Мастер-класс "Праздник Сороки"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Мухарямова Гульзина Айратовна

Разработка мероприятия «Праздник Сороки»

 по нравственно - патриотическому

воспитанию детей в подготовительной к школе группе.

 

Тема: Народные традиции

Цель:

Развитие ценностного отношения к родной культуре.

            Задачи:

1. Познакомить с русскими традициями: праздник Сороки- история появления, жаворонок по народному представлению- птица и память, угощение в этот праздник.

2. Развивать умение точно воспроизводить мелодию и ритмический рисунок песни.

3. Совершенствовать исполнение знакомых музыкальных пьес.

4. Развивать способности танцевального творчества.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_soroki.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка мероприятия «Праздник Сороки»

 по нравственно - патриотическому

воспитанию детей в подготовительной к школе группе.

Тема: Народные традиции

Цель:

Развитие ценностного отношения к родной культуре.

        Задачи:

1. Познакомить с русскими традициями: праздник Сороки- история появления, жаворонок по народному представлению- птица и память, угощение в этот праздник.

2. Развивать умение точно воспроизводить мелодию и ритмический рисунок песни.

3. Совершенствовать исполнение знакомых музыкальных пьес.

4. Развивать способности танцевального творчества.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа:

Беседы с детьми:

1.  Народный  христианский календарь - тесная связь крестьян в Древней Руси с природой, обряды и традиции.

Слушание:

1. «Песня жаворонка» П.И.Чайковский (беседа о произведении)

2. П.И. Чайковский «Март» (беседа о произведении)

Разучивание:

1. Песня «Радость - это свет»

2. Танец «Где был Иванушка»

4. Игра на шумовых инструментах ( бубен, ложки и т.д.)

Ручной труд:

Поделки  из соленного теста  «Жаворонок»

Рисование:

1. «Мое настроение до и после занятия»

2. «Моя любимая посуда»

Оборудование:  проектор с демонстрационной доской;  русский угол c печкой, посудой; рисунки на тему «Моя любимая посуда», жаворонки из теста; инструменты шумового  оркестра; разнос с угощением, прилавок с посудой: ложки, миса, чаша.

Ход:

Звучит фонограмма русской народной песни «Барыня».

В зал входят дети («Ручеек») и встают полукругом.

Звучит фонограмма щебета птиц.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро (разводят руки в стороны с легким поклоном, говорят ласково) При встрече здороваться: - Доброе утро!

-Доброе утро,- нам шепчут цветки, (соединяют кисти рук и кончики пальцев-«бутон цветка», говорят негромким голосом)

-Доброе утро,- журчат ручейки, ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла…(быстро перебирают в воздухе пальчиками, покачивая кистями вправо-влево- «ручеек бежит по камешкам»),

-Доброе утро,-  нам птица поет, ви-вить, ви-вить (соединяют руки в кистях крест-накрест, покачивают пальцами вверх-вниз-«птица летит», говорят высоким голосом),

- Доброе утро,- шумят тополя…ля,ля,ля,ля( поднимают руки над головой, покачивают ими-«деревья», говорят нараспев высоким голосом)

-Доброе утро, родная земля(опускают руки в стороны и немного вниз, смотрят вниз -«земля», говорят своим голосом)

- Доброе утро со-о-лнцу…(поднимают руки над головой, ладони кладут друг на друга, пальцы расставлены в стороны- «солнце», говорят высоким голосом)

И пти-и-ицам( делают фигуру «птица летит», опускают руки на уровень пояса- голосовое глиссандо сверху вниз)

Доброе утро улыбчивым лицам, (соединяют кисти рук одна над другой, кладут на них подбородок –«полочка», говорят улыбаясь)

И каждый становится добрым (отводят правую руку в сторону)

Доверчивым (отводят левую руку в сторону)

Пусть доброе утро длится (прижимают руки к груди)

До вечера! (мягкий жест руками в стороны и вниз)

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа, о народном христианском  календаре. Узнаем о еще одном старинном русском празднике, об угощении, которое готовилось в этот праздник, поиграем в игру, в которую играли наши бабушки. Посмотрите, пожалуйста, на доску (слайд- жаворонок). Как называется эта птица?( ответы детей). А ведь это не просто птица- память о погибших воинах.  И в марте есть народный христианский праздник, посвященный жаворонку.  Хотите узнать, что же это за праздник? Для этого нам надо шагнуть назад, в прошлое, в то время, когда жили наши прадедушки и прабабушки. Все глазки закрыли и произнесите волшебные слова «Раз, два, три – в прошлое попади».Вот мы и пришли.

(  Тихо начинает звучать р.н.п. «Пряха». Педагог одевает платок, накидывает шаль- перевоплощается в бабушку).

