Сценарий праздника "Дружно все мы живём на волжской земле"
материал (подготовительная группа) по теме

Лосева Елена Сергеевна

               Расширять  представление о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на берегах Волги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhno_vse_my_zhivyom_na_volzhskoy_zemle.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ДРУЖНО ВСЕ МЫ ЖИВЁМ

 

       НА ВОЛЖСКОЙ ЗЕМЛЕ»

           ЧУВАШСКИЙ   ПРАЗДНИК  

               ДЛЯ ДЕТЕЙ   ВЫПУСКНОЙ  ГРУППЫ.

ЦЕЛЬ:  Расширять представление о родном крае, людях разных национальностей, проживающих на берегах Волги.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать интерес к культуре разных народов;
  • Воспитывать любовь и уважение к народам живущих на волжской земле.
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Знакомить детей с особенностями головных уборов чувашских женщин, девушек.
  • Подводить детей к пониманию того, что в национальном костюме отображается представление людей о гармонии природы и строении мира;
  • Поддерживать интерес к чувашской культуре;
  • Познакомить детей с бытом, фольклором, одеждой татарского народа.

МАТЕРИАЛ:

  • Географическая карта Российской  Федерации;
  • Географическая кара Чувашии;
  • Иллюстрации с изображением русских, чувашей, татар в национальных костюмах.
  • Аудиозаписи татарской, русской, чувашской народной музыки.
  • Блюда татарского («чак-чак»), русского (блины), чувашского (хуплу) народов.
  • Флаг России, флаг Татарстана, флаг Чувашии;
  • Герб города Казани, Чебоксар, Москвы;
  • Головные уборы: тюбетейка, тухья, масмак, кокошник, коруна.

ЛЕКСИКА:

  • Тухья, масмак, оберег;
  • Кюмель, тюбетейка, калфак, чулпан;

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:  Декорации русской и чувашской избы.

Звучат аудиозаписи чувашских народных мелодий; дети входят в зал и занимают места по бокам от центральной стены.

ВЕД: Добрый день дети, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о нашей волжской земле. (показывает карту) Посмотрите пожалуйста на карту. Что вы видите? (ответы детей) Да, это Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, здесь есть океаны и моря, реки и озёра, горы и леса. ( показывает на карте географические объекты). Давайте исполним песню о России.

                          ♫   « МОЯ РОССИЯ» Г. СТРУВЕ  

ВЕД: Населяют Россию люди разных национальностей. Но мы сегодня поговорим с вами о народах волжских земли. ( Вед. показывает рисунки национальных костюмов, дети называют национальности). Всех их объединяет язык общения – русский.

 ( Звучит музыка «ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬЯ» р.н.м.) Откуда такая красивая музыка?    (в зал входит девушка)

РУСС. ДЕВУШКА: Здравствуйте! (дети здороваются) Меня зовут Маша.

ВЕД: Ребята, посмотрите, какая нарядная Маша. Расскажите, в какой она одета костюм, опишите её наряд. (дети отвечают).

МАША: Да, на мне русский национальный костюм. А чтобы побольше узнать об этом костюме и о быте русского народа, я вас приглашаю к себе в гости.

                 (звучит р.н.м., дети «заходят» в избу)

МАША:  Проходите, проходите детишки, девчонки и мальчишки!

                Спасибо, что мимо не прошли, ко мне в гости зашли!

                Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь!

                Какие вы все ладные да нарядные!

                Настенка-Настюшка, златовласая девчушка!

                Никита –  умница, Женя –красавица,

                Алёша-молодец, ну а Дима- удалец!   (дети рассаживаются на скамеечках)

МАША: В своём селе мы дружно живём. Друг друга знаем, друг другу помогаем. А вы обратили внимание, в каком я наряде!? Что это за костюм? Да, правильно, русский народный костюм. А знаете, что носили русские девушки? (сарафан) А парни? (рубахи) Какие русские головные уборы вы знаете? (лентой, вышивкой) Какие цвета использовали? (чёрный, красный, белый).

