Образовательная деятельность: "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
План- конспект образовательной работы с детьми 6-7 лет "Золотая хохлома"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7пгт Серышево
(МАДОУ Детский сад №7 пгт Серышево)
Конспект открытого занятия
"Золотая хохлома"
(открытый просмотр в рамках МО в ДОУ)
Подготовила:
Петухова Евгения Сергеевна, воспитатель
первой квалификационной категории.
пгт Серышево, 2023г.
Тема занятия: "Золотая хохлома" в подготовительной группе.
Цель: Закрепить представления о разнообразии народных художественных промыслов.
Задачи:
- закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.
- развивать самостоятельность составлять узор по мотивам хохломской росписи
на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные
в предшествующих занятиях цикла.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор
в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья), мелкие элементы: травка, и т.д.).
- воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
- Беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
- Чтение художественной литературы по теме.
- Рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
- Цикл занятий образовательной области «Художественное творчество» (рисование) по теме.
- Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
- Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде».
- Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, связанных
с народным творчеством. - Прослушивание аудиозаписи песни М.Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир».
Материал и оборудование.
Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, стилизованные образцы, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.
Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки, бочонки, ковши) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные салфетки, подкладные салфетки.
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия «Гусли», русские народные наигрыши.
Ход занятия..
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.
- А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки,
а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).
Звучит тихая народная мелодия.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! (В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды).
- И чего здесь только нет:
Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши.
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
(Дети рассматривают выставку).
- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Варианты ответов детей: радостное, весёлое).
- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.
- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
- Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (Высказывания детей: на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы
в узорах).
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).
- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную
и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать
вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!).
Д/игра «Угадай – ка!», (элементы хохломы)
- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают
там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
- Ребята, откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором (На стенде выставлены силуэты различной посуды).
- Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую (Дети выбирают силуэт посуды и проходят на свои места, садятся).
- Прежде чем начать украшать посуду, вспомним последовательность.
- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если
она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что
на нём рисуют все остальные элементы).
- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
- небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
- Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят
на раскрытые ладони и вертят ими).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа с детьми.
- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка (гимнастика для глаз),
«Золотая хохлома» (видеопрезентация)
- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне (Работы выставляются на стенд и проводится их анализ).
Анализ работ.
- Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома!
У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
- А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).
- Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям.
- Внимание, внимание! Наш художественный салон открывается!
Дети читают стихи:
- Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
- Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
- Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
- Вот посуда для кашки – окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки.
Вся посуда хороша, так и радуется душа!
- Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
- Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
Гости подходят к детям, и дети дарят им свои работы. Взамен детям раздают конфеты (конфеты лежат на хохломском блюде).
- Гости дорогие, довольны ли вы сувенирами? А дети наши довольны?
- Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо!
До свидания!
Звучит народная мелодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Золотая осень"
конспект занятия по рисовани. Нетрадиционные методы рисования с детьми средней группы детского сада....

Конспект организованной образовательной деятельности ,, Золотой лес" для детей среднего дошкольнего возраста
Конспект организованной образовательной деятельности «Золотой лес» для детей среднего дошкольного возраста. Технологии: игровая, здоровьесберегающая, нетрадиционная техника рисования.Образо...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Золотая осень".
Загадка об осени, беседа об изменениях в природе, беседа о деревьях, игра "Какой лист", физминутка "Деревья", беседа о грибах....

Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла" .Возрастная группа: 1 младшая.Направление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетическая развитие.
Конспект организованно- образовательной деятельности "Золотая осень в гости к нам пришла".Возрастная группа: 1 младшаяНаправление образования и развития(образовательная область): художественно-эстетич...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Золотая Хохлома"
С воспитанниками старшего дошкольного возраста...

Интегрированная образовательная деятельность "Золотая Хохлома"
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла Хохломой....

Образовательная деятельность "Золотая хохлома"
Занятие по познавательному развитию дошкольников в подготовительной группе.Тема "Золотая хохлома"....
