Права ребенка.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Филатова Оксана Ивановна
досуг для детей 5-7 лет. в игровой форме раскрываются понятия "права" и "обязанности", расширяются представления о государственной символике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka.konstitutsiya.docx10.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ  625 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.Е.ДУДКИНА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

КОНСТИТУЦИЯ. ПРАВА РЕБЕНКА.

Подготовила: Филатова О.И.

Санкт-Петербург

2014 г.

Цели и задачи:

  • Формировать понятия «закон, порядок, право, обязанность»
  • Дать представление о Конституции
  • Закрепить представления о символике: флаг, герб, гимн
  • Расширить знания детей о гражданских правах и обязанностях
  • Воспитывать уважение к другим людям
  • Обогащать словарный запас
  • Расширять кругозор

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Конституция. Права ребенка», атрибуты для игр.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Много лет назад на Земле появились люди. Все они были добрыми и красивыми. Жили они дружно и никогда не ссорились. Но однажды, произошло небывалое событие – поссорились два друга. Как вы думаете, из-за чего? (Ответы детей.) оказывается, один сорвал яблоко, а второй закричал: «Я хочу именно это яблоко – оно самое большое!» - так произошла первая на Земле ссора.

 А дальше, еще хуже: люди стали срывать яблоки и складывать в огромные кучи и каждому хотелось, чтобы его куча была самой большой. Так появилась жадность.

А кое-кто даже впервые подрался. Так появилась жестокость.

И неизвестно, чем бы все закончилось, но вдруг один мудрый старик сказал: «Люди! Вы не должны так поступать, вы обязаны думать о своих близких. Так появились слова «хорошо и плохо», «должен и обязан».

«Вы все имеете право собирать эти яблоки» - сказал старик, «но должны делить и по справедливости». Так люди услышали слова «справедливость» и «право».

Они все, вдруг, опомнились и задумались:

- какие у нас есть права?

- что мы должны делать?

- а что не должны?

Долго еще говорил  ними старик и учил их. А затем все его советы люди записали в книгу и назвали ее «Наши законы». Так люди учились жить по правилам, по Закону. Появилась первая Конституция – главный закон государства.

Уже много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был в стране придуман Он

Конституции Закон.

И с тех пор за годом год

Его чествует народ

С Конституцией дружить –

Значит, по закону жить.

Воспитатель:

Сегодня, 12 ноября, в нашей стране отмечают праздник – «День Конституции Российской Федерации». Когда же  и как она появилась? (слайд 2-3)

  • Сначала Конституцию придумали и записали ученые.
  • Потом граждане России прочитали ее и обсудили друг с другом. Некоторые правила вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по - другому.
  • Потом состоялся референдум – голосование граждан по важному государственному вопросу – каждый гражданин мог прийти в специальное место и проголосовать, согласен он или не согласен с такой Конституцией. Большинство согласилось. Так была принята наша Конституция. Произошло это 12 декабря 1993 года.

Именно в Конституции записано как должно быть устроено наше государство. Законом утверждены символы государства. Какие? Ответы детей

- Гимн – это торжественная песня. Это символ государства и его должны знать все граждане страны. Гимн включают на всех важных мероприятиях. В знак уважения гимн слушают стоя, мужчины снимают головные уборы, в военные отдают честь. (слайд 4)

Звучит Гимн Российской Федерации.

- Герб – (слайд 5)

- Флаг – (слайд 6)

Воспитатель: ребята, а кто управляет государством и следит за выполнением всех законов?

Дети: президент (слайд 7)

 

Мы живем в стране особой

Самой дружной, самой доброй.

Мы гордимся ею

Родиной своею.

У нее для всех хватает

И вниманья и тепла.

И она не забывает

Малышовые дела.

Мы все больше понимаем

Что нам надо дорожить

Дорожить страной Россией

Нашу Родину любить.

 Конституция Российской Федерации – главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан. Его обязаны соблюдать все – и взрослые и дети.

Права есть у взрослого и у ребенка:

Играть и учиться,

Мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котенка,

И чистой водой на рассвете умыться.

