Музыкально-тематическое занятие "Путешествие в весенний лес".
план-конспект занятия на тему

Гусева Ольга Леонидовна

Музыкально-тематическое занятие "Путешествие в весенний лес".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno.docx28.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-тематическое занятие                                                                                      "Путешествие в весенний лес".

( для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Развитие в детях способности видеть прекрасное в произведениях искусства разных жанров, находить аналогию в жизни и природе.

Задачи:

Учить детей сравнивать и анализировать;

Развивать чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, певческие навыки, способности к свободным импровизациям;

Воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение к ней;

Совершенствовать коммуникативные качества личности.

Материалы и оборудование: декорации леса: пеньки; деревянные палочки ; газовые платки (шарфики) с ароматом духов (по числу девочек); мольберты, репродукции картин И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода»; А. Саврасова «Грачи прилетели»; цветы подснежники с сюрпризом; ватман; клей-карандаш, краски, кисточки, заготовки для аппликации, стол, различные предметы: кубики, карандаши, киндеры; фонограмма с записью птичьих голосов и стуком дятла, корзина с шумовыми инструментами; конверт с письмом.      

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку и встают в полукруг.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду и от души желаем вам: здоровья, хорошего дня, счастья, любви, удачи, чистого неба, благополучия, добра, отличного настроения.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня утром я пришла на работу и обнаружила необычное письмо (показывает конверт), интересно от кого оно? Давайте его прочтем! «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь, а кто я, угадайте…

В овраг ручьями катится,

Деревьям дарит платьица,

В цветы оденет луг

И станет летом вдруг!

Ты знаешь кто она?

Красавица…».

Дети: Весна

Музыкальный руководитель: Ну что, ребята, примем приглашение Весны?

Дети: Да

Музыкальный руководитель: Тогда в путь!

А приведет нас в лес «Музыкальная дорожка».

                         Звучит музыка.

Музыкальный руководитель : Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы

Пройдемся (идут по залу змейкой).

Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (выполняют хороводный шаг).

По дорожке мы пойдем и притопывать начнем (идут дробным шагом).

Ровно держим спинку, прямо как тростинку!

А сейчас мы поспешим, на носочках побежим (легкий бег на носочках).

А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем (выполняют поскоки).

Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка (выполняют хороводный

шаг).

А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой (дети останавливаются,

образуя круг)!

Оглянитесь вокруг, какая красивая лесная полянка. Давайте присядем и отдохнем здесь (садятся). Ребята, прислушайтесь. Вы что-нибудь слышите?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель: А вы помните, о чем нас просила весна? Давайте разбудим лес, наполним его звуками весенней природы!

                Дети выполняют фонопедическое упражнение по методике Емельянова «Весенний лес», звучит спокойная музыка:

В наш лес пришла весна. Пригрело яркое весеннее солнце. Оно растопило снега, и по лесу побежал весенний ручеек (болтают язычком). Он до верху наполнил большую канавку, перелился через край (делают глиссандо язычком) и побежал дальше. Из- под коры вылезли жуки (жужжат Ж-Ж-Ж) и букашки (З-З-З). Они расправили свои крылышки и полетели (произносят крш - крш). Вдруг под кучей старой листвы что-то зашуршало (шур – шур), и вылез маленький ежик (сопят носиками). А лес наполнился разными птичьими голосами (подражают птичьему пению). Вот и ожил весенний лес (дети поднимают руки вверх и поют в высоком регистре «а- а-а»)! Вдруг раздается стук дятла (фонограмма).  Ребята, а это что за странный стук? Вы догадались? Да это же дятел шлет своим перелетным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем. Только чем мы можем постучать? Я предлагаю вам походить и поискать на полянке предметы, с помощью которых можно стучать. (Дети свободно двигаются по залу и ищут предметы: кубики, деревянные палочки, карандаши, стол и т.д.).

       Озвучивание стихотворения «Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук

Тук да тук (стучат палочками)

Всем друзьям своим на юг

Тук да тук (стучат палочками)

Телеграмму срочно шлет

Туки-туки-тук (стучат пальчиками)

Что весна уже идет

Туки-туки-тук (стучат палочками)

Что растаял снег вокруг

Туки-туки-тук (стучат палочками)

Что подснежники вокруг

Туки-туки-тук (стучат палочками)

Дятел зиму зимовал

Тук да тук (стучат палочками)

В жарких странах не бывал

Тук да тук (стучат палочками)

И понятно почему,

Скучно дятлу одному!

