Главные вкладки

    "Осень художница" музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста
    проект (старшая, подготовительная группа) на тему

    Аксёненко Ирина Евгеньевна

    Проект "Времена года" включает четыре музыкальные гостиные. Это интегрированные досуги для детей старшего дошкольного возраста, раскрывающие красоту природы через музыку, художественное слово, изобразительное искусство. Иогом является продуктивная художественная деятельность воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osen-hudozhnitsa.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСЕНЬ – ХУДОЖНИЦА

    Интегрированный досуг в подготовительной к школе группе

    Тема: «Осень - художница»

    Цель: Формирование основ культуры в синтезе музыки, изобразительного искусства, художественного слова. Обогащение знаний детей об искусстве через творческую деятельность.

    Задачи:        

    1. формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
    2. воспитывать самостоятельность;
    3. учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства;
    4. развивать коллективное творчество;
    5. обогащать музыкальные впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;
    6. дальнейшее формирование певческого голоса, развитие навыков движения под музыку.

    Форма работы: групповая, подгрупповая

    Методы работы: словесная, наглядная, практическая.

    Время проведения: 40 – 45 минут

    Оборудование: столы, стулья (по количеству детей), музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений, пианино,  «кленовые листочки» (для танца), восковые карандаши или пастель, краски, кисти, бумага формата А3,  костюмы «Птицы».

    Демонстративный материал: репродукции картин, фотографии с изображением осени.

    Используемые музыкальные произведения и стихотворения

     Музыкальные произведения для слушанья:  

    1. П.И. Чайковский фортепианный цикл «Времена года». Октябрь «Осенняя песня». Ноябрь «На тройке». Сентябрь «Охота»
    2. А. Вивальди «Времена года» «Осень».
    3. «Отговорила роща золотая» романс музыка Пономаренко

     Музыкальные произведения для исполнения:

    1. Гендель танец «Старинная полька»
    2. Красев  песня «Падают листья»
    3. Маслухина песня «Осенняя песенка»
    4. Варламов музыкально-ритмическая композиция  «Красный сарафан»
    5. Русская народная песня «Светит месяц»
    6. Шаинский песня «Дети любят рисовать»
    7. Стихотворения авторов:

    Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»;

    М. Лермантов «Листья в поле пожелтели»;

    А. Плещеев «Осень наступила»;

    А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»;

    А. Твардовский «Лес осенью»;

    С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»;

    И. Михайлова «Как обидно»;

    В. Благина «Стрижи»;

    А. Фет «Ласточки пропали»;

    К. Бальмонт «Поспевает брусника»;

    Н. Некрасов «Славная осень»;

    И. Бунин «Листопад».

    Предварительная работа

    Перед проведением досуга была осуществлена  следующая  работа:

    • проведение тематических музыкальных занятий;
    • разучивание стихов вместе с детьми;
    • разучивание песен;
    • подготовка музыкально-ритмических композиций;
    • проведение тематических занятий по изобразительной деятельности;
    • использование на занятиях различных изобразительных техник (аппликация, лепка, рисование);
    • работа с родителями.

    Непосредственно перед занятием в помещении музыкального зала была проведена влажная уборка, а так же сквозное проветривание (в отсутствие детей). Все вещи, способные отвлечь детей, убираются. Столики и стульчики ставятся в шахматном порядке. В другом конце зала оформляется экспозиция «Осень».

    В зале оформлена выставка работ художников и фотографов. Гости и дети рассматривают работы. Звучит классическая музыка.

    Музыкальная гостиная «Времена года»

    Ведущая

    Друзья, в нашей музыкальной гостиной сегодня мы поговорим об осени, ведь. В огромном мире искусств, все многолико и гармонично. Здесь звуки и краски, движение и пластика, мелодии и цвет живут дружно, помогают друг другу, дополняют друг друга, что бы мир был прекрасен.

     Каждое время года особенно, и сегодня мы посмотрим на осень глазами художников, фотографов, поэтов, композиторов, и, конечно, расскажем  о своем личном отношении к ней.

    Ф. Тютчев

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора –

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера…

        Где бодрый серп гулял и падал колос,

        Теперь уж пусто все – простор везде,-

        Лишь паутины тонкий волос

        Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь –

    И льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле….

    К. Бальмонт

    Поспевает брусника,                   Стаи птиц улетают  

    Стали дни холоднее                    Прочь, за синее море.                      

    И от птичьего крика                    Все деревья блистают

    В сердце стало грустнее.             В разноцветном уборе.  

                            Солнце реже смеется,

                            Нет в цветах благовонья.

                            Скоро осень проснется

                            И заплачет спросонья.

    Ведущая

    Эта светлая грусть осени звучит в знакомом нам произведении.

