Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования , здорового, безопасного образа жизни детей раннего возраста "Мои пальчики рисуют радость"
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа)

Юлия Андреевна Евстратова

"Мои пальчики рисуют радость"-арт-терапия через рисование пальчиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon moi_palchiki_risuyut_radost.pdf258.92 КБ
Файл moi_palchiki_risuyut_radost.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

г. Качканар, Свердловской области

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО, БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«МОИ ПАЛЬЧИКИ РИСУЮТ РАДОСТЬ!»

Воспитатели:

Васильченко О.В. и Евстратова Ю.А.

Организация совместной художественно-эстетической деятельности с элементами арт-терапии (рисование пальчиками) как средства эмоциональной разрядки, сенсомоторного развития и профилактики стресса у детей 1–2 лет;

Включение здоровьесберегающих практик (тактильная стимуляция, ритуалы начала/завершения, гигиеническое сопровождение) в образовательную ситуацию, направленную на формирование позитивного отношения к телу, чистоте и творческому самовыражению.

Тема: 

«Мои пальчики рисуют радость!» (арт-терапия через пальчиковое рисование)

Возрастная группа детей: 

Первая группа раннего возраста (1–2 года)

Используемая технология: 

Арт-терапевтическая технология «Сенсорно-эмоциональное погружение» — сочетание тактильной стимуляции, свободного творческого выражения и эмоционального сопровождения взрослого с акцентом на безопасность, доступность и физиологию действий. Включает элементы сенсомоторной гимнастики, релаксации и позитивного тактильного контакта.

Форма: 

Совместная образовательная деятельность в режиме дня (вторая половина утра, после активных игр, перед спокойным занятием); интеграция в образовательную ситуацию с элементами игры и свободного выбора.

Цель: 

Создать условия для эмоциональной разрядки и сенсомоторного развития через безопасное, радостное взаимодействие с материалами — как профилактику переутомления и поддержку здорового психоэмоционального состояния.

Задачи:

Физическое развитие:

  • развивать мелкую моторику, координацию движений кисти и пальцев;
  • стимулировать тактильную чувствительность;
  • формировать навыки гигиенического самообслуживания (мыть руки до/после).

 Художественно-эстетическое развитие:

  • вызывать положительные эмоции от взаимодействия с цветом и формой;
  • формировать первичные представления о цвете, оставляемом следе краски, изменении материала;
  • поддерживать инициативу и свободное творческое выражение.

Здоровьесбережение:

  • снижать эмоциональное напряжение;
  • формировать позитивный опыт «чистоты–грязи» без страха;
  • укреплять доверительную связь «взрослый–ребёнок» через совместное действие и принятие.

Методы и приемы:

  • тактильная игра-вовлечение;
  • эмоционально-речевое сопровождение («Ах!», «Ой, какая красная ладошка!»);
  • зеркальное повторение движений;
  • тактильный контакт (взрослый берёт ручку ребёнка — по согласию);
  • свобода выбора (цвет, интенсивность, длительность);
  • ритуал начала и завершения («Приглашаем пальчики», «Прощаемся с краской»);
  • поощрение процесса, а не результата.

Содержание деятельности и общения педагога и детей на каждом этапе (мотивационный, практический (деятельностный), рефлексивный).

Материалы и оборудование, ТСО (по необходимости):

  • Пальчиковые краски (гипоаллергенные, на водной основе, сертифицированные;
  • Бумага — плотные листы А3, прикреплённые к столу (чтобы не сминать);
  • Фартучки/нагрудники (лёгкие, водонепроницаемые);
  • Мисочки (неглубокие на подносе);
  • Влажные и сухие салфетки;
  • Кран с тёплой водой, детское мыло (в доступе);
  • Мягкая игрушка-«помощница» («Капелька» — символ чистоты и радости);
  • Фоновая музыка: звуки природы (30–40 дБ).

Планируемый результат:

Физическое развитие

  • ребёнок проявляет интерес к тактильным ощущениям;
  • совершает целенаправленные движения пальцами (тыкание, водит, опускает пальчик или пальчики в мисочку);
  • участвует в гигиенических процедурах (подставляет руки под воду, трёт ладошки).

Художественно-эстетическое развитие

  • проявляет положительные эмоции при работе с цветом;
  • удерживает внимание 3–5 мин;
  • инициирует повторение действия («ещё!», тянет руку).

Эмоциональное благополучие и безопасность

  • сохраняет спокойное/радостное состояние во время и после занятия;
  • доверяет взрослому в новой ситуации;
  • не проявляет страха перед «грязью» или водой.

Технологическая карта совместной образовательной деятельности  

Этапы. Структурные компоненты деятельности

Содержание

Планируемый результат

деятельности педагога

деятельности детей

1.

Мотивационный этап 

- образовательная ситуация (игровая; проблемная; ситуация, обращенная к личному опыту ребенка; ситуация-иллюстрация; творческая ситуация)

 Педагог показывает мисочку с безопасной пальчиковой краской (яркий цвет) и говорит с интонацией удивления: «Ой! Кто это оставил здесь волшебное пятнышко?.. Попробуем - оно мягкое!» (погружает палец, медленно водит по листу).

