Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Панфилова Марина Юрьевна

Цель: способствовать развитию детского творчества, прививатьлюбовь к природе и свой стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области

«Художественно-Эстетическое развитие»

Группа: Подготовительная

Воспитатель: Панфилова Марина Юрьевна

Тема: «Береза-символ России»

Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе и своей стране.

Задачи: 

Образовательные: закреплять умение создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации

Развивающие: закреплять умение создавать образ берёзы в аппликации, умение создавать композицию, используя традиционную и обрывную техники аппликации, продолжать развивать мелкую моторику рук, закреплять у детей знания и навыки по работе с бумагой и ножницами, развивать речь, творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, художественный вкус.

Предварительная работа (с детьми, с родителями, если предусмотрена):

рассматривание картины Александра Былич «Берёзовый берег»

https://artnow.ru/img/123000/123367.jpg


Используемый материал: демонстрационный, раздаточный:

цветной картон голубого цвета для фона размером ½ альбомного листа; цветная бумага зеленая, пластилин белого и черного цвета, ножницы, простой карандаш, клей (карандаш), салфетка, клеенка на стол.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Этап

Задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Предполагаемый результат

Вводная часть. Организационный момент.

Создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой контакт, создать в группе ситуацию доверия. 

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность.

Приветствие «Комплименты.

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                       (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                         (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»             ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                        (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я                         (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я                           (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя!              (Взять друг друга за руки).

Практические действия, ситуативный разговор

Умеющий активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками, эмоционально отзывчивый, умеющий устанавливать контакт со сверстниками.

Проблемная ситуация

Создать проблемную ситуацию

Воспитатель: – Ребята, как вы понимаете слово «родина»? (город, где мы родились, наш дом, улица, двор, наша страна Россия…)
– Вы всё верно перечислили. Родина у всех одна, а наша с вами родина – Россия.

Как называют народ, проживающий в России. (Россияне)

Беседа с детьми, дидактическая игра.

Дети формулируют вывод, самостоятельно высказываются как всем вместе выйти из затруднительной ситуации и решить проблему, высказывают предположения, что делать.

Основная часть. Восприятие и усвоение нового или расширение имеющихся представлений

Спроектировать решение проблемной ситуации.

Актуализировать имеющийся у детей опыт, начать решать проблемную ситуацию.

Закрепить, расширить, обобщить представления детей по теме образовательной деятельности

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве, символе России, о берёзе. Давайте вспомним стихотворение о берёзе Инессы Агеевой.


Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

Воспитатель:

– Итак, что же является символом нашей Родины? (берёза)
– Какая берёза в стихотворении? 
(белоствольная)
– На белом стволе берёзы есть тёмные пятна, чёрные горизонтальные линии. Расскажите ваши предположения, для чего они нужны дереву?
 (Через них берёза дышит)
– Автор написала в своём стихотворении, что весной берёзка изумрудная? Почему? 
(потому что начинают появляться листочки нежно-зелёного цвета)
– Как вы понимаете строчку «А зимою – в серебре»? 
(Снег на ветках берёзы блестит на солнце как серебро…)
– Что значит «ветка золотая»? 
(осенью у берёзы листья жёлтые, будто золотые)
– Как ещё можно назвать берёзку? 
(Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая...)
- Посмотрите на эти кадры, какие берёзки вы видите? Чем они отличаются, а чем похожи? (стройные стволы, тонкие, высокие, с длинными хрупкими веточками, разное время года).

- Как называется место, где растёт много берёз? (берёзовая роща).

- Ребята, берёза - это символ России и гордость русского народа. Когда люди рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку, красавицу русского леса. О берёзке сложено множество песен, стихов, потешек, пословиц, послушайте: где берёза вырастет, там русский человек приживется; берёза не угроза, где стоит, там и шумит.

Природа наделила только одно дерево нашего края белой корой с черными пятнами. Берёза не только красивое дерево, она ещё приносит пользу для человека. А кто знает, какую же пользу приносит берёза? (из почек и листьев берёзы, заваривают витаминный чай; в берёзовом соке очень много витаминов; из берёзовых почек делают лекарства; берёзовый веник используют в русской бане).

Вот как много мы с вами знаем о пользе берёз.

– Я предлагаю сделать открытки с кудрявой белоствольной берёзой и посвятить выставку открыток нашей Родине.  Давайте вспомним какое сейчас время года (весна).

Берёзка у нас будет весенняя.
– Прежде чем приступить к работе, отдохнём.

Беседа, диалог с детьми, игра, фантазирование.

Дети находят верный способ, как решить проблемную ситуацию. Осознают связь между решением проблемной ситуации и своими действиями. Получают опыт познавательной деятельности, проявляют инициативу, любознательность, закрепляют навыки самостоятельно действовать и решать интеллектуальные задачи, адекватные их возрасту.

