Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисть»
рабочая программа по рисованию

Щелканова Виктория Александровна

2022-2023 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dpou_volshebnaya_kist_2022-2023.docx132.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №80 «Светлячок»

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МАДОУ

города Нижневартовска

ДС №80 «Светлячок»

«31» августа 2022г.

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности «Волшебная кисть»

Возраст обучающихся: от 4 до 5 лет

Срок реализации: 1 учебный год

СОГЛАСОВАНО

Педагогический совет №1

Протокол №1 от «31» августа 2022 г.

Автор-составитель:

Гасымова С.С., зам.зав. по ВиМР

Щелканова В. А., воспитатель

г. Нижневартовск, 2022


Содержание

Страница

РАЗДЕЛ 1

Пояснительная записка

Актуальность и новизна программы

3

Цели и задачи реализации программы

4

Планируемые результаты освоения программы

5

Характеристика возрастных особенностей развития детей:

- от 4 до 5 лет

5

Основные принципы реализации программы

6

РАЗДЕЛ 2

Содержательный раздел

Учебный план для детей от 4 до 5 лет

7

Календарный учебный график для детей от 4 до 5 лет

9

Перспективный план для детей от 4 до 5 лет

15

РАЗДЕЛ 3

Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

30

Материально-техническое обеспечение

31

Учебно-методическое обеспечение

32

РАЗДЕЛ 4

Оценка качества освоения программы

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы

34

Принципы педагогической диагностики

34

Методы проведения педагогической диагностики

35

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

35

Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы

39


РАЗДЕЛ 1.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная кисть» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от №09-3242); СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями и дополнениями.

  1. Актуальность и новизна программы

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

Цель, задачи реализации программы

Цель: развитие художественных способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • Учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
  • Учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и др.);
  • Учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
  • Воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • Воспитывать навыки самостоятельности.

Уровень сложности программы – стартовый. Предполагает освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой данного направления. Сложность материала – минимальная.

Направленность программы – художественная.

Объем освоения программы – 72 часов.

Срок освоения программы – 1 учебный год.

Форма обучения – очная, групповая.

Количество детей в группе – 10 человек.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с детьми от 4-х до 5-ти лет в кабинете ИЗО дошкольного учреждения.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе дети:

  • научится различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
  • овладеют приемами работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятой бумагой, пробкой, тычком, трубочкой для коктейля, ластиком, нитками и др.);
  • научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
  • будут иметь развитую мелкую моторику рук;
  • будут иметь развитое творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Характеристика возрастных особенностей развития детей

от 4 до 5 лет

Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнка сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.

Основные принципы реализации программы

Программа строится на основании следующих принципов:

  • принцип возрастной адекватности образования – подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • принцип развивающего образования – реализуется через деятельность ребенка в зоне ближайшего развития;
  • принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса – в рамках одной темы занятия комплексно решаются задачи по развитию творческих способностей детей;
  • принцип продуктивности образовательной деятельности – связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражается в творческих работах детей. Кроме того, при разработке и реализации Программы учитываются принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.


РАЗДЕЛ 2.

Содержание программы

Учебный план для детей от 4 до 5 лет

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

2

0

2

Мир рисования

2

0

2

Окраска воды. Освоение цветовой гаммы

2

0

2

Рисование пальчиками «Рябина»

1

0

1

Рисование ладошкой «Чудо-дерево»

1

0

1

Тычок жесткий полусухой кистью «Пушистые животные»

2

0

2

Рисование ватными палочками «Осенний лес»

2

0

2

Силуэтное рисование «Портрет зайчонка»

2

0

2

Скатывание бумаги «Красивый букет»

2

0

2

Оттиск поролоном «Синий вечер»

2

0

2

Оттиск пенопластом «Морские камушки»

2

0

2

Оттиск смятой бумагой «Необычные животные»

2

0

2

Отпечатки листьев «Фантазия»

1

0

1

Оттиск печатками из ластика «Домик» «Ежик»

2

0

2

Волшебные веревочки «В гостях у сказки»

2

0

2

Кляксография обычная «Цветы»

2

0

2

Кляксография струбочкой «Цветочная поляна», «Свободное рисование»

2

0

2

Монотипия предметная «Бабочки», «Птицы»

2

0

2

Монотипия пейзажная «Зимний лес», «Свободное рисование»