   А что означает белый цвет? (чистоту, невинность, милосердие)

   А красный цвет? (огонь, солнце; этот цвет оберегал от нечистой силы)

А чёрный цвет что означает?  (землю, покой, благополучие).

Молодцы, много вы знаете про русские костюмы! Частенько мы с моими подружками собираемся по вечерам, водим хороводы, поём песни, танцуем.

ВЕД: И наши ребятки, Маша, тоже танцуют русские танцы, хочешь посмотреть?

МАША: С удовольствием.

              « РУССКИЙ ХОРОВОДНЫЙ» Ю.НИКОЛАЕВА

МАША: Молодцы! А знаете ли вы пословицы, поговорки или русские стихи?

   

ДЕТИ: (по очереди)

         - « Жить – Родине служить!»

         -  «За народное дело бейся смело!»

        - « На чужой стороне и весна не красна»

        - « Человек без Родины, что соловей без песни!»

МАША: Ну, а  с девочками, я хочу поводить хоровод.

       «ОЙ, ВСТАВАЛА Я РАНЁШЕНЬКО» обр. Н.МЕТЛОВА

МАША: А теперь давайте поиграем в игру.

                              ♫  ИГРА «ХОДИТ ВАНЯ»

МАША: Молодцы! Детушки мои лапушки! На Руси всегда остей встречали хлебом-солью, да в красный угол сажали, да блинами угощали. Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Да? Вот я вас и угощу! (угощает детей блинами, приговаривая) Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!

ДЕТИ: (благодарят за блины) Ой, спасибо вам! Блины, были очень хороши!

                         Спасибо этому дому, пойдём к другому!

   (Звучит музыка  «ТАШĂ   КĔВВИ» Ф.Лукинăн)

                                                       

ВЕД: Снова музыка слышится! ( в зал входит девушка в чувашском костюме) Посмотрите, еще одна девушка к нам в гости пришла!

ИЛЕМПИ: Здравствуйте! ( на чув. языке) Я чувашская девушка и зовут меня Илемпи!

ВЕД. И ДЕТИ: Здравствуйте! (на чув. языке)

ИЛЕМПИ: Как много гостей! Пожалуйста, проходите  мою избу!

                       (дети «заходят» в избу)

ИЛЕМПИ: Проходите, гости дорогие! Мы в нашем посёлке дружно живём: и русские, и чуваши. Мы всегда рады гостям! (обращает внимание на свой костюм) Если русские девушки носили сарафаны, то чувашские носили платья украшенные яркой вышивкой. Как и у русских, в вышивке преобладают красные и чёрные цвета.

КРАСНЫЙ цвет у чувашей обозначает  - солнце, тепло, цвет, а ещё  это символ огня, любви и храбрости. А ЧЁРНЫЙ цвет – это цвет земли. Оба этих цвета символизируют начало жизни.

       На голове у меня головной убор чувашских женщин, называется он – хушпу. Незамужние девушки носили тухью, вот она (показывает). Тухья считалась волшебной. Она украшалась вышивкой, бисером и на неё пришивались серебряные монетки, звон которых отгонял злых духов и оберегал от всякой нечисти. Послушайте, как они звенят (показ).Тухья передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком.

       Наш чувашский народ очень любит песни, танцы, хороводы и игры. Давайте мы с вами поиграем в игру, которые очень любят чувашские дети и называется она «Çÿрет Ваня», т.е. «Ходит Ваня».

ВЕД: Ой, а мы  в эту игру играли с русской девушкой Машей. Обратите внимание ребята, как много общего у русских и чуваш.

                                          ♫  «ÇЎРЕТ ВАНЯ»

ВЕД: Дорогая,  Илемпи, не хочешь ли посмотреть, как наши дети танцуют чувашский танец.

ИЛЕПИ: Как, хорошо, что наши традиции не  забыты. Я с удовольствием посмотрю этот танец.

                        ♫ «ТАШĂ   КĔВВИ» Ф.Лукинăн

                                               

ИЛЕМПИ: Молоды, ребята! Знаете, у меня есть сундучок, а в нём лежат чувашские музыкальные инструменты, ( Достаёт инструменты, дети и вед. их называют). Давайте вместе  поиграем на инструментах.

