Конспекты занятия по рисованию в разно возрастных группах
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Ильясова Наталья Ивановна

Конспект занятия по рисованию «В волшебном лесу (с применением нескольких нетрадиционных техник ИЗО) во второй младшей группе

Возрастная группа: 2-младшая
Тип НОД: продуктивная деятельность
Форма организации: групповая
Цель: продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.

Задачи:
Образовательные: 
- продолжать формировать умение детей  рисовать ладошками, оттиском смятой бумаги;

    Развивающие:

-развивать способность детей к формообразованию;

-расширить и разнообразить образный ряд - создать ситуацию для свободного, творческого применения разных  декоративных элементов.(круг, точка, волна)

-способствовать развитию чувства формы, цвета, композиции;

-закреплять признаки и свойства предметов: цвет, форма, размер;

  -содействовать развитию тонкой моторики у детей ;

Воспитательные:

воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Средства:
тонированная бумага А4, широкие блюдечки с разведенной гуашью коричневого цвета, цветная гуашь ,палитра, комочки смятой бумаги, кисти тонкие для дорисовки (белка), подставки для кистей, салфетки влажные, салфетки бумажные.

 Ход занятия:

1.Подготовительный этап

Дети становятся на ковер вокруг воспитателя

-Дети, сегодня я расскажу вам очень интересную сказку. Сядьте поудобнее и слушайте.

Жил-был в лесу старичок-годовичок. Жил, не тужил. Лес охранял, чтобы никто зря веток не ломал, деревьев не пилил. А еще наш старичок-годовичок любил сажать деревья. Деревья вырастали самые разные: и с круглой кроной, и пирамидальные, и с листвой, и с хвоей. И каждое он любил, холил, лелеял. И вот однажды к нему на крылечко залетело маленькое  семечко. Таких семян годовичок еще никогда не видел. Решил он посадить семя недалеко от своего дома. Выкопал ямку, положил семя, хорошо полил родниковой водой и пошел спать. А утром старичок-годовичок вышел на свое крылечко и очень удивился. Рядом с его домом за одну ночь выросло удивительно красивое, просто сказочное дерево. Так лес отблагодарил годовичка за заботу о нем. И растет до сих пор это сказочное дерево в лесу, но видит его только тот, кто любит и охраняет лес.

-Понравилась вам сказка? А мы с вами можем представить себе сказочное дерево и нарисовать его.

2. Основная часть

Воспитатель: Так как дерево сказочное, то и рисовать его мы будем необычным способом и необычными материалами. В рисовании нам помогут наши ладошки и смятая бумага. Мы будем учиться делать  отпечатки ладонью – это  будет ствол дерева, а при помощи смятых комочков бумаги, делать оттиски на бумаге – это будет крона ( листочки) дерева.

- Ребята теперь смотрим внимательно, я покажу вам, как мы будем рисовать наше сказочное дерево.

- Ладошку опускаем в тарелочку с краской, затем прикладываем ладошку на лист бумаги в том месте,  где вы хотите изобразить ваше дерево и хорошо прижимаем. После того как ладонь отпечаталась на листе, вытираем ладонь салфеткой влажной, затем бумажной. А теперь приступаем  к следующему этапу: рисование кроны дерева (листочков), при помощи комочков смятой бумаги. Для этого берем палитру и подготавливаем краску нужного цвета ( темно-зеленая, светло-зеленая), затем беру комочек бумаги, макаю его в гуашь и делаю фактурные оттиски на каждой веточки нашего дерева, чтобы крона дерева получилась густой, кудрявой. В процессе рисования, я добавляю краску на палитру кисточкой из баночки с гуашью.

- Вот и готово наше сказочное, необычное дерево.

3. Динамическая пауза

Воспитатель: - Но прежде чем приступить к рисованию, давайте пройдем на ковер и представим себе, что мы находимся в сказочном лесу. Прогулки по лесу очень полезны: лес заряжает людей  своей волшебной энергией и силой, укрепляет организм. А для того, чтобы мы с вами были крепкими, здоровыми и сильными, сделаем самомассаж активных биологических точек, с целью профилактики простудных заболеваний.   Смотрите на меня и повторяйте за мной.

Теплый ветер гладит лица,             Провести пальцами от бровей до

Лес шумит густой листвой.                             подбородка и обратно- 4 раза

 

 Дуб нам хочет поклониться         от точки между бровями большим пальцем

                                                          массировать лоб до основания волос и          

Клен кивает головой                      обратно – 4 раза

А кудрявая березка                         Массаж висковых впадин указательными       

                                                         пальцами круговыми движениями – 4 раза

Провожает всех ребят.                    

 

До свиданья лес зеленый ,           Поглаживание лица

Мы уходим в детский сад

 

- Погуляли, укрепили свой организм, набрались сил и энергии, а теперь пора приступать к рисованию. Занимаете свои места, начинаем волшебство.

4.Продуктивная деятельность

Звучит релакс-музыка « Звуки леса»

Совместная продуктивная деятельность – 1 часть: дети рисуют, по ходу работы воспитатель следит за осанкой детей, оказывает индивидуальную помощь, дает советы, поощряет детей.

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь немного отдохнем.

5.Заключительная часть

Работы детей выставляются на стенде.

- Ну что же маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе проделали. В нашей группе вырос целый лес из сказочных деревьев.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

 Весь в росе как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

               С. Погорельский.

У каждого ребенка выясняется и закрепляется: какие техники он применял, можно ли рисунки считать сказочными, необычными.

- Давайте сделаем выставку наших работ, пусть ваши родители  тоже заглянут в наш сказочный лес и порадуются вашим умениям. Спасибо всем за отличную работу, вы все большие молодцы

значение нетрадиционных методов рисования в развитии творчества дошкольников

-Эстетическое удовольствие от процесса и результата.

-Развитие мелкой моторики.

-Полет фантазии и развитие воображения.

-Мотивация к поиску новых способов изображения задуманного.

-Возможность выразить свой взгляд на мир.

-Дает свободу, воспитывает смелость.

-Развивает чувство композиции, ритма,  цветовосприятие.

-Дает четкие понятия о форме и фактуре предметов.

-Взращивает интеллект и нестандартное мышление.

-Тренирует пространственное мышление.

-Показывает способы использования разнообразных материалов.

-Дает уверенность в своих способностях и силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в средней группе

Тема: «Домик для лисички»

Цель:

Учить детей создавать прекрасное своими руками, фантазировать в процессе рисования.