    (после слушания спросить название и фамилию автора)

    П. И. Чайковский «Времена года». «Осенняя песня»

    Ведущая

    Правильно, ребята, вы услышали, какие инструменты солируют в этом произведении?  Назовите струнные инструменты. Вам нравится их звучание? Предлагаю станцевать «Старинную польку», а струнные инструменты вам будут аккомпанировать.

    Дети исполняют парный танец «Старинная полька»

    М. Лермонтов

    Листья в поле пожелтели,              Зверь отважный поневоле

    И кружатся, и летят;                       Скрыться где- нибудь спешит.

    Лишь в бору поникши ели              Ночью месяц тускл и поле

    Зелень мрачную хранят…               Сквозь туман лишь серебрит.

    А.Плещеев

    Осень наступила,                     Туча небо кроет,

    Высохли цветы,                       Солнце не блестит.

    И глядят уныло                        Ветер в поле воет,

    Голые кусты.                            Дождик моросит.

    Вянет и желтеет                       Воды зашумели

    Травка на лугах.                       Быстрого ручья.

    Только зеленеет                       Птички улетели

    Озимь на полях.                       В теплые края.

    Песня «Падают листья» музыка Красева

    Ведущий

    Ранняя осень яркая, хлебосольная, а поздняя мрачная и холодная. Напомните пожалуйста, какое музыкальное произведение А. Вивальди рисует нам позднюю осень? Правильно. Пусть эта музыка встретиться с прекрасными стихами. Звучит А. Вивальди «Времена года». Концерт «Осень» 2-я часть.

    А. С. Пушкин (читают мамы)

    Уж небо осенью дышало,                   Встает заря во мгле холодной;

    Уж реже солнышко блистало,            На нивах шум работ умолк;

    Короче становился день,                     С своей волчихою голодной

    Лесов таинственная сень                    Выходит на дорогу волк;

    С печальным шумом обнажалась,     Его почуя, конь дорожный

    Ложился на поля туман,                     Храпит – и путник осторожный

    Гусей крикливых караван                  Несется в гору во весь дух;

    Тянулся к югу: приближалась           На утренней заре пастух

    Довольно скучная пора;                     Не гонит уж коров из хлева,

    Стоял ноябрь уж у двора…                И в час полуденный в кружок

                                                                   Их не зовет его рожок;

                                                                   В избушке, распевая дева

                                                                   Прядет, и, зимних друг ночей,

                                                                   Трещит лучинка перед ней.    

    Ведущий

    Настроение грусти часто связано с осенью, но всегда ли она грустна?

    Конечно, нет. В царские времена традиционно устраивали охоту.

    П. И. Чайковский посвятил охоте это произведение.

    Времена года. Сентябрь. Охота.

    Ведущая  Ребята, назовите услышанные вами инструменты.

    Осень....Как красиво все вокруг.

    А. Твардовский «Лес осенью»

    Меж редеющих верхушек                Птиц не слышно. Треснет мелкий

    Показалась синева.                            Обломившийся сучок,

    Зашумела у опушек                           И, хвостом мелькая, белка

    Ярко- желтая листва.                         Легкий делает прыжок.

                                     Стала ель в лесу заметней-

                                      Бережет густую тень.

                                      Подосиновик последний

                                      Сдвинул шляпку набекрень.

    С. Есенин

    Нивы сжаты, рощи голы,                Дремлет взрытая  дорога.

    От воды туман и сырость.               Ей сегодня примечталось,

    Колесом за сини горы                      Что совсем – совсем немного

    Солнце тихое скатилось.                  Ждать зимы седой осталось.                              

                                   Ах, и сам я в чаще звонкой

                                   Увидал вчера в тумане:

                                    Рыжий месяц жеребенком

                                    Запрягался в наши сани.

    П. И.Чайковский  «Времена года». Ноябрь «На тройке».

    Ведущий

    Много примет у осени, расскажите о них. ... И одна из примет - о птицах, улетающих в дальние страны.

    В. Благинина «Стрижи»

     - Улетели сегодня стрижи…

     - А куда улетели, скажи?

     - А туда улетели они,

    Где на солнышке греются дни,

    Где совсем не бывает зимы.

    Но милее им все- таки мы!

    И они прилетят по весне

    И опять засвистят в вышине.

    А. Фет

    Ласточки пропали,                        Лучше б снег да вьюгу

    А вчера зарей                                 Встретить грудью рад!

    Все грачи летали                           Словно как с испугу

    Да, как сеть, мелькали                  Раскричавшись, к югу                  

    Вон над той горой.                        Журавли летят…

    С вечера все спится,                      Выйдешь- поневоле

    На дворе темно.                             Тяжело- хоть плачь!

    Лист сухой валится,                      Смотришь- через поле

    Ночью ветер злится                       Перекати- поле

    Да стучит в окно.                           Прыгает, как мяч.

