"Просторы Аркадия Рылова"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Павлючик Марина Владимировна

Конспекты занятий по рисованию для детей подготовительной группы.

1 занятие "Вечер на реке"

Программное содержание:

  • Закреплять представления о пейзажной живописи, понятие «линия горизонта». Формировать представления о творчестве А. А. Рылова, познакомить с картиной «Вечер на реке».
  • Учить рисовать вечерний речной пейзаж в технике монотипия. Упражнять в рисовании акварелью.
  • Развивать образное мышление, зрительно-моторную координацию.
  • Воспитывать интерес к родной природе, эстетический вкус при восприятии живописи.

2 занятие "Путь домой"

Программное содержание:

  •  Закреплять представления о пейзажной живописи, о творчестве А. А. Рылова. Познакомить с картиной «В голубом просторе».
  •  Вызвать у детей интерес к созданию образа перелетных птиц, возвращающихся домой. Упражнять в рисовании летящих птиц (лебедей).
  •  Развивать образное мышление, зрительно-моторную координацию.
  •  Воспитывать интерес к родной природе, эстетический вкус при восприятии живописи.

Слайды и музыкальное сопровождение https://disk.yandex.ru/d/e2z-awlcjpaeYg 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Конспекты занятий по рисованию

с детьми подготовительной группы

«Просторы Аркадия Рылова»

(2 занятия)

Педагог дополнительного образования

Павлючик М.В.

Г.п. Пойковский

2025 г

1 занятие. «Вечер на реке»

Программное содержание:

  • Закреплять представления о пейзажной живописи, понятие «линия горизонта». Формировать представления о творчестве А. А. Рылова, познакомить с картиной «Вечер на реке».
  • Учить рисовать вечерний речной пейзаж в технике монотипия. Упражнять в рисовании акварелью.
  • Развивать образное мышление, зрительно-моторную координацию.
  • Воспитывать интерес к родной природе, эстетический вкус при восприятии живописи.

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями неба в течение дня, рассматривание пейзажной живописи, занятие по формированию представлений о линии горизонта, рисование пейзажей с открытой линией горизонта, рисование акварелью.

Оборудование и материалы:

Наглядный материал: портрет А.Рылова; репродукция картины А.Рылова «Вечер на реке», палитра с колористической подборкой к картине «Вечер на реке».

Музыкальное сопровождение: С. Прокофьев «Вечер», Р. Шуман «Мечтая», «Zart und singend».

Художественно-изобразительные: бумага А4 (с продольным сгибом посередине), акварель, кисти белка № 9, стаканчик с водой, пульверизатор с водой, тканевая салфетка.

Ход занятия:

Слайд 1

Титульный

Слайд 2

  1. Организационный момент
  • Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с одним замечательным русским художником – Аркадием Александровичем Рыловым. Его портрет вы видите сейчас на слайде. Аркадий Александрович любил и глубоко чувствовал природу, поэтому посвятил ей свое творчество: он писал великолепные пейзажи и иллюстрировал книги о природе. Один такой пейзаж мы сегодня увидим. Но сначала посмотрите, какую палитру использовал художник для ее написания. Как вы думаете, какой пейзаж можно написать такими красками? (ответы детей)

Наводящие вопросы:

  • Какое время года могло быть изображено?
  • Какое время суток?
  • Какая местность?

Дети высказывают свои предположения, обосновывают их.

Слайд 3

  1. Рассматривание картины, беседа

Педагог показывает картину «Вечер на реке», дает детям время рассмотреть ее, звучит музыка Сергея Прокофьева «Вечер», педагог читает стихи Сергея Есенина «Весенний вечер»:

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зелёной весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще берёзовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звёзды далёкие

И улыбается небу земля.

Слайд 4

Вопросы к детям:

– Это картина Аркадия Рылова «Вечер на реке».

