«Как хлеб на стол попал»
план-конспект занятия на тему

Кривенко Елена Александровна

1.      Сформировать у детей представление о том,  откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт, путем исследования проекта;

2.      Сформировать основы здорового питания: хлеб на столе;

3.      Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_hleb_na_stol_popal.docx261.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Конкурс «Мой лучший урок». Направление: дошкольное, дополнительное образование

Всероссийский конкурсMC900412900[1]

профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

НАПРАВЛЕНИЕ: ДОШКОЛЬНОЕ,  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

MC900295697[1]

Методическая разработка мероприятия по ФГОС на тему

 «Как хлеб на стол попал»

 

в подготовительной группе

D:\фотографии\фото с интернета\getIсмmage (1).jpgMC900233584[1]MC900280959[1]

Автор мероприятия: Кривенко Елена Александровна

воспитатель МБДОУ - д\с №2

станицы КалининскойMC900232541[1]

Калининского района

Краснодарского края

MC900215523[1]

svetlyachok2010ds@yandex.ru

kriwenko.elena2015@yandex.ru

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЗАНЯТИЮ

Как хлеб на стол попал.

1

ФИО, должность

Кривенко Елена Александровна, воспитатель

2

Место работы

Краснодарский край Калининский район станица Калининская МБДОУ – д\с №2

3

Направление работы

Дошкольное, дополнительное образование

4

Занятие, кол-во часов неделю

Познавательное развитие, 2

5

Программа

Примерная  основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.«Мозаика-Синтез»2014г.)

6

Методическое пособие

О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»;

О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»;

7

Группа

подготовительная

8

Характеристика группы

В группе 27 воспитанников ( 12 девочек и 15 мальчиков). 3 ребенка 2008 года рождения, 19 - 2009 года и 5 детей 2010 года; с двумя родителями проживают – 22, с одним – 5, из них опекаемый – 1, приемные дети -2. Материальное положение воспитанников различное. Активность на занятии высокая. Многие обладают хорошими знаниями по занятию. В группе царит доброжелательность и дружелюбная атмосфера. На мероприятиях воспитанники внимательны,  домашние поручения выполняют с удовольствием.

9

Номер занятия в теме

Занятие  № 4. Тема «Хлеб – всему голова»

10

Цель:

Совершенствование знаний детей о значимости хлеба, знакомство с трудом люде, разных профессий.

11

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
  • Закреплять знания  пословиц, поговорок и сказок о труде и хлебе.
  • Активизировать и расширить словарный запас.

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать  грамматический строй речи и выстраивание ассоциативного ряда.
  • Развивать умения детей образовывать однокоренные слова.
  • Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, закрепить знание детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. 
  • Формировать умение работать в коллективе; воспитать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
  • Формировать представление о ЗОЖ: хлеб на столе.

12

Тип занятия

Итоговое мероприятие закрепления ранее полученных знаний.

13

Формы работы воспитанников

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

14

Необходимое техническое оборудование

Мультимедийная система (проектор, ноутбук, проекционный экран, колонки), музыкальный центр, флэш-карта с материалами мероприятия и презентацией «Как хлеб на стол попал», видеокамера для записи занятия, фотоаппарат для фиксации этапов занятия, бумага формата А4, принтер для распечатывания материалов занятия, сканер для сканирования рисунков детей для оформления презентации по теме занятия;  выставка поделок «Мельница»; карточки для дидактических игр; каравай на расшитом рушнике, вазочки с мукой, горшочки с проросшим зерном. На ватмане изображен коллаж по теме «Как хлеб на стол попал», изготовленный детьми в процессе занятия.

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы мероприятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Время

(в мин.)

 «Откуда хлеб пришел»

Дидактическая игра -  Опрос

Ответы на вопросы

1 мин.

Мотивация к деятельности

Сообщение

Слушание, просмотр, дискуссия.

 4  мин.

 «Слова – родственники»

Словесная игра -объяснение

Ответы на вопросы.

