Комплексно-познавательное занятие в средней группе "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Михайлова Татьяна Леонидовна

Знакомство детей с народными промыслами России, в частности, с Дымковской игрушкой, воспитание патриотизма, любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dymkovskaya_igrushka.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-познавательное занятие в средней группе

«Дымковская игрушка»

Цель:

Закреплять знания детей о народной игрушке и Дымковском промысле России,

 приобщать к традициям и культуре русского народа, воспитывать патриотизм детей

Задачи:

- развивать разговорную речь, умение выразительно читать стихи;

- певческие и танцевальные навыки;

-художественно-эстетический вкус;

- творческие способности;

- развивать интерес к русскому народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору;

Оборудование и материалы: 

- дымковские игрушки, бумажные трафареты козликов, коней, уточек, гуашь, кисти, ватные палочки;

 Звучит русский хоровод, входят дети и ведущие в русских сарафанах и кокошниках в стиле дымки, здороваются и садятся. Ведущие плавно, не спеша начинают свой рассказ на фоне презентации слайдов «Дымково. Дымковский промысел».

Первая ведущая:

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом…

Голубые дали…

И село большое это

Дымково назвали.

Вторая ведущая:

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Те игрушки непростые,

А волшебно-расписные.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

О древней дымковской игрушке

Мы поведем сейчас рассказ.

Но давайте по порядку -

Загадаю вам загадку:

Веселая, белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбки…

А ну, назовите меня!

Дети: Дымковские игрушки!

     К столу с дымковскими игрушками выходят четверо детей, читают стихи.

1-й: Глины маленький комок

В чудо превратится,

Если только попадет

В руки мастерицы.

2-й: Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем непрост.

3-й: В кокошнике дымковском няня,

На руках ее мальчик Ваня.

И хорош он, и пригож!

Скоро, Ваня, подрастешь?

4-й: Расцвела узором дымка,

Людям радость принесла.

Словно сказка-невидимка

В небе радугу зажгла.

     Первая ведущая: Дымковские игрушки, ребята, мастера лепят из глины и ласково называют их «дымкой», по названию села Дымково. Лепят из глины козляток, барашков, индюков, лошадок, красных девушек и добрых молодцев. А еще в Дымкове лепят свистульки. Из глиняного шарика они превращаются в уточек, петушков, коней.

Звонкие свистульки у ребят играют.

И больших, и маленьких они забавляют.

     Дети исполняют песню «Звонкие свистульки», муз. Бокач

Вторая ведущая:

 Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Своему искусству молодых учили,

Красками и кистью красоту творили.

     Ребята, я предлагаю вам на минутку представить себя такими же мастерами и из пазлов составить такую же дымковскую игрушку.

    Проводится игра «Составь игрушку»

Первая ведущая: Каждую субботу в Дымкове проводилась ярмарка «Свистунья», где мастера продавали игрушки и разные свистульки.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товара-а-а-а!

Продаются самовары, вилы, санки,

И конфеты, и баранки.

Покупают люди сушки…

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша!

    Звучит веселая ярмарочная музыка, выходят три коробейника с лотками товара.

1-й: Мы – ребята удалые,

Мы – ребята озорные.

Всех на ярмарку зовем,

Мы игрушки продаем!

2-й: Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные.

Веселы да ярки, -

Примите их в подарки!

3-й: Покупайте-ка игрушки –

Водоноски и зверюшки.

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь расписной!

Вторая ведущая:

Раз, два, три, четыре!

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

Веселей пляши вприсядку!

Влево-вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Мы забыли вас позвать?

Выходите танцевать!

    Звучит вступление к танцу, выбегают дети, встают парами по кругу, исполняют парный танец «Каблучки».

Первая ведущая: 

Дымковские барыни

В нарядах удивительных:

В клеточку, кружок, полоску…

Ваши руки крендельком,

Щеки, будто яблоки.

С вами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

     Звучит русская народная музыка, в зал, пританцовывая, заходит дымковская барыня Матрена Ивановна.

Матрена Ивановна: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие! Пришла я к вам издалека, из села Дымково. Хочу повеселиться на вашем празднике, попеть и поплясать вместе с вами. Среди вас я тоже вижу своих подружек, дымковских барышень.

Эй, девчонки-хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Ко мне смелее выходите

И частушки заводите!

    Все барышни вместе с Матреной Ивановной исполняют частушки.

1-я: Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские. Ух!

2-я: Дымковские барыни

Всех на свете краше.

А гусары бравые –

Кавалеры наши. Ух!

3-я: С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами

С гусарами удалыми. Ух!

4-я: Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся. Ух!

     Выходит один кавалер.

Кавалер: Разрешите вас на танец

Наш веселый пригласить!

     Кавалеры приглашают барышень на танец, выстраиваются парами по кругу, Матрена Ивановна в центре круга. Дети исполняют «Танец дымковских барынь с кавалерами».

Первая ведущая: Спасибо вам, барыни и кавалеры! Вы и петь большие мастера да и в пляске никому не уступаете. Ну а теперь пришло время показать и вам свое умение, расписать дымковскую игрушку. Проходите все за столы и принимайтесь за работу вместе с Матреной Ивановной.

     Звучит музыка, дети расписывают бумажные заготовки козлика, коня. В конце все вместе рассматривают свои работы. Какие они получились яркие, сказочные, красивые!

Матрена Ивановна: Ребята! Вы большие молодцы! Очень славно потрудились! Давайте пригласим наших гостей к столам полюбоваться вашими работами.

Вторая ведущая: Ну а теперь пришло время ярмарочного веселья! Какая же ярмарка да без карусели!

Как на наши карусели

Все ребята быстро сели!

     Проводится игра «Карусель».

Матрена Ивановна: Жили-были два гуся,

Вот и ярмарка тут вся.

И нашему веселью конец,

А от меня получите леденец!

Первая ведущая: А от нас, Матрена Ивановна, примите в дар работы наших детей. Пусть дымковские мастера ими полюбуются.

     Матрене Ивановне дарят поднос с детскими работами, детям раздают леденцы.

Первая ведущая: Ребята, вы сегодня и на ярмарке повеселились, и мастерами побывали, а теперь пора и по домам.

     Дети прощаются с гостями и идут в группу. Звучит музыка, все расходятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе "Игрушки в гостях у ребят"

Игрушки в гостях у ребят. Программное содержание...

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".Составила: воспитатель Зверева С.А....

Конспект комплексного познавательно-речевого занятия «Стоит в поле теремок» /для детей второй младшей группы/

Цель: Развитие связной речи.Задачи: Учить детей активно и эмоционально воспринимать сказку, участвовать в игре-драматизации. Вызвать у детей желание использовать слова и выражения из сказки. Раз...

КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ "ЗИМА"

Конспект познавателно-речевое занятия с использованием интерактивной доски...

Конспект занятия в средней группе "Игрушки"

Конспект НОД по развитию речи для средней группы на тему "Игрушки". Цель: продолжать знакомить детей с разнообразным миром игрушек и многообразием материалов, из которых они сделаны....

Конспект комплексного познавательно-музыкального занятия в средней группе "Путешествие в зимний лес"

Данное занятие проводится с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки ...