Сценарий детско – родительского развлечения «Посиделки» для детей в старшей логопедической группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лапина Наталья Михайловна

Дети и родители на совместном празднике знакомятся с обычаями и традициями русского народа, вспоминают дразнилки, пословицы, поговорки. В плясках и играх, конкурсах дети приобщаются к духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида»

                                                                                                     

                                                                                                     

Тема: «Истоки русской старины».

 Сценарий детско – родительского развлечения

«Посиделки» для детей в старшей логопедической группе.

                                                                               

                                                                               Выполнили и провели:

                                                                                Н.М.Лапина - учитель-логопед;                                  

                                                                                Н.В.Губанова – воспитатель;                                                                        

                                                                                Т.В. Шипунова – воспитатель.

                                                                                И.В. Майнагашева – музыкальный руководитель;

с. Ермаковское, 2014 г.

Ход:

Цель: создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 

  • Развивать интерес к народному искусству через народные игры;
  • Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души;
  • Формировать положительные эмоциональные чувства.

Цели:

1. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.

2. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

3. Формировать интерес к русскому народному творчеству, приобщая детей к духовно-нравственному воспитанию.

4. Развивать желание участвовать в празднике, быть причастным к нему.

5. Продолжать знакомить детей с русским фольклором.

6. Дать детям понятие о русском народном костюме.

7. Учить детей самовыражаться в плясках и играх.

8. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость от встречи с прекрасным.

9. Обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника.

Оформление зала:

        Зал оформлен в русском стиле, предметами народного быта. Прялка, веретенце;  печка, покрытая лоскутным одеялом. Посередине стоит  стол с самоваром и бубликами, чашками.  Вдоль  стен разместились скамейки, накрытые вышитыми дорожками. На центральной стене висит самотканый ковер, салфетки, портреты жителей  избы, обрамленные вышитыми кружевными полотенцами. У стены стоит кровать,  застланная лоскутным покрывалом с подзорами и кружевными подушками. Плетеные  корзинки украшают избу. Старинный сундук с нарядами,  утюг с углями, патефон, полки с домашней утварью подчеркивают самобытность и переносят участников посиделок во времена наших предков.

Родители находятся в музыкальном зале. Дети в русских костюмах свободно входят в зал, рассаживаются по командам.

Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/

Разудалые молодцы русские! /мальчикам/

Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/

Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.

Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.

Как в старые годы прежние, жили люди.

Сибиряки – народ суровый, гостеприимный и трудовой. Но умеют они не только хорошо работать, но и здорово веселиться. Как правило, в каждом краю есть свой заводила “Староста” и у нас в командах тоже будет свой староста. Задачи старосты не просты, он следит за порядком в своем команде. В знак особого доверия повязывают ему праздничный “Гашник” - пояс. А старосту выберем по считалке. (команды по очереди выбирают старосту).

Все дети.

Чок, чок, чок,

Зубы на крючок,

Язычок на палочку,

Начинай считалочку.

Ведущая: Старосты, прошу вас, поздоровайтесь друг с другом и назовите свои имена /старосты знакомятся/. Вот корзинки каждой команде поставим, и будем туда складывать шишки, которые вы будете зарабатывать своей смекалкой, ловкостью. К концу всех соревнований и конкурсов посмотрим, чей мешок будет тяжелее.

Ведущая: А теперь можно и силой помериться, а ну-ка старосты выбирайте силачей, за какой командой победа будет?   /ставит пенек, силачи присев на колено, ставят локти на пенек, правыми руками смыкают ладони в замок/.

Ведущая: Конкурс второй – перетягивание каната. Старосты, выбирайте ребяток на перетягивание каната!

Ведущая:  Гуляние, как обычно, начиналось с “Задирок”, а мы начнём с «Дразнилок». Старинная русская народная забава «Стенка на стенку». Конкурс «Кто больше дразнилок знает» (Приложение 1).

Все встают, стенкой взявшись за руки, одна команда напротив другой.

Ведущая:  пословица: душа и ум русского народа, в ней и к Родине любовь и хвала труду, и мудрость русского народа. Я скажу два слова из пословицы, а вы назовете ее полностью.

1. Лес рубят, … /щепки летят/;

2. Волков бояться, … /в лес не ходить/;

3. Шила в мешке … /не утаишь/;

4. Сделал дело, … /гуляй смело/

5. Без труда … /не вынешь рыбку из пруда/;

6. Делу время, … /потехе час/.

Ведущая:  А теперь, чья команда больше назовёт пословиц?  

Ведущая:  Верно, молвится в пословице: “Делу время – потехе час”.

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!

Собирайся детвора! Ждёт вас русская игра!

Русская народная игра: «Кум – кумок, продай уголок!»

