Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования , здорового, безопасного образа жизни детей раннего возраста "Мои пальчики рисуют радость"
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа)
"Мои пальчики рисуют радость"-арт-терапия через рисование пальчиками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 258.92 КБ | |
| 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»
г. Качканар, Свердловской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО, БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«МОИ ПАЛЬЧИКИ РИСУЮТ РАДОСТЬ!»
Воспитатели:
Васильченко О.В. и Евстратова Ю.А.
Организация совместной художественно-эстетической деятельности с элементами арт-терапии (рисование пальчиками) как средства эмоциональной разрядки, сенсомоторного развития и профилактики стресса у детей 1–2 лет;
Включение здоровьесберегающих практик (тактильная стимуляция, ритуалы начала/завершения, гигиеническое сопровождение) в образовательную ситуацию, направленную на формирование позитивного отношения к телу, чистоте и творческому самовыражению.
Тема:
«Мои пальчики рисуют радость!» (арт-терапия через пальчиковое рисование)
Возрастная группа детей:
Первая группа раннего возраста (1–2 года)
Используемая технология:
Арт-терапевтическая технология «Сенсорно-эмоциональное погружение» — сочетание тактильной стимуляции, свободного творческого выражения и эмоционального сопровождения взрослого с акцентом на безопасность, доступность и физиологию действий. Включает элементы сенсомоторной гимнастики, релаксации и позитивного тактильного контакта.
Форма:
Совместная образовательная деятельность в режиме дня (вторая половина утра, после активных игр, перед спокойным занятием); интеграция в образовательную ситуацию с элементами игры и свободного выбора.
Цель:
Создать условия для эмоциональной разрядки и сенсомоторного развития через безопасное, радостное взаимодействие с материалами — как профилактику переутомления и поддержку здорового психоэмоционального состояния.
Задачи:
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику, координацию движений кисти и пальцев;
- стимулировать тактильную чувствительность;
- формировать навыки гигиенического самообслуживания (мыть руки до/после).
Художественно-эстетическое развитие:
- вызывать положительные эмоции от взаимодействия с цветом и формой;
- формировать первичные представления о цвете, оставляемом следе краски, изменении материала;
- поддерживать инициативу и свободное творческое выражение.
Здоровьесбережение:
- снижать эмоциональное напряжение;
- формировать позитивный опыт «чистоты–грязи» без страха;
- укреплять доверительную связь «взрослый–ребёнок» через совместное действие и принятие.
Методы и приемы:
- тактильная игра-вовлечение;
- эмоционально-речевое сопровождение («Ах!», «Ой, какая красная ладошка!»);
- зеркальное повторение движений;
- тактильный контакт (взрослый берёт ручку ребёнка — по согласию);
- свобода выбора (цвет, интенсивность, длительность);
- ритуал начала и завершения («Приглашаем пальчики», «Прощаемся с краской»);
- поощрение процесса, а не результата.
Содержание деятельности и общения педагога и детей на каждом этапе (мотивационный, практический (деятельностный), рефлексивный).
Материалы и оборудование, ТСО (по необходимости):
- Пальчиковые краски (гипоаллергенные, на водной основе, сертифицированные;
- Бумага — плотные листы А3, прикреплённые к столу (чтобы не сминать);
- Фартучки/нагрудники (лёгкие, водонепроницаемые);
- Мисочки (неглубокие на подносе);
- Влажные и сухие салфетки;
- Кран с тёплой водой, детское мыло (в доступе);
- Мягкая игрушка-«помощница» («Капелька» — символ чистоты и радости);
- Фоновая музыка: звуки природы (30–40 дБ).
Планируемый результат:
Физическое развитие
- ребёнок проявляет интерес к тактильным ощущениям;
- совершает целенаправленные движения пальцами (тыкание, водит, опускает пальчик или пальчики в мисочку);
- участвует в гигиенических процедурах (подставляет руки под воду, трёт ладошки).
Художественно-эстетическое развитие
- проявляет положительные эмоции при работе с цветом;
- удерживает внимание 3–5 мин;
- инициирует повторение действия («ещё!», тянет руку).
Эмоциональное благополучие и безопасность
- сохраняет спокойное/радостное состояние во время и после занятия;
- доверяет взрослому в новой ситуации;
- не проявляет страха перед «грязью» или водой.
Технологическая карта совместной образовательной деятельности
№ | Этапы. Структурные компоненты деятельности | Содержание | Планируемый результат | |
деятельности педагога | деятельности детей | |||
1. | Мотивационный этап - образовательная ситуация (игровая; проблемная; ситуация, обращенная к личному опыту ребенка; ситуация-иллюстрация; творческая ситуация) | Педагог показывает мисочку с безопасной пальчиковой краской (яркий цвет) и говорит с интонацией удивления: «Ой! Кто это оставил здесь волшебное пятнышко?.. Попробуем - оно мягкое!» (погружает палец, медленно водит по листу). Обращается к детям, называя по имени: «Кирилл, хочешь познакомить пальчик с солнышком (жёлтой краской)?» Напевает: «Пальчик-пальчик, прилети, на листочке посиди!» | Дети наблюдают, подходят по желанию. Тянут ручки, тянутся к миске, смотрят на след. Некоторые повторяют движения (хлопают, тычут пальцем в воздух). Эмоционально реагируют: улыбаются, издают звуки, показывают взрослому свою руку. | Эмоциональный контакт установлен; заинтересованность вызвана; создана безопасная, «безоценочная» атмосфера творчества. |
