Сценарий литературно - музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Волшебницы Осени"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Фесенко Галина Викторовна

Привлечь особое внимание общества к литературе и чтению

в 2015 г. призвал Президент РФ Владимир Путин, издав Указ

от 12.06. 2014 №426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». Трудно переоценить роль чтения в развитии подрастающего поколения. К сожалению, все реже в руках ребенка можно увидеть книгу и немногие современные семьи могут похвастаться такой традицией, как чтение. Уже стало традицией проводить в детском саду литературно – музыкальные гостиные и творческие вечера, посвященные детским писателям и поэтам.

Предлагаю вашему вниманию одно из таких мероприятий под названием «В гостях у волшебницы Осени». Осень – самое выразительное время года! Осени поклоняются, как прекрасной даме поэты, художники, композиторы. Свое отношение к осени писатели, поэты выражают через слово, композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку, а художники выражают свое отношение к осени в своих прекрасных произведениях.

Кто как не родители на своем личном примере могут привлечь ребенка к чтению, полюбить поэзию? Наши родители были активными участниками досуга. Они читали детям отрывки из художественных произведений, декламировали стихи русских поэтов, знакомили с репродукциями картин И. Левитана, А. Куршина, П. Еськова, А. Коваленко. Одна из мам взяла на себя роль волшебницы Осени, принесшей осенние дары.

Дети показали свое словесное творчество в играх, артистические способности в перевоплощениях и оживлении природных объектов (березовой рощи, речки…), музыкальные – в прекрасном исполнении песен. Красивая, проникновенная музыка помогала детям «оживлять» картины художников на экране проектора, подбирать стихотворные строчки соответствующие им.

Наши педагоги и родители помогли детям заглянуть в прекрасный мир осенней природы. Благодаря прекрасной  музыки, живописи, художественному слову дети смогли почувствовать и увидеть изменчивый характер осени. То она радостная, пышная, то - грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno_-muzykalnyy_dosug.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагог по развитию речи: Фесенко Галина Викторовна

МБДОУ Д/с №80, город Таганрог, Ростовская область

Литературно – музыкальный досуг «В гостях у волшебницы Осени»

для детей старшего дошкольного возраста

(Осень в поэзии, музыке, живописи)

Оформление зала: В оформлении зала присутствуют осенние мотивы.  Место для экрана проектора свободно

Дети под музыку А. Вивальди «Осень» входят в зал.

Дети.

1.Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль.

 Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2. Следом за летом осень идет.

Желтые песни ей ветер поет.

Красную под ноги стелет листву.

Белой снежинкой летит в синеву.

3. Проходит быстро месяц,

За днями дни летят,

Природа постепенно

Меняет свой наряд.

Дети исполняют песню «Осенние подарки», сл. и муз. В. Шестаковой, садятся.

Ведущий 1. Осень – самое выразительное время года! Осени поклоняются, как прекрасной даме поэты, художники композиторы. Свое отношение к осени писатели и поэты выражают через слово. А как выражают свое отношение к осени художники и композиторы?

Дети: Художники используют краски. Композиторы рассказывают нам о своих чувствах через музыку (с помощью звуков).

Ведущий 1. Существует две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем…

Ведущий 2. …и другая: невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. И к каждой осени у нас особая любовь.

Сегодня мы побываем с вами в гостях у волшебницы Осени, насладимся ее красотой и понаблюдаем за ее изменчивым характером. Эта гордая волшебница согласилась поиграть с вами в «прятки». Она будет везде: в стихах, в прозе, музыке, живописи.

Итак, мы приглашаем вас заглянуть в прекрасный мир осенней природы, а сопровождать нас будут ваши родители.

(Слайд №1. Перед детьми на экране проектора репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», звучит «Осенняя песнь» П.И. Чайковского)

Родитель 1. «Золотая осень» - так назвал свою картину выдающийся художник – пейзажист прошлого столетия Исаак Ильич Левитан. Эта картина создаёт светлое лирическое настроение, радует яркими красками осенней природы, пробуждает любовь к родному краю. От такой красоты невозможно отвести взгляд! Как природа могла сотворить такое чудо, которое восхищает нас, заставляет присмотреться повнимательнее, приводит в восторг и вместе с тем навевает лирическое поэтическое настроение?! Не случайно именно осень пробуждала стремление мечтать и творить в сердцах знаменитых русских поэтов и писателей разных эпох.

Вот как красочно в своем стихотворении описывает осенние березы поэт Иван Ильич Бунин.

