Конспект занятия художественно-эстетического развития «РУССКИЕ ПРЯНИКИ» с детьми старшей группы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Баянкина Радда Викторовна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ИМЕНИ В.П.ЧКАЛОВА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия 

художественно-эстетического развития

«РУССКИЕ ПРЯНИКИ»

с детьми старшей группы

 

 

 

 

 

 

                                      Составила и провела:

Баянкина Радда Викторовна,

воспитатель первой

 квалификационной категории,  МАОУ СОШ №12 им. В.П.Чкалова ГОЩ, структурного подразделения

«Детский сад «Колокольчик»

 

 

 

 

 

 

г.Щёлково

2025

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Изображение выглядит как текст, логотип, эмблема, метка  Автоматически созданное описание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ИМЕНИ В.П.ЧКАЛОВА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО

Конспект занятия  

художественно-эстетического развития

«РУССКИЕ ПРЯНИКИ»

с детьми старшей группы

        Составила и провела:

Баянкина Радда Викторовна,

воспитатель первой

 квалификационной категории,  МАОУ СОШ №12 им. В.П.Чкалова ГОЩ, структурного подразделения

«Детский сад «Колокольчик»

г.Щёлково

2025


Конспект занятия  

художественно-эстетического развития

«Русские пряники» с детьми старшей группы.

Цель: создать условия для приобщения детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным лакомством (пряником), с историей его появления.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить с традициями русского народа;
  • формировать умение детей украшать готовые пряники, используя элементы росписи: линии, мазки, точки.

Развивающие:

  • активизировать речь, обогатить словарный запас (прянишник, пряности);
  • развивать память, внимание, мышление и воображение;
  • развивать мелкую моторику рук посредством работы кистью, палочками и пальчиковой гимнастики;
  • развивать эстетический вкус и художественные способности.                                                                                                                   

                   

Воспитательные:

  • формировать умение работать в коллективе и слушать друг друга;
  • воспитывать аккуратность и самостоятельность в творческой работе;
  • воспитывать уважение и гордость к труду пряничных мастеров.

Оборудование и материалы: корзинка, коллекция пряников, пряности в мешочках, образцы росписи пряников, скатерти по количеству столов, фартуки по количеству детей, гуашь, непроливайки, палитры, кисти, тычки, ватные палочки, пряники из соленого теста (заготовки), поднос, влажные салфетки.

Ход занятия:

Дети проходят в группу, встают около педагога

В руках педагога пряники в корзине, накрытые салфеткой.

Педагог: Добрый день, ребята.

                Я к вам в гости пришла, да сюрприз принесла.

                А какой узнаете, если загадку отгадаете.

Печатные, резные, цветные, расписные

На столе у Анечки

Лежат в тарелке… прянички.

Показ пряников в корзинке

Педагог:   Пряники-пряники!

             Что за чудо - пряники!

             И с начинкой, и простые,

             Облитые, расписные!

В наши дни пряники можно купить в любом магазине и есть их хоть каждый день. Пряники в большом количестве изготавливают на хлебозаводах, а делают их специальные машины. Выпускают пряники разной формы и размеров, с разными начинками. Цена на них невысока, покупай и ешь на здоровье!

     Но так было не всегда. А как было, я вам расскажу, после того, как вы присядете на стульчики.

Дети садятся на стульчике, расставленные  полукругом. Педагог обращает внимание на осанку детей.

Педагог:   Когда-то были времена, когда пряники считали большой ценностью и ели их только в особые дни.

Первые пряники стали изготавливать в глубокой древности и назывались они тогда «медовым хлебом», из-за того, что в тесто, из которого пекся  этот хлеб, добавлялся мед.

Позже, древние люди стали кроме меда и ягод, добавлять в пряники много разных трав, фруктов, зерен и кореньев.   Они обнаружили, что на земле есть много  удивительных ароматных (пряных) растений. У одних растений очень приятно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда эти растения назвали  - пряяяности, благодаря их пряному вкусу и запаху. (Педагог просит детей повторить слово «пряности») Отсюда и название – пряяяник (пряный, ароматный).

Такие пряности, готовые, измельченные, хранятся  в специальных мешочках (Предлагает рассмотреть содержимое корзинки)

Ребята, понюхайте аромат пряностей! Запомните их название: корица, ваниль, мята, имбирь, гвоздика.

  В те давние  времена секреты изготовления пряников передавались из поколения в поколение, а Мастеров, которые, изготавливали пряники называли прянишниками! (Педагог просит детей повторить слово «пряяянишник»)

    Особенно прославились своими пряничными мастерами Тула, Городец и Вязьма.

Рассказывали, что в старину, пряники в форме лошадок, дарили мальчикам, чтобы они были быстрыми и крепкими. А девочкам – птичек, чтобы они были красивыми и шустрыми.

- А как вы думаете, кому дарили пряники в форме сердечек? … Да, кого люблю, тому дарю (поговорка).

Педагог:   Украшать пряник, целое искусство!

И сегодня мы с вами испечем и распишем пряники! Ну что замесим тесто!?

Пальчиковая гимнастика

Тесто нужно нам размять,

Мнут

Скалкой дружно раскатать,

Раскатывают

Другим боком повернуть

Поворачивают, хлопки ладошками

И еще чуть-чуть катнуть.

Раскатывают

В руки формочки возьмем.

Пальчики соединяем в щепотку

На тесто их поставим,

Ладони вниз

Немножечко надавим,

Нажимают ладони друг о друга  попеременно

А теперь смотрите сами

Пряник прямо перед нами

Руки перед собой

И чтоб радовал он взгляды

Нам украсить его надо.

Движение пальчиками «тычок по кругу»

Педагог:   А теперь, ребята, закройте руками глаза и повернитесь вокруг себя один раз. Посмотрите!  Вот  пряники  наши и  готовы! (Показывает на стол с готовыми пряниками). Только они еще нерасписанные,  и я предлагаю украсить  их узорами. Присаживайтесь на рабочие места.

Дети проходят в мастерскую, на столах перед детьми лежат образцы узоров.

Педагог:   Вот такими узорами расписывали мастера пряники. Можно  придумать и свой узор.

Практическая часть.

Инструктаж перед работой.

Дети расписывают готовые пряники.

Педагог:   Посмотрите, какие чудесные пряники получились! Разложим их на поднос, да полюбуемся.

Для добра трудиться – есть чем похвалиться! (пословица)

Ребята, посмотрите, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас пряники.

- Молодцы, вы замечательные прянишники! Проявили все свои творческие умения!

     - Вам понравилось расписывать пряники?

- Вспомните, почему пряники так называются  - ПРЯНИКИ?

- Что кладут в тесто для пряников?  - пряности 

- Как называются мастера, которые делают пряники? – прянишники

Педагог:   Без работы пряников не кушать (пословица)

Мы с вами хорошо потрудились и  я вас хочу угостить вкусными пряниками!

Педагог дарит детям пряники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию для родителей с детьми старшей группе №7 «Дружная семейка», 1 часть ТЕМА: « Путешествие в царство геометрических фигур».

Задачи:1.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).2.Учить решать логические з...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованию с детьми старшей группы «Кораблик» с общим недоразвитием речи

Цель данного занятия: расширить представления детей о посуде.В ходе занятия решаются следующие коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначени...

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»

Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...

Конспект занятия по познавательному развитию "Новая физика" с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по познавательному  развитию  в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Три  сестрицы-водицы»Тема: «Три агрегатн...

конспект занятия поПо физическому развитию «Маршрут здоровья» с детьми старшей группы

Задачи:Образовательная область «Музыка»: обогащать эмоциональное впечатление детей, используя музыкальное сопровождение  в образовательной деятельности.Образовательная деятельность &l...

Конспект занятия в мини-музеи "Русская изба" для детей старшей группы по теме "Посуда"

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим,И в старом красоту находим, Хоть новому пренадлежим.В нашем детском саду в 2021 году был создан мини-музей "Русская изба" , как об...