Конспект занятия художественно-эстетического развития «РУССКИЕ ПРЯНИКИ» с детьми старшей группы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ИМЕНИ В.П.ЧКАЛОВА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО
Конспект занятия
художественно-эстетического развития
«РУССКИЕ ПРЯНИКИ»
с детьми старшей группы
Составила и провела:
Баянкина Радда Викторовна,
воспитатель первой
квалификационной категории, МАОУ СОШ №12 им. В.П.Чкалова ГОЩ, структурного подразделения
«Детский сад «Колокольчик»
г.Щёлково
2025
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ИМЕНИ В.П.ЧКАЛОВА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО
Конспект занятия
художественно-эстетического развития
«РУССКИЕ ПРЯНИКИ»
с детьми старшей группы
Составила и провела:
Баянкина Радда Викторовна,
воспитатель первой
квалификационной категории, МАОУ СОШ №12 им. В.П.Чкалова ГОЩ, структурного подразделения
«Детский сад «Колокольчик»
г.Щёлково
2025
Конспект занятия
художественно-эстетического развития
«Русские пряники» с детьми старшей группы.
Цель: создать условия для приобщения детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным лакомством (пряником), с историей его появления.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с традициями русского народа;
- формировать умение детей украшать готовые пряники, используя элементы росписи: линии, мазки, точки.
Развивающие:
- активизировать речь, обогатить словарный запас (прянишник, пряности);
- развивать память, внимание, мышление и воображение;
- развивать мелкую моторику рук посредством работы кистью, палочками и пальчиковой гимнастики;
- развивать эстетический вкус и художественные способности.
Воспитательные:
- формировать умение работать в коллективе и слушать друг друга;
- воспитывать аккуратность и самостоятельность в творческой работе;
- воспитывать уважение и гордость к труду пряничных мастеров.
Оборудование и материалы: корзинка, коллекция пряников, пряности в мешочках, образцы росписи пряников, скатерти по количеству столов, фартуки по количеству детей, гуашь, непроливайки, палитры, кисти, тычки, ватные палочки, пряники из соленого теста (заготовки), поднос, влажные салфетки.
Ход занятия:
Дети проходят в группу, встают около педагога
В руках педагога пряники в корзине, накрытые салфеткой.
Педагог: Добрый день, ребята.
Я к вам в гости пришла, да сюрприз принесла.
А какой узнаете, если загадку отгадаете.
Печатные, резные, цветные, расписные
На столе у Анечки
Лежат в тарелке… прянички.
Показ пряников в корзинке
Педагог: Пряники-пряники!
Что за чудо - пряники!
И с начинкой, и простые,
Облитые, расписные!
В наши дни пряники можно купить в любом магазине и есть их хоть каждый день. Пряники в большом количестве изготавливают на хлебозаводах, а делают их специальные машины. Выпускают пряники разной формы и размеров, с разными начинками. Цена на них невысока, покупай и ешь на здоровье!
Но так было не всегда. А как было, я вам расскажу, после того, как вы присядете на стульчики.
Дети садятся на стульчике, расставленные полукругом. Педагог обращает внимание на осанку детей.
Педагог: Когда-то были времена, когда пряники считали большой ценностью и ели их только в особые дни.
Первые пряники стали изготавливать в глубокой древности и назывались они тогда «медовым хлебом», из-за того, что в тесто, из которого пекся этот хлеб, добавлялся мед.
Позже, древние люди стали кроме меда и ягод, добавлять в пряники много разных трав, фруктов, зерен и кореньев. Они обнаружили, что на земле есть много удивительных ароматных (пряных) растений. У одних растений очень приятно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда эти растения назвали - пряяяности, благодаря их пряному вкусу и запаху. (Педагог просит детей повторить слово «пряности») Отсюда и название – пряяяник (пряный, ароматный).
Такие пряности, готовые, измельченные, хранятся в специальных мешочках (Предлагает рассмотреть содержимое корзинки)
Ребята, понюхайте аромат пряностей! Запомните их название: корица, ваниль, мята, имбирь, гвоздика.
В те давние времена секреты изготовления пряников передавались из поколения в поколение, а Мастеров, которые, изготавливали пряники называли прянишниками! (Педагог просит детей повторить слово «пряяянишник»)
Особенно прославились своими пряничными мастерами Тула, Городец и Вязьма.
Рассказывали, что в старину, пряники в форме лошадок, дарили мальчикам, чтобы они были быстрыми и крепкими. А девочкам – птичек, чтобы они были красивыми и шустрыми.
- А как вы думаете, кому дарили пряники в форме сердечек? … Да, кого люблю, тому дарю (поговорка).
Педагог: Украшать пряник, целое искусство!
И сегодня мы с вами испечем и распишем пряники! Ну что замесим тесто!?
Пальчиковая гимнастика
Тесто нужно нам размять, | Мнут |
Скалкой дружно раскатать, | Раскатывают |
Другим боком повернуть | Поворачивают, хлопки ладошками |
И еще чуть-чуть катнуть. | Раскатывают |
В руки формочки возьмем. | Пальчики соединяем в щепотку |
На тесто их поставим, | Ладони вниз |
Немножечко надавим, | Нажимают ладони друг о друга попеременно |
А теперь смотрите сами Пряник прямо перед нами | Руки перед собой |
И чтоб радовал он взгляды Нам украсить его надо. | Движение пальчиками «тычок по кругу» |
Педагог: А теперь, ребята, закройте руками глаза и повернитесь вокруг себя один раз. Посмотрите! Вот пряники наши и готовы! (Показывает на стол с готовыми пряниками). Только они еще нерасписанные, и я предлагаю украсить их узорами. Присаживайтесь на рабочие места.
Дети проходят в мастерскую, на столах перед детьми лежат образцы узоров.
Педагог: Вот такими узорами расписывали мастера пряники. Можно придумать и свой узор.
Практическая часть.
Инструктаж перед работой.
Дети расписывают готовые пряники.
Педагог: Посмотрите, какие чудесные пряники получились! Разложим их на поднос, да полюбуемся.
Для добра трудиться – есть чем похвалиться! (пословица)
Ребята, посмотрите, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас пряники.
- Молодцы, вы замечательные прянишники! Проявили все свои творческие умения!
- Вам понравилось расписывать пряники?
- Вспомните, почему пряники так называются - ПРЯНИКИ?
- Что кладут в тесто для пряников? - пряности
- Как называются мастера, которые делают пряники? – прянишники
Педагог: Без работы пряников не кушать (пословица)
Мы с вами хорошо потрудились и я вас хочу угостить вкусными пряниками!
Педагог дарит детям пряники.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию для родителей с детьми старшей группе №7 «Дружная семейка», 1 часть ТЕМА: « Путешествие в царство геометрических фигур».
Задачи:1.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).2.Учить решать логические з...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованию с детьми старшей группы «Кораблик» с общим недоразвитием речи
Цель данного занятия: расширить представления детей о посуде.В ходе занятия решаются следующие коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначени...

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»
Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...

Конспект занятия по познавательному развитию "Новая физика" с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Три сестрицы-водицы»Тема: «Три агрегатн...

конспект занятия поПо физическому развитию «Маршрут здоровья» с детьми старшей группы
Задачи:Образовательная область «Музыка»: обогащать эмоциональное впечатление детей, используя музыкальное сопровождение в образовательной деятельности.Образовательная деятельность &l...

Конспект занятия в мини-музеи "Русская изба" для детей старшей группы по теме "Посуда"
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим,И в старом красоту находим, Хоть новому пренадлежим.В нашем детском саду в 2021 году был создан мини-музей "Русская изба" , как об...

