Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Итоговое занятие по декоративно – прикладному искусству с детьми подготовительной группы.

Цели:

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, жостовском, хохломском.

Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчества, фантазию.

Воспитывать интерес к  русскому декоративно-прикладному искусству.

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

 

Методические приёмы:

 Игровой элемент «Горница в русской избе».Рассмотреть изделия народных промыслов, используя современные  технологии, организовать беседу.  используя стихи, вопросы, рассказ.

 

Материал для занятия:

Изделия народных промыслов: Хохломы, Городца, гжели, изделий дымковских мастеров, Жостова, изделий из Павлово-Пасада, Экран с изображением  подлинных предметов народных промыслов.  Бумажные силуэты и формы, гуашь, кисти разного размера, салфетки, вода.м

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no5_konspekt_gorod_masterov.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у народных мастеров»

Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору.

Итоговое занятие по декоративно – прикладному искусству с детьми подготовительной группы.

Педагог дополнительного образования

                      по изодеятельности Кончакова Н.А.

                                                                                     Педагог дополнительного образования

МАДОУ Детский сад №5 «Теремок»

     

                                                            г. Троицк.

                                                               

     

                    

                                                     

Цели:

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, жостовском, хохломском.

Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчества, фантазию.

Воспитывать интерес к  русскому декоративно-прикладному искусству.

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Методические приёмы:

 Игровой элемент «Горница в русской избе».Рассмотреть изделия народных промыслов, используя современные  технологии, организовать беседу.  используя стихи, вопросы, рассказ.

Материал для занятия:

Изделия народных промыслов: Хохломы, Городца, гжели, изделий дымковских мастеров, Жостова, изделий из Павлово-Пасада, Экран с изображением  подлинных предметов народных промыслов.  Бумажные силуэты и формы, гуашь, кисти разного размера, салфетки, вода.

Ход занятия:

Зал оформлен для проведения интегрированного занятия: «Народные промыслы». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по различным промыслам.

Педагог: - Здравствуйте дорогие гости, сегодня мы с вами совершим путешествие по городу мастеров. Посмотрите, здесь собраны игрушки, посуда русских мастеров – умельцев из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Жостова. А путешествовать мы будем вместе с ребятами из нашего детского сада А вот и они.

(дети под музыку заходят , педагог с ними здоровается)

---  Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас в нашем городе мастеров.

(педагог предлагает поздороваться с гостями, после этого дети садятся на стульчики полукругом лицом к педагогу)

---  Что мы видим! Что за диво!

       Сколько радости вокруг

       Правда, дети , тут красиво

       Аж захватывает дух.

       Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли

       Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

       Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра.

       Чтоб сказать, что есть в России люди – чудо мастера.

Наша Россия славится своими мастерами на весь мир. И нет такого уголка в нашей стране, где бы не нашлось мастера, который не прославил бы село или город своими творениями. Сегодня мы и поговорим об этих мастерах.

 

(за дверью звучит музыка)

Педагог: - Что за шум и треск? Ребята, что за чудо техника едет по городской улице.

(на печи выезжает Емеля) Да это же русская печка, а кто же к нам приехал верхом на печи?

Дети: - Емеля

Емеля: - Пру, коняга моя быстроходная, а ну развернись посередь улицы остановись.

Педагог: - Здравствуй Емелюшка!

Емеля: - Здравствуй хозяюшка! Здравствуйте ребятки и вы люди добрые!  Низкий вам поклон.

Педагог: - Что же ты Емеля  своей печкой всю улицу загородил?

Емеля: - Так это мы сейчас мигом исправим. По щучьему веленью, по моему хотенью, а ну  ступай-ка печка домой.

(печку за веревочку затягивают назад).

Педагог: - Ты зачем Емеля в город мастеров пожаловал, себя показать иль на народ поглялеть?

Емеля: - Чего мне на народ глядеть, пусть на меня любуются.

Педагог: - А что на тебя любоваться, в нашем городе мастеров не лицом, а делом человек красен. А ты, Емеля, чем похвалишься, каких ты дел мастер?

