Досуг "Загадки Ученого кота"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Баграмян Татьяна Геннадьевна

Материал  можно  использовать  при проведении  Осеннего  праздника  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста,  при  знакомстве  детей  с  творчеством  А,С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_uchenogo_kota_st.gr_.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  осеннего досуга по сказкам А.С. Пушкина для  детей старшего дошкольного возраста

«ЗАГАДКИ УЧЁНОГО КОТА»

Дети входят в зал под «Ливенскую польку» р.н.м. и садятся на места.

Фоном звучит «Осень» П.И. Чайковского

ВЕДУЩАЯ:         Добрый день, дорогие друзья! Сегодня  нашу встречу я

хочу открыть отрывком из  прекрасного стихотворения А.С. Пушкина

«Осеннее утро»:  СЛАЙД 2 (приложение 1)

Уж осени холодною рукою

                Главы берез и лип обнажены.

                Она шумит в дубравах опустелых,

                Там день и ночь кружится мертвый лист.

                        Стоит туман на нивах пожелтелых,

                        И слышится мгновенный ветра свист.

                        Поля, холмы, знакомые дубравы!

                        Хранители священной тишины.

Какое чудесное время года - осень! Оно всегда вдохновляло поэтов, композиторов, художников на создание прекрасных произведений.                            И, сегодня, наш осенний праздник, мы посвящаем пушкинской осени.

ДЕТИ.                Унылая пора! Очей очарованье!

                        Приятна мне твоя прощальная краса.

                        Люблю я пышное природы увяданье

                        В багрец и золото, одетые леса.

ВЕДУЩАЯ.        Так писал поэт, когда приезжал в деревню, в сельцо

Михайловское. СЛАЙД 3  (приложение 1)  Там он любил гулять, совершать

прогулки на лошадях и любоваться родной природой, родной сторонкой.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  ПЕСНЯ  «РУССКАЯ СТОРОНКА»

муз. и сл. С.Е. Кожуховской (сб. «Колокольчик» № 48 2011 г., стр.7)

 СЛАЙД 4-15  (приложение 1)

ВЕДУЩАЯ. СЛАЙД 16  (приложение 1) А за окном настоящая осень. Она

может быть разной – пышной, яркой и нарядной; серой, в лоскутьях

опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караваном

улетающих птиц. Вот как писал об этом времени года А.С. Пушкин.

ДЕТИ.                        Уж небо осенью дышало,

                        Уж реже солнышко блистало,

                        Короче становился день.

                        Лесов таинственная сень

                        С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

                                Гусей крикливых караван

                                Тянулся к югу, приближалась

                                Довольно скучная пора –

                                Стоял ноябрь уж у двора.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  ПЕСНЯ  «ОСЕННИЕ  ПЕСЕНКИ»

муз. и сл. О.П. Григорьевой  (сб. «Колокольчик» № 48 2011 г., стр.13)

СЛАЙД 17 (приложение 1)

ДЕТИ.        Вот и осень наступила

                Вслед за летом точно в срок.

                И в садах позолотила

                Каждый маленький листок.

                Листья стайками летят,

                В Петербурге - листопад.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ С ЛИСТОЧКАМИ по выбору музыкального руководителя

ВЕДУЩАЯ:         А знаете ли вы, что А.С. Пушкин жил в нашем городе

Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки. Он очень любил наш город,

много посвятил ему прекрасных стихов. Санкт - Петербург прекрасен в

любую погоду, и даже в самую дождливую позднюю осень.

ДЕТИ.                Все кругом так сказочно красиво,

                        И листочки по Неве плывут.

                        В Петербурге осень наступила

                        Золотой порой ее зовут.

                                К нам березка ветки наклонила,

                                И слетают листики гурьбой,

                                В Петербурге осень наступила

                                Зашумела золотой листвой.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  ПЕСНЯ  «ОСЕНЬ В ГОРОДЕ МОЕМ»  СЛАЙД 18 

сл. и муз. М.В. Сидоровой ( сб. «Колокольчик» №30, 2003 г., стр. 7)

Дети садятся на свои места.

ВЕДУЩАЯ:          Ребята, а кто мне скажет, что еще,

кроме стихов писал  А.С. Пушкин?