1 мин.

  Организация познавательно-исследовательской  деятельности

Речевая

Слушание, просмотр, дискуссия.

 8  мин.

«Назови колосок».

Игра - объяснение

Ответы на вопросы.

1 мин.

Физкультминутка

Демонстрация

Выполнение

4   мин.

Рефлексия.

Речевая

Слушание, просмотр, дискуссия.

 6  мин.

Итоговая методическая разработка мероприятия  по ФГОС на тему

«Как хлеб на стол попал»  в подготовительной группе.

Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба, знакомство с трудом людей разных профессий.

Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
  • Закреплять знания  пословиц, поговорок и сказок о труде и хлебе.
  • Активизировать и расширить словарный запас.

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать  грамматический строй речи и выстраивание ассоциативного ряда.
  • Развивать умения детей образовывать однокоренные слова.
  • Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, закрепить знание детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. 
  • Формировать умение работать в коллективе; воспитать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
  • Формировать представление о ЗОЖ: хлеб на столе.

Проблема: Помочь узнать ребятам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Оптимальный вариант решения: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Словарная работа: пахота, сев, сеялка, борона, комбайн, элеватор, жатва, хлеборобы, чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод.

Средства:

Наглядные:  Мультимедийная система (проектор, ноутбук, проекционный экран, колонки), музыкальный центр, флэш-карта с материалами мероприятия, видеокамера для записи мероприятия, фотоаппарат для фиксации этапов мероприятия, бумага формата А4, принтер для распечатывания материалов проекта, сканер для сканирования рисунков детей для оформления презентации по теме занятия;  выставка поделок «Мельница»; карточки для дидактических игр; каравай на расшитом рушнике, вазочки с мукой, горшочки с проросшим зерном. На ватмане изображен коллаж по теме «Как хлеб на стол попал», изготовленный детьми в процессе занятия.

Музыкальные: музыкальное оформление мероприятия.

Предварительная работа:

- чтение стихотворений Д.Кугультинов «Кусок хлеба», Х.Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказа Э.Шим «Хлеб растёт»;

- рассматривание картины Шишкина «Рожь»;

- чтение рассказа Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», рус. нар. сказки «Петушок и жернова»;

- прослушивания аудиоматериалов: рассказ Паустовского Г. «Теплый хлеб», рус. нар. сказки «Ванюшка и царевна»;

- просмотр слайдовых презентаций,

- выставка детских рисунков на тему «Хлеб – всему голова»;

- проведение речевых игр на выстраивание ассоциативного ряда «Ассоциация - хлеб», дидактические игры «Назови колосок», «Откуда хлеб пришел»,  «Что сначала, что потом»;

- рассматривание иллюстраций и картин с изображением процесса выращивания, уборки и хранения зерновых культур;

- заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, считалок о хлебе;

- рассматривание колосков культур: ячменя, овса, пшеницы;

- рассматривание пшеничного, ячменного и овсяного зерна;

- зарисовка пшеничного поля;

- беседы: «От посева и до хлеба»;

- посадка зерна в горшочки  в группе;

- экскурсия на поле;

- экскурсия в фермерское хозяйство;

- экскурсия на пекарню;

- самостоятельное изготовление в пищеблоке  детского сада булочек и калачей;  

- сюжетно-ролевые игры «У нас гости»;

- папки-передвижки «Хлеб – наше богатство».

- знакомство с работой продавцов хлебных магазинов;

- создание проекта «Как хлеб на стол попал», при помощи технологии пластилинографии;

- вовлечение родителей в образовательную деятельность, поделки «Мельница».

- посещение магазинов вместе с родителями за хлебобулочной продукцией;

- коллаж по теме «Как хлеб на стол попал», изготовленный детьми в процессе занятия.

Программное содержание: 

  1. Сформировать у детей представление о том,  откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт, путем исследования проекта;
  2. Сформировать основы здорового питания: хлеб на столе;
  3. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. 

