Проект: " Улица полна неожиданностей, но мы к ним готовы."
проект (средняя группа) на тему

Агафонова Марина Владимировна

Проект посвящён актуальной проблеме - обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В проект входит работа с родителями, консультация для педагогов, конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ 

на тему:

«Улица полна неожиданностей,

но мы к ним готовы».

Составила проект: Агафонова Марина Владимировна

Вид проекта:  познавательно – речевой

Продолжительность: среднесрочный

Актуальность: Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно – транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно – транспортных происшествий являются сами дети , которые играют в близи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

 Цель:

формирование навыков правильного осознанного безопасного  поведения дошкольников в окружающей дорожно-транспортной среде  через организацию различных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной.

Задачи проекта:

  • Для детей:

1. Пополнить, упорядочить, закрепить знания дошкольников о правилах дорожного движения, способствовать легкости и доступности овладения новыми знаниями по соблюдению правил дорожного движения и применению их на практике.

2. Усвоение дошкольниками правил безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

3.  Познакомить детей со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

    4. Побуждать использовать изученные правила дорожного       движения           на   практике.  

  •  Для родителей:

1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

2. Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через практическую деятельность.

  •  Для педагогов:

1. Создать предметно – развивающую среду по ПДД для поддержания познавательного интереса детей.

2. Развитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала педагогов.

                    Предполагаемый результат:

  1. Закреплять  у дошкольников представления о важности соблюдения правил дорожного движения.
  2. Обогащать словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.
  3. Закреплять и обобщать у детей представления о различных видах транспорта, о движении транспорта.
  4. Подготовить  атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Дорога», оборудовать уголок по Правилам дорожного движения, подобрать методическую и детскую литературу.
  5. Оформить картотеку дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
  6. Систематизировать и сформировать  знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.

Цель – провести предварительную работу с  детьми и их родителями по теме.

Участники: дети, родители.

Основные направления работы.

  • Знакомство с литературой по теме.
  • Постановка цели и задач, определение методов исследования, выбор оборудования и материалов, составление перспективного плана работы с детьми.
  • Сбор информации по проблеме. Подготовка материала и оборудования.
  • Анкетирование родителей.
  • Поиск эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
  1. Основной этап.

Цель – реализация основных направлений работы в целях достижения предполагаемого результата

Участники: дети, родители, педагоги.

Основные направления работы.

Формы работы

Наименование мероприятия, тема

с детьми:

1.

Непосредственно образовательная деятельность

  • «Опасная дорога».

Цель: выработать бессознательную привычку играть в строго определенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя, дать понятие о том, что машины–это транспорт, что транспорт бывает разным. Закрепить знания о светофоре.

 Интеграция образовательных областей:«Познание» «Безопасность», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы»

  • «Дорожные знаки».

 Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения; научить детей понимать дорожную символику на примере дорожных знаков.

Интеграция образовательных областей:«Познание» «Безопасность», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

  • «Зеленый, желтый, красный».

 Цель: закрепить знания детей о   светофоре, о его сигналах;

  • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении.

Интеграция образовательных областей:«Познание» «Безопасность», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация».

  • «Безопасность на дороге. Светофор».

Цель: познакомить с правилами поведения на дороге шоферов и пешеходов; формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора; закрепить знания о сигналах светофора; учить наклеивать «сигналы»  светофора в правильной последовательности; развивать логическое мышление, внимание, связную речь.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество» (рисование), «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура».

  • Рисование «Дорожные знаки».

Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках.

  • Аппликация «Светофор».

Цель: закрепить знания о сигналах светофора и их значении.

  • Конструирование «Дорога».

Цель: учить моделировать дорогу в соответствии с разметкой.

2.

Игровая деятельность

  • Сюжетно-ролевые игры: 

1.«Нам на улице не страшно».

Цель: закрепить у детей знания о ПДД; расширять знания о правилах поведения на улице; развивать игровую деятельность.

2.«Пешеходы».

 Цель: закрепление правил безопасности дорожного движения для  пешехода.

3.«Автобус».

Цель: закрепление правил безопасности дорожного движения для  пассажира. Знакомство с правилами поведения в автобусе.

  • Игры с дидактической направленностью:

1.«Дорожные знаки».

Цель: познакомить детей с разрешающими и запрещающими дорожными знаками.

