные игры;

-выставка детского творчества;

-работа с родителями:

-совместные работы с детьми;

-консультация для родителей;

-беседы;

-обогащение предметно-развивающей среды;

-  оформление мини-музея «Дивная  роспись»;

-создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.

Ожидаемый результат: 

-развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;

-создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;

-умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;

-создание мини-музея «Чудо роспись».

Планирование и организация деятельности 

№п/п 

Вид деятельности 

Цель 

Ответственные 

Сроки 

I этап - подготовительный 

1

Анкетирование родителей

Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интересы и возможности семьи для организации мини-музея в группе детского сада.

Воспитатели

Сентябрь

1-я неделя

2

Подбор,  систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству

 

разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности лепки из глины

Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.

Развивать у детей интерес к литературным ,

 музыкальным и  художественным произведениям

 

беседы

непосредственно-образовательная деятельность, при ознакомлении детей с декоративным искусством

Родители, воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

родители

1-я неделя

3

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотеку группы книгами различных форматов о декоративно-прикладном творчестве . Продолжать формировать у родителей желание принимать активное участие в проведении мероприятий  группы.

Родители, воспитатели

1-я неделя

4

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.

Просвещение родителей.

Воспитатели

1-я неделя

5

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов глиняных игрушек и др.

Подбор народных игр

Создание условий для успешной реализации поставленных задач.

Воспитатели родители.

Воспитатели

1-я неделя

1 неделя

6

Изготовление экспонатов для мини-музея

Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея .

Воспитатели родители

В течении всего проекта

     

                                                              Планирование и организация деятельности

II этап - основной 

 

п/п 

Вид деятельности 

Цель 

Ответственные 

Образовательные области

Сроки 

1

Коммуникация

Беседа:

«В мастерской дымковской игрушки»

Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.

Закреплять представления о процессе создания игрушек. Обратить внимание на элементы росписи.

Воспитатели

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Сентябрь

2-я неделя

2

Художественное творчество

Лепка «Дымковская барышня, олешки, коняшки»

Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру- делить глину ,придавая форму отдельных частей  приемом вытягивания.

Воспитатели

Коммуникация

здоровье

труд

чтение художественной литературы

2 -я неделя

3

Художественное творчество

Рисование :

«Роспись дымковской барышни»

Учить украшать элементами декоративной росписи фигурки-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, развивать глазомер, чувство цвета

Воспитатели

Социализация, коммуникация, здоровье

Чтение художественной литературы

 3- я неделя

4

Проведение дидактических игр :

Д/игры: «Составить узор».  «Продолжи роспись». «Назови правильно»

Настольная игра «Домино»

Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.

Воспитатели

Социализация, коммуникация, здоровье

3-я неделя

В течении всего проекта

5

Проведение народных игр

«Горелки», «Палочка-выручалочка»

Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре

Воспитатели

Чтение художественной литературы

социализация

В течении всего проекта

                                                             

Планирование и организация деятельности

II этап - основной 

 

п/п 

Вид деятельности 

Цель 

Ответственные 

Образовательные области

Сроки 

6

Коммуникация

Беседа «Золотая хохлома»

Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи

Воспитатели

Коммуникация, здоровье

Познание

Чтение художественной литературы

Октябрь

 1 – я неделя

7

Художественное творчество

Рисование

«Изразцы для русской печи»

Учить создавать декоративный рисунок на полосках бумаги, расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности

Воспитатели

Познание, коммуникация, здоровье

социализация

 1– я неделя

8

Проведение дидактических игр  Д/игры: «Найди свой элемент»,«Дорисуй»«Узнай элемент» «Угадай, какая роспись?»«Составь хохломской узор»

Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.

Воспитатели

Познание, коммуникация, здоровье

социализация

В течение всего проекта

9

Проведение народных игр: Хоровод «На горе- то калина», «Горелки»

Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре

Воспитатели

Познание, коммуникация, здоровье

социализация

Ежедневно

10

Чтение сказок, отгадывание  загадок о декоративно-прикладном искусстве «О хохломе»В. Боков

«Золотая хохлома»Н. Глазков

«Чаша» Ю. Николаева

Слушание сюиты «Музыка русских  узоров» стихи П. Синявский музыка Ю. Чичкова

Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. 

