Программа работы мастерской художественной направленности "Волшебное стекло"
учебно-методический материал по рисованию
Отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются разные виды планшетов, природные и бросовые материалы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 785.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МБДОУ «Детский сад №31 «Алёнушка»;
- Правила внутреннего распорядка МБДОУ «Детский сад №31 «Алёнушка» города Лесосибирска».
Пояснительная записка
Программа «Волшебное стекло» имеет художественную направленность и является важным направлением в развитии и воспитании дошкольников. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дошкольники, вступающие в школьную жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты и т.п.
Реализация этих требований предполагает развитие у дошкольников творческих способностей, приобщения детей к миру искусства, обогащение духовного мира воспитанников.
Педагогическая целесообразность:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно- творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.
Вся деятельность в разработанной программе носит творческий характер.
Отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются разные виды планшетов, природные и бросовые материалы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Адресат программы: программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста, разработана для занятий с детьми (5 – 6лет) в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Объем и срок освоения программы: количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе 25 мин.
Форма обучения – очная, (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2)
Состав группы постоянный, возможны индивидуальные занятия в малых группах.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, 25 минут.
Цель: развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-познакомить дошкольников с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- формировать умение использовать вертикальное пространство планшета из оргстекла для рисования;
-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
Реализация программы осуществляется основе следующих принципов:
- принцип деятельности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
Содержание программы:
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Режим занятий | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
3 | «Волшебный лист стекла» (ознакомление со свойствами оргстекла) | 2 | 1 | 1 | выставка |
4 | «Планшет для индивидуальной работы в горизонтальном положении» | 7 | - | 7 | выставка |
5 | «Планшет для индивидуальной работы в вертикальном положении»» | 7 | - | 7 | выставка |
6 | «Планшет для работы в парах» | 5 | - | 5 | выставка |
7 | «3D планшет» | 3 | 1 | 2 | фотовыставка |
8 | «Планшет для коллективного использования» | 5 | - | 5 | фотовыставка |
9 | «Планшет во весь рост» | 4 | 1 | 3 | фотовыставка |
Всего | 34 | 4 | 30 | ||
Планируемые результаты освоения воспитанниками программы курса
«Волшебное стекло»
Личностные универсальные учебные действия
У воспитанников могут быть сформированы:
- интерес к нетрадиционным техникам рисования;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Воспитанники получат возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Межпредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитанники могут научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- различать способ и результат действия.
Воспитанники получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанники могут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Воспитанники получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанники могут научиться:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во занятий | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Вводное занятие | |||||||||
1 | сентябрь | 11 | 15.30 | теория | 1 | Вводное занятие. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | Групповое помещение «Фантазеры» | текущий | |
«Волшебный лист стекла» - 2 занятия | |||||||||
2 | сентябрь | 18 | 15.30 | беседа практическое занятие | 1 | ТБ. Беседа «Свойства оргстекла». Диагностика (свободное экспериментирование с материалами) | Групповое помещение «Фантазеры» | текущий | |
3 | сентябрь | 25 | 15.30 | практическое занятие | 1 | Т.Б. «Осенний букет» (Печатание листьями) | Групповое помещение «Фантазеры» | мини-выставка | |
«Планшет для индивидуальной работы в горизонтальном положении»- 7 занятий | |||||||||