2

0

2

Свеча + акварель «Рыбки». «Облака»

2

0

2

Восковые мелки + акварель «Аквариум», «Нарисуй что хочешь»

2

0

2

Проступающий рисунок «По замыслу» (Совместное рисование)

2

0

2

Рисование по мятой бумаге «Подсолнух»

2

0

2

Печать по трафарету

2

0

2

Набрызг «Березы в снегу»

2

0

2

Рисование мыльными пузырями «Угадай что получилось!», «Нарисуй что хочешь»

2

0

2

Воздушное напыление «Забавные фигурки», «Натюрморт»

2

0

2

Рисование песком, крупой, солью, скорлупой «Подарок папе»

2

0

2

Рисование линией «Угадай что получилось»

2

0

2

Ниткография «Загадки»

2

0

2

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек

2

0

2

Тканевые изображения «Открытка для мамы»

2

0

2

Гелевая графика

1

0

1

Тиснение «Открытка»

2

0

2

Черно-белый граттаж (грунтованный лист) «Кошечка»

2

0

2

Примакивание «На ферме»

2

0

2

Рисование свечой «Березовая роща», «Цветочная поляна»

2

0

2

Рисование штрихом «Петушок с семьей»

2

0

2

Цветной граттаж «Салют»

2

0

2

Всего

74

74

Календарный учебный график от 4 до 5 лет

Дата

День

недели

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

«Мир рисования»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

«Окраска воды»

(Освоение цветовой гаммы)

Кабинет ИЗО

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

1

Рисование пальчиками «Рябина»

Кабинет ИЗО

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

1

Рисование ладошкой

«Чудо-дерево»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Тычок жесткий полусохой кистью
«Пушистые животные»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Рисование ватными палочками

«Осенний лес»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Силуэтное рисование

«Портрет зайчонка»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Скатывание бумаги

«Красивый букет»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Оттиск поролоном

«Синий вечер»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Оттиск пенопластом

«Морские камушки»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Оттиск смятой бумагой

«Необычные животные»

Кабинет ИЗО

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

1

Отпечатки листьев

«Фантазия»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Оттиск печатками из ластика

«Домик»

«Ежик»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Волшебные веревочки.

«В гостях у сказки»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Кляксография обычная

«Цветы»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Кляксография с трубочкой

«Цветочная поляна»

«Свободное рисование»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Монотипия предметная

«Бабочки»

«Птицы»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Монотипия пейзажная

«Зимний лес»

«Свободное рисование»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Свеча + акварель

«Рыбки»

«Облака»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Восковые мелки + акварель

«Аквариум»

«Нарисуй что хочешь»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Проступающий рисунок.

«По замыслу» (Совместное рисование)

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Рисование по мятой бумаге.

«Подсолнух»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Печать по трафарету

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Набрызг

«Березы в снегу»

Кабинет ИЗО

Вторник

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Рисование мыльными пузырями

«Угадай что получилось!»

«Нарисуй что хочешь»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Воздушное напыление.

«Забавные фигурки»

«Натюрморт»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Рисование песком, крупой, солью, скорлупой

«Подарок папе»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Рисование линией

«Угадай что получилось»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Ниткография

«Загадки»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Тканевые изображения

«Открытка для мамы»

Кабинет ИЗО

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

1

Гелевая графика

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Тиснение

«Открытка»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
«Кошечка»

Кабинет ИЗО

Вторник

Четверг

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Примакивание

«На ферме»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Рисование свечой

«Березовая роща»

«Цветочная поляна»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Рисование штрихом

«Петушок с семьей»

Кабинет ИЗО

Четверг

Вторник

-

-

-

Практическое групповое занятие

2

Цветной граттаж «Салют»

Кабинет ИЗО

Перспективное планирование для детей от 4 до 5 лет

Тема

Время занятия

Программное содержание

Содержание

Материал

1-2

Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

2

Ознакомление детей с режимом работы услуги, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. Знакомство с детьми Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности.

3-4

«Мир рисования»

2

-познакомить детей с новым понятием «нетрадиционное рисование» - познакомить с видами нетрадиционного рисования.

Образцы рисунков.

5-6

«Окраска воды»

(Освоение цветовой гаммы)

2

Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность.

Прозрачные баночки с водой, красная гуашь.

