Первая встреча в музыкальной гостиной
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Поддубская Марина Николаевна

музыкальный лекторий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.lektoriy.doc32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас необычная встреча в музыкальной гостиной – встреча с красивой классической музыкой. А познакомлю вас с этой музыкой – я, Марина Николаевна, ваш музыкальный руководитель. Помогут мне: начинающий музыкант – Никита, и взрослый музыкант – Михаил Викторович.

         Видите, у меня в руках волшебная палочка. Стоит только мне взмахнуть ею, как зазвучит красивая музыка. Она расскажет нам о необычных странах, познакомит с героями и красавицами. И все это будет нарисовано только удивительной красоты звуками, которые сочинили и придумали для вас самые настоящие волшебники – композиторы.

         Только у меня к вам есть одна просьба. Музыка – это очень хрупкий предмет. Если зашуметь в то время, когда звучит музыка, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте сразу договоримся вот о чем: когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо-тихо, чтобы помочь самим себе услышать все то, о чем она станет нам рассказывать.

Вот послушайте, какая музыка зазвучит сейчас.

Звучит «Вальс до диез минор» Ф.Шопена.

После прослушивания  дети аплодируют.

Знаете, как много прекрасных музыкальных мелодий сочинено композиторами всего мира. И для того, чтобы записать свою музыку, они использовали необычные значки, которые называются нотами. (Показ нотной записи). Они записываются на необычной строчке, состоящей из пяти линеек. Правда, эти пять линеек похожи на человеческую ладонь? Посмотрите на свою ладошку. На ней пять пальцев, словно на нотной строчке. Нотки пишутся на линейках, между линейками, под линейками и даже на специальных дополнительных линейках. А вот в самом начале нотной строчки нарисован еще одни удивительный знак – это скрипичный ключ.

Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,

И на каждой линии написаны значки.

А в начале строчки знак необычный.

В музыке известный – это ключ скрипичный.

Командир скрипичный ключ всеми управляет,

Потому ключ этот все ноты уважают.

Каждая нотка имеет свое имя. Запомните как их зовут: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

        Фортепиано – старинный инструмент. Как переводится с музыкального языка слово «фортепиано»? (громко –тихо). Из чего делают инструмент? (Из дерева сосны). Как играют на нем? Верно, пальцами нажимают на его клавиши, которые внутри инструмента приводят в движение музыкальные молоточки. А эти молоточки уже ударяют по струнам – тонким или толстым, и поэтому звуки получаются разные – высокие, звонкие или низкие гудящие. Как зовут родственников фортепиано? (рояль, клавасин).

А теперь послушаем как звучит инструмент, ведь специально для него композиторы написали много прекрасной музыки: сонат, различных пьес и концертов. Давайте устроим музыкальную угадайку. Вспомните название пьесы, композитора и когла вы могли слышать эту музыку.

Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

        А теперь познакомимся с другим инструментом – скрипкой.

Скрипку называют «Царицей музыки» за удивительно живой, трепетный звук, не уступающий в выразительности человеческому пению. Только у скрипки пение может быть бесконечным, беспрерывным. Ни духовые инструменты, ни рояль не могут петь, не прерывая дыхания. И лишь скрипка может петь негаснущим звуком.

А ещё, за то, что приручить эту царицу удаётся не всем. Ведь научиться играть на скрипке очень сложно. Связано это прежде всего с тем, что руки, должны выполнять разные двигательные функции. А ещё, у скрипки ведь нет ни клавиш, ни ладов, ни каких указателей, куда ставить пальцы, чтобы получить правильный и точный звук. Скрипачи играют по слуху и буквально лепят звук своими чуткими пальцами.

Самые лучшие скрипки были созданы великими итальянскими мастерами, поэтому многие думают. Что скрипка –итальянка.

          Послушаем как звучит скрипка в руках юного музыканта.

Послушаем пьесу композитора Рамберга с романтическим названием «Тихо, как при восходе солнца».

        По своему строению скрипка напоминает человека. У нее есть головка, ушки, шейка, туловище. У скрипки четыре струны. Каждая струна имеет свое название. Помогает скрипке играть смычок. Смычок состоит из деревянной трости и конского волоса. Волосы натирают специальной смолой – канифолью, для того чтобы улучшить трение между струной и смычком.

        Моя скрипка старинная. Ей в этом году исполнилось сто одиннадцать лет. Сделал её российский скрипичный мастер Марьяненко. А чем скрипка старше, тем она ценнее, так как звук у нее с каждым годом становиться все красивее.

Послушаем «Старинный романс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций  к повести А.С. Пушкина «Метель».

       Я думаю, что на этом нашу первую встречу с музыкой мы завершим.

Но сначала вспомним, что нового мы узнали. В форме диалога повторяются основные музыкальные понятия: (композитор, музыкант, слушатель, ноты, нотный стан, скрипичный ключ, названия нот, названия прослушанных произведений…)

Музыкальный лекторий.

«Первая встреча

 в музыкальной гостиной»

Цель: пропаганда и популяризация классической музыки.

Задачи: познакомить детей с классической музыкой,

                               с музыкальными инструментами.

                               научить слушать музыку; определять её характер;

                               давать словесную характеристику прослушанным

                               произведениям;                              

                               рассказать о строении муз. инструментов, о способе  

                              звукоизвлечения;

                              закрепить названия  музыкальных терминов.

                              воспитывать культуру поведения.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Встречи в музыкальной гостиной"

Занятие проходит в форме "Музыкальной гостиной". Соответсвующая обстановка настраивает детей на восприятие классической музыки. Цель занятия - дать детям знания о 2-х и 3-х частной форме музыкальных п...

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

Цик встреч в музыкальной гостиной "Времена года"

Ознакомление детей подготовительной группы с класстческой музыкой на тему "Времена года"...

Встреча в музыкальной гостиной " Путешествие по сказкам"

Дети путешествуют по русским народным сказкам. Отгадывают пословицы, загадки и затем сами инсценируют русскую народную сказку "Репка" на новый лад....

Встреча в музыкальной гостиной "Образ Бабы - Яги в музыке П.И. Чайковского"

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, помогающее  лучше понять и раскрыть образ, услышанный в музыке через изобразительное искуссво....

Встречи в музыкальной гостиной. Беседы об искусстве. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Музыкально-тематическая беседа о Родине для детей старшего дошкольного возраста....

Встречи в музыкальной гостиной. Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя».

Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста....