Сценарий развлекательно-познавательной игры в подготовительной группе "Звездный час"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Григорова Нина Ивановна

Игра призвана привить детям интерес к природе и наблюдению за ее сезонными явлениями. Знакомит детей с различными видами растений и животных, прививает бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvezdnyy_chas_konspekt.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлекательно-познавательной игры в подготовительной группе

Тема: «Звездный час»

Задачи: Уточнить и расширить знания детей о растениях, диких животных, сезонных изменениях в природе. Учить наблюдать за явлениями природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Закреплять умения классифицировать и называть животных, птиц, рыб, развивать внимание, воспитывать любовь к природе родного края, учить правильно вести себя по отношению к природе: бережно относится к растениям, животным, ухаживать за ними, помогать.

Оборудование:

  • Картинки с нарисованными рыбами: карась, меченосец, щука, красноперка, вьюн;
  • Картинки с птицами: попугай, дятел, клёст, грач, канарейка;
  • Картинки с животными: заяц, морская свинка, хомяк, ёж;
  • Картинки с пресмыкающимися: черепаха, ящерица, змея, лягушка;
  • Картинки с растениями: камнеломка, герань, роза, сансивьера, кувшинка;
  • Карты с ягодами: смородина, крыжовник, земляника, малина, голубика;
  • Картинки с изображением деревьев: береза, дуб, сосна, ель, каштан;
  • Мяч;
  • Бубен;
  • Мольберт или интерактивная доска.

Предшествующая работа: Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением рыб (аквариумных, речных), птиц (зимующих и перелетных), растений (комнатных и ядовитых), животных, деревьев (лиственных и хвойных), ягод (культурных и лесных). Знакомились с творчеством художников:  Шишкина, Репина, Сурикова, Васнецова, писателей и поэтов: Пушкина, Есенина, Чарушина, Бианки, Воронко. Учились отгадывать и загадывать загадки о природе, решали речевые логические задачи, играли в игры: «Птицы, звери, рыбы», «Магазин цветов», «Природа и человек», «Летает – не летает».

Ход игры

Дети рассаживаются как им удобно, ставлю перед ними мольберт, говорю: «Сегодня у нас будет очень интересная игра, которая называется «Звездный час». Игра эта посвящена экологии, т. е. бережному отношению к природе. Сегодня мы будем говорить о рыбах, птицах, растениях, будем отгадывать загадки, поиграем в игры.

Выставляю на мольберт карточки с изображением рыб и провожу викторину:

  1. Какая рыба не может жить в аквариуме? (щука)
  2. Какая рыба может жить в аквариуме и в водоеме? (карась)
  3. Какая рыба носит в своем названии оружие? (меченосец)
  4. У какой рыбы красные плавники? (красноперка)
  5. Какая рыба является барометром? (вьюн)

Дети, а вы знаете, что карась и щука водятся в наших водоемах? Но их становится все меньше и меньше. А как вы думаете, почему? (ответы детей).

Затем расставляю карточки с изображением птиц, задаю вопросы:

  1. Какая птица умеет разговаривать? (попугай)
  2. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
  3. Какую птицу можно назвать лесным доктором? (дятел)
  4. Назовите перелетную птицу. (грач)

Дети, птицы – это украшение наших парков, лесов, улиц. А как вы думаете, как человек может помочь  птицам зимой? (ответы детей).

А теперь поиграем в игру «Птицы, рыбы, звери».

По окончанию игры выставляю на мольберт карточки с изображением животных, задаю вопросы:

  1. Какое животное не может жить в детском саду? Почему? (заяц)
  2. Какое животное называют «портнихой»? (ёж)
  3. Какое животное носит морское название, но в море никогда не жила? (морская свинка)

Дети, животные тоже наши друзья. Когда вы будете в лесу и увидите кого-нибудь из животных, то не надо их пугать, а лучше понаблюдать за ними. После этого выставляю карточки с изображениями пресмыкающихся:

  1. Кто с собой носит свой дом? (черепаха)
  2. Кто из этих животных не может жить дома? (змея)
  3. Почему нельзя держать ящерицу за хвост? (она его отбрасывает)

Пресмыкающиеся бывают ядовитыми и неядовитыми. Но хоть змея и ядовитая, из ее яда делают лекарства, помогающие людям при некоторых болезнях. А теперь поиграем с вами в игру «Магазин цветов».

Подойдите к столу. Здесь разложены карточки с изображением цветов. Говорю: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых цветов! Вы их можете купить, но для этого нужно выполнить одно условие: не называть его, а описывать, при этом смотреть на цветок нельзя. По вашему описанию продавец узнает его и продаст вам. Короткой считалкой выбираем продавца. Первым покупает цветок воспитатель. Я хочу купить цветок: он имеет шипы, очень хорошо пахнет, лист темно-зеленого цвета и имеет мелкие зубчики. Продавец продает покупателю розу и т.д.