ДЕТИ.         Сказки!

ВЕДУЩАЯ. СЛАЙД 19-20

Правильно, ребята.  И я предлагаю вам сейчас отправиться в Лукоморье, где

и живут сказки  А.С. Пушкина. Согласны?   Тогда в путь! Нас в сказку

приглашают сказочные птицы…

ИСПОЛНЯЕТСЯ ВАЛЬС СКАЗОЧНЫХ ПТИЦ (родители и дети) композиция движений Л. Кустовой

НА ФОНЕ МУЗЫКИ И ТАНЦА ЗВУЧИТ ОТРЫВОК «У ЛУКОМОРЬЯ…»

в  исполнении  родителей. СЛАЙД 21-23 

ВЗРОСЛЫЙ.        У лукоморья дуб зеленый,

                 Златая цепь на дубе том:

                 И днем и ночью кот ученый

                 Все ходит по цепи кругом.

          Идет направо песнь заводит,

                  Налево – сказку говорит.

        Там чудеса: там леший бродит,

        Русалка  на ветвях сидит.

Там на неведомых  дорожках

        Следы невиданных зверей;

        Избушка  там,  на курьих  ножках

        Стоит без окон, без дверей;

        Там лес и дол видений полны,

        Там о заре прихлынут  волны

        На брег песчаный  и пустой,

        И тридцать витязей  прекрасных

        Чредой из вод выходят  ясных.

        И с ними дядька  их морской;

        Там королевич мимоходом

        Пленяет грозного царя;

        Там в облаках перед народом

        Через леса, через моря

        Колдун несет  богатыря;

        В темнице там царевна тужит,

        А бурый волк ей верно служит;

        Там  ступа  с бабою ягой

        Идет, бредет сама  собой;

        Там царь Кащей над златом чахнет;

        Там русский дух…

Там Русью пахнет!

ВЕДУЩАЯ.   И  я  там был, и мед я пил;

                      У  моря  видел  дуб зеленый;

                      Под  ним сидел и кот ученый

                      Свои мне  сказки говорил.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  ХОРОВОД С ВЕТОЧКАМИ композиция движений  Л. Кустовой (диск «Русский народный»)

Девочки садятся на места, кот подходит к дереву, присаживается.

ВЕДУЩАЯ.  Но  где  этот  кот  ученый,  о котором писал  А.С. Пушкин

Ученый  кот, потягиваясь, выходит на середину.

КОТ.            Здравствуйте, мои друзья,

                  Кот  ученый – это я.

                  Я  со  сказками дружу,

                 В  гости милости прошу.

                 В  сказочное  Лукоморье  вас  я  провожу.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  ТАНЕЦ   «С ДУДКАМИ» композиция движений   Л. Кустовой (диск «Русский народный»)

После танца девицы садятся перед  домиком. СЛАЙД 24 

ВЕДУЩАЯ.                     Три  девицы  под  окном

                                    Пряли поздно  вечерком.

             

1 ДЕВ.       Кабы  я  была   царица, -

ВЕДУЩАЯ.                    Говорит  одна  девица.

1 ДЕВ.       То  на весь  крещеный мир

                        Приготовила я б  пир.

2 ДЕВ.       Кабы  я  была  царица, -

ВЕДУЩАЯ.                   Говорит ее  сестрица.

2 ДЕВ.              То  на весь бы  мир  одна

                       Наткала я  полотна.

3 ДЕВ.      Кабы  я  была  царица, -

ВЕДУЩАЯ.                  Третья  молвила  сестрица.

3 ДЕВ.              Я  б для  батюшки    царя

                     Родила богатыря.

ВЕДУЩАЯ.                Только  вымолвить  успела,

                         Дверь тихонько  заскрипела,

                         И в  светлицу  входит  царь

                        Стороны  той  государь.

                        Во  все время  разговора

                        Он стоял позадь забора;

                        Речь  последней по всему

                        Полюбилася ему.

Выходит   царь  Салтан.

ЦАРЬ.            Здравствуй, красная девица,

ВЕДУЩАЯ.                      Говорит  он.

ЦАРЬ.           Будь  царица  и  роди  богатыря

                    Мне  к  исходу  сентября.