4 | октябрь | 30 | 15.30 | практическое занятие Практич. занятие | 1 | ТБ. «Два петушка» (рисование ладошкой) | Групповое помещение «Фантазеры» | текущий | |
5 | декабрь | 4 | 9.00 | практическое занятие Практич. занятие | 1 | ТБ. Обводка. Дорисовывание. | Групповое помещение «Фантазеры» | фото выставка | |
6 7 8 9 | февраль февраль февраль март | 12 19 26 5 | 15.30 15.30 | Практич. занятие | 4 | ТБ. Рисование песком. | Групповое помещение «Фантазеры» | фото выставка | |
10 | декабрь | 11 | 15.30 | Практич. занятие | 1 | ТБ. Рисование по замыслу. | Групповое помещение «Фантазеры» | фото выставка | |
«Планшет для индивидуальной работы в вертикальном положении»- 7 занятий | |||||||||
11 | октябрь | 2 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. Осенний пейзаж (тычок поролоном) | Групповое помещение «Фантазеры» | текущий | |
12 | май | 14 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. Рисование по замыслу. | текущий | ||
13 | январь | 22 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Медвежонок Умка»(рисование тычком» | Групповое помещение «Фантазеры» | мини-выставка | |
14 | декабрь | 18 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ «Морозные узоры» (рисование зубной пастой) | Групповое помещение «Фантазеры» | оформление дворца Снежной Королевы | |
15 | декабрь | 25 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Метель» (набрызг) | Групповое помещение «Фантазеры» | мини-выставка | |
16 | ноябрь | 20 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. Автопортрет. | Групповое помещение «Фантазеры» | мини-выставка | |
17 | ноябрь | 27 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. Портрет мамы. | Музыкальный зал | мини-выставка | |
«Планшет для работы в парах» - 5 занятий | |||||||||
18 | январь | 29 | 15.30 | Беседа | 1 | ТБ. «Музыкальный рисунок» | Музыкальный зал | текущий | |
19 | апрель | 16 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Космический пейзаж» | Групповое помещение «Фантазеры» | мини-выставка | |
20 | ноябрь | 6 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Красивый пейзаж» | Групповое помещение «Фантазеры» | выставка | |
21 22 | ноябрь февраль | 13 5 | 15.30 | практическое занятие | 2 | ТБ. Рисование по замыслу. | Групповое помещение «Фантазеры» | выставка | |
«3Dпланшет» - 3 занятия | |||||||||
23 | октябрь | 9 | 15.30 | беседа | 1 | ТБ «Чудо-планшет». | Групповое помещение «Фантазеры» | текущий | |
24 | октябрь | 16 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Осенний пейзаж» (наброски). | Групповое помещение «Фантазеры», по погоде – на свежем воздухе | мини-выставка | |
25 | октябрь | 23 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Осенний пейзаж» | Музыкальный зал | мини-выставка | |
«Планшет во весь рост»- 4 занятия | |||||||||
26 | март | 12 | 15.30 | Беседа | 1 | ТБ. «Какой я» | Групповое помещение «Фантазеры» | ||
27 | март | 19 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Какой я» | Групповое помещение «Фантазеры | фото выставка | |
28 | март | 26 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Маша идёт в детский сад» | Групповое помещение «Фантазеры» | фото выставка | |
29 | апрель | 2 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Нарисуй - кого хочешь» | Групповое помещение «Фантазеры» | фото выставка | |
«Планшет для коллективного использования»- 5 занятий | |||||||||
30 | апрель | 30 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Лесная полянка» | Групповое помещение «Фантазеры» | фото выставка | |
31 | апрель | 23 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. «Сказка» | Групповое помещение «Фантазеры» | фото выставка | |
32 33 | апрель май | 9 7 | 15.30 | практическое занятие | 2 | Коллективный рисунок на свободную тему | Групповое помещение «Фантазеры» | фото выставка | |
34 | май | 21 | 15.30 | практическое занятие | 1 | ТБ. Итоговое занятие. Диагностика знаний, умений и навыков детей | Музыкальный зал | фото выставка | |
Условия реализации программы
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой «П», некоторые занятия предполагают выполнение заданий стоя за мольбертом.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Материально-техническое обеспечение
Занятия кружка будут проходить в группе «Фантазеры», площадью 64.4 кв.м. и музыкальном зале, площадью74.8кв.м. Для проведения занятий имеются следующие материалы, оборудование и мебель:
№ | Наименование | Количество |
1. | Доска магнитно-маркерная | 1 шт. |
2. | Столы детские | 9 шт. |
3. | Стулья детские | 18 шт. |