Задачи :

1. Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных и треугольных частей; самостоятельно выбирать цвет для окраски стен и крыши.

2. Продолжать развивать желание помочь животным.

3. Продолжать воспитывать эстетические чувства по восприятию цвета.

4. Продолжать учить рисовать гуашью, смешивать краски, воспитывать аккуратность.

Методические приёмы

1. Художественное слово.

2. Музыкальное сопровождение

3. Объяснение воспитателя.

4. Наблюдение за работой детей.

5. Анализ работ воспитателем и детьми.

Материал и оборудование: Белая бумага формат А4 для каждого ребёнка, кисти, краски, салфетки, баночки для воды, образец домика( 1шт, во время работы детей используем музыку "Звуки природы")

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, музыка, познание, физическая культура.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание книг, иллюстраций.

Ход НОД:

Дети стоят на ковре полукругом перед воспитателем.

-Ребята, давайте с вами вспомним сказку" Лиса и заяц".

-У лисы избушка растаяла и она прогнала зайца, а потом зайцу хотели помочь и волк, и медведь, только петуху удалось прогнать лису. И стали петух и заяц жить вместе.

-Сегодня к нам пришло письмо. Отгадайте от кого?

-Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собою унесла. (ответы детей) (Лиса)

-Так вот, лиса прислала нам письмо, сейчас я вам его прочитаю:

-Дорогие ребята, у меня растаяла избушка, и теперь я осталась без дома. Прошу, помогите мне пожалуйста, нарисуйте мне новую избушку. Только, чтобы она была красивая и теплая. Большое спасибо вам!

-Ну, что, ребята, поможем лисе в её беде (ответы детей)

-Давайте пройдём на свои места и начнём работу. (дети садятся за столы)

-А как вы думаете, какой мы нарисуем избушку для лисы (ответы детей)

-Правильно, чтобы избушка не растаяла, чтоб лисе было в нёй тепло. А чтобы избушка понравилась лисе, мы её нарисуем разноцветной.

- А теперь, давайте приготовим ваши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальцы встали в ряд

(Показываем ладони пальчиками вверх)

Десять крепеньких ребят.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Эти два – всему указки

Все покажут без подсказки.

(Показываем указательные пальчики)

Эти – два середнячка

Два здоровых бодрячка.

(Показываем средние пальчики)

Ну, а эти безымянны

Молчуны, всегда упрямы.

(Показываем безымянные пальчики)

Два мизинца-коротышки

Непоседы и плутишки.

(Показываем мизинчики)

Пальцы главные средь них

Два больших и удалых

(Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки)

-Давайте подумаем с чего мы начнём рисовать избушку (ответы детей)

-Правильно, сначала нарисуем фундамент-это та часть, на чём стоит корпус дома. А какую геометрическую фигуру вам напоминает фундамент (прямоугольник)

-Правильно, потом нарисуем корпус, т. е дом без крыши, а корпус дома на какую геометрическую фигуру похож (Квадрат)

-А затем рисуем крышу. Крыша какой формы (Треугольной)

-Потом крыльцо и окно.

-А сейчас вспомним как нужно держать кисть?

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большой и средний).Придерживая сверху указательным, сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

После того, как дети нарисовали дом, приглашаю детей отдохнуть

Физминутка

Разбежались по лужайке

Мишки, лисоньки и зайки ходьба на месте.

Стали весело кружиться

Стали звери веселить.кружатся.

Раз – прыжок, два – прыжок

Отдыхай и ты, дружок.прыгают.

По ходу занятия напоминаю, что дом дети рисуют для лисы, а раскрасить могут любым цветом, какой им понравится.

В процессе рисования уточняю, если нужно, способы изображения прямоугольных и квадратных форм, приёмы закрашивания красками.

- При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда- обратно, как карандашом)

-Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

-Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.

Во время самостоятельной деятельности подсказываю, помогаю. Напоминаю, что окно следует рисовать только после того, как высохнет краска на стене. Пока она высыхает, можно рисовать крышу и вносить дополнения в рисунок (что-то возле дома, над домом, на доме) .

В заключение надо отметить разную окраску, форму домов и окон, похвалить тех, кто внёс интересные дополнения в рисунок. Например:«Возле этого домика вырос цветок (кустик, дерево) .А здесь сделали забор, а тут у дома выросла трава. В небе светит солнышко. Из трубы этого дома идет дым, значит, топят печку» и т. п. Эти особенности замечает лиса при выборе домика, в котором она хотела бы жить. Теперь у лисы есть свой красивый дом. Спасибо дети!

По окончанию работы дети проходят с рисунками на ковёр, встают полукругом, рассматривают свои рисунки, провожу анализ.

-Ребята, вы постарались, придумали замечательные домики. Молодцы.

-А лиса вам, в свою очередь, приготовила небольшие сюрпризы (достаю из конверта)

-А чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей) .

- На этом наше занятие закончено.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Рисование с натуры комнатное растение».

Тема: Комнатные растения.

Цель: Рисование комнатного растения - сансевьеры.
Образовательные  задачи:
- Учить рисовать  комнатные растения; правильно передавать строение: сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа; передавать величину горшка меньше чем растение;  листа, горшка; закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом; учить анализировать работы свою и товарищей.
Развивающие задачи:
- Развивать умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета; развивать память и зрительный контроль.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы; самостоятельность в рисовании с натуры.

Оборудование: альбомный лист формата А4 – белый, краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды, карандаш, ластик. Картинки растения: сансевьера.
Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»; 
Методы и приемы: стихотворение, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.

Ход занятия.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чем оно.

В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья.

-О чем это стихотворение? (О комнатных растениях)
И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.
- Перед вами находятся  комнатное растение.

-Кто знает как оно называется?
- Как называется это растение? Сансевьера.
2. Рассматривание строения цветка.

Давайте рассмотрим строение комнатного растения.
- Из каких частей состоит сансевьеру?

- Кто знает как в народе называют это растение? ( Тещин язык)
- Какого цвета у сансевьеры листья?  (Зелёного цвета с желтыми прожилками).
- Какой формы листья?  (Листья линейные, прямостоячие, заострённые на конце, край листа ровный).
- Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами немного поиграем.

Играющие ставят на пол сосуд (кувшин, горшок и т.д.). Затем они садятся вокруг него и закладывают руки за спину. Один из игроков изображает садовника. Он ходит позади сидящих детей с цветами. Все поют:
Цвет-цвет, первоцвет,
Собирается букет.
Людочка несет незабудочку,
Филимончик - колокольчик,
Игорек - василек,
Наташка - ромашку,
Макарчик - одуванчик.
Не говори ни "да", ни "нет",
А неси цветы в букет!