2.«Учим дорожные знаки».

 Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках.

3.«Дорожная азбука».

Цель: закрепить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения.

 4.«Теремок».

Цель: учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов, познакомить с предупреждающими знаками.

5. «Угадай какой знак».

Цель: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания о ПДД.

  • Подвижные игры:

1.«Трамвай».

Цель: закрепление знаний детей о сигналах светофора. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

2.»Цветные автомобили».

Цель: учить соблюдать ПДД, избегая «аварий»-столкновений, учить во время реагировать на сигналы светофора.

3.

Беседы

  • «Правила дорожного движения».

Цель: закрепить с детьми правила поведения на тротуаре и при переходе улицы.

  • «Значение сигналов светофора».

Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора.

  • «Какие бывают машины».

Цель: познакомить детей с различными видами транспорта.

4.

Чтение художественной литературы

«Сказка про город  Дорожных знаков».

Михалков С. «Дядя Степа – милиционер», «Бездельник светофор».

Житков Б. «Светофор».

Тарутин О. «Для чего нам светофор».

Калинина Н. «Как ребята переходили улицу».

Усачев А. «Домик у перехода».

Заучивание стихотворения Михалкова С. «Шагая осторожно».

Познакомить детей с загадками о транспорте, дорожных знаках.

5.

Конкурс стихов

  •  «Безопасность на дорогах».

Цель: закрепить усвоенные знания по ПДД, развивать память, прививать любовь к литературе.

6.

Целевые прогулки

«Правила для пешеходов». К проезжей части, где находится светофор и пешеходный переход.

Цель: закрепить разметку дороги, названия дорожных знаков, сигналов светофора.

с родителями:

1.

Наглядная агитация

  • Оформление стендовой информации «Легко ли научить ребенка вести себя на дороге?»;
  • Памятка «Что должен знать ребенок в среднем дошкольном возрасте о правилах поведения на дороге».

2.

Консультации

  •  «Как выработать навыки безопасного поведения на улице»;

3.

Анкетирование

  •  «Осторожно, дорога!». 

4.

Совместная  деятельность

  • Сделать «книжки – малышки», дорожные знаки. Макет «перекрёсток».

Цель:

1.Уточнить и закрепить знания детьми правил дорожного движения;

2.Учить различать элементы дорог (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, зебра);

3.Помочь запомнить знаки :  «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Осторожно дети»;

4.Расширять знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах города;

с педагогами:

1.

Консультация

  • «Ребенок и опасность на дорогах»

2.

Семинар-практикум

  • «Правила дорожные все должны мы знать».

  1. Заключительный этап

Цель:

  • Обобщить результаты работы.
  • Вызвать рефлексию полученных знаний среди участников проекта о проделанной работе.
  • Сформулировать выводы, составить рекомендации.

Участники: дети, родители.

Основные направления работы:

  • Изготовление макета « перекрёсток», оформление уголка ПДД в группе
  • Создание кабинета  ПДД.
  • Оформление альбома «Транспорт».

Итог проекта.

В результате реализуемого проекта были достигнуты следующие результаты:

  • У детей были усвоены и закреплены представления о важности соблюдения правил дорожного движения, о различных видах транспорта и его движении.
  • Обогатился словарный запас детей новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.
  • Подготовлены  атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Дорога», оборудован уголок по правилам дорожного движения, подобрана методическая и детская литература.
  • Оформлен кабинет ПДД.
  • Систематизированы и сформированы  знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
  • Проведена консультирующая работа с педагогами по теме проекта.




Перспективы развития проекта:

  • Оформление выставки детско-родительских работ в ДОУ «Книжки – малышки по ПДД», дорожные знаки.
  • Продолжаем работать по оформлению  и пополнению материалом кабинета ПДД.

Приложение 1

Анкета для родителей «Осторожно: дорога!»

  1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения?___________________________________
  2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с правилами дорожного движения? Указать какая:

- беседы с ребенком;

- чтение детской литературы по данной теме;

- практические навыки поведения на дороге;

- углубленное изучение правил дорожного движения.

       3.  На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:

              - используете жизненный опыт;

     - смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;

     - на основе рекомендаций педагога.

      4.  Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:

     - достаточно часто;

     - редко;

     - никогда.