7

Рисование пальчиками «Рябина»

1

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

8

Рисование ладошкой

«Чудо-дерево»

1

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Способ получения изображения: ребенок окрашивает ладошку с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

9-10

Тычок жесткий полусохой кистью «Пушистые животные»

2

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

11-12

Рисование ватными палочками

«Осенний лес»

2

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Способ получения изображения: Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные раздельными мазками.

Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.

13-14

Силуэтное рисование

«Портрет зайчонка»

2

Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость.

Контурное изображение зайчонка, черная и белая бумага, настольная лампа.

15-16

Скатывание бумаги

«Красивый букет»

2

Средства выразительности: фактура, объем.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

17-18

Оттиск поролоном

«Синий вечер»

2

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

19-20

Оттиск пенопластом

«Морские камушки»

2

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

21-22

Оттиск смятой бумагой

«Необычные животные»

2

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

23

Отпечатки листьев

«Фантазия»

1

Средства выразительности: фактура, цвет.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

24-25

Оттиск печатками из ластика

«Домик»

«Ежик»

2

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета нужно взять другие мисочку и печатку.


Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

26-27

Волшебные веревочки.

«В гостях у сказки»

2

Средства выразительности: волшебное изображение, силуэт. Способ получения изображения: Для начала ребенок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько веревочек. Любое изображение необходимо начинать выкладывать с головы, следить за формой туловища человека или животного.

Веревочки различной длины и цвета.

28-29

Кляксография обычная

«Цветы»

2

Средства выразительности: пятно. Способ получения изображения: Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает ее на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

30-31

Кляксография с трубочкой

«Цветочная поляна»

«Свободное рисование»

2

Средства выразительности: пятно. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

32-33

Монотипия предметная

«Бабочки»

«Птицы»

2

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

34-35

Монотипия пейзажная

«Зимний лес»

«Свободное рисование»

2

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

36-37

Свеча + акварель

«Рыбки»

«Облака»

2

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

38-39

Восковые мелки + акварель

«Аквариум»

«Нарисуй что хочешь»

2

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

40-41

Проступающий рисунок.

«По замыслу» (Совместное рисование)

2

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

42-43

Рисование по мятой бумаге.

«Подсолнух»

2

Средства выразительности: цвет, фактура, линия. Способ получения изображения: ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает.

мятая бумага, гуашь, кисть.

44-45

Печать по трафарету

2

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифенного картона либо прозрачной пленки.

46-47

Набрызг

«Березы в снегу»

2

Средства выразительности: точка, фактура.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).

48-49

Рисование мыльными пузырями

«Угадай что получилось!»

«Нарисуй что хочешь»

2

Средства выразительности: цветные круги. Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.

Шампунь, гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка, фломастеры.

50-51

Воздушное напыление.

«Забавные фигурки»

«Натюрморт»

2

Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу. Способ получения изображения: Ребенок красиво располагает на бумаге любой предмет (главное, чтобы он был не очень большим и имел характерную форму). Обмакивает кисть в какую –ни будь краску и наносит ее на щетку. Стряхивает лишнюю воду, чтобы не было клякс. Чем гуще краска, тем лучше. Проводит стекой по щетинкам, направляя летящие брызги на листок и ровно закрашивает всю картину. Затем убирает предмет. Можно продолжить процесс разбрызгивания, используя другую гуашь, стеку и карандаш.

Зубная щетка, акварельные или гуашевые краски, стека, силуэты предметов, животных, птиц (а так же можно использовать засушенные листики и травинки); фартук или старая рубашка.

52-53

Рисование песком, крупой, солью, скорлупой

«Подарок папе»

2

Средства выразительности: объем. Способ получения изображения: Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности песка.

Картон, кисти для клея, простой карандаш, клей ПВА, чистый песок (крупа, соль, скорлупа).

54-55

Рисование линией

«Угадай что получилось»

2

Средства выразительности: объем. Способ получения изображения: ребенок рисует предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Работает воображение! А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть, что получилось, на что походить и раскрасить это.

Карандаш, фломастер, бумага

56-57

Ниткография

«Загадки»

2

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Способ получения изображения: одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой.

Нити, акварель, гуашь, бумага.

58-59

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек

2

Средства выразительности: симметрия, силуэт. Способ получения изображения: рисование с натуры.

Бумага, карандаш, краски.