Во время исполнения песенного припева садовник кладет в руки нескольким детям по одному цветку. 
Потом командует:"Раз, два, забегай! Букет собирай!"
Дети с цветами встают и бегут вокруг сидящих участников, возвращаются к местам, где раньше находились, и через эти проходы входят в круг. Кто из игроков первым кладет цветок в сосуд, тот собирает у остальных цветы и становится хозяином букета.

- А теперь, ребята, присаживайтесь  за свои столы, и послушайте меня внимательно. 

-А какие комнатные растения есть у вас дома?

- Как вы ухаживаете за ними?
3. Работа детей. Индивидуальная помощь воспитанникам.

Мы с вами поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение и сейчас их будем рисовать.

4. Объяснение последовательности выполнения рисунка.

1. Располагаем лист вертикально.

2. Намечаем границы изображения.

3. Рисуем горшок. Затем  листья.

4. Прорисовываем мелкие детали лепестков

5. Выполняем работу в цвете.

Какие цвета будем использовать? (Яркие)

 Как получить яркий цвет? (Нужно использовать меньше воды, больше краски).
(Включаю детям музыку Чайковского «Вальс цветов»).
Дети рисуют. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

4. Итог занятия. Выставка детских работ.

Какой цветок мы сегодня нарисовали?

- Как нужно ухаживать за комнатными цветами?

Всем спасибо до свидания.

 

 

 

Тема: «Натюрморт»

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Цель: закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства - натюрморт.

Задачи:

Закреплять представления детей о том, из каких элементов состоит натюрморт; о цветовых гармониях – теплые и холодные цвета.

Развивать умение составлять композицию в жанре натюрморт, гармонизировать цвета.

Воспитывать желание работать в коллективе, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.

Воспитывать умение работать, соблюдая правила дидактической игры в соответствии со словесной инструкцией педагога.

Ожидаемые результаты: умеют составлять натюрморт из предложенных элементов, отображают свои впечатления и представления об окружающем мире.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ

  1. Работу выполнять за столом.
  2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно  расположить необходимые материалы.
  3. Планировать свою работу.
  4. Внимательно выслушивать задание воспитателя.
  5. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
  6. При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
  7. Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.
  8. По окончании работы привести в порядок рабочее место.
  9. Тщательно вымыть руки с мылом.
  10. Не использовать для воды стеклянную посуду.
  11. Используй кисть по назначению:
  • Правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу.
  • Не сжимай кисть сильно.
  • Аккуратно набирай краску на кисточку.
  • Лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками.
  • Вытирай кисть о тряпочку легким прикосновением.
  • По окончании работы промой кисть в воде.

Ход фрагмента занятия:

Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием «натюрморт».

Об этом стало известно в стране изобразительного искусства. Кисточка, Палитра с Красками и Альбомный Лист пришли сегодня к нам в гости для того чтобы узнать, действительно ли мы знаем, что такое натюрморт, какие элементы в нем изображают, какими пользуются цветами и умеем ли составлять композицию. А чтобы это узнать они приготовили для нас задания.

Готовы ли вы приступить к их выполнению?

Первое задание для нас приготовила Кисточка.

Дидактическая игра 2

Дидактическая задача. Закрепить представления детей о теплых и холодных цветах. Формировать чувство цвета, цветовых гармоний.

Игровая задача. Посмотрите внимательно на рабочий стол. На нём вы видите предметы натюрморта, которые мы отобрали на первом задании. Что нового появилось на столе? (солнце и снежинка). Как вы думаете, какое задание придумала для нас Палитра?

- Нужно распределить все предметы на две группы – солнце – теплая цветовая гамма, снежинка – холодная цветовая гамма.

- Вы верно определили задание.

Игровое действие. Вам нужно определить, к какой цветовой гамме относится цвет выбранного вами предмета натюрморта и переместить его: теплая цветовая гамма – к солнышку, холодная – к снежинке.

Игровое правило. Каждый из вас по очереди должен перенести элементы натюрморта к определенной гамме и назвать его цвет.

Результат. Ребята, обратите внимание, вы верно распределили все картинки. Давайте назовем цвета теплой гаммы (красный, оранжевый, жёлтый, желто-зеленый) и холодной (синий, голубой, фиолетовый, сине-зеленый).

Ребята, а вы помните, кто еще приготовил для нас задание? Конечно же, это Альбомный Лист.

Он любит, когда на нем изображают разные картины. Все альбомные листы знают правила, по которым располагаются элементы натюрморта.

И Альбомный Лист сегодня проверит, знаете ли вы последовательность рисования натюрморта.

 

Дидактическая игра 3

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о последовательности выполнения натюрморта, умения составлять композицию в теплой и холодной цветовой гаммах.

Игровая задача. Из представленных элементов натюрморта, распределенным по цветовым гармониям составить натюрморт в теплой и холодной цветовых гаммах, соблюдая последовательность (порядок - что за чем располагается - плоскость стола, элементы дальнего плана, элементы ближнего плана).

Игровые действия. Вам необходимо переместить элементы натюрморта и построить их в соответствии с композиционными законами.

Игровое правило. Все участники игры делятся на 2 команды. Участники команды по очереди перемещает с игрового поля элементы натюрморта на лист, изображенный в центре стола, и даёт обоснование своему решению.

Результат. Ребята, посмотрите, правильно ли мы составили натюрморты. У вас есть какие-то предложения по расположению элементов композиции?

Вы успешно прошли все испытания Кисточки, Палитры и Альбомного Листа. Давайте пройдём за рабочие места, нарисуем натюрморты и создадим самую настоящую выставку!

Конспект занятия по декоративному рисованию «Матрёшечки». Старшая группа

Цель: - Привитие интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны.

- Формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Программное содержание:

  - познакомить детей с историей русской деревянной игрушки-матрешки;

- продемонстрировать разнообразие видов данной игрушки;

- развивать умение украшать силуэт мартешки,

- закреплять навыки рисования кистью и красками.

Материал:  - Матрешки кировские, полохов-майдановские, семеновские, краски акварельные, кисти, баночки с водой, фломастеры, салфетки, силуэты мартешек.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

Ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с загадки:

Алый шелковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко 
Наша русская … . 
(Ответы детей - матрешка) 
Конечно, это Матрешка! Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. 

Ребята, а кто из вас знает, чем матрешка отличается от всех остальных игрушек? Эта куколка с секретом, она раскрывается и внутри еще есть матрешки. (Показ)

Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские.  История матрёшки берёт своё начало в Японии.  Это фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой, находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (раньше русские женщины обязательно ходили в платках), а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем.

Матрешки не все одинаковые. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.

 Эта матрешка сергиево-пасадская  была самой первой, с нее и началось шествие матрешек по России. Наряд ее не слишком богат. В руках она обычно держит или петуха, или младенца.

 - Наряд мой простенький на вид,

На голове моей платок,

В руках нарядный петушок.

(Дети рассматривают матрешку). 

Вот посмотрите полохов-майдановская матрешка -  эта матрешка высокая, тоненькая, похожа на столбик. Сарафан ее густо расписан розами. Цвета яркие преобладает лиловый цвет.

Из Полохов-майдана

Матрешечка Татьяна.

Стройная высокая

Матрешка черноокая!

А вот матрешка Семеновская матрешка отличительной особенностью каторой является букет цветов.

- Сарафан мой алый,

А в руке моей букет –

Красивей матрешки нет!

 - Вот как много о матрешках вы сегодня узнали! Трудно выбрать , какая матрешка самая красивая. Да и не стоит выбирать. Все матрешки хороши. Матрешка является символом России.

  -  Посмотрите ребята, у вас на столах лежат силуэты матрешек.

 Я предлагаю вам придумать узор и украсить им свою матрешку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять                         (Дети сжимают и разжимают кисти)

Матрешек будем украшать

Матрешек будем украшать:                   (Выполняют круговые движения сжатыми в кулак кистями.)

Цветы на платье рисовать.

Мы наклоны выполняем                         (Наклоны туловища в стороны)

И матрешек все считаем  

Раз, два, три, четыре, пять.                   (Наклоны туловища в стороны)

Будем снова рисовать.

Молодцы! Садитесь  на свои места.

 

Самостоятельная деятельность детей.

- Приступайте к работе. Лицо матрешек можно натисавать фломастерами.  (Педагог в процессе рисования помогает и подсказывает детям.)

 - Молодцы, ребятки! Какие нарядные получились у вас матрешки! А главное все такие разные и яркие!

                         Анализ работ.

- Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей). Матрёшка является одним из самых популярных сувениров нашей страны - России.

- Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, и, вы очень хорошо справились с этой работой.

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены,

Три Матрешки

И одна Матрешечка.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/06/28/p1060419.jpg

Особенности декоративного рисования :

Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам: 
- научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); 
- развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета; 
- развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги; 
- совершенствовать технические навыки. 
Во второй младшей группе остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки, обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и т. д. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана известным педагогом Е. А. Флериной. Овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие. Содержание детских работ становится более разнообразным и требует применения нескольких цветов для раскрашивания рисунка, вводится промывание кисти. Эта несложная операция требует от ребенка терпения и аккуратности. Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга). 
Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.
в средней и старшей группе.

Задачами обучения детей в средней группе являются следующие: 
- научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей; 
- научить использованию цвета как художественного выразительного средства; 
- развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа; 
- совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками. 
Усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине. Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм - снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены. 
Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. 
Учебными задачами являются следующие: 
- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей; 
- научить передаче в рисунке несложных движений; 
- развивать и совершенствовать чувство цвета; 
- развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками. 
Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги. Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов.

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему «Вечерний город»

Задачи:

1. Побуждать детей рисовать ночной город, используя тёмные цвета

2. Развивать чувство композиции, цвета

3. Закреплять умение вписывать композицию в лист, рисовать разные здания, изображать передний и задний план;

4. Вызывать интерес, желание к изобразительной деятельности

Словарная работа: пейзаж, передний план и задний план, композиция

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий города, беседа о городе

Материал: листы бумаги, восковые карандаши, изображения ночного города (в том числе картина К. Коровина «Ночной Париж»)

Ход занятия

I 1.1 Художественное слово:

«Города»

Есть особая прелесть в ночных городах –

Городах, и великих, и малых. 

Это света квадраты на тёмных домах. 

Это фары машин запоздалых.         

Это блещут брильянты ночных фонарей, 

Отражаясь на шёлке проспекта –

Города! Вы меня покорили своей 

Тайной солнечно-лунного спектра.

− Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? Посмотрите на изображения ночного города. Цвета ночного города (тёмные), особенность контуров (расплывчатые). Дома бывают разные: большие и маленькие, высокие и низкие, длинные и короткие. Некоторые дома стоят впереди и частично загораживают дома, находящиеся позади них.

1.2 − Ребята, давайте сегодня побудем художниками-волшебниками и нарисуем красивый вечерний город.

1.3 Вопросы к детям:

Что можно нарисовать? Какие цвета мы будем использовать? (использовать тёмные цвета для изображения домов и яркие – жёлтые, оранжевые – для фонарей и окон). Как мы будем изображать пейзаж? Чем будем рисовать? Как лучше расположить на листе?

1.4 Показ способа изображения: рассматривание схем

1.5 Физкультминутка:

Встанем, дети, 

Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять.

Приподнялись, чуть присели 

И соседа не задели,

А теперь придется встать,

Тихо сесть и рисовать начать. 

II 2.1 Музыкальное сопровождение: классическая музыка

2.2 Индивидуальный показ

2.3 Поощрение, напоминание, совет, указание

III 3.1 Беседа: Что мы сегодня рисовали? Нравится ли тебе рисунок? Как ты рисовал? Какие цвета использовал? Какой у тебя город? Что ты можешь сказать о нём?

3.2 Подведение итогов, поощрение, оценка, уборка рабочего места.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию «В волшебном лесу (с применением нескольких нетрадиционных техник ИЗО) во второй младшей группе

Возрастная группа: 2-младшая
Тип НОД: продуктивная деятельность
Форма организации: групповая
Цель: продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.

Задачи:
Образовательные: 
- продолжать формировать умение детей  рисовать ладошками, оттиском смятой бумаги;

    Развивающие:

-развивать способность детей к формообразованию;

-расширить и разнообразить образный ряд - создать ситуацию для свободного, творческого применения разных  декоративных элементов.(круг, точка, волна)

-способствовать развитию чувства формы, цвета, композиции;

-закреплять признаки и свойства предметов: цвет, форма, размер;

  -содействовать развитию тонкой моторики у детей ;

Воспитательные:

воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Средства:
тонированная бумага А4, широкие блюдечки с разведенной гуашью коричневого цвета, цветная гуашь ,палитра, комочки смятой бумаги, кисти тонкие для дорисовки (белка), подставки для кистей, салфетки влажные, салфетки бумажные.