     5.  Какие формы работы Вы считаете   наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:

      - организация выставки литературы по данной теме;

      - проведение лекториев для родителей;

      - встречи с инспектором ГАИ;

      - размещение информации в уголке для родителей;

      - родительские собрания по данной теме.

    6. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения у нас в дошкольном учреждении:

      - на высоком;

      - на среднем;

     - на низком.

    7. Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?________________________________________________________________

   8. Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?

     - да;

     - нет;

     - иногда.

  9. Как со своим ребенком обходите транспорт на остановке?

      - впереди;

      - сзади;

      - как придется.

10. Какие ситуации считаете опасными?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                       
































                                                                                               Приложение 2

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «ТЕРЕМОК».

Конспект занятия по ПДД                                     «В стране правил дорожного движения»

                                                                                                                 

                                                                                                Воспитатель                                                                                                                                                                    Агафонова М. В.

Лодейное Поле.

2014г.


цель:    

                      Уточнить и закрепить правила дорожного движения.    

задачи:  

  •             Закркпить назначение и сигналы светофора.
  •             Расширить и закрепить представления о дороге, частями дороги(тротуар,    

                      проезжая часть, пешеходный переход).                            

  •             Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного

                движения

  •             Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.
  •             Развивать мышление и внимание.

Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Скажите мне , вы умеете играть в машинки?
(ответ детей)
Но чтобы ездить по дорогам надо знать правила дорожного движения , а так же мы все должны знать правила для пешеходов.
Вы согласны со мной?
(ответ детей)

       

 (стук, шум, вбегает Незнайка)

Незнайка: Ребята, Здравствуйте! У меня беда. Я не хотел соблюдать правила дорожного движения, да я их не знаю, а в цветочном городе на меня все обиделись, вы можете мне помочь?

Воспитатель: Незнайка, я правильно поняла, ты ничего не знаешь о правилах дорожного движения?

Незнайка: Ну – у – у, правильно.

Воспитатель:  Поэтому с тобой случилась беда. Я думаю нам надо Незнайке помочь!  Научим  Незнайку  правилам  дорожного движения?

(ответ детей)

Воспитатель:  У меня есть для вас загадка.  Подойдите ближе и мы попробуем разгадать, какой предмет здесь  спрятан . И ты Незнайка подходи.

(мнемнотаблица)

  1. Какой формы этот предмет? (прямоугольная)
  2. Что есть у этого предмета? (глазки)
  3. Какого цвета эти глазки? (красный, жёлтый, зелёный)
  4. Где расположен этот предмет? (возле дороги)
  5. Для кого предназначен этот предмет? (для людей и машин)

Повторим, что это предмет прямоугольной формы, у него есть глаза - красный, жёлтый, зелёный. Расположен он у дороги, а предназначен для людей и машин. Что это за предмет?
(ответ детей «Светофор»)

Незнайка: Светофор, светофор. Это что, дерево что ли такое? Может это столб с фонариками, а на нём огни разные горят! Красиво!

Воспитатель: Да красиво, только светофор не для красоты ставят.

Незнайка: А для чего?

Воспитатель: Наши ребята знают, что тебе сказать про светофор. Вот слушай.

         1.   Ребёнок.  Если свет зажёгся красный,

                             значит двигаться опасно.

     2.   ребёнок.  Жёлтый свет – предупрежденье

                             Жди сигнала для движенья

     3.   ребёнок.  Свет зелёный говорит

                             «Пешеходом путь открыт»

Незнайка: Вот это да! Сразу всё и не запомнишь.

Воспитатель: Вот сам светофор .Чтобы Незнайке легче запомнить сигналы светофора, поиграем в игру «Светофор».

Я буду поочерёдно вставлять красные, жёлтые, зелёные сигналы. Когда я вставлю:

     

        Зелёный – все будут маршировать на месте

        Жёлтый – перестают маршировать

        Красный – все присядут

                    (игра)

Незнайка: Да, какие ребята молодцы. Всё знают! А вот у меня есть книжка с вопросами по правилам дорожного движения, мне её ещё в цветочном городе дали, только я не знаю ответов. Может вы поможете?

         (передаёт воспитателю книжку)

Воспитатель: Я думаю , что мы поможем Незнайке и даже покажем, на макете ответы на вопросы:

  1.  Как называется дорога для автомобилей?

                                                                                  (проезжая часть)

  1.  Как называется дорога для пешеходов?