Туки-туки-тук (стучат палочками)

Музыкальный руководитель: Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес (звучит запись голосов птиц), послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка

Ласкаясь, к солнечным лучам,

Летают облака.

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист

Как прежде, под моей ногой,

И шумен и душист,

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Веселый жаворонок поет

Вздыхая о весне!

Музыкальный руководитель: Давайте и мы подпоем птицам: жаворонкам, соловьям и споем песню о весне. Но сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем!

                Распевка «Вот такая чепуха»

             Песня «В каждый дом весна приходит» Муз. и сл. Г. Голевой

Музыкальный руководитель: Весна…  Как прекрасна природа в это время года. Сколько радости приносит она людям и всему живому. Весне посвящали свои стихи поэты. Послушайте еще одно очень красивое стихотворение о весне (читает ребенок).

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

А ну, вставай, медведь!

На веточки дохнула –

Пора зазеленеть!

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Музыкальный руководитель: Как красиво описал поэт весну в этом стихотворении, назвал красавицей. А ведь это действительно так. Ведь именно весной пробуждается и оживает вся природа. Ребята, если стихи пишет поэт, как же называют человека, который сочиняет музыку?

Дети: Композитор

Музыкальный руководитель: Правильно (показывает портрет Чайковского).  Кто назовет мне композитора, изображенного на портрете?

Дети: На портрете изображен русский композитор П.И. Чайковский

Музыкальный руководитель: С какими из его произведений вы знакомы?

Дети: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».

Музыкальный руководитель: Все эти произведения входят в Детский альбом. А еще  П.И.Чайковский создал сборник, который называется «Времена года» он состоит из 12 пьес по числу месяцев в году. И сейчас я предлагаю вам послушать одну из пьес под названием «Апрель» и мысленно представьте картину, которую рисует музыка. Итак, закрывайте глаза и приступайте к работе.

          Звучит запись пьесы «Апрель» П.И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель: Скажите мне, ребята, какое настроение передано в этом музыкальном произведении.

Дети: Музыка нежная, плавная, спокойная, трепетная, немного взволнованная.

( Нежная, спокойная, ласковая, взволнованная, иногда робкая.  Мелодия  полетная, будто цветок покачивается на ветру.)

Музыкальный руководитель: А, что, по вашему мнению, рисует эта музыка? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель: Музыка рисует нам картину пробуждения природы, появления подснежников, робких и несмелых, дуновение ветерка. Переходы то в высокий, то в низкий регистр композитор использовал, чтобы изобразить изменчивость погоды весной. Не всегда бывает солнце, иногда ещё бывают и ненастные дни. У этой пьесы есть еще одно название «Подснежник». Потому что именно в апреле появляются первые цветы – подснежники. Перед пьесой П.И. Чайковский в качестве эпитета вставил стихотворение А.Н. Майкова, послушайте его (читает музыкальныйруководитель).

"Голубенький чистый

 Подснежник: цветок,

 А подле сквозистый

 Последний снежок.

 Последние слезы

 О горе былом

 И первые грезы

 О счастье ином..."

Музыкальный руководитель: А вы заметили, ребята, на какой танец похожа пьеса.

Дети: На вальс.

Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю послушать эту пьесу еще раз. Но, прежде чем начать слушать, прошу вас разделиться на две команды. Мы будем не просто слушать музыку, но и выполнять задания.

1 команда – нарисует картину весны, которую услышит в музыке П.И.Чайковского.

2 команда – наполнит наш лес ароматами весенних цветов, при помощи танцевальных движений и вот этих легких шарфиков (шарфики пропитаны запахом духов). И так, фантазируем, слушаем, творим (музыка звучит повторно).

Музыкальный руководитель: Что же у нас получилось? Каким стал воздух в нашем лесу! Чувствуете аромат? Посмотрите, а какая же замечательная картина у нас получилась(рассматривают).

Музыкальный руководитель: Какие краски вы использовали?

Дети: Чистые, добрые, прозрачные. Солнце теплое, яркое.

Музыкальный руководитель: А теперь посмотрим, как изобразили весну на своих картинах знаменитые художники И.Левитан и А.Саврасов (рассматривают).

Музыкальный руководитель. Какие краски использовали художники? (голубые, серые, белые, черные, желтые).

Музыкальный руководитель: Какое настроение передали художники в своих картинах? (веселое, радостное и задумчиво-спокойное).