 Ход занятия:

1.Подготовительный этап

Дети становятся на ковер вокруг воспитателя

-Дети, сегодня я расскажу вам очень интересную сказку. Сядьте поудобнее и слушайте.

Жил-был в лесу старичок-годовичок. Жил, не тужил. Лес охранял, чтобы никто зря веток не ломал, деревьев не пилил. А еще наш старичок-годовичок любил сажать деревья. Деревья вырастали самые разные: и с круглой кроной, и пирамидальные, и с листвой, и с хвоей. И каждое он любил, холил, лелеял. И вот однажды к нему на крылечко залетело маленькое  семечко. Таких семян годовичок еще никогда не видел. Решил он посадить семя недалеко от своего дома. Выкопал ямку, положил семя, хорошо полил родниковой водой и пошел спать. А утром старичок-годовичок вышел на свое крылечко и очень удивился. Рядом с его домом за одну ночь выросло удивительно красивое, просто сказочное дерево. Так лес отблагодарил годовичка за заботу о нем. И растет до сих пор это сказочное дерево в лесу, но видит его только тот, кто любит и охраняет лес.

-Понравилась вам сказка? А мы с вами можем представить себе сказочное дерево и нарисовать его.

2. Основная часть

Воспитатель: Так как дерево сказочное, то и рисовать его мы будем необычным способом и необычными материалами. В рисовании нам помогут наши ладошки и смятая бумага. Мы будем учиться делать  отпечатки ладонью – это  будет ствол дерева, а при помощи смятых комочков бумаги, делать оттиски на бумаге – это будет крона ( листочки) дерева.

- Ребята теперь смотрим внимательно, я покажу вам, как мы будем рисовать наше сказочное дерево.

- Ладошку опускаем в тарелочку с краской, затем прикладываем ладошку на лист бумаги в том месте,  где вы хотите изобразить ваше дерево и хорошо прижимаем. После того как ладонь отпечаталась на листе, вытираем ладонь салфеткой влажной, затем бумажной. А теперь приступаем  к следующему этапу: рисование кроны дерева (листочков), при помощи комочков смятой бумаги. Для этого берем палитру и подготавливаем краску нужного цвета ( темно-зеленая, светло-зеленая), затем беру комочек бумаги, макаю его в гуашь и делаю фактурные оттиски на каждой веточки нашего дерева, чтобы крона дерева получилась густой, кудрявой. В процессе рисования, я добавляю краску на палитру кисточкой из баночки с гуашью.

- Вот и готово наше сказочное, необычное дерево.

3. Динамическая пауза

Воспитатель: - Но прежде чем приступить к рисованию, давайте пройдем на ковер и представим себе, что мы находимся в сказочном лесу. Прогулки по лесу очень полезны: лес заряжает людей  своей волшебной энергией и силой, укрепляет организм. А для того, чтобы мы с вами были крепкими, здоровыми и сильными, сделаем самомассаж активных биологических точек, с целью профилактики простудных заболеваний.   Смотрите на меня и повторяйте за мной.

Теплый ветер гладит лица,             Провести пальцами от бровей до

Лес шумит густой листвой.                             подбородка и обратно- 4 раза

 Дуб нам хочет поклониться         от точки между бровями большим пальцем

                                                          массировать лоб до основания волос и          

Клен кивает головой                      обратно – 4 раза

А кудрявая березка                         Массаж висковых впадин указательными       

                                                         пальцами круговыми движениями – 4 раза

Провожает всех ребят.                    

 

До свиданья лес зеленый ,           Поглаживание лица

Мы уходим в детский сад

 

- Погуляли, укрепили свой организм, набрались сил и энергии, а теперь пора приступать к рисованию. Занимаете свои места, начинаем волшебство.

4.Продуктивная деятельность

Звучит релакс-музыка « Звуки леса»

Совместная продуктивная деятельность – 1 часть: дети рисуют, по ходу работы воспитатель следит за осанкой детей, оказывает индивидуальную помощь, дает советы, поощряет детей.

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь немного отдохнем.

5.Заключительная часть

Работы детей выставляются на стенде.

- Ну что же маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе проделали. В нашей группе вырос целый лес из сказочных деревьев.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

 Весь в росе как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

               С. Погорельский.

У каждого ребенка выясняется и закрепляется: какие техники он применял, можно ли рисунки считать сказочными, необычными.

- Давайте сделаем выставку наших работ, пусть ваши родители  тоже заглянут в наш сказочный лес и порадуются вашим умениям. Спасибо всем за отличную работу, вы все большие молодцы

значение нетрадиционных методов рисования в развитии творчества дошкольников

-Эстетическое удовольствие от процесса и результата.

-Развитие мелкой моторики.

-Полет фантазии и развитие воображения.

-Мотивация к поиску новых способов изображения задуманного.

-Возможность выразить свой взгляд на мир.

-Дает свободу, воспитывает смелость.

-Развивает чувство композиции, ритма,  цветовосприятие.

-Дает четкие понятия о форме и фактуре предметов.

-Взращивает интеллект и нестандартное мышление.

-Тренирует пространственное мышление.

-Показывает способы использования разнообразных материалов.

-Дает уверенность в своих способностях и силах.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в средней группе

Тема: «Домик для лисички»

Цель:

Учить детей создавать прекрасное своими руками, фантазировать в процессе рисования.

Задачи :

1. Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных и треугольных частей; самостоятельно выбирать цвет для окраски стен и крыши.

2. Продолжать развивать желание помочь животным.

3. Продолжать воспитывать эстетические чувства по восприятию цвета.

4. Продолжать учить рисовать гуашью, смешивать краски, воспитывать аккуратность.

Методические приёмы

1. Художественное слово.

2. Музыкальное сопровождение

3. Объяснение воспитателя.

4. Наблюдение за работой детей.

5. Анализ работ воспитателем и детьми.

Материал и оборудование: Белая бумага формат А4 для каждого ребёнка, кисти, краски, салфетки, баночки для воды, образец домика( 1шт, во время работы детей используем музыку "Звуки природы")

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, музыка, познание, физическая культура.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание книг, иллюстраций.

Ход НОД:

Дети стоят на ковре полукругом перед воспитателем.

-Ребята, давайте с вами вспомним сказку" Лиса и заяц".