2. | Поисковый этап - актуализация знаний; - обсуждение, выбор, принятие решения; - организация; - составление плана | Демонстрирует 2–3 цвета: «Вот солнышко (жёлтая), вот травка (зелёная), вот клубничка (красная)». Даёт выбрать: «Кто хочет солнышко? Покажи пальчик!» (поднимает руку - ребёнок повторяет). Подготавливает всё заранее: фартучки, влажные салфетки, тёплая вода в кране, листы А3 на подложке. Говорит: «Краска добрая - она не пачкает, а играет!» | Дети тянутся к цвету, указывают пальцем, произносят слоги («а-а!», «ма!»). Надевают фартучки (с помощью взрослого). Садятся у стола - кто как комфортно. Смотрят на свои руки, ждут. | Сформировано ощущение выбора и участия; подготовлена мотивация к действию; обеспечена физическая и эмоциональная безопасность. |
3. | Практический этап (игры, задания, упражнения, тренинг) | Помогает погрузить пальчик (или ладошку) в краску - «Вот так… мягко…». Сопровождает речью: «Маша водит пальчиком -катится колёсико!», «Тимофей стучит — барабан-барабан!». Предлагает разные действия: «потрогать», «постучать», «провести дорожку», «помахать пальчиком в воздухе». Следит за гигиеной и комфортом: не допускает переохлаждения рук, поддерживает позу. Через 2–3 мин: «Пора прощаться с краской - она устала» → ведёт к умывальнику. | Погружают пальцы/ладони в краску по желанию (не все - кто готов!). Делают следы: точки, полоски, «печать» ладошкой. Наблюдают за изменением цвета, смешиванием. Могут мять бумагу, хлопать ладошками в краске, смеяться, повторять звуки. Участвуют в мытье рук - подставляют руки под воду, трогают мыльную пену. | Развита тактильная чувствительность и мелкая моторика; получен опыт свободного творчества без страха ошибки; закреплён навык гигиены; достигнуто эмоциональное расслабление или, наоборот, мягкая активизация (в зависимости от потребности). |
4. | Рефлексивный этап | Вытирает руки ребёнка мягким полотенцем, хвалит за участие: «Ты так осторожно трогал краску - молодец!» Показывает лист: «Смотри - твой пальчик оставил след! Он был весёлый/аккуратный/смелый!» (без оценки «красиво/некрасиво»). Проводит лёгкий массаж кистей: «Пальчики устали - дадим им отдохнуть». Ритуал прощания: «Пока, краска! Мы ещё поиграем!» - машут рукой мисочке. | Улыбаются, смотрят на лист, могут потрогать высохшую краску. Повторяют движения (махать, «пока»). Успокаиваются, дышат глубже. Некоторые просят повторить. | Завершение деятельности - позитивное, без стресса; усилено чувство безопасности и принятия; сформирован положительный ассоциативный опыт творчества и чистоты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта совместной образовательной деятельности взрослого и детей (По педагогической технологии «Логические блоки Дьенеша»)
Технологическая карта совместной образовательной деятельности взрослого и детей (По педагогической технологии «Логические блоки Дьенеша»)...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности на тему: «Подарок для мамы» (для детей и родителей группы раннего возраста) с использованием нетрадиционных техник рисования.
Цель (для детей): совершенствование умений детей использовать нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ватными палочками) при создании осенней картины. Цель (для родителей): привлечение вним...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Совместной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни "Страна добрых дел"
Технологическая карта совместной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни представляет собой подробный план взаимодействия педагога и детей, учитывающий возрастные особенности, уровень...

Проект организации образовательной среды формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста
Цель проекта: Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей 1-2 лет через создание развивающей,эмоционально комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей физиче...

Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, состояния здоровья (психического, физического, социального)
Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни у детей раннего возраста: профилактические, физкультурно-оздоровительные, сохранения и стимулирования здоровья, обучения зд...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования здорового, безопасного образа жизни детей раннего возраста «Мои пальчики рисуют радость!»
Применение технологий формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста в образовательном процессе.Организация совместной художественно-эстетической деятельности с элементами ар...

Проект организации образовательной среды формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста
Проект о организации образовательной среды...

