Конспект занятия в подготовительной группе по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Любовь Владимировна Афонина

Составление рассказа-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень» с

 использованием поэтических текстов об осени и рисунков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izo.docx126.63 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида №33»

Конспект занятия в подготовительной группе

по картине И. И. Левитана

«Золотая осень»

C:\Users\1\Desktop\

Подготовила:

воспитатель

I кв. категории

Афонина Л.В.

2023 год

Конспект занятия в подготовительной группе по картине

И. И. Левитана «Золотая осень»

Цель: Составление рассказа-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень» с

использованием поэтических текстов об осени и рисунков детей.

Речевое развитие:

- активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Осень»;

- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний;

- учить составлять связный последовательный рассказ с опорой на картину;

- учить вводить в составленный текст поэтические строчки.

Познавательное развитие:

- формировать представления о сезонных изменениях в природе осенью;

- активизировать мыслительные операции на основе подбора логической концовки

Предложений;

Социально-коммуникативное развитие:

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- учить выступать перед сверстниками, соблюдать нормы речи.

Художественно-эстетическое развитие:

- знакомить детей с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень»;

- формировать целенаправленное восприятие и умение анализировать картину;

- знакомить с муз. Петра Ильича Чайковского «Времена года»;

-воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, с

самостоятельность, творческую активность.

Физическое развитие:

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи;

- формировать физиологическое и речевое дыхание.

Предварительная работа:

- изучение лексической темы «Осень»;

- чтение художественных текстов, стихотворений, пословиц по данной лексической

теме;

- разучивание стихотворений «Нарисуй осень» Тарабрина Е.В., «Ветер» Нищева,

-отгадывание загадок;

- рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме;

- рисование осеннего пейзажа на занятии ИЗО.

Оборудование: репродукция картины И. Левитана: «Золотая осень»,

Содержание образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Упражнение на развитие координации речи и движений «Осень»

Входит осень в лес дремучий, (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Машет жёлтой кистью, (движения руками)

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья, (наклоны вперёд, движения согнутыми руками к груди)

И они, забывши ветви,

Кружат на поляне… (поворачиваются кругом, понимают руки вверх)

Осень встала на опушке (разводят руками в стороны)

В жёлтом сарафане.

2. Основная часть.

Воспитатель:

- О каком времени года мы с вами рассказали?

- Как вы думаете, почему именно об осени?

- Конечно, куда бы мы с вами ни пошли, ни поехали, везде нас окружают приметы

этого времени года.

- На занятиях изо деятельности вы не могли обойти стороной это прекрасное время года. Посмотрите на свои рисунки, расскажите, какая получилась у вас осень, какой

вы её увидели? (ответы детей)

- Какие краски вы использовали? (красный, оранжевый, синий – тёплые тона.)

- Этим прекрасным временем года восхищались многие писатели, поэты, композиторы и художники.

Сегодня мы поговорим о том, какие стихотворения написаны об осени, познакомимся с известным художником И. И. Левитаном и его картиной.

- Писатели, поэты словами передавали красоту осени. Художники использовали кисти и краски.

- Исаак Ильич Левитан – известный художник, который жил очень давно. Осени он посвятил свои картины: «Осень», «Осенний солнечный денёк», «Осенний день». На всех этих картинах изображена осенняя природа, пейзаж.

- Всё, что изображено на картинах И И Левитана одним словом можно назвать пейзаж.

- Так что такое пейзаж? (когда на картине нарисован лес, река или дорога)

- Пейзаж - изображение природы в разное время года, это реальный вид какой-либо местности.)

Беседа по картине:

- Что изображено на картине? (Луг, речка, молодые берёзки, вдали лес)

- Пейзаж может быть летний, зимний, городской, деревенский.

- Какой пейзаж мы видим на картине?

- Какая пора осени?

- Как мог назвать художник картину? (- золотой лес, - осень, -золотая осень)

- Почему «Золотая осень»? (Все на полотне золотое: яркий солнечный свет повсюду, всё залито этим светом: лес, луг, речка, берёзки).

- Назовём приметы золотой осени, которые изобразил автор картины.

- День какой? (погожий, тёплый, яркий, солнечный, осенний)

- Небо какое? (лазурное, голубое, высокое; по голубому небу плывут …облака)

- Какой лес? (надел золотой наряд, стоит в богатом уборе осени; осень не пожалела золотой краски)

- Какие краски взял художник, чтобы написать лес, картину? (теплые или холодные тона? Красный, жёлтый, оранжевый –тёплые тона)

- Какие чувства вызывают теплые (жёлтый, оранжевый, красный) тона красок? (Создают у нас радостное, праздничное настроение, ощущение тепла. А значит уюта). А какие –холодные? (грусти, ведь скоро наступят холода)

- Все ли деревья надели золотой наряд? Какие деревья осенью зелёные (сосны, ёлочки)

- Сколько берёзок на переднем плане? Что о них можно сказать? (растут на склоне,

берёзки словно спустились к реке; белоствольные, гибкие, стройные)

«Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…»

- На что похожи их листочки? Вспомните загадку про осенние листочки («висят на ветке золотые монетки»; резные листочки берёз шелестят на осеннем ветру.

Пальчиковая гимнастика «Ветер»

Ветер по лесу летал, Волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый, На каждое название загибают по одному пальцу.

Вот рябиновый резной,

А с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищева)

Спокойно ударяют ладонями по столу.

- Какой луг, трава? (луг жёлтый, трава начала желтеть и сохнуть, кое-где потемнела)

- Как течёт речка? (как лента извивается, изгибается)

- Какого цвета вода в реке? Почему (в начале реки вода тёмная, холодная, дальше становится светло-голубой, в ней, как в зеркале, отражается голубое небо)

3. Физминутка.

Двигательно-речевое упражнение «Нарисуй осень»

Воспитатель:

- Предлагаю вам стать художниками.

Только рисовать мы будем не красками и кисточками, а жестами.

- Размешаем краску (круговые движения обеих рук).

- Лишнюю стряхнем (встряхивающие движения кистей рук).

- Нарисуем осень (движения рисования художника).

- Капли за окном (точечные движения обеих рук пальчиками).

- Радугу цветную (рисуют ладошкой полукруг).

- Речку голубую (волнообразные движения руки).

- Много красок осени, (разводит руки в стороны, показывая "много”).

- Выбирай любую (две руки вперед с поднятыми большими пальцами).

4. Коллективное составление рассказа-описания по картине «Повтори и продолжи предложение»

• Картина Исаака Ильича Левитана называется («Золотая осень»)

• Художник назвал картину «Золотая осень», потому что

- на ней изображён солнечный свет повсюду;

- всё залито солнечным светом;

- всё на картине золотое.

Чтение стихотворения:

«Осень, как художник,

Лес разрисовала.

Нива. Роща, дождик –

Всё волшебным стало»

• На переднем плане изображены… (тонкие, стройные берёзки).

• Они растут на склоне, словно спустились. (к реке).

• Их жёлтые резные листочки похожи на. (золотые монетки).

• Листочки шелестят на осеннем… (ветру).

Вспомним:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

• Трава на лугу… (желтеет, сохнет).

• По лугу лентой течёт… (извилистая река).

• Вода в реке… (тёмно-синяя, холодная).

• Дальше к горизонту в реке отражается небо, и вода становится (голубой, но по-прежнему холодной.

Воспитатель:

- Как вы думаете, с каким настроением художник рисовал эту картину? (с радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным, грустным, потому что это последняя красота уходящей осени, ведь скоро зима.)

Воспитатель:

- «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — так сказал о золотой осени русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Об этом же сказал и Исаак Ильич Левитан, но только красками и кистью.

5. Рефлексия:

Воспитатель:

- Мы сегодня составляли рассказ по картине И. Левитана «Золотая осень». Понравилась вам картина? Чем?

- Нравится осень;

- Картина красивая;

- Красивая осень

- Что хочется, глядя на картину?

- Пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом.

- Послушать шум реки, шелест осенней листвы.

- Собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.

- Молодцы! Мне было очень приятно увидеть ваши прекрасные рисунки, услышать ваши рассказы о картине. Я поняла, что красота золотой осени не оставила и вас равнодушными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень» 1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной ...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

ДЕТИ ВСОМИНАЮТ ОБ осени важное, красивое  и интересное....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

1.Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.2....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Рассказывание по теме "Осень".

Задачи:- учить детей отвечать на вопросы и задавать их.-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях-активизировать словарь по данной теме-воспитывать у детей интерес к сезонным изменени...