    Ведущий

      Я очень люблю осень и считаю ее самой настоящей художницей. Вы согласны со мной?

    И. Михайлова «Как обидно»

    Осень длинной, тонкой кистью        А ветер щеки толстые

    Перекрашивает листья.                      Надул, надул, надул

    Красный, желтый, золотой, -             И на деревья пестрые            

    Как хорош ты, лист цветной!             Подул, подул, подул!

                                        Красный, желтый, золотой…

                                        Облетел весь лист цветной!

                                        Как обидно, как обидно:

                                        Листьев нет, лишь ветки видно.

    Ведущий

    Хотите встретиться с Осенью?

    Снова музыка звучит,

    Осень в гости к нам спешит.

    Под музыку входит художница Осень.

    Осень

    Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Шла я по лесным дорожкам, разукрашивала листья деревьев в разные цвета: красный, желтый, оранжевый. А тут вижу, птицы перелетные ко мне летят: «Осень – художница, тебя детки к себе в гости зовут». Вот я и пришла к вам в гости да не просто так, а с моими друзьями – красками.

    Посмотрите сколько у меня здесь разных цветов (показывает палитру с красками). А кто из вас, ребятки, знает, каких цветов эти краски? А к каким тонам они относятся? (теплые, холодные). Вы просто молодцы.

    Ведущий

    Осень, рады мы твоим ярким краскам. А лес, просто не узнать, стоит точно терем расписной.

    И. Бунин  «Листопад» (читает мама)

    Лес, точно терем расписной…..

    Ведущий

    Девочки, возьмите листочки, пусть в нашем зале, словно терем расписной появиться осенний лес.

    Музыкально ритмическая композиция с листьями «Осенняя фантазия»

    Н. Некрасов

    Славная осень! Здоровый ядреный

    Воздух усталые силы бодрит;

    Лед не окрепший на речке студеной

    Словно как тающий сахар лежит;

        Около леса, как в мягкой постели,

        Выспаться можно – покой и простор!

        Листья поблекнуть еще не успели,

        Желты и свежи лежат, как ковер.

    Осень

    Знаете, дорогие ребята, все хожу я, хожу, разукрашиваю листочки, пейзажи красивые создаю. Очень мне нравится это занятие, но вот сегодня что-то устала я. И хотела бы попросить вас с вашими гостями помочь мне нарядить лес. Вы согласны? Вот и хорошо. А рисовать вы любите?

    Песня «Дети любят рисовать» музыка Шаинского

    Ведущий

    Осень мы тебе поможем. Приглашаем всех в группу.

    Командам раздаются листы белой бумаги. И дается задание с помощью полученных материалов создать осенний пейзаж – помочь Осени.

       ( звучит музыка Чайковского, Прокофьева, Вивальди, Шостаковича)

    Осень

    Ой, какая красота получилась! Просто загляденье! Молодцы! В создании работ вам помогали не только мои друзья – краски, карандаши, пластилин, но и ваши гости. Сегодня вы работали вместе и посмотрите, как замечательно все получилось. Я так рада!

    Спасибо всем за гостеприимство, и я в долгу не останусь: примите от меня угощение.

    А мне пора возвращаться, у меня еще очень много работы. Да и лесным жителям нужно помочь приготовиться к приходу моей старшей сестрицы – Зимы. До свидания!

                                                                                                                                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальная гостиная (для детей старшего дошкольного возраста)

    Музыкально - литературный праздник с использованием музыкального материала (романсы в исполнении детей на стихи А.С. Пушкина, хореографические композиции на музыку П. И. Чайковского), инсценировок, ст...

    Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством П.И. Чайковского»

    Знакомство с «Детским альбомом»  П.И. Чайковского. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7420540","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"385"...

    сценарий проведения литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста.

    В нашем детском саду мы проводили встречу с известной поэтэсой Сердобска Филатовой Валентиной Николаевной, предлагаю вам сценарий этого мероприятия....

    Сценарий литературно - музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Волшебницы Осени"

    Привлечь особое внимание общества к литературе и чтениюв 2015 г. призвал Президент РФ Владимир Путин, издав Указот 12.06. 2014 №426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». Трудно переоц...

    "Три братца зимних месяца" музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

    Проект "Классическая музыка в детском саду" продолжается. Музыкальная гостиная "Три братца зимних месяца" раскрывает воспитанникам образ Зимы. Интеграция образовательных областей, предусмотренная ФГОС...

    "Весеннее пробуждение" музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

    Проект "Времена года" предоставляет воэможность включения в работу различных педагогов: музыкального руководителя, логопеда, воспитателей. Привлечение в проект родителей расширяет возможности развития...

    "Разноцветная осень" сценарий музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста

    Сценарий музыкальной гостиной для детей старшего дошкольного возраста...