60-61

Тканевые изображения

«Открытка для мамы»

2

Средства выразительности: объем. Способ получения изображения: ребенок вырезает из ткани узоры, различные фигурки и методом аппликации создает рисунок. При этом недостающие элементы дорисовывает.

Бумага, ткань различной фактуры, ножницы, клей, акварель.

62

Гелевая графика

1

Средства выразительности: линия, силуэт

Способ получения изображения: 1-ый способ

Монохромная техника. На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелиевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.

2-ой способ. Полихромная техника. На черном фоне работают цветными гелиевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например, при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Бумага черного цвета, набор гелевых ручек, простой карандаш.

63-64

Тиснение

«Открытка»

2

Средства выразительности: фактура, цвет.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

65-66

Черно-белый граттаж(грунтованный лист)«Кошечка»

2

Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

67-68

Примакивание

«На ферме»

2

Средства выразительности: цвет, контраст. Способ получения изображения: печать по трафарету.

Лист бумаги, трафарет, гуашь, поролон, салфетки.

69-70

Рисование свечой

«Березовая роща»

«Цветочная поляна»

2

Средства выразительности: контраст. Способ получения изображения: рисование изображения свечой.

Свеча, альбомный лист, акварель, кисть, салфетки.

71-72

Рисование штрихом

«Петушок с семьей»

2

Средства выразительности: цвет, линия. Способ получения изображения: рисование методом штриха.

Бумага, карандаши цветные.

73-74

Цветной граттаж «Салют»

2

Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Способ получения изображения: ребенок раскрашивает весь лист цветными восковыми мелками. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Цветной картон или плотная бумага, цветные восковые мелки, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.


РАЗДЕЛ 3.

Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

ФИО педагога

Щелканова Виктория Александровна

Образование

Уровень образование

Среднее - профессиональное

Место обучения

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» г. Нижневартовск

Стаж работы и квалификационная категория

Общий

9 лет

Педагогический

9 лет

В данном учреждении

6 года

Квалификационная категория

-

Курсы повышение квалификации

Тема курсов повышения квалификации

Реализация образовательной области «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»


Материально-техническое обеспечение

Помещение

Наименование помещение

Изо студия

Расположение

3 этаж

Площадь (кв. м2)

22

Естественное освещение

Юго-запад

Количество окон

1

Площадь окон (кв. м2)

5,86

Учебное оборудование

Виды помещения

Оснащения помещения

Материалы для непосредственной работы с детьми

Кабинет ИЗО

Иллюстрации известных художников.

Альбомы с работами детей, выполненные в нетрадиционной технике.

Репродукции картин художников:

  • Дюффилд Уильям «Натюрморт с корзиной фруктов на столе»;
  • Тимофеев В.Т. «Девочка с ягодами»;
  • Тропинин В.А. «Портрет сына»;
  • Москвитин С.Г. «Натюрморт самовар, чай, фрукты…»;
  • Шишкин И,И. «Утро в сосновом бору»;
  • «В тени»;

Киселев А.А. «Осень в лесу».

  • Оттиск печатками из овощей.
  • Тычок жесткой кистью.
  • Оттиск печатками из ластика.
  • Оттиск поролоном.
  • Восковые мелки и акварель.
  • Свеча и акварель.
  • Отпечатки листьев.
  • Рисунки из ладошек.
  • Волшебные веревочки.
  • Кляксография.
  • Монотопия.
  • Печать по трафарету. Акварельные краски, гуашь.
  • Восковые и масляные мелки,
  • Свеча.
  • Ватные палочки.
  • Поролоновые печатки.
  • Коктельные трубочки.
  • Палочки или старые стержни для процарапывания.
  • Матерчатые салфетки.
  • Стаканы для воды.
  • Подставки под кисти.
  • кисти.

Учебно-методические условия

Парциальная программа с указанием выходных данных

Программа Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М. Б. Зацепиной «Красота. Радость. Творчество»

Методическое обеспечение (учебно-методические пособия, практические пособия и т.д.)

с указанием выходных данных

1. Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.

#1050;азакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
4.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

5. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко /

Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.

6.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
7.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

8. Савина,О. Техника изонити в детском саду / О. Савина Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.

9. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.