-У лисы избушка растаяла и она прогнала зайца, а потом зайцу хотели помочь и волк, и медведь, только петуху удалось прогнать лису. И стали петух и заяц жить вместе.

-Сегодня к нам пришло письмо. Отгадайте от кого?

-Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собою унесла. (ответы детей) (Лиса)

-Так вот, лиса прислала нам письмо, сейчас я вам его прочитаю:

-Дорогие ребята, у меня растаяла избушка, и теперь я осталась без дома. Прошу, помогите мне пожалуйста, нарисуйте мне новую избушку. Только, чтобы она была красивая и теплая. Большое спасибо вам!

-Ну, что, ребята, поможем лисе в её беде (ответы детей)

-Давайте пройдём на свои места и начнём работу. (дети садятся за столы)

-А как вы думаете, какой мы нарисуем избушку для лисы (ответы детей)

-Правильно, чтобы избушка не растаяла, чтоб лисе было в нёй тепло. А чтобы избушка понравилась лисе, мы её нарисуем разноцветной.

- А теперь, давайте приготовим ваши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальцы встали в ряд

(Показываем ладони пальчиками вверх)

Десять крепеньких ребят.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Эти два – всему указки

Все покажут без подсказки.

(Показываем указательные пальчики)

Эти – два середнячка

Два здоровых бодрячка.

(Показываем средние пальчики)

Ну, а эти безымянны

Молчуны, всегда упрямы.

(Показываем безымянные пальчики)

Два мизинца-коротышки

Непоседы и плутишки.

(Показываем мизинчики)

Пальцы главные средь них

Два больших и удалых

(Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки)

-Давайте подумаем с чего мы начнём рисовать избушку (ответы детей)

-Правильно, сначала нарисуем фундамент-это та часть, на чём стоит корпус дома. А какую геометрическую фигуру вам напоминает фундамент (прямоугольник)

-Правильно, потом нарисуем корпус, т. е дом без крыши, а корпус дома на какую геометрическую фигуру похож (Квадрат)

-А затем рисуем крышу. Крыша какой формы (Треугольной)

-Потом крыльцо и окно.

-А сейчас вспомним как нужно держать кисть?

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большой и средний).Придерживая сверху указательным, сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

После того, как дети нарисовали дом, приглашаю детей отдохнуть

Физминутка

Разбежались по лужайке

Мишки, лисоньки и зайки ходьба на месте.

Стали весело кружиться

Стали звери веселить.кружатся.

Раз – прыжок, два – прыжок

Отдыхай и ты, дружок.прыгают.

По ходу занятия напоминаю, что дом дети рисуют для лисы, а раскрасить могут любым цветом, какой им понравится.

В процессе рисования уточняю, если нужно, способы изображения прямоугольных и квадратных форм, приёмы закрашивания красками.

- При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда- обратно, как карандашом)

-Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

-Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.

Во время самостоятельной деятельности подсказываю, помогаю. Напоминаю, что окно следует рисовать только после того, как высохнет краска на стене. Пока она высыхает, можно рисовать крышу и вносить дополнения в рисунок (что-то возле дома, над домом, на доме) .

В заключение надо отметить разную окраску, форму домов и окон, похвалить тех, кто внёс интересные дополнения в рисунок. Например:«Возле этого домика вырос цветок (кустик, дерево) .А здесь сделали забор, а тут у дома выросла трава. В небе светит солнышко. Из трубы этого дома идет дым, значит, топят печку» и т. п. Эти особенности замечает лиса при выборе домика, в котором она хотела бы жить. Теперь у лисы есть свой красивый дом. Спасибо дети!

По окончанию работы дети проходят с рисунками на ковёр, встают полукругом, рассматривают свои рисунки, провожу анализ.

-Ребята, вы постарались, придумали замечательные домики. Молодцы.

-А лиса вам, в свою очередь, приготовила небольшие сюрпризы (достаю из конверта)

-А чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей) .

- На этом наше занятие закончено.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Рисование с натуры комнатное растение».

Тема: Комнатные растения.

Цель: Рисование комнатного растения - сансевьеры.
Образовательные  задачи:
- Учить рисовать  комнатные растения; правильно передавать строение: сансевьера: 5 длинных прямостоячих листа; передавать величину горшка меньше чем растение;  листа, горшка; закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом; учить анализировать работы свою и товарищей.
Развивающие задачи:
- Развивать умение рисовать краской гуашь разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета; развивать память и зрительный контроль.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы; самостоятельность в рисовании с натуры.

Оборудование: альбомный лист формата А4 – белый, краски гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки; 1/2 банки воды, карандаш, ластик. Картинки растения: сансевьера.
Музыкальное сопровождение Чайковского «Вальс цветов»; 
Методы и приемы: стихотворение, вопросы к детям, наблюдение, уточнение, сравнение, игровой прием, беседа, индивидуальная помощь, напоминание, оценка, похвала.

Ход занятия.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чем оно.

В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья.

-О чем это стихотворение? (О комнатных растениях)
И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.
- Перед вами находятся  комнатное растение.

-Кто знает как оно называется?
- Как называется это растение? Сансевьера.
2. Рассматривание строения цветка.

Давайте рассмотрим строение комнатного растения.
- Из каких частей состоит сансевьеру?

- Кто знает как в народе называют это растение? ( Тещин язык)
- Какого цвета у сансевьеры листья?  (Зелёного цвета с желтыми прожилками).
- Какой формы листья?  (Листья линейные, прямостоячие, заострённые на конце, край листа ровный).
- Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами немного поиграем.

Играющие ставят на пол сосуд (кувшин, горшок и т.д.). Затем они садятся вокруг него и закладывают руки за спину. Один из игроков изображает садовника. Он ходит позади сидящих детей с цветами. Все поют:
Цвет-цвет, первоцвет,
Собирается букет.
Людочка несет незабудочку,
Филимончик - колокольчик,
Игорек - василек,
Наташка - ромашку,
Макарчик - одуванчик.
Не говори ни "да", ни "нет",
А неси цветы в букет!

Во время исполнения песенного припева садовник кладет в руки нескольким детям по одному цветку. 
Потом командует:"Раз, два, забегай! Букет собирай!"
Дети с цветами встают и бегут вокруг сидящих участников, возвращаются к местам, где раньше находились, и через эти проходы входят в круг. Кто из игроков первым кладет цветок в сосуд, тот собирает у остальных цветы и становится хозяином букета.

- А теперь, ребята, присаживайтесь  за свои столы, и послушайте меня внимательно. 