            Вы ж,  голубушки-сестрицы,

            Выбирайтесь  из  светлицы,

            Поезжайте  вслед за мной,

            Вслед за мной  и  за  сестрой.

            Будь одна из вас ткачиха,

            А  другая  повариха.

Царь  берет за  руку 3 девицу и ведет её в центр зала,

дети встают  в  хоровод.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  ХОРОВОД «ЦАРЬ ПО ГОРОДУ  ГУЛЯЕТ» р.н.п.

КОТ.                    Мой  вопрос  совсем  простой:

                        Как  названье  сказки  той?

Дети  говорят название  сказки. СЛАЙД 25 

КОТ.             Сказка  ищет продолженья

                    В  красках, в  музыке, в движенье…

            Подскажите,  чей  портрет?

            У  кого  готов  ответ?

Кот  показывает репродукцию  картины  М. Врубеля «Царевна-лебедь»,

дети отвечают.    СЛАЙД 26 

ДЕТИ.       За  морем  царевна есть,

        Что   не  можно  глаз  отвесть:

        Днем  свет   божий затмевает,

        Ночью  землю  освещает,

        Месяц  под косой блестит,

        А во лбу  звезда горит.

        А сама-то   величава

        Выступает  будто  пава.

ИСПОЛНЯЕТСЯ  ТАНЕЦ  «ЛИРИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ»

композиция движений Л. Кустовой СЛАЙД 27-28

ЛЕБЕДЬ.         Встрече рада я, друзья,

                Вас хочу спросить и я.

                Про чудесное число –

        В каждой сказке есть оно.

Дети и родители называют число (3) и чудеса, связанные с ним                                    (3  желания  у  рыбки,  3 раза  превращался  царь Гвидон, 3 раза  кукарекал золотой петушок)

КОТ.           Вот еще  один  вопрос,

        На него ответ не прост:

        У каких небесных сил

        Трижды  помощи просил

        Королевич  Елисей?

        Отвечайте поскорей!

ДЕТИ.         Свет наш солнышко  ты ходишь

СЛАЙД 29        Круглый год  по  небу, сводишь

        Зиму с теплую  весной,

        Всех нас видишь под  собой.

        Аль откажешь мне в ответе?

        Не видал ли где на свете

        Ты царевны молодой.

СЛАЙД 30        Месяц, месяц, мой дружок,

        Позолоченный рожок!

        Ты встаешь   во тьме глубокой,

        Круглолицый, светлоокий,

        И, обычай твой любя,

        Звезды  смотрят на тебя.

        Аль откажешь мне в ответе?

        Не видал ли где на свете

        Ты царевны молодой.

        

СЛАЙД 31 Ветер, ветер, ты могуч,        

        Ты  гоняешь стаи туч,

        Ты волнуешь сине море,

        Всюду веешь на просторе,

        Не боишься ни кого,

        Кроме  бога одного.

        Аль откажешь мне в ответе?

        Не видал ли где на свете

        Ты царевны молодой.

ВЕДУЩАЯ. Правильно ребята нам все рассказали.

КОТ .        А теперь для вас, ребятки

                Музыкальная загадка.

                Музыку припоминайте

        И кто автор отвечайте.

Звучат отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»  Полет шмеля, «Океан море-синее» из оперы «Садко»,  Белочка.

ДЕТИ.        Ель растет перед дворцом,

СЛАЙД 32                А под ней хрустальный дом;

        Белка там живет ручная,

        Да затейница какая!

        Белка песенки поет,

        Да орешки все грызет,

        А орешки не простые,

        Все скорлупки золотые,

        Ядра чистый изумруд…

        Слуги белку стерегут.

        А еще она поет

        При честном при всем народе

        «Во саду ли, в огороде».

ИСПОЛНЯЕТСЯ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» р.н.м.

БЕЛОЧКА.        Собирайся, детвора!

                        У меня для вас игра:

                        Руки лодочкой сложите

                        И вперед их протяните.

                        Кто орешек получает,

                        В центр круга выбегает.

                        Сосчитаем: раз, два, три!  

(у кого орешек, выходит в круг.)

                        Ну, ловишка, нас лови.        

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ОРЕШЕК» по типу ловишка.                

КОТ.        Вот еще одна загадка.