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.  (И. Бунин)

Ведущий 2. Рассказ (и.о. родителя) о картине сопровождался произведением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песнь». Какой характер услышанной вами музыки? (ответы). Правильно, и  хотя в музыке слышится легкая печаль, мелодия звучит нежно и светло.

Какой красивый осенний пейзаж у Левитана!

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Дети, какие стихотворные строки приходят вам на ум, глядя на эту березовую рощу?

Дети:

  • Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих (Найденова)

  • Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

  • Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и синей тишине,

Расслышишь листика шуршанье. (И.Бунин)

  • …Утешает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета! (З. Федоровская)


Ведущий 1. Ребята, хотите стать героями картины «Золотая осень»? Попробуем «оживить» этот пейзаж!

Покружитесь - покружитесь

И в картине окажитесь! (дети под музыку занимают места по ролям)

(Пространство перед картиной превращается в игровую площадку: пол застилается голубым шарфом, так, чтобы своими очертаниями он был похож на речку, изображенную Левитаном. Чтобы оживить пейзаж, нужно войти в картину в качестве персонажей. Выходят желающие дети. Кто-то будет «багряным кустиком», кто-то - одинокой березкой, две березки с почти облетевшей листвой, группа березок, стоящих рядом…. Остальные – зрители.)

Ребенок: Я «багряный кустик», выросший на берегу реки. Этот чудесный наряд подарила мне осень. Листочки у меня такие яркие, нарядные, что мне могут позавидовать многие деревья. Я смотрюсь в речку на свое отражение. Ах, какой я красивый!

Девочка 1. Мы две подружки-березки, высокие, стройные. Наш белый ствол, будто праздничный сарафан. Нас обдувает ветерок, и срывает листочки, нам немного грустно, ведь рядом с нами березки пышные, золотистые.

Девочка 2.  Но скоро и до них доберется проказник – ветер, безжалостно сорвет с них наряд и унесет далеко, до реки…

Девочки – березки в роще. А мы дружные девицы – красавицы, встали в хоровод и весело шелестим своими ярко-желтыми листочками. Нам очень нравится наше осеннее убранство. Скоро осень «заплачет» дождливыми слезами. Ну, а пока мы «купаемся» в солнечных лучах и каждый наш листик горит золотым огнем. Какие мы счастливые, что выросли в таком чудесном месте!

Одинокая березка. Когда-то я стояла со своими подругами, но, поссорившись, убежала от шумных и бойких подруг. Так и осталась вдали от всех, только речка – моя верная подруга. С ней мне спокойно и радостно. Только она может рассказать о моей красоте и показать, как в зеркале, мой пышный, осенний костюм. Скоро придет зима, и речка заснет под толстым слоем льда. Вот тогда мне станет по - настоящему одиноко и грустно. А пока я наслаждаюсь последними солнечными деньками, чистым воздухом и окружающей меня природой!

Ведущий 1. Какая  замечательная «картина» у нас получилась!

«Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Н. Сладков».

Спасибо багряному кустику, речке и березкам, которые поведали нам  о своем настроении, чувствах, переживаниях….  Замечательная картина И. Левитана будто ожила перед нами!

Покружитесь, покружитесь

И в детском саду вы окажитесь!

(Слайд №2. Репродукция картины А.Куршина «Русь Великая»)

Родитель 2.  Продолжаем  нашу встречу с волшебницей Осенью. Перед вами картина художника Алексея Куршина «Русь Великая». Стихи русского поэта Федора Тютчева точно передают настроение этой картины.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Дети исполняют песню « Русская сторонка». сл. В. Бредиса, муз. Е. Филипповой

Слайд №3. Переход к репродукции картиныП. Еськова «Листопад» на фоне музыки А.Вивальди «Осень»

Родитель (с книгой).  Перед вами картина художника Петра Еськова «Листопад». Послушайте, как пишет о листопаде писатель Константин Паустовский.

 «Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот…».

Ведущий 2. Чтобы написать такие строчки о падающих осенних листьях, нужно быть очень наблюдательным, чувствительным человеком с богатым воображением и литературными способностями.

Ведущий 1. Предлагаю порадовать волшебницу Осень и проявить словесное творчество в игре. Нарисуем осень, но не красками и карандашами, а красивыми словами. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

«Осень пришла к нам, словно…(фея, царица, принцесса, волшебница, хозяйка…)

И принесла с собой…(дожди, сырость, ветры, осенние дары…). Осенью листья на ветру кружатся, будто …(карусель, бабочки, снежинки, вертолетики…). Листья лежат на земле, словно…(разноцветный ковер, покрывало, одеяло, пестрый плед…). И вся земля становится похожа на …(сказку, волшебное царство, разноцветный шар, цветную поляну…)».

Ведущий 1. Спасибо, дети. Думаю, волшебница Осень осталась довольна.

А сейчас приглашаем наших детей закружиться в осеннем вальсе.

Дети танцуют «Осенний вальс», музыка и слова Р. Гуцалюк

(Слайд №4. Репродукция картины А. Коваленко «Улетают журавли», звучит  «Ноктюрн» П.И.Чайковского).

Ведущий 1. Ребята, какая по характеру музыка? (ответы). Соответствует она настроению картины Александра  Коваленко «Улетают журавли»? В каких тонах написана эта картина? (ответы детей).

Ребенок.  Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поле туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу:

Приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора. (А. С. Пушкин)

Ведущий 1. Прослушанное вами стихотворение, соответствует настроению картины? (ответы детей).

Звучит музыка П. Чайковского «Ноктюрн» (на фоне музыки читает)

И словно чувствует дыханье,
К нам приближающихся вьюг,
В высоком небе крик прощальный
Птиц, улетающих на юг. (И. Бутримова)

Звучит песня « «Журавушка», муз. Е. Зарицкой, сл. А. Вольского. Дети инсценируют стихотворение П. Воронько

Жура – Жура - журавель!

 Облетал он сто земель.

 Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

 — Где же лучшая земля? —

 Отвечал он, пролетая:

 — Лучше нет родного края!

Ведущий 2. Великий русский писатель, наш земляк А.П. Чехов в одном из своих писем признался: «А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое в ней. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями». 

Я думаю, что волшебница Осень с удовольствием наблюдает за всем происходящим  в этом зале. Постараемся и  дальше не разочаровать ее. Поиграем в игру «Подари комплимент Осени» и проявить словесное творчество.

(Дети встают в круг и, под тихую музыку, бережно передавая друг другу осенний листочек, говорят слова - комплименты).

Дети: Красивая, живописная, необыкновенная, волшебная, разноцветная, переменчивая, золотая, унылая, дождливая, листопадная, лиловая, приятная, очаровательная, неотразимая, прекрасная, расписная, багряная, чудесная, дивная, пасмурная, зябкая, щедрая, пышная, неотразимая, непостоянная, загадочная, сказочная….

Под музыку Г. Свиридова «Осень» (отрывок)         входит волшебница Осень

Осень. Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые! Я услышала красивую  музыку, чудесные стихи, комплименты в свой адрес и не могла не появиться перед вами! Как хорошо вы чувствуете изменчивый характер осени и понимаете, что в осени есть своя красота, только надо её отыскать – увидеть, услышать, почувствовать и рассказать…. И у вас сегодня это замечательно получилось! От души я вас благодарю, всем вам угощения дарю!

(На фоне вальса до-диез минор Ф. Шопена Осень щедро угощает всех детей и гостей осенними дарами).

Ведущий 2. Дорогие дети и уважаемые взрослые, сегодня вы услышали много красивых поэтических слов русских писателей и поэтов об осени. А русская душа созвучна осени: в ней и радость и грусть… Каждый увидел и полюбил свою - неповторимую осень, с быстро меняющимся настроением, насладился прекрасной музыкой, замечательными литературными и художественными произведениями.

Ведущий 1. Мы приносим искреннюю благодарность всем, кто принимал участие в нашей литературно-музыкальной гостиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»

Знакомство с «Детским альбомом»  П.И. Чайковского. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7420540","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"385"...

Сценарий литературно – музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у феи Осени» -авторы Фесенко Г.В.,Тимошенко Е.А. МБДОУ д/с №80, г.Таганрог

Литературно- музыкальный досуг "В гостях у феи Осени"  -очень хорошая возможность в доступной для старших дошкольников форме рассказать об осени в творчестве поэтов, писателей, художников компози...

"Осень художница" музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Времена года" включает четыре музыкальные гостиные. Это интегрированные досуги для детей старшего дошкольного возраста, раскрывающие красоту природы через музыку, художественное слово, изобраз...

"Разноцветная осень" сценарий музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий литературно – музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста

Данный сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям старшего дошкольного возраста....

Литературно-музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ!» (2016 г.)

Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об истории Родины, о защитниках Отечества в годы ВОВ....