Обращается к детям, называя по имени: «Кирилл, хочешь познакомить пальчик с солнышком (жёлтой краской)?» Напевает: «Пальчик-пальчик, прилети, на листочке посиди!»

 Дети наблюдают, подходят по желанию.

Тянут ручки, тянутся к миске, смотрят на след.

Некоторые повторяют движения (хлопают, тычут пальцем в воздух). Эмоционально реагируют: улыбаются, издают звуки, показывают взрослому свою руку.

 Эмоциональный контакт установлен;

заинтересованность вызвана;

создана безопасная, «безоценочная» атмосфера творчества.

2.

Поисковый этап

- актуализация знаний;

- обсуждение, выбор, принятие решения;

- организация;

- составление плана

 Демонстрирует 2–3 цвета: «Вот солнышко (жёлтая), вот травка (зелёная), вот клубничка (красная)».

Даёт выбрать: «Кто хочет солнышко? Покажи пальчик!» (поднимает руку - ребёнок повторяет). Подготавливает всё заранее: фартучки, влажные салфетки, тёплая вода в кране, листы А3 на подложке.

Говорит: «Краска добрая - она не пачкает, а играет!»

 Дети тянутся к цвету, указывают пальцем, произносят слоги («а-а!», «ма!»).

Надевают фартучки (с помощью взрослого).

Садятся у стола - кто как комфортно. Смотрят на свои руки, ждут.

 Сформировано ощущение выбора и участия;

подготовлена мотивация к действию;

обеспечена физическая и эмоциональная безопасность.

3.

Практический этап

(игры, задания, упражнения, тренинг)

 Помогает погрузить пальчик (или ладошку) в краску - «Вот так… мягко…». Сопровождает речью: «Маша водит пальчиком -катится колёсико!», «Тимофей стучит — барабан-барабан!». Предлагает разные действия: «потрогать», «постучать», «провести дорожку», «помахать пальчиком в воздухе». Следит за гигиеной и комфортом: не допускает переохлаждения рук, поддерживает позу.

Через 2–3 мин: «Пора прощаться с краской - она устала» → ведёт к умывальнику.

 Погружают пальцы/ладони в краску по желанию (не все - кто готов!).

Делают следы: точки, полоски, «печать» ладошкой.

Наблюдают за изменением цвета, смешиванием. Могут мять бумагу, хлопать ладошками в краске, смеяться, повторять звуки. Участвуют в мытье рук - подставляют руки под воду, трогают мыльную пену.

 Развита тактильная чувствительность и мелкая моторика;

получен опыт свободного творчества без страха ошибки;

закреплён навык гигиены;

достигнуто эмоциональное расслабление или, наоборот, мягкая активизация (в зависимости от потребности).

4.

Рефлексивный этап

 Вытирает руки ребёнка мягким полотенцем, хвалит за участие: «Ты так осторожно трогал краску - молодец!» Показывает лист: «Смотри - твой пальчик оставил след! Он был весёлый/аккуратный/смелый!» (без оценки «красиво/некрасиво»).

Проводит лёгкий массаж кистей: «Пальчики устали - дадим им отдохнуть».

 Ритуал прощания: «Пока, краска! Мы ещё поиграем!» - машут рукой мисочке.

 Улыбаются, смотрят на лист, могут потрогать высохшую краску.

Повторяют движения (махать, «пока»). Успокаиваются, дышат глубже.

Некоторые просят повторить.

 Завершение деятельности - позитивное, без стресса;

усилено чувство безопасности и принятия;

сформирован положительный ассоциативный опыт творчества и чистоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта совместной образовательной деятельности взрослого и детей (По педагогической технологии «Логические блоки Дьенеша»)

Технологическая карта совместной образовательной деятельности взрослого и детей (По педагогической технологии «Логические блоки Дьенеша»)...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности на тему: «Подарок для мамы» (для детей и родителей группы раннего возраста) с использованием нетрадиционных техник рисования.

Цель (для детей): совершенствование умений детей использовать нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ватными палочками) при создании осенней картины. Цель (для родителей): привлечение вним...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Совместной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни "Страна добрых дел"

Технологическая карта совместной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни представляет собой подробный план взаимодействия педагога и детей, учитывающий возрастные особенности, уровень...

Проект организации образовательной среды формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста

Цель проекта: Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей 1-2 лет через создание развивающей,эмоционально комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей физиче...

Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, состояния здоровья (психического, физического, социального)

Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни у детей раннего возраста:  профилактические, физкультурно-оздоровительные, сохранения и стимулирования здоровья, обучения зд...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности с использованием технологии формирования здорового, безопасного образа жизни детей раннего возраста «Мои пальчики рисуют радость!»

Применение технологий формирования здорового и безопасного образа жизни детей раннего возраста в образовательном процессе.Организация совместной художественно-эстетической деятельности с элементами ар...