Звучит музыка, дети образуют круг, в центре танцует водящий. Музыка стихает, водящий подходит к любому игроку: «Кум, кумок, продай уголок!»

Ребёнок: «А что дашь?»

Водящий: «Голик, да веник, да сто рублей денег!»

Ребёнок: «Согласен!»

Дети пожимают друг другу руки и бегут вдоль круга в противоположные стороны, кто не успел остановиться, тот становится водящим.

1 ребёнок: Собрались мы позабавиться да потешиться

2 ребёнок: Пошутить, поиграть, посмеяться

Все: Смех вам да веселье!

Ведущая:  Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки. (Дети рассказывают шутливые диалоги).

Шутливые диалоги.

—  Федул, что губы надул?

—  Кафтан прожег.

—  Можно зашить.

—  Да иглы нет.

—  А велика ли дыра?

—  Один ворот остался.

—  Фома, что из леса не идешь?

—  Да медведя поймал!

—  Так веди сюда!

—  Да он не идет!

—  Так сам иди!

—  Да он меня не пускает!

—   Сынок, сходи за водицей на  речку!

—  Брюхо болит!

—  Сынок, иди кашу есть!

—   Что ж, раз мать велит —  надо идти!

—  Что ваши девчата делают?

—  Шьют да поют.

—  А матушки?

—  Порют да плачут.

Ведущая:  По русскому обычаю, прежде чем заслать сватов в дом невесты, девицу проверяли в работе. Вот вам задание, девицы любезные: “Кто быстрее смотает нитки в клубочек”. (Дает по клубочку ниток, самой проворной – шишку в корзинку).

Ведущая: 

Домовой за печкой жил

С ребятишками дружил.

Он хозяйке помогал

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит

Иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой

Самый лучший в мире домовой.

Кто это? (Кузя).

Дети:

Кузя!

Домовой:

Аюшки!

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Оладушки.

Дети:

Где ж они?

Домовой:

Под лавкой.

Дети:

Экий, ты, Кузя чудак.

Домовой:

А вы бы дети как?

Дети:

А мы бы оладушки на стол поставили и съели.

Домовой:

Ладно, в другой раз так и сделаю.

Дети:

Кузя!

Домовой:

Аюшки!

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Сапожки.

Дети:

Где же они?

Домовой:

А я сделал, как вы велели.

На стол поставил и съел.

Домовой:

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый погляжу.

Собираю я загадки

В кузовок берестяной,

Что лежит, в нем вы узнаете,

Коль загадки отгадаете.

Ведущая: 

Загадки родителям – раздаёт загадки родителям.

1. Курочка пустодом, свила гнездо за двором. Сама - в гнезде, яички – наружу? /Картофель/

2. На крайчике, на сарайчике две куклы сидят, обе врозь глядят? /Рога у коровы/

3. Полно корыто пузырей намыто? /Соленые огурцы/

4. Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора? /Коромысло/

5. На сковородку наливай, да вчетверо сбивай? /Блин/

6. «То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит» (гармонь)

7. «В лесу выросло,

Из лесу вынесли.

В руках плачет,

А кто слушает, скачет» (рожок)

 8.«В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп.

В руках дзинь-дзинь,

По полу топ-топ» (балалайка)

Игра на музыкальных нструментах.

Ведущая:  а команды слушают следующие загадки.

Покупают по дешёвке

Дырки на верёвке.

Кто с солью, кто с маком,

А кто и с таком. (баранки)  

                                                                                                           На ручке плошка –

                                                                                                           Черпай понемножку. (ложка)

Шёлковое поле, 4 угла,

Цветы на нём не вянут,

Не сохнет трава. (платок)

                                                                                                       Не сапоги, не туфли,

                                                                                                       Не  шиты, не вязаны,

К ногам тесьмой привязаны. (лапти)

Ведущая:  Из глубоких веков до нас дошли добрые сказки. А в них очень часто к имени персонажа добавляется ещё одно слово, его характеризующее. Например, лисичка – сестричка, кумушка – лиса. Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы подбирать к нему «сказочное» слово.

 «Мишка – косолапый»;

«Петушок – золотой гребешок»;

«Кощей – бессмертный»;

«Зайчишка – трусишка»;

«Волчок – серый бочок»;

«Избушка – на курьих ножках»;

«Травушка – муравушка»;

«Баба Яга – костяная нога».

Ведущая:   Я называю пословицу, а вы смотрите на эти иллюстрации, говорите, какая эта сказка, и догадайтесь, к какой сказке  подходит эта пословица.