– Что изображено на картине? (вечернее небо, река, на противоположном берегу синие холмы, на переднем плане лодка)

– Что в пейзаже самое яркое? (золотисто-розовые облака, они красиво отражаются в тихой глади реки, как в зеркале)

– Почему вечером облака такого необычного цвета? (потому что они освещены закатным солнцем)

– Как вы думаете, о чем рассказывает лодка, изображенная на переднем плане? (возможно, это лодка рыбаков, они вернулись с рыбалки и оставили ее на берегу. Лодка стоит неподвижно, река лишь чуть-чуть качает ее, будто бы поет колыбельную, убаюкивает)

– Почему художник написал холмы на противоположном берегу синей краской? (потому что они не освещаются солнцем, находятся в тени)

– Какое чувство вызывает картина: тесноты или простора? Как художнику удалось передать этот простор? (картина вызывает чувство простора, потому что художник написал открытый горизонт, ничто не мешает смотреть в даль)

– Какое настроение передал художник? (спокойствие, умиротворение, нега)

– Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? (красивое сочетание цветов розового, золотистого и глубокого синего, спокойная река, открытый простор)

– О чем думается или вспоминается, когда вы смотрите на этот пейзаж? (ответы детей)

  1. Постановка изобразительной задачи и показ техники рисования
  • Ребята, сегодня мы с вами попробуем нарисовать такой же спокойный нежный вечерний пейзаж, как Аркадий Рылов. Для работы нам понадобится бумага и акварель. Рисовать мы будем в технике монотипия. Для этого лист бумаги нужно сложить пополам, вдоль. Прямо на сгибе будет линия горизонта, в верхней части – небо, а в нижней – река. Напомните мне, правила работы с акварелью.

Дети вспоминают правила работы с акварелью: необходимо смочить те цвета, которые будут использоваться; не допускать пересыхания кисти, добирать воду на ворс в ходе рисования; при необходимости смачивать бумагу из пульверизатора.

Педагог показывает последовательность выполнения монотипии:

  1. Увлажнить лист из пульверизатора.
  2. Нарисовать широкую розовую полосу зари у горизонта, и тут же сложить лист по сгибу, разгладить его салфеткой. Таким образом заря «отразится в реке».
  3. Добавить над розовой полосой оранжевую, кисть ходит плавно, нежно, как будто ворс поглаживает бумагу с легким нажимом, и снова сложить лист.
  4. Нарисовать на небе розово-оранжевые облака и отпечатать их на «глади реки», сложив и прогладив бумагу.
  5. Пространство между облаками залить синей акварелью, можно использовать несколько оттенков синего из набора. Каждый раз складывать лист и проглаживать его салфеткой.
  6. Нарисовать на линии горизонта холмистый берег реки темно-синей краской, отпечатать его «отражение».
  7. При необходимости в ходе рисования бумагу можно увлажнять с помощью пульверизатора.

По завершении показа педагог напоминает название техники рисования – «монотипия», просит детей повторить 3 раза.

  1. Физкультминутка (проводится по необходимости)

Мы плывем по теплой речке,

Тихо плещется вода.

(Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда.

(Потягивания – руки вверх и в стороны)

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой.

(Махи руками)

Наконец она садится

На корягу над водой.

(Глубокий присед)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.

(Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок.

(Дети садятся за столы)

  1. Работа детей за столами

Дети под музыкальное сопровождение самостоятельно выполняют монотипию, выбирая цвета, соответствующие вечернему колориту. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Слайд 5

  1. Итог
  • Ребята, скажите, как зовут художника, который вдохновлял нас сегодня? (Аркадий Рылов)
  • Научились ли вы чему-то у Аркадия Александровича? Чему именно? (научились рисовать вечернюю зарю, отражение в реке)
  • Как вам удалось передать простор и спокойствие? (открытый горизонт, река гладкая и спокойная, как зеркало)
  • Как вам удалось передать отражение неба в реке? (с помощью техники рисования – монотипия)
  • Как бы вы назвали свои пейзажи? («Вечер», «Вечерняя зоря», «Розовые облака», «Вечерний пейзаж», «Вечерний простор» и т.д.)

