Конспект-занятия по художественно-эстетическому развитию нетрадиционной техникой на тему «Знакомство с дымковскими игрушками!»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Архипова Евгения Борисовна

Дымковская игрушка для детей — это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками.  

Тематика дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины. 

Особенности дымковской игрушки:

  • Изготовление. Для производства используется ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. 
  • Роспись. Используется широкая гамма цветов, в которой много красного, жёлтого, синего и зелёного.
  • Орнамент. Строго геометрический, строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. 

Дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов

Роль дымковской игрушки заключается в нескольких аспектах:

  • Эстетическое воспитание. Знакомство с дымковской игрушкой способствует формированию интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и эстетический вкус.  
  • Обучение художественным навыкам. Работая над глиняной игрушкой, дети познают процесс её изготовления, осваивают разные материалы, знакомятся с приёмами декорирования.  
  • Знакомство с пропорциями и формой. Рассматривая глиняные фигурки, дети постепенно усваивают способы лепки.  
  • Использование в сюжетно-ролевых играх. С глиняными игрушками можно придумывать сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями.  
  • Украшение быта. Дымковская игрушка может служить для украшения быта, её образы просты и выразительны.  
  • Символическая роль. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчёркивающим самобытность Вятского края и его древнюю историю.  

Таким образом, роль дымковской игрушки многогранна и включает в себя различные аспекты художественного, образовательного и символического значения.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Золотая рыбка»

Конспект-занятия по художественно-эстетическому развитию

 в комбинированной группе с задержкой психического развития

на тему «Знакомство с дымковскими игрушками!»

Выполнила: Архипова Евгения

2024г.

Тема: «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров»

Цель: Формирование умения рисовать дымковские узоры.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами росписи дымковской игрушки; учить рисовать точки и линии, создавать узор на бумаге; совершенствовать умение аккуратно пользоваться ватными палочками и кистью; закреплять знания цветов;

Развивающие: развивать речь, внимание, творчество

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки

Ход занятия:

Давайте возьмемся за руки и сделаем круг (на ковре)

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Мы улыбнулись друг другу и настроение у нас хорошее.

- Ребята посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте!

- Тема нашего занятия «Знакомство с дымковскими игрушками»

- Ребята, посмотрите, какая красивая кукла барышня пришла к нам сегодня в гости (демонстрирует картинку дымковскую барышню)

- Это дымковская Барышня в нарядной одежде. Посмотрите, как ярко и красочно украшена её юбка. Она пришла к нам из села Дымково где живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные глиняные игрушки

-Барышня хочет пригласить вас к себе в гости в село Дымково!

Предлагаю вам поехать на лошадке в село Дымково

(дети имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней)

Громко цокают копытца - Цок, цок, цок, цок!

В гости в Дымкового лошадка мчится - Цок, цок, цок, цок!

— Вот, мы и приехали в село Дымково!

Ребята, посмотрите в селе «Дымково живут замечательные мастера, которые делают из глины эти забавные глиняные игрушки: птичек, петушков, лошадок, барышень. После того как глина высохнет, мастера белили игрушку и украшают красивыми узорами. Посмотрите какие они красочные, нарядные. Посмотрите, какие красивые узоры, как они украшены. Давайте рассмотрим узоры - кружочки, точки, линии разных цветов - красные, синие, желтые. Такие игрушки раньше были в каждом доме, ими играли, любовались.

- Ребята, посмотрите сундучок! Хотите узнать, что же там?

Слушайте загадку

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста её грива, Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Это к нам бежит … (Лошадка)

Воспитатель, достаёт из сундучка силуэты дымковских игрушек (лошадок) из бумаги

- Ребята, какие они грустные. Что же делать, как помочь игрушкам?

(Подвести детей к мысли, что их можно украсить узорами).

- Но прежде чем украсить лошадок давайте поиграем

Физкультминутка "Лошадка"

Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками - то одной, то другой)

Я лошадка - серый бок! (Повороты, ручки на талии)

Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)

Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.)