Друзья познаются в беде. («Петушок и бобовое зёрнышко»)

У работающего в руках огонь горит. («Два Мороза»)

Худо тому, кто добра не делает никому. («Гуси – лебеди»)

Ведущая:  А какое гулянье без задорных, смешных частушек, посмотрим, чья команда их больше знает?  Запевайте! Частушки!

Частушки!

Ребёнок:

Ты живи, частушка, всяко:

Под гармошку и струну,

Надо нам, друзья, однако,

Спеть сегодня не одну.

Все дети: 

А гармошка заиграла
И пустились ноги в пляс,
Мы про лапти – лапоточки,
Пропоем сейчас для Вас.

Мальчик: 

Ой, лапти мои, лапотушечки
До чего же хороши, как игрушечки.

Девочка: Подарил Матвей пять пар лаптей,
А куда же их девать?

Все: На вечорку одевать!

Мальчик: 

Ой, лапти мои, лапти ходики,
Попляшите лапоточки в хороводике.

Девочка: Ой, лапти мои носки выстрочены,
Не хотела, я плясать сами выскочили.

Мальчик: 

Что с лаптями не пойму - вправо, влево носятся,

Не стоят они на месте, так плясать и просятся.

Девочка: 

Ой, бей дробней не жалей лаптей,
Лапти хода не дают
От гармошки отстают.

Ведущая: Что ж спели и сплясали славно, пора ваши доходы подсчитывать, чья команда больше шишек добыла, да добру славу заработала. Старосты, считайте шишки!  /Подсчитывают в корзинке шишки/.

Ведущая: Благодарю душевно всех, люди добрые. Желаю вам хлебушка в дом, да сало в ладонь! До свидания, вам всем жить, да не тужить… До ста лет дожить! /Русский поклон/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«ДРАЗНИЛКИ»

Федя-бредя
Съел медведя,
Упал в яму,
Кричал маму!
Андрей-воробей,
Не бей голубей!
Зовут Мишуткой,
Величают уткой!

Сашка-левша
Ловил ерша!

Гаврила, Гаврила,
Из трубы мазила!

Колька-воришка
Украл топоришко!

Лёшка-лепёшка,
Выгляни в окошко!

Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста!
сел он задом-наперёд
и поехал в огород.

Мишка, Мишка,
Еловая шишка!

Из детского фольклора

Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.

- Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!

Федорóк с вершок,
Голова с горшок,
Шапка колышком,
Ножки бревнышком.

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.

Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.

Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Едет Ваня на быке,
Балалаечка в руке,
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала.

Вова, Вовка-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
- Это, бабушка, не я!
Это – кошечка твоя.

Алёша-белёша
Стóит три гроша:
Шейка – копейка,
Алтын – голова,
По две денежки нога –
Вот и вся ему цена.

Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.
Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй.

Использованная литература:

1. Демина Галина Дмитриевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» город Губкин, Белгородская область.

(http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou/osenie-prazdniki-v-dou/scenarii-razvlechenija-posidelki-dlja-starshih-doshkolnikov.html)

2.  Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992

3. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.

4. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.

5. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.

6. Интернет – ресурсы: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/06/09/prezentatsii-poslovitsy-russkogo-naroda 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий детско-родительского коммуникативного досуга для детей старшего дошкольного возраста: « Вместе весело играем, дружно солнышко встречаем».

Детско-родительский коммуникативный досуг разработан в цикле мероприятий, направленных на развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников. В досуге использованы коммуникативные игры объедине...

Родительское собрание по экологическому воспитанию в старшей логопедической группе

Одной из основных форм работы с родителями были и остаются родительские собрания. Но мой опыт работы показал, что обычные собрания родителям не интересны и скучны. Участие в них носит формальный харак...

Сценарий родительского собрания с участием детей в старшей возрастной группе

Музыкально-творческое развитие детей происходит наиболее успешно, если в семье уделяется этому должное внимание. Поэтому важнейшим условием совершенствования процесса дошкольного образования является ...

Родительское собрание "Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе"

Материал родительского собрания содержит основные особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе...

Сценарий драматизации сказки В. Сутеева «Под грибом» для старшей логопедической группы.

Данный сценарий нацелен на то, чттобы учить детей с речевыми нарушениями драматизировать простейшую сказку, используя разные атрибуты. Обучать детей выразительности речи. Развивать умение понимать осн...

Родительское собрание. Специфика воспитания и обучения детей в старшей логопедической группе.

Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.1. Что такое логопедическая группа?2. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.3. Тренинг дл...

Сценарий детско-родительского мероприятия «Саратов – капелька России» в подготовительной логопедической группе «Василёк»

     Мероприятие запланировано как итоговое в рамках проекта "Я люблю Саратов!" краеведческо-творческой направленности. В ходе мероприятия дети рассказывают об истории ...