После игры выставляю на мольберт карточки с комнатными растениями и водными растениями:

  1. У какого растения пахучие листья? (герань)
  2. Какое из растений может жить только в водоеме? (кувшинка)
  3. Какое растение носит название «щучий хвост»? (сансевьера)
  4. Какое растение может камни «ломать»? (камнеломка)

Дети, вы знаете, что комнатные растения не только украшение, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

Ставлю картинки с изображением ягод.

  1. Какая ягода бывает красной и черной по цвету? (смородина)
  2. Какая ягода созревает раньше всех? (земляника)
  3. Какая ягода у нас не растет? (голубика)

Дети, как вы думаете, чем полезны ягоды? (ответы детей).

С ягодами нужно быть осторожными, потому что среди них есть ядовитые. Затем меняю карточки на мольберте, ставлю иллюстрации с изображением деревьев.

  1. Какое дерево называют русской красавицей? (березу)
  2. Какое дерево позже всех сбрасывает листву? (дуб)
  3. Какое дерево зимой и летом одним цветом? (сосна, ель)

Дети, как вы думаете, какую пользу приносят лиственные и хвойные деревья?

Когда вы будете в лесу, нельзя ломать ветки, срубать деревья, разжигать костры – это все может обернуться бедой. Относитесь бережно ко всему живому. А сейчас поиграем в игру «Летает – не летает».

Встаньте в круг. Если я назову предмет, который летает, вы поднимете руку, если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Кто ошибется, выходит из игры. Похлопайте по коленям и скажите: «Поехали – поехали» и начинаем игру.

После игры предлагаю вспомнить, кто из художников написал картинки о природе (Шишкин, Репин, Суриков и др.).

Каких писателей вы знаете, которые писали о природе? (Есенин, Бианки, Чарушин, Воронкова). Просматриваем выставку.

Ребята, я вам загадаю несколько загадок, а вы попробуйте на них ответить:

«Что бабушка рассказала Саше?»

На новый год маленький Саша поехал в деревню к бабушке с мамой. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы и слушал, как поют птицы. Но в лесу было тихо. Тогда побежал Саша на реку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашел речки, потому что кругом была белая поляна, да снег. Очень удивился Саша, стал спрашивать обо всем бабушку. Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать о зиме. Что же она ему рассказала? После рассказа детей предлагаю им послушать рассказ о зимних братьях.

« Расскажу вам о зимних братьях. Их трое, они очень похожи, но все же не одинаковые. Средний зимний брат начинает Новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы. Он разрисовывает окна разным узором. Торопятся прохожие, боятся его проказ – он может обморозить нос, щеки, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий младший брат зимний любит метели, бураны, сильные ветры. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой: мелькает, кружится, пушистый снежок. Угадайте, что это за зимние братья? Как их зовут? Молодцы, ребята, узнали братьев, а теперь послушайте еще одну загадку: «На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках – голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете ли вы, как они называются? Правильно, подснежники». И последняя загадка: «Погода стоит теплая. В садах цветет сирень, жасмин, а сколько в лесу цветет рябины! В воздухе вьется тополиный пух. Все наряднее, крупнее, разноцветнее и душистее букеты лесных цветов: колокольчики, ромашки, васильки. В лесу цветет земляника, но ягод еще нет. Когда это бывает, в каком месяце лета?

Ребята, вы очень хорошо рассказали о природных явлениях, а умеете вы отгадывать загадки? Тогда начнем:

  1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)
  2. Падают с ветки золотые монетки. (осенние листья)
  3. Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (собака)
  4. Сидит зверушка, не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку и комар и мушка. (лягушка)

5.   Спал цветок и вдруг проснулся –

      Больше спать не захотел,

      Шевельнулся, встрепенулся,

      Взвился вверх и улетел. (бабочка)

6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

    А пошли искать их днем,

    Ищем, ищем – не найдем. (роса)

7. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

    Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)

8.Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу,

   В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)

9.Зимой спит – летом ульи ворошит. (медведь)

10. Хитрая плутовка, рыжая головка,

     Хвост пушистый – краса!

    А зовут ее …………..(лиса)

Ребенку, который победил в этой викторине, предлагаю на минутку стать волшебником. Говорю: «Чтобы ты сделал, если бы ты стал волшебником и как бы ты помог природе?» Предположительный ответ ребенка: «Если бы я был волшебником, я бы издал такой указ, который запретил бы обижать животных и птиц. Выпустил бы всех животных из клеток, накормил бы всех бездомных собак и кошек, построил бы для них дом. Взмахом волшебной палочки, я бы очистил от химикатов все реки, озера, моря, потушил бы все лесные пожары на земле, запретил бы вырубать леса. А тех, кто вредит нашей голубой планете, я бы научил быть добрым и не делать никогда зла. Я бы сделал так, чтобы все звери, животные, птицы, люди жили в мире и дружбе».