Из опыта работы по теме: «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

глазырина татьяна викторовна

 

Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Радио- и телевизионные программы, Интернет, направленные только на развлекательность, реклама вредных для здоровья напитков, сигарет, показ насилия, а также современная семья, которая, как правило, не обеспечивает музыкально-эстетического развития ребёнка - все это способствует неправильному восприятию мира и нежеланию ребенка приобщаться к истинной культуре и народным традициям. Кроме того, в самом образовательном процессе недостаточно внимания уделяется и нравственно-этическим вопросам воспитания, крайне мало представлены музыкально-эстетические занятия.

Вместе с тем, именно эти занятия художественно-эстетического цикла, такие как фольклорные праздники, обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека.

На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги: Ян Амос Каменский - по его мнению, учитель должен быть патриотом родного языка, родной культуры; К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой; В.А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и образование. Классики педагогики указывали на необходимость приобщения детей к народной культуре, народному фольклору.

Через фольклор и театрализованные фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств ребенка, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. 

 

«Закликание весны»

(Прилет Жаворонков.)

 подготовительная группа

 

  Интегрированное развлечение в двух частях.

Первая часть праздника проводится воспитателем в группе на занятии лепкой.

Воспитатель проводит беседу о прилете жаворонков, о традициях , связанных с этим праздником.  Совместно с детьми выполняют поделки  из теста «жаворонки» и отдают их выпекать на кухню. Пока сдоба выпекается в музыкальном зале проходит вторая часть праздника.

 

(вторая часть).

 

Ведущий:

     Сегодня здесь Весну встречаем

И с поклоном приглашаем

Всех, кто любит веселиться

И смеяться, и резвиться!

Дети под музыку входят в зал, проходят через центр и встают в две колонны.

1 колонна: Собрались мы позабавиться, да потешиться!

2 колонна: Пошутить, поиграть, посмеяться!

Ведущий: Смех вам, да веселье! Надоела нам зима, надоели морозы, да метели! Покличте, гости Весну – красну!

Все дети:

            Весна, Весна красная! (руки рупором)

            Приди, Весна с радостью! (поклон)

            С великой милостью! (поклон)

            Со льном высоким! (руки вверх)

            С корнем глубоким! (приседают)

            С колосом сильным ( встают- руки вверх, пальцы разжаты)

            Хлебом обильным (держат каравай)

Ведущий: Светит небо, тает снег. Мы вам расскажем о весне.

«Пеня о весне» (по выбору педагога)

После песни дети садятся на стулья.

Вед.: Ребята! А какие птицы являются вестниками весны? (Жаворонки) Правильно, С их прилетом и начинается весна. Давайте позовем все вместе жаворонушек.

Все:

Жаворонушки! Прилетите к нам! ( подняв руки манят кистями)

Принесите нам лето теплое. (раскрывают, закрывают руки в левую сторону)

Весну – Красную! (раскрывают, закрывают руки в правую сторону)

Нам зама надоела! (топают)

Весь хлеб переела! (топают)

Ведущий:  Вслед за жаворонками с юга весною прилетают до 40 разных видов птиц.

1 ребенок:

Возвратились птицы

Возвратились с юга.

Спрашивают птицы

С радостью друг друга:

« А кто у нас птицы,

А кто у нас певчие,

Большие – большие?

Меньшие – меньшие?

Вылетают: синичка, 2 грача, 2 жаворонка, ласточка.

1 жаворонок:

Мы жаворонки, прилетели весной

 с юга жаркого домой.

Зиму там пережидали.

По отчизне тосковали.

2 жаваронок:

Но зимы конец настал

Звон капели нас собрал.

Пусть Весна теперь приходит.

Лето красное приводит!

Синичка:

Я Синица, хоть мала,

Но за морем побыла.

Поглядела я на белый свет,

И скажу, что лучше карая нашего нет!

1 Грач:

Мы работники – грачи.

Когда трудимся – молчим.

Чистим землю, ищем

В ней мы букашек и червей.

2 Грач:

Мы за морем побывали,

Много дивного видали.