Ход:

  1. Мотивация к деятельности.

    Воспитатель:  Ребята, мы с вами в течение трех месяцев работали над проектом «Как хлеб на стол попал» и сегодня мы проведем итоговое мероприятие по реализации нашего проекта.

Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел»

Откуда хлеб пришел к нам домой? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука?   -   Из зерна.

 Где зерна превращают в муку? – На мельнице.

На мельницу откуда привозят зерно? – С элеватора.

На элеватор на чем привозят зерно? – На сельхозмашинах.

Где взяли зерно? — Выросло в поле.

Кто его посеял? – Человек.

Воспитатель:  На протяжении всего занятия мы изготовим макет «Как хлеб на стол попал», где потом и проследим весь путь хлеба: от вспашки поля до сбора урожая и выпечки хлеба.

(читает стихотворение) (показ слайда)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети:  - О хлебе! (показ слайда)

Воспитатель:  Хлеб – главный продукт питания. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто и как  же выращивают хлеб? Ответ на этот вопрос мы сегодня с вами и найдем.

Словесная игра «Слова – родственники»

Воспитатель:  А сейчас мы немного поиграем (показ слайда).

- Назови хлеб ласково. (Хлебушек) .

- Как называются крошки хлеба? (Хлебные) .

- Как называется квас из хлеба? (Хлебный) .

- Как называется прибор для резки хлеба? (Хлеборезка) .

- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница) .

- Кто выращивает хлеб? (Хлебороб) .

- Как называется завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод) .

- Кто печет хлеб? (Пекарь) .

  1.   Организация познавательно-исследовательской  деятельности.

Воспитатель:

 - Каждый день меню в саду меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. Но только один продукт не меняется  - хлеб!

- В октябре месяце мы с вами посадила зерна пшеницы (закрепляю  фото на ватман) (показ слайда).  Что же с нашей пшеницей произошло?

Ребенок: Наша пшеница проросла, стала зеленой, мы её поливали                                                                                                                                    (  закрепляет  фото на ватман) (показ слайда). Вот какую пшеницу мы вырастили в нашем детском саду сами (показывает горшочек с пророщенной пшеницей).

Воспитатель:  Но из этого горшочка мы не сможем собрать много зерна, поэтому пшеницу сеют на больших полях.

Ребята, давайте вспомним экскурсию в ноябре месяце на пшеничное поле (показ слайда).

Ребенок: Поле большое, побеги зеленые и взошли рядочками. Они будут зимовать под снегом. У нас в станице много полей. Мне понравилась эта экскурсия. У меня есть фотография с этой экскурсии (закрепляет фото на ватман) (показ слайда).

Ребенок: А у меня есть рисунок об этой экскурсии (закрепляет рисунок на ватман) (показ слайда).

Воспитатель:  Осенью люди подготавливают почву. Как они это делают?

                           (Ответы  детей) (показ слайда)

Ребенок:  Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Земля ложится большими плотными комками (показ слайда).

Воспитатель: Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

                           (Ответы детей) (показ слайда)

Ребенок:   Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, а затем можно сеять в землю семена.

Воспитатель: Ребята, эти большие грабли называются бороной.

Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно? (показ слайда)

Ребенок:  Сеялки. К трактору прикрепляют сеялки,  и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

Ребенок:  Нужны тепло, свет и влага. Солнце светит и греет, а дождь поливает и зерно прорастает (показ слайда).

Воспитатель:  А когда  приходит лето, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Игра «Назови колосок».

Колосок пшеницы - пшеничный колосок.
Колосок ржи -
 ржаной колосок.
Колосок ячменя
 - ячменный колосок.
Колосок овса -
 овсяной колосок.

Воспитатель: Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва.  И на поле выходят другие машины. Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

Ребенок: Комбайны. Они выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном (показ слайда).

Воспитатель: Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)

Правильно.  Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят (показ слайда).

Убран хлеб и тише стало, 
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.

