Музыкально-литературная гостиная "Мы чтить тебя привыкли с малых лет"
методическая разработка на тему

Кротова Лилия Фёдоровна

МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР ПОСВЯЩЁННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

«Мы чтить тебя привыкли с малых лет…»

Цель:

  • Создание условий для понимания ценности шедевра мировой литературы, через познание и углубление осознания мыслей, образов, исторических взглядов, красоты и своеобразии художественного языка в произведениях А.С Пушкина.

 

Задачи:

  • Способствовать развитию духовного восприятия мира через осмысление произведений А.С.Пушкина;
  • содействовать раскрытию творческих возможностей детей, сформированных умений и навыков по сценической речи и актёрскому мастерству, всех групп театра через собственное прочтение и эмоциональное выражение поэтических и прозаических текстов А.С.Пушкина;
  • формировать познавательный интерес воспитанников к поэзии;
  • поддерживать проявление творческой инициативы детей и их родителей.

 

Ожидаемый результат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_chtit_tebya_privykli_s_rannih_let.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР ПОСВЯЩЁННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

«Мы чтить тебя привыкли с малых лет…»

Цель:

  • Создание условий для понимания ценности шедевра мировой литературы, через познание и углубление осознания мыслей, образов, исторических взглядов, красоты и своеобразии художественного языка в произведениях А.С Пушкина.

Задачи:

  • Способствовать развитию духовного восприятия мира через осмысление произведений А.С.Пушкина;
  • содействовать раскрытию творческих возможностей детей, сформированных умений и навыков по сценической речи и актёрскому мастерству, всех групп театра через собственное прочтение и эмоциональное выражение поэтических и прозаических текстов А.С.Пушкина;
  • формировать познавательный интерес воспитанников к поэзии;
  • поддерживать проявление творческой инициативы детей и их родителей.

Ожидаемый результат

Дети:

  • проникнутся лучшими образцами литературы А.С. Пушкина, через собственное прочтение и восприятие стихотворного и прозаического материала;
  • проявят собственное отношение после прочтение произведений поэта;
  • приобщатся к великой русской классической литературе, и почувствуют мысль и красоту поэтических образов представленного материала;
  • проявят свои творческие способности.

Зрители:

  • из повседневных ритмов современной жизни смогут погрузиться в прекрасный поэтический мир искусства;
  • убедятся в стремлении детей к познанию великой литературы и должным образом отметят их творческое развитие и творческий рост.

Учреждение:

  • обновит содержание педагогических технологий творчески значимой деятельностью.

Атрибуты: 

Столы, скатерти, свечи, портрет поэта, чернильница с пером,  книга «Сказки А.С.Пушкина», фонограммы с записью.

Использование технических средств: музыкальный центр, мультимедийное оборудование для использования презентации в процессе мероприятия.

(Слайды № 1(портрет А.С.Пушкина), слайд № 2 (портрет Арины Родионовны), слайд № 3 (памятник А.С.Пушкину), слайд № 4 (иллюстрация осени), слайд № 5(иллюстрация зимы), слайд № 6(иллюстрация  книги «Сказка о попе и его работнике Балде»), слайд № 7 (иллюстрация из книги «Сказка о царе Салтане»), слайд № 8(иллюстрация из книги «Сказка о золотой рыбке»), слайд №9 (иллюстрация из книг и «Сказка о золотом петушке»), слайд № 10 (иллюстрация из книги «У Лукоморья дуб зелёный»), слайд № 11(иллюстрация Весна), слайд № 12 (иллюстрация лето0.

Звучит музыка Г.Свиридова «Романс», на экране  появляется портрет А.С.Пушкина (слайд № 1) В зал заходят дети с родителями, рассаживаются за столы, зажигают свечи. В углу на видном месте стоит стол , на котором  лежат открытая книга сказок, чернильница с гусиным пером, подсвечник с горящей свечой.

Ведущая:  Посмотрите на этот портрет, вы его узнаёте?  (ответ детей). Да, правильно, это портрет А.С.Пушкина - великого русского поэта, простое и лёгкое имя, оно так привычно звучит  как будто было известно  вам всегда. Кто же он такой? почему его так любят? Малыши и старики и даже кто не умеет читать. Кто не помнит его сказок, стихов, поэм – это целый мир, и в нём живут  самые разные герои, происходят самые  невероятные события:                      радостные и грустные, удивительные и смешные, а главное много  чудес! Вся жизнь людей отражается в них. и всё это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня, и с нами. А.С.Пушкин родился давно в 1799 году и ещё мальчиком начал писать стихи, которые изумляли знаменитых поэтов. В детстве у него была няня - Арина Родионовна. Он её  любил за ласковое, нежное отношение, а главное за её богатый дар рассказывать сказки.Он мог часами под свет мерцающего огонька свечи слушать её сказки и под завывание зимней вьюги, и под шум дождя за окном. Она была необыкновенной рассказчицей, знала много сказок, а Сашенька был талантливым слушателем, который  уже позже, будучи взрослым, некоторые сказки написал в стихах. А.С.Пушкин всю жизнь помнил свою няню и любовь к ней выразил в стихотворении, посвящённым ей. (слайд № 2)

                  Голубка дряхлая моя,

                  Одна в глуши лесов сосновых,

                  Давно, давно ты ждёшь меня.