Воспитатели

Познание, коммуникация, здоровье

социализация

музыка

В течение всего проекта

                                       

Планирование и организация деятельности

11

Коммуникация

Беседа: «Мастера Гжели»

Познакомить с видом народного декоративно- прикладного искусства- гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

Воспитатели

Социализация, коммуникация,

познание

здоровье

2 –я неделя

12

Художественное творчество

Рисование  «Гжельские подносы»

Дидактические игры

 Д/игра «Собери гжельскую розу» «Угадай, какая роспись?»

Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.

 Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.

Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме подноса.

закрепить умение ритмично располагать узоры

Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,  

индивидуальные способности детей.

Воспитатели

Воспитатели

социализация

коммуникация

Чтение художественной литературы

Социализация.

коммуникация

В течение всего проекта

ежедневно

13

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы«Есть в Подмосковье такое местечко» П.Синявский

 Русские народные песенки, потешки, пословицы

«Незабудковая гжель» Н. Кутузова«Голубая гжель»Т. Демина

Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. 

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через  чтение художественной литературы

Воспитатели

Чтение художественной литературы, коммуникация, здоровье

социализация

 2– я неделя

                                       

14

Коммуникация

Беседа: «Веселые матрешки»

Формировать представления о разнообразии народных игрушек. Уметь различать росписи в прикладном искусстве. Обратить внимание на традиционные элементы филимоновской росписи, семеновской, каргопольской матрешки. Воспитывать отзывчивость на прекрасное.

Воспитатели

коммуникация,

познание,

 здоровье ,

чтение художественной литературы

3-я неделя

15

Художественное творчество

Лепка :

«Веселые матрешки»-плоскостная фигурка

(пластилиногафия)

Учить передавать в лепке характерное строение фигуры, использовать разную технику при выполнении работы, сглаживать поверхность фигуры. Развивать творческий подход.

Воспитатели

Художественное творчество, коммуникация, здоровье чтение художественной литературы

3-я неделя

16

Художественное творчество

Рисование «В гости к нам пришли матрешки»(роспись силуэтов)

Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.

 Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.

 Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать навыки работы с краской - рисовать концом кисти.

Воспитатели

Чтение художественной литературы, коммуникация, здоровье

3-я неделя

17

Проведение д/игр, подвижных игр

Д/игры:«Назови дружную семью матрешек»,  «Продолжи узор»,«Угадай и расскажи»

«Горелки», «Гори, гори ясно»

развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,  индивидуальные способности детей.

Самостоятельно выбирать водящего, распределять роли.

Воспитатели

Коммуникация,

физическая культура, здоровье

социализация

Ежедневно

18

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы«Матрешка-подружка» Л. Печникова,«Ванька-встанька» Е.Благинина«Пестрый хоровод» Лена Гулыга, частушки о матрешках, пословицы о труде

Продолжать знакомить детей с народным творчеством,

активизировать и пополнять словарный запас

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через  чтение художественной литературы

Воспитатели

Чтение художественной литературы, коммуникация,

социализация

В течении всего проекта

Планирование и организация деятельности

19

Коммуникация

Беседа «Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Учить выделять основные элементы узора.

развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Воспитатели

Музыка, коммуникация, здоровье

познание

4-я неделя

20

Художественное

творчество

Рисование:

«Роспись доски городецким узором»

упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

 Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).

Воспитатели

Коммуникация, здоровье

познание

Один раз в неделю, в течение проекта

21

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Частушки о городце И. Кадухина

«Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.  Т. Тимофеева

Сказка «Чудо-птицы»

Стихи о городце

Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. 

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через  чтение художественной литературы

Воспитатели

Коммуникация, познание, здоровье, музыкально-художественная деятельность.

4-я неделя

22

Коммуникация

Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве «Жостовские подносы»

Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму.

