Сценарий мероприятия по НРК «Марьямоль» (национально - региональный компонент) для детей 6 – 7 лет и родителей (подготовительная группа №5).
материал (подготовительная группа) на тему

Лодыгина Ольга Николаевна

Знакомство детей с элементами жизни коми народа через организацию игровой конкурсной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrk.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №116» г. Сыктывкара

Сценарий мероприятия по НРК «Марьямоль»

(национально - региональный компонент)

для детей 6 – 7 лет и родителей 

(подготовительная группа №5).

Составители:

Воспитатели группы №5:

Лодыгина О.Н.

Жигайло Е. М.

Хореограф:

Петровская Е Н.

г.Сыктывакар 2014г.

Сценарий мероприятия по НРК «Марьямоль»

(национально - региональный компонент)

для детей 6 – 7 лет (подготовительная группа №5).

Цель: Знакомство детей с элементами жизни коми народа через организацию игровой конкурсной программы.

Домашнее задание для команд по подготовке к участию в игре:

1.Подготовить национальные костюмы (участникам и ведущим);

2.Подготовить «Визитную карточку» - рассказать о районах Республики Коми.

3.Подготовить и уметь представить традиционное блюдо коми (или выпечку)

Участники: 2 команды по 5 человек  - 10 родителей (мамы) и 10 детей. 1я команда – «Шондi – бандi»(солнышко) и 2я команда «Ошкамошка»(радуга)

Место проведения – музыкальный зал

Вход:

Звучит песня «Марьямоль» в исполнении Л. Логиновой.                   ( Все заходят и встают на полукруг)

Ведущий: Виддза оланныд, дона йортъяс! Добрый вечер, дорогие друзья! Всем известно, что год нынешний объявлен годом культуры и разрешите поздравить вас с годом культуры!

- Эй,люди добрые! Вам ли сидеть по домам да в окна глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рада видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по старинке, посиделками называются! Веселья вам да радости!

Ведущий: Собралось к нам гостей со всех районов Республики Коми. Ну, что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус! Кому- сказку, кому – правду, кому – песенку!

Ведущий: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

Хозяйка: Гостям – то известно дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?

Ведущий:  В тесноте да не в обиде. Красному гостю, красное место. Милости просим на хлеб – соль по – старинному. За хлебом, за солью всякая шутка хороша. Где потеснее, там веселее. Ну а теперь, потешимся, да позабавимся!!!

Ведущий: Мы приветствуем вас на конкурсно-игровой программе.  Давайте поприветствуем уважаемых конкурсантов (ведущие называют участников конкурса)

Ведущий: Дорогие конкурсанты, и для того, чтобы решить, какая команда начнет первая, я задам для вас контрольный вопрос:

Знаете ли вы, что такое «марьямоль»?(цветок) Как переводится это слово на русский язык? ( Дикий Пион).

Верно, дикий пион. Сегодня за каждый конкурс вы будете получать лепестки пионов. У каждой команды, в конце должны получится по одному красивому цветку «МАРЬЯМОЛЬ» - ДИКИЙ ПИОН.

Победит тот, кто наберет большее количество лепестков пиона или марьямоль. Оценивать вас будут многоуважаемое жюри в лице….

1.Первый конкурс «Визитная карточка»

Визитная карточка—домашняя заготовка. Команды демонстрируют свои знания о выбранном районе. На сцену приглашаем 1ю команду под названием «…………»

А теперь приглашаем 2ю команду под названием «…………..» Ведущий: Спасибо вам огромное! Жюри подводит итоги 1 конкурса, и конкурсанты получают свои первые лепестки пиона.

 2.Второй конкурс - игра «Йöла рок» (Молочная каша) 

Хозяйка: А сейчас мы с девочками сварим «Молочную кашу» - «Йöла рок».

Правила игры: Все игроки садятся в круг. Каждому участнику дается одно из названий молочного продукта (скажем, если участников 20 – то 5 – йöв (молоко), 5- нöк (сметана), 5- рысь (творог), 5- вый (масло) и т.д. Ведущий стоит в центре круга. Когда он называет один из этих продуктов – названные должны поменяться местами, а ведущий должен успеть занять одно пустующее место, т.о. ведущий постоянно меняется, но если он называет «Йöла рок», то поменяться местами должны все участники игры. Идет игра. После игры все садятся по своим местам.

3.Игра «Кагук» ( Малыш)

Ведущий: Третий конкурс называется «Кагук» (Малыш). Все вы, уважаемые участницы, в будущем мамы. Раньше девочек готовили к этому с 6-7 лет, оставляли с младшими сестрами и братьями. А в 10 лет их даже могли нанять в пестуньи односельчане. Сейчас мы проверим, знакомо ли вам это дело и попросим вас правильно запеленать куклу и спеть ей колыбельную… Девочки соревнуются в умении запеленать малыша, уложить его спать.