                  Ты под окном своей светлице,

                  Горюешь будто на часах,

                  И медлят поминутно спицы,

                  В твоих наморщенных руках.

                  Глядишь в забытые вороты,

                  На чёрный отдалённый путь,

                  Тоска, предчувствие заботы,

                  Теснят твою всечасно грудь…

                  Стихи А.С.Пушкина очень музыкальны и многие композиторы с

                  большой  охотой писали на его стихи музыку к своим операм и

                  романсам. Смотрите,  как плавно льются их рифмы…

РОМАНС.

Ведущая: Мы никогда его не забудем, он всегда живёт в наших сердцах

                  Поэтому, за  любовь к поэту, народ воздвиг ему памятник и нет

                  такого города в  нашей большой стране, где не стоит памятник

                  великому поэту. И в нашем  городе он есть и там многие из вас

                  побывали, а кто ещё не был там, тот съездит со своими

                  родителями к памятнику, посмотрит его и стоя у памятника

                  вспомнит  свои любимые стихи и сказки.(слайд № 3)

                  А.С.Пушкин знал, что  народ его не забудет, в одном из своих

                  последних  стихотворений он писал:

                  « Я, памятник воздвиг себе нерукотворный,

                  К нему не зарастёт народная тропа.

                  Вознёсся он главою непокорной,

                  Александрийского столпа».

                  В наши дни, как говорил поэт, сбываются его слова. И та

                 «народная  тропа», о которой мечтал поэт, становится всё шире и

                  шире,  устремляясь в  бессмертие. Солнцем русской поэзии – так

                  называют А.С. Пушкина все. Вот уже много лет, лучи этого солнца

                  освещают и согревают жизнь людей, а теперь огромное счастье

                  читать  А.С.Пушкина предстоит  и вам. Много  стихотворений

                  А.С.Пушкин посвятил родной природе, сейчас вы послушайте

                  стихотворения об осени и русской зиме.

  Выходят дети с родителями  и поочерёдно  под сопровождение музыки читают стихотворения. На экране (слайд № 4)

СТИХОТВОРЕНИЕ: «Осень»

Унылая пора, очей очарованье!

Приятно мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

СТИХОТВОРЕНИЕ : «Зимнее утро» (слайд № 5)

Мороз и солнце, день чудесный,

Ещё ты дремлешь друг прелестный,

Пора, красавица, проснись!

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры,

Звездою Севера явись!

Вечор ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

А ты печальная сидела,

А нынче, погляди в окно:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ведущая:  А.С.Пушкин очень любил вольный цыганский народ, за

                    весёлый  нрав,  зажигательные песни и танцы, одну из своих поэм

                  он так и  назвал «Цыгане».

                  Цыгане шумною толпою, по Бессарабии кочуют,

                  Они сегодня над рекой, в шатрах изодранных ночуют.

                  Как вольность, весел их ночлег, и мирный сон под небесами.

                  Между колёсами телег, полузавешанных коврами.

Выходят девочки в цыганских костюмах, с ними  мальчик с гитарой в руках, исполняют песню.

ПЕСНЯ: «Колокольчики звенят» сл. и муз. нар.

  1.   Колокольчики звенят, а гитара плачет,

       А люди, люди, люди, на цыганочку гляди!

Пр. Эх, раз, ещё раз, ещё много-много раз! -2 раза

  1.   А цыганочка-то пляшет, заливается, поёт,

  А люди, люди, люди, на цыганочку гляди!

Пр.

  1.  Я плясунья, я певица, ворожить я мастерица,

 Эх, люди, люди, люди, на цыганочку гляди!

Пр.

Ведущая: Весёлой, вольною толпою,

                  Цыгане табором идут.

                  Всегда гитара под рукою,

                  Всегда играют и поют.

                  И льётся песнь, свободно, звонко,

                  И в степь уносит лихой напев.

                  Цыган играет, поёт цыганка,

                  А вторит им всем табором припев.

ЦЫГАНСКИЙ ТАНЕЦ:

Ведущая:  А теперь я хочу проверить, готовы вы ли встретиться со сказкой?