         ♫  ОРКЕСТР  « КАЙ, КАЙ, ИВАНА »  

Р-К: В нашем оркестре всего понемножку:

         Зенит колокольчик, стучат чудо -  ложки.

         А эта красавица чудо – доска!

         А эта свистулька звучит хоть куда!

ИЛЕМПИ: А теперь я хочу узнать,  знаете ли вы, как на чувашском языке звучат такие слова, как «МАМА», «ПАПА», «ВОЛГА», «РОДИНА», «ДОМ». ( дети называют слова).               

Р-К:  Чувашия талантами богата,

          Чувашия талантами сильна.

          И если только запоют девчата,

          То, значит, будет вечно жить она.

ВЕД: Дорогая, Илемпи! Трио наших девочек хотят исполнить песню о маме. Она так и называется «ПИРĔН АННЕ».

                     ♫  «ПИРĔН АННЕ»  Ю.Сементер

ИЛЕМПИ:  Умницы, вы правильно называли слова, да ещё девочки исполнили песню о маме. Вот видите, ребята, как много общего у наших народов: и песни, и танцы, и игры,  и культура.

    Народ наш любит встречать и угощать гостей. Вот и я вас сейчас хочу угостить хуплу (пирогом с мясом и картошкой)  и клюквенным напитком.

      (Илемпи угощает детей; Дети благодарят её и прощаются)

                     ♫    Звучит татарская музыка

ВЕД: Снова музыка звучит. (в зал входит татарская девушка АЙГУЛЬ).

АЙГУЛЬ: Здравствуйте! Меня зовут Айгуль. Я – татарка. (всё это с переводом)        

 Я узнала, что у вас здесь праздник дружбы народов волжской земли, и решила к вам заглянуть.

ВЕД: Мы очень рады тебе! Ребята, посмотрите, какой костюм у Айгуль. (дети рассматривают костюм у Айгуль)

АЙГУЛЬ: Вот кюльмен – широкая рубашка, а на голове у меня платок из шелковой ткани. А это тюбетейка - головной убор мужчин. Их расшивали золотой нитью. На татарской мы видим композицию в виде цветочного букета, часто на одной вышивке встречаются мотивы из разных цветов, бутонов.

    А теперь  с вами хочу поиграть в игру………….

              ТАТАРСКАЯ ИГРА

АЙГУЛЬ: А знаете ли вы, как на татарском языке будет «МАМА», «ПАПА», «ВОЛГА», «РОДИНА», «ДОМ».  (дети отвечают)

  Как мне у вас понравилось! Но в гости я пришла не с пустыми руками, Вот вам угощение «Чак-чак».

ВЕД: Много людей разных национальностей живёт у нас в Поволжье: мордва, татары, русские, чуваши… Они живут дружно, помогают друг другу. Так же, как мы в нашем детском саду.

           Ну а мы с вами живём в Чувашии, в красивом крае и поэтому закончить наш сегодняшний праздник я предлагаю вам песней о нашем чудесном крае.

                           ♫  «АЧАСЕН ВАЛЬСĔ»  Р.ДОЛГОВĂН

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника, посвященного Международному Дню защиты Земли

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Сценарий праздника посвященного Международному Дню защиты Земли...

Сценарий праздника в средней группе "День рождения Земли"

В этот весенний день мы отмечаем день рождения Земли – нашего общего дома. И мне хочется попросить вас беречь этот большой дом, заботиться о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел ...

Сценарий родительского собрания-конференции "Ради жизни на земле"

Конференция посвящена Дню Победы. Проходит в свободной форме (чтение стихотворений, выставка рисунков и фотографий, подвижные игры, викторины), в ней активно участвуют как дети, так и их родители....

Сценарий развлечения для детей старшей группы «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»

Открытое занятие с детьми старшей группы...

Досуг-развлечение «Мы живём на планете Земля»

Досуг-развлечение «Мы живём на планете Земля»  Цель: становление осознанно-правильного и бережного отношения к окружающему миру.Задачи:Развивать познавательный интерес к мир...