Воспитатели

Художественное творчество, коммуникация, здоровье

познание

социализация

Ноябрь

1-я неделя

23

Художественное творчество.

Рисование:

Роспись подноса квадратной формы на тему «Цветы».

Учить расписывать подносы квадратной формы по мотивам жостовской росписи. Размещать узор только в центре или только по углам, сторонам. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки.

Воспитатели

Коммуникация, здоровье, музыкально-художественная деятельность, чтение художественной литературы

1-я неделя

24

 Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы

Частушки о жостовских подносах,«История о  происхождении росписи на подносе» Кирюхина Л.

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. 

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через  чтение художественной литературы

Воспитатели

Художественное творчество, коммуникация, здоровье

1-я неделя

25

Проведение подвижных игр

Игра-хоровод «Ворон»,«Подсолнухи», «Веселые ребята»

Прививать любовь к народным играм

Самостоятельно выбирать водящего, распределять роли.

Воспитатели

Чтение художественной литературы, коммуникация, здоровье

физическая культура

1-я неделя

26

Проведение дидактических игр

«Найди свой элемент».

«Узнай узор по знакомым элементам» «Дорисуй» «Жостовские узоры»

Развивать мыслительную деятельность,  внимание, память, логическое мышление, воображение,  индивидуальные способности детей.

Воспитатели

Социализация, коммуникация, здоровье

художественное творчество

Ежедневно

Планирование и организация деятельности

III этап- заключительный 

1

2.

Выставка детских работ «Красота своими руками»

Украшение группы, размещение материалов, изготовленных собственными руками: поделок, книг – самоделок.

Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность;

Привлечь родителей к совместной  творческой работе с детьми

Вовлечь детей в украшение группы к открытию мини-музея

Прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов

Воспитатели

Родители

Коммуникация, здоровье, музыкально-художественная деятельность, чтение

труд

социализация

2- я неделя

3 –я неделя

3

Праздничное открытие мини-музея  

Вовлечь детей в разнообразную игровую деятельность;

Поднять настроение детей; Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного(экспонатов мини-музея)

 

Воспитатели

Коммуникация, познание, здоровье, физическая культура, музыкально-художественная деятельность

3-я неделя

4

Создание презентации по теме проекта «Чудо-роспись»

Обобщить работу над проектом

Воспитатели

4-я неделя

5

Вывод по итогам работы над проектом.

Представить творческий отчёт о проделанной работе в форме электронной презентации

Воспитатели

  коммуникация

4-я неделя

Творческий отчет:

В результате познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получили от родителей и педагогов ответы на интересующие вопросы о декоративно–прикладном искусстве. У детей стали формироваться представления об истории происхождения декоративно-прикладного искусства, о его многообразии и видах.

 Были проведены:

-беседы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.
- индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
 -в системе проводили занятия по приобщению детей к истокам народного искусства.

-индивидуально учили детей навыкам в составлении узора, используя элементы той или иной народной росписи.
 -в системе с детьми проводили занятия по патриотическому воспитанию и изодеятельности отдельными блоками по каждому виду народных промыслов               ( Филимоново, Дымка, Хохлома,Городец,Жостов,матрешка).
-рассматривали изделия народных мастеров, которые имеются в группе и в мини-музее детского сада.
 -знакомили детей вкратце со сведениями о народных промыслах, их истории и развитии.

Дети - участники проекта уже могут  ответить на следующие вопросы: «Что такое декоративно-прикладное искусство? », «Для чего нам нужно декоративно-прикладное искусство? ». Так же воспитанники получили  знания о народном промысле – хохломской росписи, дымковской игрушке, гжельской керамики, городецкой росписи, жостовской росписи, матрешках .

В результате работы у родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения повысился интерес и компетентность к народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)

Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1)    Предшествующая работа:·        Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...

Мастер-класс "Городецкая роспись" (роспись разделочной доски)

Расписанные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Я расписала доску для украшения уголка искусств в группе. Вот, что у меня получилось.Городецкую роспись можно разделить на т...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...