-А какие комнатные растения есть у вас дома?

- Как вы ухаживаете за ними?
3. Работа детей. Индивидуальная помощь воспитанникам.

Мы с вами поговорили о комнатных растениях, обсудили их строение и сейчас их будем рисовать.

4. Объяснение последовательности выполнения рисунка.

1. Располагаем лист вертикально.

2. Намечаем границы изображения.

3. Рисуем горшок. Затем  листья.

4. Прорисовываем мелкие детали лепестков

5. Выполняем работу в цвете.

Какие цвета будем использовать? (Яркие)

 Как получить яркий цвет? (Нужно использовать меньше воды, больше краски).
(Включаю детям музыку Чайковского «Вальс цветов»).
Дети рисуют. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

4. Итог занятия. Выставка детских работ.

Какой цветок мы сегодня нарисовали?

- Как нужно ухаживать за комнатными цветами?

Всем спасибо до свидания.


Тема: «Натюрморт»

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Цель: закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства - натюрморт.

Задачи:

Закреплять представления детей о том, из каких элементов состоит натюрморт; о цветовых гармониях – теплые и холодные цвета.

Развивать умение составлять композицию в жанре натюрморт, гармонизировать цвета.

Воспитывать желание работать в коллективе, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.

Воспитывать умение работать, соблюдая правила дидактической игры в соответствии со словесной инструкцией педагога.

Ожидаемые результаты: умеют составлять натюрморт из предложенных элементов, отображают свои впечатления и представления об окружающем мире.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ

  1. Работу выполнять за столом.
  2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно  расположить необходимые материалы.
  3. Планировать свою работу.
  4. Внимательно выслушивать задание воспитателя.
  5. В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте.
  6. При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь.
  7. Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой.
  8. По окончании работы привести в порядок рабочее место.
  9. Тщательно вымыть руки с мылом.
  10. Не использовать для воды стеклянную посуду.
  11. Используй кисть по назначению:
  • Правильно держи кисть между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным – не слишком близко к ворсу.
  • Не сжимай кисть сильно.
  • Аккуратно набирай краску на кисточку.
  • Лишнюю краску с кисти снимай о край баночки, а не руками.
  • Вытирай кисть о тряпочку легким прикосновением.
  • По окончании работы промой кисть в воде.

Ход фрагмента занятия:

Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием «натюрморт».

Об этом стало известно в стране изобразительного искусства. Кисточка, Палитра с Красками и Альбомный Лист пришли сегодня к нам в гости для того чтобы узнать, действительно ли мы знаем, что такое натюрморт, какие элементы в нем изображают, какими пользуются цветами и умеем ли составлять композицию. А чтобы это узнать они приготовили для нас задания.

Готовы ли вы приступить к их выполнению?

Первое задание для нас приготовила Кисточка.

Дидактическая игра 2

Дидактическая задача. Закрепить представления детей о теплых и холодных цветах. Формировать чувство цвета, цветовых гармоний.

Игровая задача. Посмотрите внимательно на рабочий стол. На нём вы видите предметы натюрморта, которые мы отобрали на первом задании. Что нового появилось на столе? (солнце и снежинка). Как вы думаете, какое задание придумала для нас Палитра?

- Нужно распределить все предметы на две группы – солнце – теплая цветовая гамма, снежинка – холодная цветовая гамма.

- Вы верно определили задание.

Игровое действие. Вам нужно определить, к какой цветовой гамме относится цвет выбранного вами предмета натюрморта и переместить его: теплая цветовая гамма – к солнышку, холодная – к снежинке.

Игровое правило. Каждый из вас по очереди должен перенести элементы натюрморта к определенной гамме и назвать его цвет.

Результат. Ребята, обратите внимание, вы верно распределили все картинки. Давайте назовем цвета теплой гаммы (красный, оранжевый, жёлтый, желто-зеленый) и холодной (синий, голубой, фиолетовый, сине-зеленый).

Ребята, а вы помните, кто еще приготовил для нас задание? Конечно же, это Альбомный Лист.

Он любит, когда на нем изображают разные картины. Все альбомные листы знают правила, по которым располагаются элементы натюрморта.

И Альбомный Лист сегодня проверит, знаете ли вы последовательность рисования натюрморта.

Дидактическая игра 3

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о последовательности выполнения натюрморта, умения составлять композицию в теплой и холодной цветовой гаммах.

Игровая задача. Из представленных элементов натюрморта, распределенным по цветовым гармониям составить натюрморт в теплой и холодной цветовых гаммах, соблюдая последовательность (порядок - что за чем располагается - плоскость стола, элементы дальнего плана, элементы ближнего плана).

Игровые действия. Вам необходимо переместить элементы натюрморта и построить их в соответствии с композиционными законами.

Игровое правило. Все участники игры делятся на 2 команды. Участники команды по очереди перемещает с игрового поля элементы натюрморта на лист, изображенный в центре стола, и даёт обоснование своему решению.

Результат. Ребята, посмотрите, правильно ли мы составили натюрморты. У вас есть какие-то предложения по расположению элементов композиции?

Вы успешно прошли все испытания Кисточки, Палитры и Альбомного Листа. Давайте пройдём за рабочие места, нарисуем натюрморты и создадим самую настоящую выставку!

Конспект занятия по декоративному рисованию «Матрёшечки». Старшая группа

Цель: - Привитие интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны.

- Формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Программное содержание:

  - познакомить детей с историей русской деревянной игрушки-матрешки;

- продемонстрировать разнообразие видов данной игрушки;

- развивать умение украшать силуэт мартешки,

- закреплять навыки рисования кистью и красками.

Материал:  - Матрешки кировские, полохов-майдановские, семеновские, краски акварельные, кисти, баночки с водой, фломастеры, салфетки, силуэты мартешек.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

Ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с загадки:

Алый шелковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко 
Наша русская … . 
(Ответы детей - матрешка) 
Конечно, это Матрешка! Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. 

Ребята, а кто из вас знает, чем матрешка отличается от всех остальных игрушек? Эта куколка с секретом, она раскрывается и внутри еще есть матрешки. (Показ)

Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские.  История матрёшки берёт своё начало в Японии.  Это фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой, находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (раньше русские женщины обязательно ходили в платках), а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем.

Матрешки не все одинаковые. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.

 Эта матрешка сергиево-пасадская  была самой первой, с нее и началось шествие матрешек по России. Наряд ее не слишком богат. В руках она обычно держит или петуха, или младенца.