                                                                                  (тротуар)

  1. Для чего нужен пешеходный переход?

                                                                                  (чтобы перейти дорогу)

  1. Что нужно делать на «Красный» и «Жёлтый» сигнал светофора?

                                                                                  (стоять)

  1. Что нужно делать на «Зелёный» сигнал светофора?

                                                                                  (переходить дорогу)

  1. Где нужно ждать автобус?

                                                                                         (на автобусной остановке)

  1. Какие автомобили могут ехать на любой сигнал светофора?

(скорая помощь, полиция, пожарная машина.)

Воспитатель: Незнайка мы тебе помогли?

Незнайка: Помогли. Но я бы хотел ещё лучше запомнить.

Воспитатель: Если ещё лучше, то мы превратимся с вами в автомобили и поедем по улицам нашего города.

«Едет весело машина»

    

  1.  В руки руль скорей берите   (дети изображают руль двумя руками)

Да моторчик заводите          (руль влево, вправо)

Накачаем дружно шины      (топают ногой)

Едут весело машины            (едут по залу) 

Воспитатель поднимает зелёный круг.

  1. Зелёный свет для вас горит,

Это значит путь открыт.

Воспитатель поднимает красный круг.

  1. Стой машина! Стой мотор!

Перед вами светофор!

Загорелся красный свет,

Значит вам проезда нет!  

 Воспитатель: Все хорошо всё запомнили? Но вы что – то пропустили. Посмотрите на макете? Что вы ещё видите?
(дорожные знаки)

               

       Правильно, дорожные знаки. Познакомимся с дорожными знаками поближе?
(ответ детей)

Садитесь на стульчики и будем с ними знакомиться, а вы мне будете помогать.

Презентация «Дорожные знаки»
По ходу презентации воспитатель рассказывает о дорожных знаках, а дети выставляют на дорогу.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы хорошо справились с заданием, а ты Незнайка всё запомнил?

Незнайка: Да, я много узнал и буду стараться соблюдать правила дорожного движения. Спасибо вам. До свидания.

Воспитатель, дети:     До свидания Незнайка!

 

Воспитатель:   Мы с вами ребята не только научили Незнайку правилам дорожного движения, но и сами узнали много нового про дорожные знаки. Молодцы.  



Приложение 3


Консультация для педагогов

«Ребенок и опасности на дорогах»

       Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.

  Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

     Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.

     Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

     Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

     Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

     Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники «учатся» читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все эти требования отражены в программе «От рождения до школы».

     Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.

     Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы и т.д. Эту работу должны совместно проводить психолог – воспитатель – родитель – ребенок. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности и в течение всего года. Для этого необходимо, чтобы воспитатели работали по разработанным перспективным планам для каждой возрастной группы, что повышает и их педагогическое мастерство. Для этого педагоги дошкольного образования должны быть обеспечены современными, научно обоснованными, педагогически грамотными учебно-методическими разработками и наглядными средствами обучения, разработанными на основе новых педагогических технологий.

     Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.

     Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.

                                                   Список литературы:

1.Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б.»Безопасность». – СПБ.: «Детство – Пресс» ,2004г.

2.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. = М.»Просвещение», 2000г. издание 2.

3.Клименко В.Р. Обучение дошкольников правилам движения. – М.»Просвещение», 1973г.

4.Нестеренко А.А. Страна загадок. 1991г.

5.Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.»Просвещение» 1984г.

6.Шурыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.»Книголюб», 2002г.





                                                                                                     



                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ПДД "Улица полна неожиданностей"

Проект по ПДД для средней группы детского сада....

Проект в средней группе на тему: "Улица полна неожиданностей"

В проекте содержится обширный материал по работе с детьми, родителями и педагогами на тему безопасности дорожного движения и правил поведения на проезжей части. В данном проекте представлено знакомств...

Презентация проекта по ПДД "Улица полна неожиданностей"

Презентация проекта по ПДД "улица полна неожиданностей"...

Педагогический проект «Улица полна неожиданностей» во второй младшей группе детского сада

Цели проекта:- Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.-Обеспечение накопления представлений о различных видах транспорта у детей младшего дошкольного возраста.-Формирование элементарных...

Проект по реализации задач социально-коммуникативного развития детей "Улица полна неожиданностей"

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения....

Проект: «Улица полна неожиданностей» в старшей группе

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Задача нас, взрослых, - остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с раз...