Конспект занятия в подготовительной группе по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Составление рассказа-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень» с
использованием поэтических текстов об осени и рисунков детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 126.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида №33»
Конспект занятия в подготовительной группе
по картине И. И. Левитана
«Золотая осень»
Подготовила:
воспитатель
I кв. категории
Афонина Л.В.
2023 год
Конспект занятия в подготовительной группе по картине
И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель: Составление рассказа-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень» с
использованием поэтических текстов об осени и рисунков детей.
Речевое развитие:
- активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Осень»;
- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;
- учить составлять связный последовательный рассказ с опорой на картину;
- учить вводить в составленный текст поэтические строчки.
Познавательное развитие:
- формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью;
- активизировать мыслительные операции на основе подбора логической концовки
Предложений;
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- учить выступать перед сверстниками, соблюдать нормы речи.
Художественно-эстетическое развитие:
- знакомить детей с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
- формировать целенаправленное восприятие и умение анализировать картину;
- знакомить с муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года»;
-воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, с
самостоятельность, творческую активность.
Физическое развитие:
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи;
- формировать физиологическое и речевое дыхание.
Предварительная работа:
- изучение лексической темы «Осень»;
- чтение художественных текстов, стихотворений, пословиц по данной лексической
теме;
- разучивание стихотворений «Нарисуй осень» Тарабрина Е.В., «Ветер» Нищева,
-отгадывание загадок;
- рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме;
- рисование осеннего пейзажа на занятии ИЗО.
Оборудование: репродукция картины И. Левитана: «Золотая осень»,
Содержание образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Упражнение на развитие координации речи и движений «Осень»
Входит осень в лес дремучий, (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Машет жёлтой кистью, (движения руками)
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья, (наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди)
И они, забывши ветви,
Кружат на поляне… (поворачиваются кругом, понимают руки вверх)
Осень встала на опушке (разводят руками в стороны)
В жёлтом сарафане.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- О каком времени года мы с вами рассказали?
- Как вы думаете, почему именно об осени?
- Конечно, куда бы мы с вами ни пошли, ни поехали, везде нас окружают приметы
этого времени года.
- На занятиях изо деятельности вы не могли обойти стороной это прекрасное время года. Посмотрите на свои рисунки, расскажите, какая получилась у вас осень, какой
вы её увидели? (ответы детей)
- Какие краски вы использовали? (красный, оранжевый, синий – тёплые тона.)
- Этим прекрасным временем года восхищались многие писатели, поэты, композиторы и художники.
Сегодня мы поговорим о том, какие стихотворения написаны об осени, познакомимся с известным художником И. И. Левитаном и его картиной.
- Писатели, поэты словами передавали красоту осени. Художники использовали кисти и краски.
- Исаак Ильич Левитан – известный художник, который жил очень давно. Осени он посвятил свои картины: «Осень», «Осенний солнечный денёк», «Осенний день». На всех этих картинах изображена осенняя природа, пейзаж.
- Всё, что изображено на картинах И И Левитана одним словом можно назвать пейзаж.
- Так что такое пейзаж? (когда на картине нарисован лес, река или дорога)
- Пейзаж - изображение природы в разное время года, это реальный вид какой-либо местности.)
Беседа по картине:
- Что изображено на картине? (Луг, речка, молодые берёзки, вдали лес)
- Пейзаж может быть летний, зимний, городской, деревенский.
- Какой пейзаж мы видим на картине?
- Какая пора осени?
- Как мог назвать художник картину? (- золотой лес, - осень, -золотая осень)
- Почему «Золотая осень»? (Все на полотне золотое: яркий солнечный свет повсюду, всё залито этим светом: лес, луг, речка, берёзки).
- Назовём приметы золотой осени, которые изобразил автор картины.
