Люблю берёзку русскую.
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Сутупова Оксана Игоревна

Закрепить знания детей о русской берёзе - символ земли русской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_osenyu.docx18.87 КБ
Файл beryoza.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Загадывание загадки про осень

Дождик с самого утра,

 Птицам в дальний путь пора,

 Ветер громко завывает,

это всё когда бывает?

Чтение стихотворения Денис

Песня «Осень в лесу»

Вед.: Ребята! Ведь осень – это не только дожди и слякоть, серые тучки и холод. Посмотрите, какие я сшила деревьям красивые наряды. Золотые сарафанчики – березкам, красные рубашки – кленам, подарила алые сережки рябинкам. И весь лес стал расписной, волшебный! И о земле я позаботилась – укрыла ее разноцветным одеялом из листьев, чтобы ей теплее было зимой.

 

Игра: С какого дерева лист?

Вед.: Да, славная пора – осень! Прекрасна природа в своём осеннем убранстве. Люди хорошо потрудились, собран богатый урожай. Теперь можно отдохнуть.

Письмо Лесовичка

Загадки о фруктах и овощах.

  1. Потрудиться мы должны –

Овощи нам всем нужны.

Не пугайтесь, если вдруг,

Слезы лить заставит… (Лук)

  1. Расселась барышня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

  1. Само с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко (Яблоко)

  1. Я длинный и зелёный

Вкусный и солёный,

Вкусный и сырой,

Кто я такой?(огурец)

  1. Этот жёлтый плод растёт,

Там где лето круглый год.

Он как краешек луны,

Все вы знать его должны. (банан)

  1. В  огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (помидор)

  1. Он сочен и душист,

А снаружи золотист,

Много долек в нём друзья,

Для тебя и для меня. (апельсин)

  1. Дольку этого плода

В чай кладём мы иногда.

Ароматней и вкусней

В чашке чай бывает с ней. (лимон)

Ай да молодцы, смекалистые попались ребята!

Ведущий: Теперь бежим на огород.

Там столько овощей растет.

И на суп и на обед,

На салат и винегрет.

Песня «В огород мы пришли»

 Игра «Собери урожай»

(Выходит вся младшая семья) - Чтение стихотворений младшие дети

Вед.: Мы на празднике с друзьями

Славно время проведем.

Чтобы было веселее

Танец дружно все начнем!

Танец младшие дети «Тучка» 

Ведущий:

 У  Осени, есть три месяца, кто знает какие?
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Вед:  Все три месяца не похожи друг на друга.

Сентябрь – это рябинник, самый красивый месяц.  

А про октябрь говорят: так  «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».
А  в ноябре  называют поздней осенью

Читает стихотворение Валя

Игра «Наряжаем дерево»

(Гости) Читают стихи дети семьи № 4

Посылка от осени  «Поздравительная открытка»

Поют старшие дети «Капитошка» «Осень в лесу»

(вручаются подарки и гостинцы для остальных детей)

До свиданья, до свиданья! Помашем  на прощанье.

Ну, а в следующем году снова в гости к нам прийди!

Дети идут рисовать



Предварительный просмотр:

Цель: Систематизировать знания детей  о берёзе,  как символе  земли русской.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о берёзе – символе России; расширить представления об образе берёзы в поэзии, музыке, искусстве, устном народном творчестве;

- познакомить детей с традициями русского праздника Троицы;

- формировать  эмоциональные восприятие образа русской берёзки средствами разного вида   искусства;

- активизировать и пополнять словарный запас;

- учить детей навыкам выразительного рассказывания стихотворений.

Развивающие: 

- развивать познавательный интерес,

-создавать  благоприятный эмоциональный фон с использованием музыкальных  произведений, формировать умение выразительно исполнять музыкальные и танцевальные номера на сцене.  

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу, воспитывать чувство любви к березке и бережное к ней отношение.

Интеграция образовательных областей:

1.Социализация.
2. Познание.
3. Коммуникация.
4. Художественное творчество.
5. Чтение художественной литературы.
6. Музыка.
7. Знакомство с искусством.

Оборудование:

- Березка

-Аудиозапись «Берёзовый лист».

-Фонограмма записи стихотворения «Белая берёза».

-Русская мелодию « Во поле береза стояла»,

- Видеозапись песни «Берёзы» в исполнении группы «Любэ»,

- Ленточки разноцветные.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с берёзой.
    2. Экскурсия в парк.
    3. Хоровод «Берёзка».
    4. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.
    5.  Изготовление костюма березки и русских народных.
    8. Презентация «Берёза».
    9. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.

                                        Ход НОД:

«Берёзовый лист» - Ребята смотрят видеосюжет о берёзовой роще.

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг?  Где мы с вами оказались? А как называется лес, где растут одни берёзы?

Предположительные ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы находимся в березовой роще. Посмотрите, как красиво вокруг! (Дети рассматривают с воспитателем фотографии).

Слайд 1

Валя читает стихотворение

Люблю  берёзу  русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её заречную.

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую.

То грустную, плакучую.

Слайд № 2

Мы с вами сегодня вспомним о берёзе,  а может что – то и узнаете нового. Открываем наш журнал.

Слайд 3 «Напоминание о Родине»

-Березку можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (берёзовая роща).

-  Берёза – это очень красивое и необычное дерево. А чем оно необычно? (белый ствол с чёрными пятнами).

- Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной. Разве это не чудо? Стройную, кудрявую, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.

Не дерева милее и роднее, потому что  чувства, которые она вызывает,  созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человека.  

- Берёза -  красавица русских полей. Символ земли русской.

Слайд 4

Даниил Могуч.

Слад 5

Песня о Родине

Слайд 6

Слайд 7  «Берёзы на войне»

Много могли бы рассказать о войне берёзы.  В истории нашей родины немало трагических страниц: Русь защищалась от многочисленных завоевателей из Европы. Одержали победу над фашистской Германии в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная берёза  давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и … русскую берёзу.  

Денис читает стихотворение

Я помню, ранило берёзу

Осколком бомбы на заре,

Студеный сок бежал, как слезы,

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

И рано – раненько весною.

Берёза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

«Родную русскую берёзу 

В обиду больше не дадим.

Слайд 8

  «Картинная галерея»

Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее. Многие художники на своих полотнах запечатлели образ берёзы. Вот только некоторые из них. (Демонстрация репродукций). 

Слайд   9

Картина И. Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу.

И. Грабарь «Февральская лазурь».  На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

Картина Ивана Шишкина называется  «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них.

Слайд 10 «Берёза в поэзии»

Воспитатель:

Художники и поэты воспевают (передают) красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге. Картин мы можем увидеть глазами. А поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку...

Слайд 11

Монтаж детей

Берёза – лебедь белая,
Рядком с тобой стою,
Тебе, моя несмелая,
Я песенку спою.

Ребёнок:
Зелёная, раздольная,
Ты гибче камыша,
Березка белоствольная
Ну, всем ты хороша!

Ребёнок:
У красы берёзки
Платье серебрится,
У красы берёзки
Зелены косицы.

Вместе:
Защитить берёзку
Мы бежим гурьбою,
Чтоб краса берёзка
Выросла большою.
Слайд 13

Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу? 

Запись

Стихотворение С. Есенина

Белая берёза 
Под моим окном 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром 
На пушистых ветках 
Снежною каймой 
Распустились кисти 
Белой бахромой. 
И стоит берёза 
В сонной тишине, 
И горят снежинки 
В золотом огне. 
А заря, лениво 
Обходя кругом, 
Обсыпает ветки 
Новым серебром.

Дети:

Зимой. 

Слайд 14

Ребёнок:

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)

Дети:

Летом.

Ребёнок:

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
(Е. Трутнева)

Дети:

Осенью.

 А сейчас какое время года?

Слайд 15

Слайд 16 « Из истории»

На Троицу заготавливали различную зелень. Ветки  берёзы.  Из нее плели

венки и носили на праздник. Троицкая зелень – очень действенный оберег от злых сил. Ее бросали в огород, надевали на рога коровам (чтобы молока

больше давали), затыкали ею все хозяйственные постройки. Молодые

березовые деревца сажали в огородах (по краям) и под окнами дома. По окончании праздника часть зелени уничтожалась: ее сжигали или сплавляли по воде, а другая часть оставалась до следующего праздника.

На Троицу были распространены хороводные гуляния.

 На берёзу  надевали платье, заплетали из тонких плакучих ветвей косы, украшали лентами и водили вокруг деревца хороводы. При “развивании” берёз   венки надевали

на голову и шли всей гурьбой к водоему (реке или озеру), бросали их в воду

и гадали. Неутонувшие венки предвещали долгую жизнь.

Хороводные развлечения продолжались на улицах селений под звуки рожков.

Хоровод  «Во поле берёза стояла»

Согласно легенде на берёзе  люди могли завязать лоскуток ткани и загадать желание. Что в конце занятия   я и предлагаю сделать.

В шкатулке находятся ленты разной цветовой гаммы (желтые, синие, зеленые, красные, черные). Выберите ленту того цвета, который отражает ваше настроение на данный момент времени и завяжите на дерево и загадайте желание – оно, у вас обязательно сбудется.

Слайд 17

Слайд 18

Игра «Волшебная веточка»

Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно

рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

Дети:

Берёза – символ России.
У Берёза – белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни, картины.
В народе берёзу называют « берегиня».
Нужно бережно относиться к природе.

Берёза лечит людей.

Берёза – символ России, а какое же гуляние без русской пляски. Свободная пляска. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

занятие-проект "Люблю берёзку русскую"

Педагогический проект « Люблю  березку русскую» представляет собой разработку музыкального руководителя МОУ Прогимназии г. Маркса Липилиной Ларисы Николаевны, для детей старшего дошкольного возра...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Люблю берёзку русскую"

Интегрированное занятие эколого-эстетического цикла способствует формированию у дошкольников представлений о берёзе не только, как о региональном представителе растительного мира, но и, как о потрясаю...

"Люблю берёзку русскую"

Данное занятие формирует у детей умение использовать в изодеятельности нетрадиционные методы (рисование углём, свечой)...

Люблю берёзку русскую

Воспитатель: Баранова Т.П.Цель:Ø  Закрепить и упорядочить ранее полученные знания о природе родного края через красоту и культуру русской речи, обращение к русскому фольклору и традициям русского...

Интегрированное занятие "Люблю берёзку русскую"

Расширение и пополнение знаний детей ( путём интеграции образовательных областей ) о русском дереве - берёза....