Динамическая пауза

Физкультминутка

Мы берёзку посадили (присесть),

И водой её полили, (руки вытянуть вперёд, помахать кистями).
И берёзка подросла, (встали)

К солнцу ветки подняла, (руки поднять вверх)

А потом их наклонила, (руки опустить вниз)

И ребят благодарила, (пружинка).

Физическая разрядка, настрой детей на деятельность.

В ходе динамической паузы дети испытывают эмоциональную и физическую разрядку, получают новый игровой опыт

Практическая работа

Закреплять умение детей создавать образ кудрявой березы из полос бумаги в аппликации

– Прежде чем приступить к выполнению открытки, проверьте, всё ли есть на ваших столах.
– Вспомним правила безопасности в работе с ножницами. 
(Ножницы передавать друг другу с сомкнутыми лезвиями, кольцами к другому человеку, класть на стол кольцами к себе, не играть ими, не оставлять открытыми, не подносить к лицу, вырезать аккуратно, чтобы пальцы не попали под лезвие)
Этапы выполнения открытки.
1. Возьмём картон синего цвета. Это будет основой нашей аппликации. Простым карандашом нарисуем стволы берёз, проведя тонкие линии.

2. Отщипываем кусочек пластилина белого цвета, смягчаем и размазываем по листу бумаги, не выходя за контуры предполагаемых стволов деревьев.

3. Отщипываем небольшой кусочек пластилина чёрного цвета и размажем небольшие горизонтальные чёрточки на белых стволах.

4. Приступаем к кроне деревьев. Для этого нам понадобится двухсторонняя цветная бумага жёлтого и зелёного цветов.
Лист цветной бумаги ставим перед собой горизонтально. Линейкой отметим отрезки шириной 1 см вверху и внизу по краям листа бумаги.

5. Прикладываем линейку на лист бумаги зелёного цвета так, чтобы соединить отметку нижнего края с отметкой верхнего края. Простым карандашом проведём прямую линию между отметками. Так же начертим прямые линии на листе бумаги жёлтого цвета.

6. Вырежем полоски из бумаги  зелёного цветов.

7. Чтобы берёзка стала кудрявой, завьём полоски бумаги карандашом. Ставим полоску цветной бумаги на карандаш, прижимаем большим пальцем и плавно тянем так, чтобы не порвать полоску. Выполним то же самое со всеми полосками цветной бумаги.

8. Нанесём клей на край полоски и приклеим на картон синего цвета, вдоль ствола берёзы. Так делаем со всеми полосками бумаги жёлтого и зелёного цвета, чтобы получились кроны деревьев.

9. Весенние берёзки готовы.

Нашим пальцам тоже необходимо отдохнуть. Выполним следующее упражнение.

Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол)

Изобразительная деятельность: рисование, аппликация. Задания на листе. 

Дети учатся конструктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, проявляют самостоятельность

Заключительная часть. Рефлексия

Подвести итоги образовательной деятельности. Обобщить полученный детьми опыт.

Сформировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки, ответственность за принятое решение и полученный результат

Воспитатель: Посмотрите, берёзки получились стройные, кудрявые, осенние.
– Какие трудности преодолели при выполнении аппликации?
– Что понравилось в своей работе?
– Какое настроение у вас после занятия? Почему?

У нас получилась целая берёзовая роща! Молодцы!

У меня для вас подарок за ваше старание (конфеты березка)

 А теперь скажите мне: О чем сегодня мы с вами говорили на занятии? Что делали? Понравилось вам занятие?

Беседа, диалог.

 Открытые вопросы, стимулирующие анализ, осмысления детьми их деятельности. («У нас получилось?», «Что было трудного?» «Как вы считаете, вы справились?», «Что было самым интересным?», «Кто помог тебе выполнить задание?» 

Эмоциональный подъем (Похвала. «Какие вы молодцы!»)

Ритуал завершения общения.

Дети учатся оценивать полученный результат. Каждый воспитанник чувствует себя участником совместного познавательного, творческого процесса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе по теме: "Путешествие по сказкам"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралиИ нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)Театр, как извес...

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе Тема: «Пересказ сказки «Колобок»

Технологическая карта образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»во второй младшей группе Тема: «Пересказ сказки «Колобок»...

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи "Кот-ворюга"

Тема: “Чтение рассказа К.Г. Паустовского “Кот-ворюга”Цель: познакомить с рассказом К. Паустовского «Кот- ворюга».Задачи: Воспитательные1. воспитывать любовь и бережн...

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области НОД развитие речи. Тема: Мебель «Чтение стихотворений С. Маршак «Откуда стол пришёл», А. Барто «Хромая табуретка». Средняя группа

Цель:  Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи:воспитательные: Воспитывать умен...

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области "Развитие речи" раздел "подготовка к обучению грамоте" подготовительная группа

Показ открытого занятия учителя-логопеда в рамках заседания городской опорной площадки «Реализация ФОП ДО образовательной области «Речевое развитие» раздела «Подготовка к ...