Технические средства обучения

Ноутбук

ЭОР

Мультимедийный каталог презентаций:

«Рыбки плавают на дне. (восковые мелки + акварель)»

«Кляксография с трубочкой»

«Подсолнухи»

«Пушистый кот»

«Рисование ладошками»

«Цветы в вазе (тычком жесткой кисти)»

«Нарисую в небе радугу»

«Иван Иванович Шишкин»

«Е.Чарушин»

«Исаак Ильич Левитан»

«Осень в творчестве русских художников»

«Загадки про времена года и природные явления»

«Жанры живописи»

«Виктор Михайлович Васнецов»

«Каждый охотник желает знать»

«Песня рисуйте»


РАЗДЕЛ 4.

Оценка качества освоения программы

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.

Обследования детей проводятся 2 раза в год - в сентябре, и в мае.

Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на:

  • выявление уровня овладения техникой изображения нетрадиционным способом (материалом), умением их сочетать;
  • выявление умения создавать сюжет, наполненный выразительными образами с использованием нетрадиционных техник и средств изображения.

Принципы педагогической диагностики

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать, как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Методы проведения педагогической диагностики

Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.

Малоформализованные методы: анализ продуктов детской деятельности.

В проведении диагностики участвует воспитатель.

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

Критерии: Уровень овладения детьми техническими навыками.

Методика исследования: Анализ продукта детской деятельности.

Задние 1: Нарисовать по замыслу сюжетную композицию, используя нетрадиционные техники рисования.

  1. «Осенние листья»

Материал: листы бумаги А 4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Задание: нарисовать ковер из осенних листьев.

  1. «Ваза с осенними ветками»: с натуры.

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Задание: нарисовать с натуры вазу с ветками.

  1. «Любимая сказка» (сюжетное рисование).

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Низкий

Ребенок не соблюдает технологию и последовательность выполнения выбранного нетрадиционного способа изображения;

Средний

Ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, но выбирает технику случайно, техника не в полной мере раскрывает замысел, или ребенок прибегает к помощи педагога.

Высокий

Ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, сочетает их, использует их для полного раскрытия своего замысла.

Задание 2: «О чем рассказала музыка».

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Низкий

Образного решения нет или используется бедное изолированное образное решение;

Средний

Образное решение строится на отдельных не характерных деталях, выразительность приглушена стереотипами;

Высокий

Образ создается через характерные особенности, и дополнительные штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние.

Задание 3: «Дорисуй».

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Низкий

Типичное содержание и стереотипное исполнение.

Средний

Отражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным способом исполнения.

Высокий

Есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение.

Задание 4: «Перевертыши».

Детям предлагаются наборы карточек со схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения.

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Низкий

Изображение не соразмерно картинной плоскости, перспектива не прослеживается, композиция отсутствует;

Средний

Изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая перспектива;

Высокий

Композиция интересная, найдены выразительные решения, пространство листа используется полностью и гармонично.

Задание 5: «Неоконченный рисунок».

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки и т.д.

Низкий

Живописное решение отсутствует (встречается редко);

Средний

Цветная среда монотонна и не выразительна, не включена как средство раскрытия образов;

Высокий

Живописная композиция включена в образный и смысловой строй работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность решения темы.


Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Дата:________

Педагог:_________

Ф.И. ребенка

Владения детьми техническими навыками

Умение создавать

художественный

образа

Владение композиционными навыками.

Владение живописным решением пространства листа.

Оригинальность рисунка.

Уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Низкий уровень –1

Средний уровень – 2

Высокий уровень –3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая рабочая программа "Волшебный песок"

работа с песком. Песочная терапия. развите речи, окружающий мир и многое другое...

Программа дополнительного образования художественной направленности "Волшебный комочек"

Цель  программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.Задачи: научить работать с пластическими матер...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Волшебный песочек"

Программа разработана для проведения дополнительных занятий для детей раннего возраста с кинетическим песком....

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1.Пояснительная запискаВ современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образо...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Робосити 2.0» для детей 6-7 лет

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная запискаСовременный мир очень быстро развивается, в особенности цифровые технологии и инженерия. Современный человек не может себе представить жизнь без компьют...

Дополнительная общеразвивающая программа, направленная на занятия нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе «Каляка маляка»

Пояснительная запискаОсновные характеристики ПрограммыНаправленность программыХудожественнаяАктуальность программыАктуальность программыв том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с ис...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мастера волшебной кисти»

орентирована на развитие эстетического восприятия и художественного вкуса, формирование умения выражать свои чувства и эмоции в творческой деятельности, развитие художественного воображения и творческ...