4. | Шкаф для детских и методических пособий | 1 шт. |
5. | Жалюзи | 4 шт. |
6. | Раковина детская | 4 шт. |
7. | Часы | 1 шт. |
8. | Ноутбук | 1 шт. |
9. | Акустическая система | 1 шт. |
10. | Мусорница | 1 шт. |
11. | Планшет | 8 шт. |
12. | 3Д планшет | 3 шт. |
13. | Большой планшет | 1 шт. |
14. | Планшет для коллективного использования | 1 шт. |
Перечень оборудования:
Материалы и инструменты | Кол-во |
Листы оргстекла | 10 шт. |
Зубная паста | 10 шт. |
Непроливайки | 10 шт. |
Трубочки для коктейля | 10 шт. |
Палитра | 10 шт. |
Гуашь | 10 шт. |
Краски акварельные | 10 шт. |
Кисточка белка | 10 шт. |
Кисть щетина | 10 шт. |
Бумага писчая | 1 п. |
Бумага цветная | 10 шт. |
Салфетки влажные | 5 п. |
Салфетки бумажные | 5 п. |
Маркеры | 10 шт. |
Тычки | 10шт. |
Ватные палочки | 5 п. |
Вата | 3 п. |
Кадровое обеспечение: реализацию кружка осуществляет Алтынбаева Елена Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории, проучившаяся на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе « Реализация дополнительных и общеразвивающих программ в дошкольных образовательных организациях» при ФДО ЛПИ ф СФУ в 2020году.
Формы подведения итогов реализации программы кружка:
- итоговая выставка творческих работ воспитанников;
- выставка и фотовыставка текущих работ воспитанников;
- участие в районных, краевых, всероссийских конкурсах и выставках;
- открытое занятие;
- творческий отчет руководителя кружка.
Критерии и формы оценки
В процессе обучения осуществляется мониторинг уровня развития воспитанников, наличия у всех детей устойчивой мотивации к деятельности, организуемой на планшете; изменение поведенческих проявлений в сторону улучшения самостоятельной продуктивной и речевой активности. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к воспитанникам, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Анализируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
- аккуратность
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента
Методы:
- наглядно – действенный (практический показ с объяснением);
- наглядный (демонстрация чего – либо);
- словесный (рассказ, инструктаж, беседа);
- практический (самостоятельная работа и по замыслу);
- проблемный (метод проб и ошибок);
- репродуктивный (работа по образцам).
Основные формы и приемы работы с воспитанниками:
- Беседа
- Сюжетно-ролевая игра
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Задание по образцу (с использованием инструкции)
- Творческое моделирование (создание своей модели)
- Выставка детских работ, минивыставка
- Проектная деятельность
- Фотовыставки творческих работ учащихся
В программе активно используются следующие педагогические технологии:
- технология разноуровневого обучения
- технология проектной деятельности
- технология нетрадиционного рисования
Организация занятия
1. Организационная часть (организация дошкольников на работу)
2. Мотивация, постановка детской цели
3. Основная часть (планирование работы)
4.Практическая часть (инструктаж по технике безопасности, алгоритм выполнения работы)
5.Рефлексия
6.Выставка детских работ (фотографирование)
Список литературы
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....

План методической разработки программы по развитию художественно-творческой деятельности дошкольников «Мастерская Незнайки» на 2013-2014 учебный год
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

программа работы кружка "Художественная гимнастика" на базе детского сада
Я работаю на базе детского сада уже более 10 лет.Занимаюсь с мальчиками и девочками художественной гимнастикой.Развиваю у деток координацию,пластику,гибкость,растяжку,силу и выносливостью.Все то, что ...

программа работы кружка "Художественная гимнастика" на базе детского сада
Я работаю на базе детского сада уже более 10 лет.Занимаюсь с мальчиками и девочками художественной гимнастикой.Развиваю у деток координацию,пластику,гибкость,растяжку,силу и выносливостью.Все то, что ...

ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА_ТЕСТОПЛАСТИКА
Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества детей. В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. Лепить из соленого теста большое удовольствие и ра...
Рабочая программа по организации кружковой работы по художественно – эстетическому развитию детей 5 – 7 лет «Мастерская чудес» (тестопластика)
Рабочая программа «Мастерская чудес» имеет художественно – эстетическую направленность, она направлена на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей, ...