Ребенок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним какие права у вас есть

Право на имя и гражданство: (слайд 8)

Это право закреплено в самом первом документе, который получает каждый человек – в свидетельстве о рождении.

Игра «Давайте познакомимся»

Дети передают друг другу бланк свидетельства о рождении и называют имя, фамилию, отчество, имя родителей и т.д. постоянно дополняя предыдущих игроков.

Право на семью: (слайд 9)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все кого я так люблю имеют право на семью!

А ваша обязанность, ребята, уважать тех людей, которые заботятся о вас и помогать им. Помните, что семья – это самые близкие вам люди.

Игра «Назови ласково» (играют взрослые и дети)

Воспитатель называет члена семьи, а дети и родители воспитанников подбирают ласковое слово.

Мама -…

Папа -…

Бабушка -…

Дедушка -…

Сын -…

Дочь -…

Внук - …

Внучка - …

Право на жилище (слайд 10)

Вы должны бережно относится к вашему дому и помнить, что никто не может без разрешения заходить в ваш дом и брать ваши вещи.

Игра «Кому какой дом?»

Медведю – берлога

Белке - …

Птице - …

Собаке - …

Человеку - …

Право на образование (слайд 11)

- Скоро вы все пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет учеба.

- А зачем человеку учиться? Ответы детей: быть умным, получить профессию и т.д.

- Да вы правы

Загадки о профессиях:

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

Это наш любимый …

                (воспитатель)

Он проснется на заре,

Снег расчистит во дворе.

Все дорожки подметет

И песком посыплет лед…

                (дворник)

В ресторане их найду я –

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках..

                (повар)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске будто воин славный,

На пожар спешит …

                (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит …

                (строитель)

Право на медицинское обслуживание: (слайд 12)

Вы обязаны стараться бережно относится к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, правильно питаться, быть осторожными во время игр, с неизвестными предметами и веществами, внимательными на дороге, избегать контактов с незнакомыми людьми.

Физкультминутка

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый

Право на отдых (слайд 13)

- вы очень много узнали, потрудились и, наверное, устали. И сейчас мы отдохнем.

Релаксационное упражнение «Спящие котята»

Представьте, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать… они ложатся на коврик и засыпают. Котята спят, у них равномерно поднимаются и опускаются животики, они равномерно дышат и видят хорошие сны. Котята улыбаются во сне. Просыпаются

Творческое задание: Конституция группы «Солнышко» (слайд 15)

Детям предлагаются карточки с рисунками, которые они должны разделить на две группы: «Права» и «Обязанности». Далее составляется сборник «Конституция группы «Солнышко»:

Права:

  • играть
  • есть
  • заниматься
  • веселиться
  • иметь свои секреты
  • отдыхать

Обязанности:

  • не драться
  • не кричать
  • не мешать другим
  • с уважением относится к взрослым и детям
  • готовиться к поступлению в школу

- Это будет наша Конституция, в нее мы записали наши права и обязанности и все должны их соблюдать. Дети обещают.

Пусть, наконец, узнает каждый

И расскажет всем, всем, всем,

Что ребенок – тоже человек,

Только маленький совсем.

Никто не может меня оскорблять

И к плохому направлять.

Могу учить все, что меня интересует,

Имею право сам выбирать, с кем мне играть.

Никто не может меня бить, обзывать,

И каждого могу к ответу призвать.

Если папа уже не живет с нами,

Нельзя запретить мне встречаться с ним временами.

Никто не может читать моих писем без разрешения,

Имею право на собственное суждение.

Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда,

А если отличаюсь от других, то это не беда.

Права детей надо знать

И никогда не забывать!

Литература:

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Я – ребенок, и я … и я имею право!...» Москва. 2007

Л.В.Логинова. Что может герб нам рассказать… Москва. 2009

Е.К. Ривина. Герб и флаг Росси. Москва 2002

Т.А. Шорыгина Беседы о правах ребенка. Москва. 2009

При подготовке использовались материалы эор:

ped-kopilka.ru

nsportal.ru

festival.1september.ru

kindergenii.ru

innovacivdou.at.ua