Емеля: - Когда-то лапти мастерил, а теперь мне работать не к чему, у меня щука есть, это она у меня мастерица, что не пожелаю – всё исполнит, а я могу только петь да плясать и на печке лежать, в этом я мастер.

Педагог: - Эх, Емеля, лодырь ты. И не стыдно тебе рыбину мучить.

Емеля: - Привязался я к ней, жалко отпускать, да и пропаду я без неё, я ж ничего не умею.

Педагог: - Так добрых людей вокруг много, они тебе помогут.

Вот оставайся  Емеля с нами, в нашем городе Российские мастера свои ремесла на показ выставили, чтобы люди ими дивились, да делу их учились. Мы с ребятами тебе расскажем и покажем, каким ремеслом народные умельцы себя прославили. А ты ходи, все примечай, может и выберешь себе дело по сердцу.

Емеля: -  Отчего ж не прогуляться. Да мне и самому уж больно интересно, что это за мастера такие, чья слава по всей России гремит.

Педагог: - А начнем мы свой рассказ с одного промысла. Подходи сюда Емеля.

(педагог и Емеля подходят к первому столу)

Емеля: - Да здесь игрушки. Да какие красивые и барышни и кавалеры, как настоящие.

Педагог: - Давайте послушаем, что наши мастера расскажут о своём ремесле. Выходите ребята, а мы вас послушаем.

(На экране появляются изображения села Дымково.  К столу подходят дети в народных костюмах: Мальчики в рубашках и девочка в костюме водоноски )

                                             

                                         Девочка: - Загадаем вам загадку, а вы отгадайте.

                                          Игрушки эти не простые, а волшебно расписные

                                          Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски

                                          Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

                                          Что это за игрушка? 

                                                                     Дети: - Дымковская игрушка.

                                          ( на экране появляется изображение игрушек)

                                         Педагог: - Расскажите мастера об этой игрушке.

                                          ( маленький обзор о Дымковском промысле)

                                         Давайте , дети, поглядим на экран и рассмотрим эти игрушки.

(педагог ведет беседу о промысле). Посмотрите, ребята, какая красивая барышня.

Емеля: - Какая девица, на мою невесту похожа.

Педагог: - Вы знаете , как называется эта игрушка?

Дети: - Водоноска.

Педагог: - Правильно. А давайте поглядим на наших мастеров.

(дети выходят в центр зала)

Педагог: - Ребята, в какой костюм наряжена девочка? ( барышня – водоноска)

А на кого похожи мальчики? (кавалеры)

Емеля: - Правда, ребята похожи на игрушки. Если зажмуриться, то кажется что игрушки

ожили и танцуют.

Педагог: - Мы зажмуриваться не будем, а просто поглядим, как танцуют наши ребята.

Мальчик: -  Посмотри как хороша, эта девица – душа.

                    Щечки алые горят – удивительный наряд.

                    Сидит кокошник горделиво – барышня так красива.

                    Как лебедушка плывет, песню тихую поет

                    За студеною водицей, водоноска – молодица

                    Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

(исполняется танец «Водоноска и кавалер»)

Емеля: - Вот так чудеса, и щука не понадобилась.

Педагог: - Сейчас мы отправимся в Подмосковье. Подходи-ка Емеля сюда.

(педагог и Емеля подходят к второму столу)

Емеля: - Я такой красоты отродясь не видал. Из такого фарфора только царь-батюшка

по утрам чаю пьёть. А лебеди-то как настоящие. Кто же эти мастера, что такую красоту

сделали?

Педагог: - Давай мы их пригласим, они сами нам расскажут.

(выходят две девочки в гжельских костюмах и мальчик в синей рубахе)

Девочка: -   А про эту посуду я загадаю загадку.

                    Снежно-белая посуда – расскажи кА ты откуда

                    Видно с севера пришла и цветами расцвела

                    Голубыми, синими нежными красивыми.

Педагог: - Ребята, что это за посуда?

Дети: - Это Гжельская посуда.

( на экране появляется изделия гжельских мастеров). 

Педагог: - Пусть наши мастера немного о ней расскажут .

(краткий обзор  о Гжельском промысле).

Давайте поглядим на наших мастеров.

( дети выходят  в центр зала) 

 

                Педагог: - Узорами какой росписи украшены их наряды?.

