Аудиовизуальный перформанс "Симфония всепоглощающего мужества"
методическая разработка на тему

Маркабаева Раиса Ден-Феновна

Материал посвящён созданию симфонии №7 Д.Шостаковича.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аудиовизуальный перформанс

«Симфония всепобеждающего мужества»

для детей средней и старшей разновозрастной группы

Подготовила: музыкальный руководитель Маркабаева Р.Д.

Цель:

Ознакомление дошкольников с историей своей страны. Воспитание патриотических чувств к истории своего Отечества; закрепление знаний о празднике День Победы.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной).
  2. Познакомить с творчеством советского композитора Д.Д. Шостаковича через прослушивание Седьмой симфонии («Ленинградской»);
  3. Развивать речь детей, обогащая словарный запас (блокада, композитор, симфония, блокадное кольцо, окоп);

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальный и поэтический материал.

  1. Совершенствовать вокально-певческие способности.
  2. Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям, защищавшим Ленинград. Вызвать у детей чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны; чувство гордости за воинов, народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность всего народа, за мужество и отвагу.

Предварительная работа:

Разучивание стихов, чтение рассказов о войне, знакомство и разучивание песен на военную тематику, рассматривание картин по теме «Великая Отечественная война», подготовка шаблонов для изготовления открыток к 9 мая

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, презентации -  «Народная священная война», «Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония», э/ фортепиано, музыкальный центр, аудио- фрагменты Седьмой симфонии, фонограмма песни «Благодарим, солдаты, вас», ноты песни «Вечный огонь», аудио-запись  марша «Прощание Славянки» и мелодий военных лет,  пилотки для детей.

План мероприятия

  1. Беседа – презентация «Народная священная война».

Беседа проводится в группе, где присутствуют дети средней и   старшей разновозрастной группы. Во время проведения беседы, дети читают стихи о войне.

Построение детей в две шеренги и переход  маршем из группы в музыкальный зал под звучание марша «Прощание Славянки».

  1. Беседа – презентация «Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония». Прослушивание фрагмента 1 части симфонии №7. Обсуждение музыкального  произведения. Исполнение песни «Вечный огонь».
  2. Рефлексия. Обсуждение услышанного. Построение детей в общий хор. Исполнение всеми участниками мероприятия песни «Благодарим, солдаты вас». Под музыку, дети покидают музыкальный зал и в группах делают поздравительные открытки к 9 Мая.

Ход мероприятия.

  1. Беседа – презентация «Народная священная война».

Воспитатель: Ребята, скажите, какой праздник мы будем скоро праздновать? (ответы детей)

Слайд №1

- А что вы о нём знаете? (ответы детей)

В четыре часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину. Сотни самолетов и танков вторглись на нашу землю. Началась Великая Отечественная война. До этого германская армия уже успела завоевать много стран, и от многих городов не осталось камня на камне – было разрушено много городов и сел и деревень.

Слайд №2

Брестская крепость первой приняла удар врага. Нападение было неожиданным, так как Германия напала без объявления войны. Солдаты выскакивали из постели и брались за оружие. Немцев было в 10 раз больше, чем наших защитников, и они рассчитывали захватить крепость в течение часа, но это сделать не удалось, бои продолжались неделю. В живых не осталось никого.

Слайд №3

На защиту Родины встал весь народ: и молодые и старые, женщины и дети. Все, кто остались в тылу рыли окопы, заменили своих мужчин у станков и в поле, шили теплые вещи для фронта.

Слайды №4, 5

Подросткам небольшого роста ставили подставки, так как они не доставали до станка. Иногда они от голода и усталости падали прямо у станка.

Слайд №6

Дети быстро становились взрослыми, оказывая посильную помощь взрослым.

Слайд №7

Собирали грибы и ягоды.

Слайд №8

Боролись против фашистов в партизанских отрядах.

Слайд №9, 10.

Женщины тоже участвовали в войне: они были связистками, снайперами, врачами и медсестрами.

Слайд №11

Солдаты боролись до последней капли крови: даже раненые, пока могли держать оружие в руках.

Слайд №12, 13, 14, 15, 16, 17

Иногда выпадали минуты затишья: солдаты отдыхали, пели песни и писали письма домой.

Слайд №18, 19.

Четыре долгих года шла эта «народная, священная война». За это время погибли миллионы людей,  и мы не должны забывать их имена.

Чтение стихов.

Ярослав: Была война

И гибли люди.

И шел за Родину солдат.

Он воевал

И был он храбрым.

И бил фашистов всех подряд.

И так дошел он до Берлина.

Четыре года воевал.

Чтоб я о бабушкином папе

Всем в День Победы

Рассказал.

Аня: Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой.

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой

Вы домой пришли.

Солдаты Мая,

Слава вам навеки

От всей земли, от всей земли.

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем.

Воспитатели строят детей в шеренгу по двое и строевым шагом ведут их в музыкальный зал. Дети проходят один круг по залу и останавливаются.

Здесь их встречает музыкальный руководитель и приглашает их продолжить беседу на тему ВОВ.

  1. Беседа – презентация «Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония».

Муз.рук.: Как вы думаете, ребята, что придавало сил людям во время войны выдерживать те тяжёлые испытания, которые она принесла? (Ответы детей.)

 - Во время войны родилось очень много песен, которые не только были любимы тогда, но и звучат до сих пор. Это были песни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой. Кроме силы духа, стремления защищать родную землю и веры в победу, буквально всем – и бойцам на фронте, и тем, кто ждал их с полей войны, - поднимала настроение музыка.