(закрепляю фото на ватман).

А кто знает, у нас в районе есть элеватор?

Ребенок:  Да, в Старовеличковской.

Воспитатель: Ребята, а помните нашу экскурсию в гараж к сельхозмашинам. Что вы там видели?

Ребенок:  Я видел трактор с плугом, который пашет землю (закрепляет фото на ватман) (показ слайда).

Ребенок:  Я видела бороны, которыми разбивают  комки земли (закрепляет фото  на ватман) (показ слайда).

Ребенок:  Я видела комбайны, которые молотят колоски (закрепляет фото на ватман). И нам разрешили в него залезть (показ слайда).

Ребенок:  Я видел грузовые машины, КАМАЗы, которые увозят зерно из поля (закрепляет фото на ватман) (показ слайда).

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?

Ребенок: На мельницу(показ слайда).

Воспитатель: В нашей станице, к сожалению, нет мельницы, однако все из вас знают, как она выглядит. Верно, ребята?

Ребенок: Да, у моего братика есть во дворе игрушечная мельница

                  (закрепляет фото на ватман) (показ слайда).

Ребенок: А мы с мамой сделали поделку «Мельница» дома

                     (закрепляет фото на ватман) (показ слайда).

Воспитатель: А что делают с зерном на мельнице?

Ребенок: Там зерно превращается в муку, потом ее везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда). На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Дети воспринимают муку на ощупь).

Воспитатель: А что еще выпекают из муки? (показ слайда)

Ребенок: Мы были на пекарне (показ слайда) и знаем, что из муки выпекают не только хлеб, но и булочки, кексы, пирожки ….(ответы детей) (закрепляет фото на ватман) (показ слайда).

Физкультминутка: (показ слайда)

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Воспитатель:  Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?

Ребенок:  Хлеборобы!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?

                            (ответы детей) (показ слайда).

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.  Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно кушать, он придает силы и здоровье.

 Воспитатель: Наконец-то хлеб попадает куда, дети?

Ребенок: В магазин (закрепляю  фото на ватман) (показ слайда).

Воспитатель:  Как часто вы покупаете хлеб?

Ребенок: Мы с мамой каждый день, после работы, покупаем белый хлеб                               (закрепляет фото на ватман) (показ слайда).

Ребенок: Мы с папой покупаем черный хлеб (закрепляет фото на ватман) (показ слайда).

Ребенок: А мы всей семьей ходим за хлебом (закрепляет фото на ватман) (показ слайда).

Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб (показ слайда). Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова". Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем вы можешь съесть. Никогда не выбрасывайте хлеб, а лучше покормите птиц!

Воспитатель: Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Ребенок: "Хлеб - наше богатство";

Ребенок: "Не трудиться - хлеба не добиться";

Ребенок: "Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

Ребенок: "Кто не работает - тот не ест"

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: (показ слайда)  Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

(каравай на расшитом рушнике)

Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В нем  — здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель: А сейчас давайте назовём слова, каким бывает хлеб? (Вкусный,  мягкий,  белый, свежий, горячий, ароматный, аппетитный)

Каждому знакомы

Мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома

Хлеб - всему голова

А сейчас я приглашаю вас на чаепитие!

Кривенко Елена Александровна, воспитатель МБДОУ -  д/с №2  

Калининского района Краснодарского края  Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как хлеб на стол попал

Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

"Как хлеб на стол попал."

Конспект непосредственно- образовательной деятельности  по формированию целостной  картины мира  с элементами обучения грамоте  в подготовительной группе...

Как хлеб на стол попал

воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду...

Как хлеб на стол попал ?

МАУДО детский сад № 2 г. Ялуторовск Исследовательский проект  на тему:«Как хлеб на стол попал?»Участники проекта:Родители и дети старшей группы детского сада №2: Лаптев Александр...

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол попал»

Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; воспитание уважения и благодарного отношения к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве; бережного отношения к хлебу...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПОПАЛ»

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПОПАЛ»...