                   Дети: - Гжельскими узорами.

                   Емеля: - Это не простые узоры, а чудо, сразу видно тонкая работа, глаз

                    отвести  не могу. Вот так бы и любовался.

                   Педагог: - А вы хотите еще полюбоваться на сине-белое чудо?

                   Дети: - Да.

     Педагог: - Тогда мы послушаем о прекрасном местечке под названием Гжель.

     Дети: -       Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка

                        В этой негромкой Российской природе, слышится эхо негромких мелодий.

                        И светлеет вода родниковая и дыхание ветра свежей

                        Расцветает Гжель васильковая – незабудковая Гжель.

                             ( исполняется танец Гжель)

Педагог: - Мы продолжаем наше путешествие по городу мастеров, я вас приглашаю поглядеть на другую, деревянную посуду.

Емеля: - Вот эта посуда по мне. ( педагог и Емеля походят к третьему столу)

Так она краше прежней - золотая, расписная, вся в колечки завитая. Что же это за посуда?

Педагог: - А об этом тебе расскажут наши ребята.

   (выходят два мальчика и одна девочка в костюмах с элементами хохломской росписи)

Мальчик: - Загадаю вам загадку.

                   Ты разгляди-ка, не спеши,

                    Там травка вьется и цветы

                    Небывалой красоты

                    Блестят они, как золотые

                    Как будто солнцем залитые.

                    Все листочки, как листочки

                    Здесь же каждый золотой

                    Красоту такую люди, называют хохломой.

   ( на мониторе появляется изображение предметов хохломской росписи )

Педагог: - Расскажите об этом промысле.

                      ( Краткое содержание)

Педагог: - Вот она какая Хохлома! В такой посуде любая еда покажется веселой и праздничной, сказочно вкусной. Посмотрите в каких красивых  костюмах  у нас ребята. Давайте  мы их пригласим на середину и хорошо разглядим  узоры на их костюмах.

                      ( дети выходят в центр)

Педагог: - Ребята, послушайте мою загадку

                  Ими можно щи хлебать

                  И музыкантам подыграть.

                   Что это?

Дети: - Ложки.

Педагог: - Посмотрите, ребята, у меня целая корзина хохломских ложек, вот они какие красивые. Вот вам ложки точеные, узоры крученые.

Мальчик: - Мы сейчас плясать пойдем

                    Лихо пляску заведем

                    Не с балалайками и не с гармошками

                     Мы танцуем танец с ложками.

Педагог: - Ну-ка ребятки выходите, плясовую поддержите.

       

                        (исполняется танец с ложками)

Емеля: - Вот эта работа по мне, я на ложках и сам играю, весь народ потешаю. Хотите и вас потешу?

Педагог: - Делу время, а потехе час. Мы Емеля еще не у всех мастеров побывали. Вот подходи, полюбуйся на этот промысел.

                          ( педагог и Емеля подходят к четвертому столу)

Посмотри, на этом столе стоят красивые, яркие подносы.

Емеля: - Красота, а цветов-то видимо, не видимо, Словно на поляну цветочную попал.

Педагог: - А что это за подносы такие красивые, нам сейчас об этом расскажут.

(выходят две девочки и один мальчик в народных костюмах с элементами Павлово- Пасадских платков)

Дети: -   Загадаю вам загадку.

               Кто ответит на вопрос
              Что за сказочный поднос

               Есть букет в нем крупный, яркий

               В середине – цветом жаркий

               Он сияет, а вокруг

               Словно дети встали в круг.

               Много маленьких цветочков

               И травинок и листочков

               И узорная кайма

               По подносу пролегла.

               Отвечаем на вопрос- это….

Дети: - Жостовский поднос.

              ( на экране появляются разнообразные Жостовские подносы)

Педагог: - Эти подносы очень красивые. Откуда они попали  к нам?

Дети: - Из Жостова.

Педагог: - Интересное какое название, а что оно обозначает?

Дети: - От слова жесть, железо. Ведь они сделаны из железа.

Педагог: - Посмотрите, среди подносов нет одинаковых. Они расписаны по- разному. Как вы думаете почему?