2 занятие. «Путь домой»

Программное содержание:

  •  Закреплять представления о пейзажной живописи, о творчестве А. А. Рылова. Познакомить с картиной «В голубом просторе».
  •  Вызвать у детей интерес к созданию образа перелетных птиц, возвращающихся домой. Упражнять в рисовании летящих птиц (лебедей).
  •  Развивать образное мышление, зрительно-моторную координацию.
  •  Воспитывать интерес к родной природе, эстетический вкус при восприятии живописи.

Предварительная работа: беседа о перелетных птицах, чтение сказок Г.Андерсена «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», рассматривание иллюстраций к ним; рисование птиц, рисование вечернего пейзажа в технике монотипия (после просушивания рисунки следует прогладить утюгом), рисование акварелью и гуашью.

Оборудование и материалы:

Наглядный материал: портрет А.Рылова; репродукции «Вечер на реке», «В голубом просторе», лист бумаги с частично нарисованным лебедем (туловище, шея с головой, хвост), схема рисования летящего лебедя.

Музыкальное сопровождение: С. Прокофьев «Вечер», Р. Шуман «Мечтая», «Zart und singend».

Художественно-изобразительные: рисунки предыдущего занятия, гуашь, кисти синтетика № 1, 2, стаканчик с водой, тканевая салфетка.

Ход занятия:

Слайд 1

Титульный

Слайд 2

  1. Организационный момент
  • Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с одним замечательным русским художником. Как его зовут? (Аркадий Рылов). Как называется его картина, вдохновившая нас на творчество? («Вечер на реке»). Сегодня я приготовила для вас еще одну картину этого художника. Главные герои этой картины – птицы. А какие, вы узнаете если отгадаете загадку:

Вспомним, кто же был такой,

Из сказки птенчик наш-герой.

Его все долго прогоняли

И грубо гадким обзывали. (лебедь)

Слайд 3

  • Рассматривание картины, беседа

Искусствоведческий рассказ педагога:

Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе – красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Вольный полет белых птиц над безбрежным северным морем так впечатлил художника, что он на одном дыхании пишет картину «В голубом просторе».

Темные сине-зеленые волны бьются о скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает снег. Белоснежный парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури проплывают легкие кучевые облака, как острова из сахарной ваты. Суровая и величественная северная природа встречает утро нового дня. Солнечные лучи золотят края облаков, паруса, скалы, сильные тела лебедей. Они, словно купаясь в хрустальной лазури, медленно плывут над морской пучиной, то снижаясь, то поднимаясь к курчавым сиреневым тучкам. В картине столько воздуха, что кажется ты летишь рядом с птицами, и свежий ветер обдувает твое лицо.

Вопросы к детям:

  • Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «В голубом просторе», что он назвал «голубым простором»? (голубым простором художник назвал небо, оно бескрайнее, бесконечное, высокое, просторное)
  • Куда летят лебеди? (лебеди летят домой, на север)

Взмах крыльев могучих, свободный полёт,

На родину вольные птицы

Летят над волнами, их сердце зовёт

Родимой напиться водицы.

(отрывок стихотворения Лидии Ивукиной)

  • Какими вы увидели лебедей? (сильные, красивые, величественные, грациозные, медленно и легко парят над морем, изредка взмахивая мощными крыльями)
  • Если бы у картины был звук, что бы вы услышали? (шум ветра, плеск волн, шелест лебединых крыльев)
  • Глядя на картину, кажется, что ты летишь рядом с лебедями. Скажите, а как Аркадию Рылову удалось создать у нас такое впечатление? (лебеди нарисованы крупнее, чем парусник, мы видим птиц сбоку, а не снизу, поэтому кажется, что они совсем рядом с нами)
  • Какие чувства вызывает у вас эта картина? (легкости, движения, радостного предвкушения)

  1. Постановка изобразительной задачи, обследование объекта и частичный показ способа рисования
  • Дети, сегодня мы нарисуем продолжение рассказа Аркадия Рылова о возвращении лебедей на Родину, на север России. Представьте, что на вечерней заре величественные белые птицы долетели до тихой реки, которую мы нарисовали на прошлом занятии. Представьте, как они кружат над зеркальной гладью, будто здороваются с родными местами.