Музыкальный руководитель: Какая картина, по вашему мнению, больше подойдет по настроению к нашей музыке? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Сегодня мы увидели весну глазами художника, глазами композитора, глазами поэта и каждая весна была по-своему красив, ведь когда мы любуемся природой на душе становится хорошо. Светло и радостно, хочется со всем миром поделиться этой радостью, а душа рвётся танцевать, сочинять стихи, рисовать картины. Ребята, как вы думаете, справились мы с заданием Весны? (Ответы детей)

               Звучит музыка, в зал входит Весна, танцует

Весна: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые взрослые. Я очень рада встрече с вами. Вижу, что вы по-настоящему любите природу и знаете её. Спасибо вам за помощь! Лесная сказка ждет нас впереди. А сопровождать ее будет музыка. Сейчас будет звучать музыка композитора Эдварда Грига «Утро». Но прежде чем ей зазвучать, я хочу вам показать, какие необычные инструменты я вам принесла: вот птичка-свистулька, шишки для темы мишки, для лисички шуршалки.

 Весна: В нашей сказке у каждого героя будет свой музыкальный инструмент. (Детям дают нетрадиционные инструменты, делят по группам инструментов).  Итак, наша лесная сказка начинается.

           На фоне музыки Грига дети играют оркестр «Лесная Сказка».

 Тихо бродит по дорожке (тихо бить ладошкой по барабану)

Утро в золотой одёжке

 Где листочком зашуршит (маракасы)

 Где росинкой зазвенит (колокольчики)

 Раздаётся громкий стук (деревянные палочки)

 Это дятел – тук да тук!

 Дятел делает дупло –

 Птенцам будет там тепло

 Из-за леса, не спеша, (шуршалки)

 Вышла рыжая лиса.

 Ступает она мягко

 По шелковой травке.

 Белка прыгнула наверх (орехи)

 И грызет там свой орех —

 Вот идёт по шишкам (шишки)

 Косолапый мишка

 Ветерок вдруг налетел (султанчики)

 По деревьям зашумел

 Тучки разгоняет

 Солнышко сияет

 В небе крылья раскрывая (свистулька),

 Жаворонок вьётся

 Жив-жив-жив, жив-жив-жив,

 Над полями льётся.

Весна: Молодцы, ребята.  Друзья мои, вы любите играть? Так вставайте быстро в круг. Слева друг и справа друг!

               Игра «Потанцуй со мной дружок»

Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, Весна – красна, весело у тебя в лесу, интересно, но нам пора в обратный путь.

Весна: Что ж, была я рада встрече с вами.

Надеюсь, станем мы хорошими друзьями.

Вы обо мне не забывайте,

В лесу почаще навещайте,

Всегда с природою дружите

И дружбой с лесом дорожите.

Музыкальный руководитель: Мы лес за все благодарим и песню, подарить хотим!

                 Песня «Пригласите песенку»

Весна: Постойте, ребята, как-то неловко отпускать вас домой без подарка. Я, Весна, немного волшебница. Вам, девчонки и мальчишки, непоседы-шалунишки, подарить хочу цветы небывалой красоты! Чтоб увидеть их, сначала, нужно всем закрыть глаза! (Дети закрывают глаза, а Весна раскладывает цветы с приклеенными к ним конфетами) Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Глазки можно открывать!

Музыкальный руководитель: Вот это чудо! Посмотрите, какой нарядной стала полянка!

Весна: А эти цветы не простые они с сюрпризом. Подходите! Подходите! И цветок себе сорвите!

Музыкальный руководитель: А мы тебе, Весна- красна, подарим твой портрет. Его нарисовали сами ребята! (дарят картину)

Весна: Спасибо большое! До свидания, друзья!

               Весна уходит

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в весенний лес. Вам понравилось путешествовать? Вы поняли, ребята, как музыка, поэзия, живопись связаны между собой. Все это выражает один образ, подчиненно одному настроению – весеннему. Давайте помашем на прощанье лесу и отправимся в обратный путь, в наш любимый детский сад. А приведет нас туда наша музыкальная дорожка (дети под музыку змейкой выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»

 На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Музыкально – тематическое занятие «Весенние солнышко» . 2-я младшая группа.

Музыкально-тематическое занятие "Весеннее солнышко" было разработано мною с использованием материалов из журналов "Музыкальный руководитель" Основная цель данного занятия это развитие творческих спосо...