Бабушка. И оказались мы с вами в крестьянском доме, в таком жили наши прабабушки. Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь мирком, да поговорим ладком( на столе- блюдо с тестом, деревянные ложки, миски, ковш, жаворонки из бумаги). А тесто я в печь волшебную поставлю, да пока разговоры ведем - угощенье будет готово,  «жаворонками» вас угощу.

Ребенок. Мы птичек не едим!

Бабушка. А вот я вам сказ о птице- жаворонке  и поведаю. (Исполнение песни «Жавороночек»).

Жавороночек - песня солнышка,

Звонче пой ты родной над землёй-водой

Для меня молодой

Ой любовь моя, любовь девичья,

Краше вешнего дня разгорелася,

Ярче солнышка

И в кого же я уродилася,

И счастливая и красивая,

Голосистая

Жавороночек - серебриночка,

Ты звени над землёй, над страной и водой,

Обо мне молодой

 (Демонстрация слайдов календаря народных примет на доске)

Давным- давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать. Давайте еще раз его посмотрим:

Декабрь: « студен»- кружит, рвет, метет. 25 декабря-  " Спиридон-солнцеворот"- солнце- на лето, зима на мороз. Ползимы прошло.

Январь -  « сечень» - время вырубки леса, году начало -  зиме середка. 19 декабря -Крещение Господне.

Февраль- « снежень»,  «свадебник»- «Вьюги да метели под февраль полетели». В феврале обычно играли свадьбы- работы мало, передышка была перед летней страдой. 14 февраля- День Святого Валентина.

Март- « протальник»- первые проталинки появляются.  1 марта- Ярилин день, в этот день начинается борьба весны с морозом.  А 22 марта-" Сороки".

Почему Сороки? (Демонстрация слайдов : воины Древней Руси) Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и  тогда всех воинов убили . А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины , а превратились в жаворонков. В этот день- 22 марта вспоминают всех погибших воинов. В кого превратились защитники по народным представлениям? (Демонстрация  слайда:Памятник на Соколовой горе «Журавли»).

В день памяти 40 мучеников, возвратившись с утреннего молебна в церкви обычно устраивали в обед поминки по погибшим воинам. На стол выставлялась праздничная посуда. Раньше ведь все делали сами своими руками, а уж что не умели сделать-  покупали на ярмарке. Вот и у меня на столе посуда не праздничная, а хотелось бы вас угощать из нарядной, расписной. Отправимся на ярмарку?

Проводится коммуникативная игра «Хоровод». Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»:

Мы заводим, мы заводим,

Мы заводим хоровод.

Поздороваться желаем,

Удивим сейчас народ!

Дети останавливаются и поворачиваются друг к другу, образуя пары, и поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу ладошками пальчиками, плечиками. Игра повторяется 2 раза. Каждый раз дети должны поздороваться по-другому. (Звучит «Коробейники»,  слайд- «Ярмарка»)

Бабушка. Вот мы и на ярмарке. А на ярмарке товары:

Посмотрите влево, вправо.

Есть и ложки, есть и кружки,

И сапожки, и подушки.

А без чего не может обойтись ни одна ярмарка? Правильно, без крика торговцев. А как же еще покупателей приманить? Покричим?

Ребенок (с веником). Приехал из Америки, на зеленом венике,

Веник отрепался, а я здесь остался.

Спешите, торопитесь, купить не ленитесь!

Ребенок (с газетами). В Африке пушками сражаются с лягушками,

Земля кружится, кто с кем дружится!

Ребенок (с дудочками). Дома бабуля  дудела-дудела- ей ничуть не надоело. Она добрая душа- нынче вам продать велела!

( 2-й вариант показа зазывал на ярмарке- видеоролик)

(Дети проходят к прилавку с посудой).

Бабушка. Ну вот, добрались и до посуды. Стол-это как открытая ладонь, дающая людям пищу, а ее надо было уважать. Вот праздничная посуда-солоница, в нее насыпали соль только по праздникам- она была очень дорогая. А вот миса- большая деревянная посудина круглой формы. Кто первый ел? Отец. Кормилец. Была пословица: из мисы есть не спеши. То есть ели по старшинству. Кто не соблюдал обычай- получал ложкой по лбу. Не больно, но обидно. А вот чаша, в ней ставили кашу на стол. Ели чинно, не торопясь, крошки на стол не сыпали. А вот и ложки- красоты неописуемой! А как же звались мастера, которые ложки вырезали? Правильно, ложечники.  И плясали, и играли на своих ложками мастера, и нас научили!

(Раздает ложки и, постукивая различными приемами, приговаривает)

Наши руки- не для скуки.