Слайд 4

Педагог предлагает детям рассмотреть летящего лебедя, уточняет строение, форму и пропорции частей тела птицы:

у лебедя овальное туловище; длинная тонкая вытянутая вперед шея; голова небольшая, чуть шире шеи; на голове небольшой черный клюв и маленькие глаза (виден только один глаз); сзади короткий хвост; крылья мощные длинные, заостренные на конце, раскинуты в стороны; лапы короткие, прижаты к хвосту.

Слайд 5

  • Перед началом работы подумайте сколько лебедей вы хотите изобразить, как они будут расположены в рисунке, пусть один лебедь будет чуть ниже, а другой – чуть выше. Это сделает рисунок более уравновешенным и гармоничным.

Слайд 6

  • Если вы хотите нарисовать несколько лебедей, то не нужно рисовать их слишком крупно, чтобы каждому хватило места. Лебедя, который находится ближе к нам следует рисовать немного крупнее других, так мы только усилим ощущение простора.

Частичный показ способа рисования

Педагог размещает на мольберте лист бумаги с частично нарисованным лебедем.

  • Ребята, посмотрите, я начала рисовать лебедя. Какую часть тела я нарисовала первой? (туловище)
  • Что нарисовала потом? (шею с головой и хвост) Педагог сопровождает ответы детей обводящими движениями сухой кистью по рисунку.
  • Что теперь нужно нарисовать? (крылья)

Педагог показывает способ рисования крыльев, сопровождая показ объяснением. Обращает внимание детей, что крылья находятся ближе к шее, чем к хвосту, что конец крыла заострен. Далее показывает, как можно нарисовать клюв и глаз (концом кисти), лапы – приемом примакивания.

  1. Физкультминутка (проводится по необходимости)

Мы плывем по теплой речке,

Тихо плещется вода.

(Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда.

(Потягивания – руки вверх и в стороны)

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой.

(Махи руками)

Наконец она садится

На корягу над водой.

(Глубокий присед)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.

(Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок.

(Дети садятся за столы)

Слайд 7

  1. Работа детей за столами

Дети под музыкальное сопровождение самостоятельно выполняют рисунок, в случае необходимости обращаются к схеме рисования лебедя на слайде. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

  1. Итог

Дети размещают свои работы на стене (мольбертах).

  • Ребята, посмотрите, какие прекрасные работы у вас получились! Мне даже кажется, что я слышу лебединые крики, шум крыльев! А вы? Поделитесь своими впечатлениями.
  • Как вы думаете, рады ли птицы, вернувшись в родные края? Почему вы так думаете?
  • Оказывается, не только люди, но и птицы тоскуют по родным местам!

Где бы ты ни был,

В каком бы прекрасном краю,

А сердце тоскует по дому,

На Родину рвется свою.

Слайд 8

  • Давайте вспомним имя художника, который вдохновил нас на творчество, как его зовут? (Аркадий Рылов)
  • Как называются картины Аркадия Александровича, которые вам уже знакомы? («Вечер на реке», «В голубом просторе»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение "Школа Аркадия Паровозова"

Школа Аркадия Паровозова научит детей быть ловкими, сильными и выносливыми....

Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельностидля старшего возрастана тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе»....

Презентация к конспекту "Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе""

Презентация Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе"...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» (аппликация, рисование)

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе:Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства  «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова  &l...

КОНСПЕКТ по ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусства на тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе».

КОНСПЕКТпо ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусствана тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе»....

Рассматривание и сравнение картин А.Рылова« В голубом просторе» и И. Айвазовского «Черное море»

Тип НОД: ознакомительноеВид НОД: ТематическоеТема Нод: Рассматривание и сравнение картин А.Рылова« В голубом просторе» и  И. Айвазовского «Черное море»Возрастная группа де...