Дети: - Потому, что мастера проявляют фантазию по- разному, сочетая одни и те же краски.

Педагог: - Эти же красивые узоры повторяются и в Павлово- Посадских платках.

                                      ( на экран выводятся платки)

Такие шали в старину носили русские красавицы, да и сейчас эти шали такие же модные, как и раньше.

Посмотрите ребята, наши красавицы- мастерицы тоже в платках, выходите на середину мы на вас полюбуемся. Давайте послушаем, что они расскажут нам об этих чудных платках.

Дети: - Что за чудо узор, что за краски вокруг!

              Это поле,  цветы – удивительный луг.

              Эту русскую сказку, каждый видеть тут рад

              Эта сказка с названьем «Павлово-Посад»

                                      ( исполняется хоровод с платками)

Емеля: - Молодцы хороводницы, такую нам красоту показали.

Педагог: - Ну вот ребята, мы с вами побывали во всех уголках нашего города, и показали Емеле замечательные изделия русских мастеров. А тебе Емеля, понравилось наше путешествие, наши ребята мастера?

Емеля: - Меня мастера удивили, золотые руки у них видать. На что не погляди, тут цветочки лазоревые, а тут листочки и завитки, точки и полоски, а приглядишься, это просторы наши русские, поля  золотые, озера голубые, леса да дубравы. От такой красоты аж дух захватывает. И вся наша Россия, как на ладошке.

Педагог:- Правильно Емеля – наши мастера не только своё имя, но и страну нашу делами прославили, ведь слава  о русских мастерах на весь мир гремит. Вот и тебе, Емеля, надо за ум браться, да делом заниматься.

Емеля: - Сплету я лапти, да такие, что свет не видывал, разукрашу их цветами да листочками. В таких лаптях и царице не стыдно будет на балах щеголять. Только как эти цветочки и листочки рисовать не знаю.

Педагог: - Ты Емеля не торопись, наши ребята сейчас будут подарки нашим гостям  делать своими руками. Кто игрушки рисовать, кто посуду украшать, а ты ходи, наблюдай за ними и учись.

Емеля: - Вот спасибо, хозяюшка.

Педагог: - А мы с вами ребята, сейчас сядем за столы и покажем нашим гостям, каким росписям мы с вами научились.

( идет занятие по рисованию, Емеля сначала ходит смотрит, а затем занимается своим делом)

В конце педагог спрашивает у Емели- научился ли он рисовать кружочки и цветочки?

Емеля: - Научился, поглядите, какие лапти я разрисовал.( показывает разрисованные лапти)

Педагог: - Молодец Емеля, урок ты усвоил хорошо.

Емеля: - А теперь мне надо бежать, а то без щуки все самому придется делать, да и на печке теперь не покатаешься. Спасибо вам добрые люди за доброту и за науку. Век вас не забуду. До свидания!.

Педагог: - А вы ребята давайте покажем нашим гостям, какие работы вы сделали.

Ребенок: -   Ой вы гости дорогие, у нас рисунки расписные.

                    Рисовали их, старались, показать вам собирались.

                    Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям.

                                                      ( дети дарят подарки)

Педагог: - Ребята, занятие наше закончилось, давайте попрощаемся с нашими гостями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора

Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....

Цикл интегрированных занятий «Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»

Знакомя детей с сезонными изменениями в природе, можно использовать пейзажную живопись, поэтическую лирику и усилить художественный образ того или иного явления «музыкальными красками». Чтобы почувств...

Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с русским фольклором в младших группах

Актуальность проекта:Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать...

Конспект интегрированной деятельности по математике и изобразительному искусству.

Конспект занятия по итогам года в подготовительной группе для детей с ЗПР...

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)

Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию ху...

Программа по работе одарёнными детьми "Волшебная сила искусства"

Данная программа разработана для развития  способностей особо одарённых детей дошкольного возраста, с учётом их возрастных особенностей. В программе предствлен перспективный план с примерным пере...

Консультация (стендовый вариант) "Логопедическая работа с детьми раннего возраста"

Консультация в краткой форме акцентирует внимание педагогов на основных этапы формирования устной речи в раннем возрасте....