                   Для этого  я хочу провести литературную викторину, которая так

                   называется «Что за  прелесть эти сказки…»

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА:

1.Из какой сказки эти строчки: «Бедный поп, подставил лоб, с первого

    щелчка,   прыгнул поп до потолка..» (слайд № 6)

    2. Сколько раз князь Гвидон летал за море? В кого превращался?(слайд №7)

    3. «Стал он кликать золотую рыбку,

        Приплыла к нему рыбка, спросила…» (слайд № 8)

4.«Петушок с высокой спицы, стал стеречь его границы,

   Чуть опасность где видна, верный сторож, как со сна,

   Шевельнётся, встрепенётся, к ой сторонке обернётся!» (слайд № 9)

Ведущая: Молодцы,  хорошо сказки знаете, сейчас я начну сказку

                   сказывать…                  

ИНСЦЕНИРОВКА : «У Лукоморье» (слайд № 10)

Ведущая:   В то время военных назвали - гусарами и у А.С.Пушкина было

                    среди них немало друзей. Кто же такие были гусары? Вот ответ

                    на  этот вопрос одного   из них…

Выходят несколько мальчиков одетых в гусарские костюмы.

1-й гусар:  С чего начать…во-первых я гусар,

                   Мой полк-семья моя, я не ищу другой,

2-й гусар: Люблю шум битвы и коней ретивых пар,

                   Люблю атаки жар и пыл ночных погонь.

3-й гусар:  Жизнь эта по плечу,

                   Мне чёрт возьми, другой я не хочу!

ПЕСНЯ: «Гусарская баллада» муз. Т.Хренникова

  1. Меня зовут юнцом безусым,

Мне это право, это право, всё равно,

Зато не величают трусом…

 Пр.Давным-давно, давным-давно,

      Давным-давно.

  1. Над слава дымкой веет,

Но мучит только, мучит только нас давно,

Сердца без практики ржавеют…

 Пр.Давным-давно, давным-давно,

      Давным-давно.

Ведущая: Вот вам гусары отпускные,

                  Спешат явиться, прогреметь,

                  Блеснуть, пленить и улететь…

Гусары и остальные мальчики приглашают девочек на танец.

                 Музыка, грохот, свеч блистанье,

                 Мельканье, вихорь быстрых пар,

                 Красавиц лёгкие уборы,

                 Людьми пестреющие хоры,

                 Невест обширный полукруг,

                 Всё чувства поражают вдруг…

«Вальс» муз. Г.Свиридова

Ведущая:  Ещё послушайте, как А.С.Пушкин описывал в своих

                   стихотворениях   весну и лето.

Выходят родители с детьми и поочерёдно читают стихотворения.

СТИХОТВОРЕНИЕ : «Весна» (слайд № 11)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега,

Сбежали мутными ручьями,

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа,

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса,

Ещё прозрачнее леса.

Как будто пухом зеленеют,

Пчела за данью полевой,

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

стада шумят, и соловей,

Уж пел в безмолвии ночей.

СТИХОТВОРЕНИЕ: «Лето» (слайд № 12)

Румяной зарёю покрылся восток,

В селе, за рекою, потух огонёк.

Росой окропились цветы на лугах,

Стада пробудились, на мягких лугах.

Седые туманы плывут к облакам,

Гусей караваны несутся к лугам.

Проснулися люди, спешат на поля,

Явилося солнце, ликует земля.

Ведущая:  Сейчас вы послушайте романс на стихи А.С.Пушкина, музыку к

                   которому  написал его современник М.И.Глинка, а исполнит его

                   наши воспитатели.

РОМАНС.

Ведущая: Вот и подходит наш пушкинский вечер к концу. Отзвучали

                  последние строки  стихов и последние аккорды музыки, но мы не

                  прощаемся с вами, ведь А.С.Пушкин останется с нами, и мы

                  встречаясь с его стихотворениями и  сказками, будем вспоминать

                  его…

                  Мы чтить тебя привыкли с юных лет,

                  И дорог нам твой образ благородный,

                  Ты рано смолк, но в памяти народной,

                  Ты не умрёшь, возлюбленный поэт! (слайд № 1)

Звучит музыка Г.Свиридова «Романс» родители вместе с детьми гасят свечи и покидают зал.

                 

                   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературный час на тему: "Выкса - моя малая Родина"

Музыкально-литературный час в старшей подготовительной к школе группе...

Пою тебя, мой край родной! Музыкально - литературная композиция, посвященная празднованию 80 - летия Ростовской области

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования....

Сценарий тематической встречи в музыкально - литературной гостиной «О тебе, мой славный город» Подготовили: Михнёва И.Н. – старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г.Братска

Цель: воспитание любви к родному городу. Задачи: • Расширять представления об истории родного города Братска; • Формировать патриотические чувства средствами песенного жанра и поэзии; • Развива...

Музыкально-литературная композиция, посвящённая Дню народного единства "Я люблю тебя, Россия!"

Музыкально-литературная композиция, посвящённая Дню народного единства "Я люблю тебя, Россия!" может использоваться при проведении осеннего праздника или досуга, посвящённого России, д...

Статья ко дню памяти А.С. Пушкина "...Мы чтить тебя привыкли с детских лет"

Статья ко дню памяти А.С. Пушкина "...Мы чтить тебя привыкли с детских лет"...