 - Наряд мой простенький на вид,

На голове моей платок,

В руках нарядный петушок.

(Дети рассматривают матрешку). 

Вот посмотрите полохов-майдановская матрешка -  эта матрешка высокая, тоненькая, похожа на столбик. Сарафан ее густо расписан розами. Цвета яркие преобладает лиловый цвет.

Из Полохов-майдана

Матрешечка Татьяна.

Стройная высокая

Матрешка черноокая!

А вот матрешка Семеновская матрешка отличительной особенностью каторой является букет цветов.

- Сарафан мой алый,

А в руке моей букет –

Красивей матрешки нет!

 - Вот как много о матрешках вы сегодня узнали! Трудно выбрать , какая матрешка самая красивая. Да и не стоит выбирать. Все матрешки хороши. Матрешка является символом России.

  -  Посмотрите ребята, у вас на столах лежат силуэты матрешек.

 Я предлагаю вам придумать узор и украсить им свою матрешку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять                         (Дети сжимают и разжимают кисти)

Матрешек будем украшать

Матрешек будем украшать:                   (Выполняют круговые движения сжатыми в кулак кистями.)

Цветы на платье рисовать.

Мы наклоны выполняем                         (Наклоны туловища в стороны)

И матрешек все считаем  

Раз, два, три, четыре, пять.                   (Наклоны туловища в стороны)

Будем снова рисовать.

Молодцы! Садитесь  на свои места.

 

Самостоятельная деятельность детей.

- Приступайте к работе. Лицо матрешек можно натисавать фломастерами.  (Педагог в процессе рисования помогает и подсказывает детям.)

 - Молодцы, ребятки! Какие нарядные получились у вас матрешки! А главное все такие разные и яркие!

                         Анализ работ.

- Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей). Матрёшка является одним из самых популярных сувениров нашей страны - России.

- Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, и, вы очень хорошо справились с этой работой.

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены,

Три Матрешки

И одна Матрешечка.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/06/28/p1060419.jpg

Особенности декоративного рисования :

Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам: 
- научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); 
- развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета; 
- развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги; 
- совершенствовать технические навыки. 
Во второй младшей группе остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки, обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и т. д. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана известным педагогом Е. А. Флериной. Овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие. Содержание детских работ становится более разнообразным и требует применения нескольких цветов для раскрашивания рисунка, вводится промывание кисти. Эта несложная операция требует от ребенка терпения и аккуратности. Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга). 
Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.
в средней и старшей группе.

Задачами обучения детей в средней группе являются следующие: 
- научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей; 
- научить использованию цвета как художественного выразительного средства; 
- развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа; 
- совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками. 
Усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине. Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм - снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены. 
Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. 
Учебными задачами являются следующие: 
- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей; 
- научить передаче в рисунке несложных движений; 
- развивать и совершенствовать чувство цвета; 
- развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками. 
Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги. Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов.


Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе на тему «Вечерний город»

Задачи:

1. Побуждать детей рисовать ночной город, используя тёмные цвета

2. Развивать чувство композиции, цвета

3. Закреплять умение вписывать композицию в лист, рисовать разные здания, изображать передний и задний план;

4. Вызывать интерес, желание к изобразительной деятельности

Словарная работа: пейзаж, передний план и задний план, композиция

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий города, беседа о городе

Материал: листы бумаги, восковые карандаши, изображения ночного города (в том числе картина К. Коровина «Ночной Париж»)

Ход занятия

I 1.1 Художественное слово:

«Города»

Есть особая прелесть в ночных городах –

Городах, и великих, и малых. 

Это света квадраты на тёмных домах. 

Это фары машин запоздалых.         

Это блещут брильянты ночных фонарей, 

Отражаясь на шёлке проспекта –

Города! Вы меня покорили своей 

Тайной солнечно-лунного спектра.

− Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? Посмотрите на изображения ночного города. Цвета ночного города (тёмные), особенность контуров (расплывчатые). Дома бывают разные: большие и маленькие, высокие и низкие, длинные и короткие. Некоторые дома стоят впереди и частично загораживают дома, находящиеся позади них.

1.2 − Ребята, давайте сегодня побудем художниками-волшебниками и нарисуем красивый вечерний город.

1.3 Вопросы к детям:

Что можно нарисовать? Какие цвета мы будем использовать? (использовать тёмные цвета для изображения домов и яркие – жёлтые, оранжевые – для фонарей и окон). Как мы будем изображать пейзаж? Чем будем рисовать? Как лучше расположить на листе?

1.4 Показ способа изображения: рассматривание схем

1.5 Физкультминутка:

Встанем, дети, 

Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять.

Приподнялись, чуть присели 

И соседа не задели,

А теперь придется встать,

Тихо сесть и рисовать начать. 

II 2.1 Музыкальное сопровождение: классическая музыка

2.2 Индивидуальный показ

2.3 Поощрение, напоминание, совет, указание

III 3.1 Беседа: Что мы сегодня рисовали? Нравится ли тебе рисунок? Как ты рисовал? Какие цвета использовал? Какой у тебя город? Что ты можешь сказать о нём?

3.2 Подведение итогов, поощрение, оценка, уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе (2-я младшая и средняя группа) Тема:«ЛИСТОПАД»

Конспект занятия по рисованию в разновозрастной группе поможет начинающим педагогам правильно распределить программный материал, в конспекте обозначены задачи на две возрастные группы, поэтому проводи...

Конспект занятия по рисованию в разновозрастной группе комбинированной направленности "Совушка-сова"

Учить изображать сову, передавать характерные особенности формы тела....

Художественно-эстетическое развитие Конспект занятия по рисованию в разновозрастной группе На тему: «Полезные для здоровья овощи и фрукты!»

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности, а также расширение знаний об овощах и фруктах и их пользе для здоровья.Задачи:- объяснить детям, как овощи и фрукты в...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...

Конспект занятия по рисованию в разновозрастной группе «Театр веселых ладошек»

План занятия по рисованию в разновозрастной группе1. Продолжать знакомить детей старшей и подготовительной подгрупп с нетрадиционными техниками рисования (ладонью, палочкой, пальцем).Самостоятельно пр...

Конспект занятия по рисованию в разновозрастной группе на тему «Зимний пейзаж»

Конспект занятия к педагогическому проекту "Зима пришла"Цели занятия:Развитие умений передавать зимние природные явления через рисунок.Развитие мелкой моторики и координации движений.Воспита...