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте)

Ребята, рассаживайтесь на стульчики

- Давайте мы лошадкам нарисуем наряд, и они будут улыбаться.

- Я тоже как мастер, украсила лошадку яркими, красными, синими точками и желтыми линиями. Лошадке так понравился наряд, она стала веселой.

- Рассмотрим лошадку

Какая она? - белая,

А грива и хвост - черные.

А по бокам у лошадки точки, их много

- Какие они по цвету? (ответы детей)

- Какой узор еще есть у лошадки? Какого цвета (ответы детей)

- Ребята, давайте украсим лошадок дымковскими узорами!

- Перед этим давайте разомнём свои пальчики

Пальчиковая гимнастика

«Лошадки»

Посмотрите, что за пальчики (сжимаем, разжимаем кулачки)

Ловко скачут, как лошадки (Стучим пальчиками по столу)

На бревно и на пенёк

Прыг да скок, прыг да скок

Рисовать мы свами будем ватными палочками и кистью.

- Посмотрите, как я украшу свою лошадку. Я буду рисовать красные точки ватной палочкой. Надо взять ватную палочку, обмакнуть ее в краску (красную) и приложить кончик на лист бумаги, еще раз, еще – это точки. (воспитатель показывает)

У вас на столе лежит лист, давайте мы с вами попробуем это сделать на листочке

А теперь нарисуйте точки на своей лошадке

- Я украшу лошадку еще синими точками, я их нарисую между красными. Беру другую ватную палочку и рисую

Ребята вы можете использовать другой цвет

- Я украшу свою лошадку еще и желтыми линиями, линии я буду рисовать кистью. (Воспитатель напоминает детям, что рисовать нужно аккуратно, намочить кисть, лишнюю воду промокнуть в салфетку, в краску опускать лишь кончик кисти)

Надо взять кисть, обмакнуть ее кончик в краску и провести линию (сверху вниз)

Итоговая часть. Рефлексия.

- Какие красивые узоры на лошадках у вас поучились.

- Давайте вспомним, кто у нас сегодня был в гостях?

- Откуда эта кукла к нам пришла?

- Какие ещё дымковские игрушки вы сегодня увидели?

- Какими узорами мы расписывали Дымковскую лошадку? (точками и линиями).

- Очень красивые узоры получились у вас! Такими узорами можно украсить любую игрушку, и она сразу станет красивее.

- Молодцы ребята!

Давайте сделаем карусель из лошадок!

Кукла Барышня шепчет мне на ушко, что ей очень нравятся ваши расписные игрушки. А вам нравятся ваши работы? Молодцы, ребята!

- Дымковская барышня тоже очень рада, что вы такие добрые ребята. Она говорит вам большое спасибо, ей теперь будет весело и радостно с ними играть.

А нам пора возвращаться в детский сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей 2-ой младшей группы "Знакомство с дымковской игрушкой".

Актуальность: Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздн...

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию (рисование) в первой младшей группе Тема: « Знакомство с Дымковской игрушкой».

Данное занятие  познакомит детей  с Дымковской игрушкой. Позволит проявить  интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, к художественному творчеству....

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию (рисование) в младшей группе Тема: « Знакомство с дымковской игрушкой».

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию (рисование) в  младшей группеТема: « Знакомство с дымковской игрушкой»....

Конспект занятия образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» образовательная деятельность «Безопасность» Тема: «Спички детям не игрушка» группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 5 до 6 лет

Конспект занятияобразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»образовательная деятельность «Безопасность»Тема: «Спички детям не игрушка»группа общераз...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста младшей группы по художественно- эстетическому развитию(рисование) на тему : " Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование узоров".

Конспект занятия для детей дошкольного возраста младшей группы по художественно- эстетическому развитию(рисование) на тему : " Знакомство с дымковской игрушкой. Рисование узоров"....