- День какой? (погожий, тёплый, яркий, солнечный, осенний)
- Небо какое? (лазурное, голубое, высокое; по голубому небу плывут …облака)
- Какой лес? (надел золотой наряд, стоит в богатом уборе осени; осень не пожалела золотой краски)
- Какие краски взял художник, чтобы написать лес, картину? (теплые или холодные тона? Красный, жёлтый, оранжевый –тёплые тона)
- Какие чувства вызывают теплые (жёлтый, оранжевый, красный) тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение, ощущение тепла. А значит уюта). А какие –холодные? (грусти, ведь скоро наступят холода)
- Все ли деревья надели золотой наряд? Какие деревья осенью зелёные (сосны, ёлочки)
- Сколько берёзок на переднем плане? Что о них можно сказать? (растут на склоне,
берёзки словно спустились к реке; белоствольные, гибкие, стройные)
«Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…»
- На что похожи их листочки? Вспомните загадку про осенние листочки («висят на ветке золотые монетки»; резные листочки берёз шелестят на осеннем ветру.
Пальчиковая гимнастика «Ветер»
Ветер по лесу летал, Волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, На каждое название загибают по одному пальцу.
Вот рябиновый резной,
А с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищева)
Спокойно ударяют ладонями по столу.
- Какой луг, трава? (луг жёлтый, трава начала желтеть и сохнуть, кое-где потемнела)
- Как течёт речка? (как лента извивается, изгибается)
- Какого цвета вода в реке? Почему (в начале реки вода тёмная, холодная, дальше становится светло-голубой, в ней, как в зеркале, отражается голубое небо)
3. Физминутка.
Двигательно-речевое упражнение «Нарисуй осень»
Воспитатель:
- Предлагаю вам стать художниками.
Только рисовать мы будем не красками и кисточками, а жестами.
- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).
- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).
- Нарисуем осень (движения рисования художника).
- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).
- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).
- Речку голубую (волнообразные движения руки).
- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая "много”).
- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).
4. Коллективное составление рассказа-описания по картине «Повтори и продолжи предложение»
• Картина Исаака Ильича Левитана называется («Золотая осень»)
• Художник назвал картину «Золотая осень», потому что
- на ней изображён солнечный свет повсюду;
- всё залито солнечным светом;
- всё на картине золотое.
Чтение стихотворения:
«Осень, как художник,
Лес разрисовала.
Нива. Роща, дождик –
Всё волшебным стало»
• На переднем плане изображены… (тонкие, стройные берёзки).
• Они растут на склоне, словно спустились. (к реке).
• Их жёлтые резные листочки похожи на. (золотые монетки).
• Листочки шелестят на осеннем… (ветру).
Вспомним:
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
• Трава на лугу… (желтеет, сохнет).
• По лугу лентой течёт… (извилистая река).
• Вода в реке… (тёмно-синяя, холодная).
• Дальше к горизонту в реке отражается небо, и вода становится (голубой, но по-прежнему холодной.
Воспитатель:
- Как вы думаете, с каким настроением художник рисовал эту картину? (с радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным, грустным, потому что это последняя красота уходящей осени, ведь скоро зима.)
Воспитатель:
- «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — так сказал о золотой осени русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Об этом же сказал и Исаак Ильич Левитан, но только красками и кистью.
5. Рефлексия:
Воспитатель:
- Мы сегодня составляли рассказ по картине И. Левитана «Золотая осень». Понравилась вам картина? Чем?
- Нравится осень;
- Картина красивая;
- Красивая осень
- Что хочется, глядя на картину?
- Пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом.
- Послушать шум реки, шелест осенней листвы.
- Собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.
- Молодцы! Мне было очень приятно увидеть ваши прекрасные рисунки, услышать ваши рассказы о картине. Я поняла, что красота золотой осени не оставила и вас равнодушными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень» 1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной ...

Конспекты занятий в подготовительной группепо развитию связной речи по Нищевой
тема "Труд взрослых на полях и огородах"...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
ДЕТИ ВСОМИНАЮТ ОБ осени важное, красивое и интересное....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.2....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Рассказывание по теме "Осень".
Задачи:- учить детей отвечать на вопросы и задавать их.-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях-активизировать словарь по данной теме-воспитывать у детей интерес к сезонным изменени...