Туки-туки! Туки-туки!

 Наши ложки заплясали.

  Туки-туки! Тук-тук-тук!

 

Бабушка. А плясать не умеешь- играй! (Постукивая)

Тук-тук, туки-тук,

Трень-трень-трень-ди-трень!

 Будет весело играть

 Наш оркестр целый день!

(Исполняет шумовой оркестр попурри русских народных песен: «Коробейники»).

Бабушка. Да не только песни да пляски были на праздниках, а и еще один «гость» непременно участвовал в народных гуляниях. А вот кто?

 Отгадайте мою загадку:

   Кто в лесу глухом живет неуклюжий. Косолапый,

   Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу?

( фонограмма рычания медведя)

(Входят «Медведь» и переодетый в русский народный мужской костюм воспитатель).

  -Расступись народ честной! Идет медведюшка со мной!

   -Медведь, ты петь умеешь? (медведь кивает, ревет, кланяется).

   - Миша, а как малые дети любят горох воровать? ( медведь ползет).

   - А как бабушка блины печь собралась, да только руки обожгла? ( трясет лапами, ревет).

   - А как работники на барскую работу бредут?

   - А как с работы бегут? ( Медведь убегает)

Бабушка. Стой, мишенька, стой, косолапенький! Мы с тобой поиграть хотим.

Проводится игра «У медведя во бору». В конце медведь убегает.

Появляется разносчик (ребенок): Кому пирожки,

Горячие пирожки?

С пылу, с жару-

Пятачок за пару!

Бабушка. Совсем забыла! У нас ведь пироги в печи стоят! Поторопимся домой, ребята! (Взявшись за руки цепочкой, дети под р.н.п.«Пойду ль я, выйду ль я» возвращаются к столу)

Бабушка («заглядывая» в печь). Успели! Еще немножко потомятся пироги- и угощение готово. Понравилось вам на ярмарке? А рассказать и показать сможем?

Инсценировка р.н.песни  «Где был, Иванушка?» (заканчивается общей пляской).

А теперь примите мое угощение – испеченные булочки, которые называются в этот день «жаворонками», кушайте на здоровье, и на том простимся- делу время, потехе- час.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На века молва идет!

(Часы начинают крутить стрелки вперед.Дети встают в шеренгу и под фонограмму «Волшебство» делают несколько шагов вперед, проходя на свои места).

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие во времени. О празднике старинном узнали – как называется? Правильно, Сороки. В игру поиграли (какую?). Молодцы, очень хорошо вы сегодня пели, танцевали. А  гостям нашим всем желаем здоровья, достатка, много радости!

 ( исполняется песня «Вместе весело шагать по просторам».)


Используемая литература:

1. «Круглый год. Народный календарь». Составитель Андреева М.Ф.- СПб. «Агропромиздат», ТОО «Диамант»,1998г.

2. «История педагогики. Воспитание и образование в России(Х- начало ХХ века). Учебное пособие.- М: Издательский дом «Форум», 1998г.

3. Малые жанры русского фольклора. Учебное пособие для филологических вузов. Сост. Морохин В.Н.- 2-е изд, испр. и доп.- М. Высш. шк., 1986г.

4. Народная детская поэзия (прибаутки, считалки, детские игры). Автор- составитель Новицкая М.Ю.- М. АРКТИ, 1999г.

5. Чаша как культурный символ. Искусство в школе, 2000 №2.

6. «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря». Юдин В.Н.- Саратов, 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фольклорного интегрированного развлечения в логопедической группе . Тема: "Сорок Сороков - встречаем птиц".

Дети вместе с педагогом встречают Весну, но Весна грустит без птиц, которые еще не вернулись. Надо создать условия для благополучного возвращения и птиц и Весны. Дети выполняю...

сценарий тематического занятия "Сорок Сороков или прилет птиц"

Сценарий   тематического занятия  (кружок  «Свет  православия»)Сорок  сороков (прилет птиц)  Программные  задачи:- познакомить детей  с календар...

Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему "Сорок-сороков - День птиц"

Конспект  интегрированной образовательной деятельности на тему " Сорок-сороков - День птиц" .Основная образовательная область - "Музыка". Для детей старшего дошкольного возраста. Занятие с исполь...

Презентация к занятию "Сорок-сороков - День птиц"

Презентация к конспекту интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сорок-сороков - день птиц". Может быть использована для ознакомления детей с фольк...

История праздника весны или сорок сороков.

Сороки – старинный праздник встречи перелётных птиц и весны. С этим днём в народе связано множество обрядов, примет и обычаев. На Руси праздновали возвращение птиц, в честь которых пекли сорок «жаворо...

Сорок-сороков

Праздник "Сорок-Сороков"...