Муз. рук.: Ребята, я хочу вам рассказать о блокадном Ленинграде. Это сейчас город называется Санкт-Петербург, а много лет назад он носил это имя – Ленинград. 8 сентября 1941 года фашисты подошли к городу.

На защиту города все его жители. Везде стали строить оборонительные укрепления.

Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно. Город бомбили днём и ночью.

Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце.

Слайд 1      

- Ленинград был окружен и отрезан от большой земли. В город перестало поступать

продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Наступили страшные блокадные дни.

Все то время, когда шла блокада, работало Ленинградское радио, где выступали поэты, писатели, музыканты.  Для жителей города это было огромной поддержкой, позволяющей почувствовать, что город жив.

В осажденном городе, жил прославленный на весь мир композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.  

Слайд № 2

- Он вместе с другими, защищал свой любимый город, голодал, и именно в это тяжёлое время он создал симфонию, которую услышал весь мир. (объяснение понятия – «симфония»)

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был завоёван, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера Седьмой “Ленинградской” симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Слайд №3

- Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии, она называется «Вторжение».

Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну.

Прослушивание фрагмента 1 части симфонии №7 Д. Шостаковича.

Обсуждение услышанного: Какая эта музыка по характеру? Какую картину вы представили, слушая эту музыку?

- Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!

В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.

Прошло много лет, но эта музыка осталась бессмертной. Она напоминает нам о событиях тех страшных лет. В Ленинграде есть много памятников защитников Ленинграда. На Пискаревском кладбище горит вечный огонь, как память о великих людях, не сдавших врагу Ленинград.

        Дети исполняют песню «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисовой).

- Музыка в годы войны была необходима всем людям, она придавала им силы и уверенность в себе.  Музыка о войне необходима всем  нам и сейчас, чтобы помнить и не забывать о том, какой огромною ценой  завоевано счастье жить в мире без войн и потрясений.

Дети, мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - наше Отечество.

Скоро великий праздник – 9 мая День Победы.

Чтение стихов.

Варвара: День Победы! День Победы!

На парад мы все идем.

День Победы! День Победы!

Красные флажки несем.

День Победы! День Победы!

Отмечает вся страна!

День Победы! День Победы!

Ведь она у нас одна!

Мы несем флажки с цветами

В самый мирный день в году.

Никогда не знайте, дети,

Про войну и про беду!

К. Полина: Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты.

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушки альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы?

Это значит – нет войны!

Эвелина: Пусть не будет войны никогда,

Не коснется нас больше беда!

В день Победы все песни поют,

В честь Победы сверкает салют!

Валерия: Иду в колонне очень длинной я.

Идёт со мною вся моя семья.

Несём прадедушкин в руках портрет.

Идёт прадедушка, хотя его и нет.

Погиб прадедушка зимою под Москвой.

Но в памяти у нас – всегда, всегда живой!

Бессмертный полк колоннами идёт.

Все живы.

Помним всех.

Душа поёт.

Даша: День Победы 9 Мая –

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну.

  1. Рефлексия

Вопросы:

Что вы узнали нового сегодня? Что вам больше всего запомнилось? Какую музыку мы сегодня прослушали и чем она прославилась?

Музыкальный руководитель поздравляет детей с праздником 9 Мая и предлагает спеть песню «Благодарим, солдаты, вас».

После исполнения песни, воспитатели предлагают детям пройти в свои группы, чтобы изготовить поздравительную открытку к празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Аудиовизуальный глобально-структуральный метод в реабилитации дошкольников с нарушенным слухом"

Важнейшей проблемой при обучении родному языку детей со сниженным слухом является развитие устной речи.Аудиовизуальный метод  - это интегральная часть верботонального метода, авторами которого яв...

Диафильм как аудиовизуальное средство обучения и воспитания в детском саду

Рассматриваются достоинства диафильма в ряду экранных средств обучения в ДОУ....

Роль визуальных и аудиовизуальных средств в образовательном процессе дошкольников.

Подготовку к жизни образованных, всесторонне развитых юношей и девушек дошкольные учреждения наряду с общеобразовательной школой всегда считали своей задачей и своим призванием.В наши дни в дошкольных...

Использование аудиовизуального курса для развития диалогической речи у детей с нарушением слуха.

В докладе рассказывается об использовании аудиовизуального курса (АВК) для развития диалогической речи у дошкольников с нарушением слуха. При использовании АВК речь воспринимается с помощью слуха, зре...

Педагогическая технология аудиовизуального сенсибилизированного восприятия произведений художественной литературы

     У детей с ТНР, в связи со сниженным слуховым вниманием, часто сопровождающимся синдромом гиперактивности, возникают трудности восприятия произведений художественной литерату...

Использование интерактивных светозвуковых панелей для развития чувства ритма, стимуляции зрительного и аудиовизуального восприятия у детей с ОВЗ

Использование интерактивных светозвуковых панелей для развития чувства ритма, стимуляции зрительного и  аудиовизуального восприятия у детей с ОВЗ...

Влияние аудиовизуального контента на развитие современного дошкольника и использование его в образовательном процессе ДОО.

На сегодняшний день было бы крайне не осмотрительно подвергать сомнению всевозрастающее влияние современной информационной среды – а прежде всего, так называемой, экранной культуры (мультипликация, yo...