4 конкурс: «Ниточку смотать в клубочек» ( участие принимают командиры команд)

Хозяйка: Дорогие участники конкурса, следующий конкурс называется « Ниточку смотать в клубочек» - командиры команд за 2 минутки вы должны будете намотать нитку в клубок.

А теперь мы немножко отдохнём….. Наши ребята приготовили для Вас танец под музыку Л. Логиновой «Зиль – зёль»

5 конкурс Конкурс для болельщиков (команды могут помогать)

Ведущий: Следующий конкурс для болельщиков – это вопросы-загадки.

КАК НАЗЫВАЕТСЯ...

1.Домотканая пестрая дорожка  - (половик)

2.Самый распространенный материал для изготовления домашней утвари, посуды, рыболовных орудий, музыкальных инструментов - (береста)

3.Берестяная обувь у древних коми - (лапти)

4.Другое название коми - (зыряне)

5.Узор или __ (орнамент)

6.Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил (традиция)

7.Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение  (оберег)

8.Кого первым пускали при переходе в новый дом? (кошку)

9.Перед началом сева (выездом в поле) было принято … (мыться в бане и одеваться во все чистое)

10.Для какой цели во время жатвы на последней полосе было принято оставлять пучок несжатого хлеба (в дар «хозяину поля»)

11.Инструмент для жатвы хлеба (серп – коми.чарла)

12. Лесная избушка  (банька или коми. Вöр керка)

13.Кожаная обувь с невысоким суконным голенищ (коты)

14. Кто такой Шева? (колдун)

15.Тропы, помеченные затесками на деревьях, близ которых размещались различные самоловы, предназначенные для добычи дичи (путики).

6конкурс: «Сьылам-йöктам» (движения в танцах по своим районам) 

Хозяйка: 

Следующий конкурс называется «сьылам-йöктам» (спой и спляши). Ведь молодежь не только должна уметь петь, но и плясать. Сейчас мы посмотрим, чья группа поддержки сумеет под различные мелодии сплясать. Просим всех встать, разделиться по группам, чтобы мы всех видели и … начали! (Включается разная музыка – русская быстрая, коми быстрая, русская медленная, коми медленная и т.д. Жюри оценивает данный конкурс.)

7 конкурс«Традиционная кухня коми»

Ведущий: Продолжаем нашу конкурсно-игровую программу, следующий конкурс называется «Традиционная кухня». Домашним заданием для вас, уважаемые участники, была подготовка традиционного блюда коми по районам. Просим вас представить свои блюда, рассказать об особенностях их приготовления. (На конкурс были представлены: шаньги, калитки, пироги с брусникой, кисель, брусничный морс, черинянь (рыбник).

Подведение итогов Хозяйка: Ну вот и всё, на этой весёлой ноте позвольте сказать, что наш конкурс завершается. Просим вас подсчитать свои лепестки пионов (марьямоль).

Так сколько же лепестков пиона (марьямоль) удалось вам собрать на нашем конкурсе?

 Уважаемые участницы конкурса. От всей души разрешите ещё раз поздравить вас с годом культуры. Все лепестки пиона (марьямоль), которые вы собрали – вам в подарок – поскольку все вы заслуживаете абсолютной победы хотя бы потому, что пришли и поучаствовали в нашем конкурсе.

По итогам конкурсной программы победителем стала…..ДРУЖБА!!!!!

Мы к столу вас приглашаем,

Мы вас чаем угощаем.

Пейте, пейте, не жалейте,

Не вприкуску, а внакладку,

Чтобы вкусно, чтобы сладко!!!!

Спасибо за участие, желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой фронтальной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (второй год обучения) с использованием интерактивного оборудования и национально-регионального компонента.

Публикация содержит разработку фронтального логопедического занятия  для детей старшего дошкольного возраста на тему "Мука, мучные изделия". В разработке имеются задания на расширение и уточнение...

Методические разработки по краеведению (национально-региональный компонент) для детей старшего дошкольного возраста

Авторская  программа по краеведению (национальный - региональный компонент) «Любимый край -  родной Ямал» для детей от 6-7 лет....

Сценарий открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности В старшей группе «Пчелка» на тему «национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».

Программное содержание:Образовательные задачи: продолжать  вводить детей в мир  чувашского прикладного искусства – вышивки, показать  связь народного искусства с природой и жизнью...

Педагогический проект по национально-региональному компоненту для детей старшего дошкольного возраста

Педагогический проектпо национально-региональному компонентудля детей старшего дошкольного возраста...

В рамках реализации национально – регионального компонента ханты и манси. Сценарий сказки.

   Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Один из основных принципов го...