Только Родина милей, лишь весна – мы снова к ней!

Все дети берут из обручей птиц и выполняют импровизацию.

«Полет птиц» (импровизация)

С окончанием музыки все дети кладут птиц. Остается одна ласточка у центральной стены. Остальные садятся на стулья.

Ведущий:

Ласточка, ласточка,

Милая ласточка.

Ты где была?

Ты с чес пришла?

Ласточка:

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну!

На своем хвосту!

Ласточка берет «Весну» (девочку) и выводит в центр зала. Двое детей образуют ворота. Весна ведет детей цепочкой и все говорят слова:

Все дети:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел-

Всех детей привел;

А за ним и апрель-

Отворил окно и дверь:

А уж как пришел май-

Сколько хочешь гуляй!

Дети встают в круг. «Весна» в центре.

Ведущий:

Что за славный денек!

Собирайся народ в хоровод!

Станем кругом ходить,

Да весну веселить!

Хоровод заведем,

Дружно все запоем.

Песня «Здравствуй ,здравствуй красавица весна!

Мальчик :

Тише – тише,

Птицы пели,

Взвились –

К лесу полетели.

Стали птицы гнезда вить.

Кто не вьет – тому водить.

Ловишка догоняет птиц.

Игра « Ловлю птиц на лету».

Дети:

Мы птички – невилички

Любим по небу летать.

Ты попробуй нас поймать.

После игры дети садятся.

Ведущий: Ребята, у нас в народе весна делится на весну –«света», весну –«воды», и весну – «зеленой травы». Март – первый месяц весны,  когда солнце светит жарче; и прилетают первые птицы. Апрель – это второй месяц весны. Издавна в народе говорят:

 «Апрель – водолей».

 «Вода с гор потекла – весну принесла».

«Апрельские ручьи всех будят».

«Апрель всех напоит».

В апреле дни становятся длиннее. Пробуждается природа. Слышен звон весенней капели.

«Капель»  Игра на детских музыкальных инструментах.

Ведущий: А еще издавна на Руси водили хороводы. Гармошка заиграет, глаза засияют, щечки запылают, плавно хоровод ведется, как будто весенний ручеек льется.

Хоровод  - « Ой бежит ручьем вода»

Дети сели.

Ведущий: май, ребята – это третий месяц весны, весны – зеленой травы. На деревьях распускаются листочки, в лесах поют соловьи да зяблики… в мае гремят первые грозы.

Фонограмма «Летней грозы»

(дети прячутся под зонт)

Ведущий:  Весенний дождь лишним не бывает. Как в мае дождь, так будет рожь.

В мае начинаются весенние работы на полях и в садах.

Игра» Трактора»

Тара-тара-та-ра-ра-

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать.

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить!

(1 ребенку одеть кепку шофера и дать в руки руль)

затем в конце игры дети за шофером уходят на стулья.

Ведущий: Ну а после посева урожая выходили все играть, да красную весну провожать, жаркое лето зазывать!

Русская народная игра:

1. «Горелки с платочком»

2. « Плетень».

Ведущий: И рада бы матушка –Весна на Руси вековать, да кончится май, начинается лето. А о лете мы поговорим в следующий раз. А теперь не зевайте, угощенье получайте.

 В зал вносят готовых жаворонков , дети загадывают желание и угощаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ldlva.docx1 байт

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...

презентация опыта работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей 2 младшей группы.

презентация опыта работы по теме "Театрализованная  деятельность   как  средство развития  связной речи у детей  2 младшей группы....

Обобщение опыта работы по теме «Оптимизация взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников через приобщение к семейным традициям»

В данном опыте представлены материалы работы над методической темой «Оптимизация взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников через приобщение к семейным традициям » с 2016 года по 2...

Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»

Обобщения опыта работы по самообразованию  за 2021-2022 учебный год  по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...

Русско-народный праздник "Сороки или Прилет жаворонков и казахский народный праздник Наурыз (22 марта)

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта. В православном церковном календаре это день почитания памяти сорока мучеников Севастийских – воинов-христиан, принявших мученическую с...