        Там о заре прихлынут волны

        На брег песчаный и пустой,

        И сколько витязей прекрасных

        Чредой из вод выходят ясных?

Ответы детей. СЛАЙД 33

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ  «ВИТЯЗЕЙ»

Марш, муз. В. Витлина, композиция движений Т.Г. Баграмян  

КОТ.        Вот последняя загадка

СЛАЙД 34        У меня для вас, ребятки.

        Средь листвы на дубе этом

        Есть ларец, а в нем предметы.

        Как они туда попали?

        И кому принадлежали?

        Я их буду доставать,

        Ну, а вы их называть!

Кот подходит к ларцу, а из-за ширмы выходит Баба-Яга и

отнимает ларец.

БАБА-ЯГА.         Засиделась я в избушке,

                        Поразмяться бы старушке.

                        Что-то здесь у вас все гладко.

                        Надо, чтобы было гадко!

КОТ.        Здравствуй, бабушка Яга.

        Ты бы лучше помогла!

        С нами вместе поиграй,

        Да загадку загадай.

БАБА-ЯГА.        Вспомним, как поэт писал –

                        Про меня упоминал?

Вместе с детьми.        Там на неведомых дорожках,

                                Следы невиданных зверей;

                                Избушка там на курьих ножках

                                Стоит без окон, без дверей…

                        Там ступа с Бабою Ягой

                        Идет-бредет сама собой…

Потирает руки.         Сейчас загадку загадаю:

                        Как я в избушку я попадаю,

                        Коль без окон, без дверей?

                        Отвечайте поскорей!

Дети и родители высказывают свои предположения.

БАБА-ЯГА.        Ладно, ларец я вам отдаю,

                        В нем еще полно загадок… (заглядывает)

                        Хоть я бабушка-старушка,

                        Но люблю я танцевать.

                        Приглашаю вас, ребята,

                        Со мной танец начинать.

ИСПОЛНЯТЕСЯ  ТАНЕЦ «БАБКА-ЕЖКА»

Т.И. Сувоврой (диск «Танцевальная ритмика для детей» №5)

БАБА-ЯГА.        Заскочила на минутку –

                        Разыгралась не на шутку.

                        Но прощаться мне пора.

                        До свиданья, детвора!

Баба-яга уходит.

КОТ.        Вот ларец я открываю…

                Что лежит в нем, я не знаю.

        Предметы буду доставать,

                Ну, а вы их называть.

Дети сопровождают предметы отрывками из сказок.

ДЕТИ.        ………………Оно

СЛАЙД 35        Соку спелого полно,

        Так свежо и так душисто,

        Так румяно, золотисто,

        Будто медом налилось!

        Видны семечки насквозь…

СЛАЙД 36 Жил старик со своею старухой

        У самого синего моря.

        Старик ловил неводом рыбу,

        Старуха пряла свою пряжу.

СЛАЙД 37        Балда, с попом понапрасну не споря,

        Пошел, сел у берега моря.

        Там он стал веревку крутить,

        Да конец её в море мочить.

СЛАЙД 38        Ей в приданое дано

        Было зеркальце одно;

        Свойство зеркальце имело:

        Говорить оно умело.

КОТ.        Опустел мой волшебный ларец,

        Это значит загадкам конец.

        Только сказки останутся с вами,

        Будут добрыми вам друзьями. СЛАЙД 39

ИСПОЛНЯЕТСЯ  ПЕСНЯ «ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, ДРУЗЬЯ…» СЛАЙД 40

(на проигрыш все персонажи раздают детям в подарок книги А.С. Пушкина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка физкультурного досуга "Загадки снегурочки"

Данное мероприятие содержит разные виды детской деятельности,  а за счет интриги и поисков интересно  детям....

Конспект физкультурного досуга в средней группе Физкультурный досуг «Сказки – загадки»

Конспект физкультурного досуга в средней группеФизкультурный досуг «Сказки – загадки»...

познавательно развлекательный досуг "Загадки мойдодыра"

познавательно развлекательный досуг "Загадки мойдодыра"...

досуг "Загадки весны"

Конспект досуга "Загадки весны" для старшей группы...

Осенний досуг "Загадки с овощной грядки"

Цель: Закрепить названия овощей, расширить представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что в них много витаминов....