"Путешествие по Петербургу"
методическая разработка (подготовительная группа)

Давыдова Наталья Игоревна

Методическая разработка "Путешествие по Петербургу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_puteshestvie_po_peterburgu.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг «Путешествие по Санкт-Петербургу».

Дошкольный возраст с 6-ти до 7 -ми  лет.

Цель:

- способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу.

Задачи:

-  воспитывать любовь к родному городу;

-  воспитывать навыки культуры поведения юного горожанина;

-  воспитывать интерес к истории города;

-  воспитывать эмоциональную отзывчивость;

Материал к проведению досуга:

  • Аудиозаписи:  “Звук морского ветра”, “Гимн Великому городу”, музыка Р. Глиэр “Менуэт”, музыка П. Мореа, “Салют”, музыка А. Даргомыжский, “Гордая белая птица”, музыка и слова О. Кваша
  • Иллюстрации с изображением города (для украшения зала)
  • Слайды:
  1. панорама Петербурга,
  2. герб и флаг города,
  3. фрагменты Литейного моста,
  4.  здание Сената и Синода,
  5. музей этнографии,
  6. Московские триумфальные ворота
  7. Портрет Петра I
  8. Медный всадник
  9. Петропавловская крепость
  10. Нева
  11. Карта рек и островов
  12. -18 модели рек: Волковка, Карповка, Фонтанка, Таракановка, Крестовка, Черная, Мойка

19.  Заячий остров

20. Васильевский остров

21. кораблик Адмиралтейства

22. Адмиралтейство

23. Дворцовая площадь

24. Салют

  • Разрезные картинки (Петропавловская крепость)
  • Пипидастры-  32 шт. (8 синих, 8 желтых, 8 красных, 8 фиолетовых)
  • Медальки с изображением достопримечательностей города Санкт-Петербурга

Ход действия

Дети входят в зал и садятся на стульчики. (На экране Слайд №1 – панорама Санкт-Петербурга.)

Музыкальный руководитель:

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце над Невой,

Или дожди стучат в окно,

Его мы любим все равно.

Мы в этом городе живем,

И он растет, и мы растем.

Ребята, как вы думаете,  о каком городе это стихотворение?

Конечно,  о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! А как вы догадались, что это Санкт-Петербург? В нашем городе много музеев, памятников, мостов, рек. Именно об этом и говорится в стихотворении. Это один из самых больших и красивых городов мира. А вы бы хотели немного прогуляться по городу вместе со мной?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: тогда отправляемся гулять прямо сейчас!

 

Дети встают со стульчиков и на месте повторяют движения за музыкальным руководителем.

Мы по городу шагаем (идут на месте)

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты!. (Потянулись вверх - присели).

А теперь давайте присядем на стульчики и отдохнем.

Музыкальный руководитель:

Ребята, давайте посмотрим на экран (слайд №2 с изображением герба и флага)

В каждом городе есть свои символы: это герб, флаг и гимн.

Герб — это знак города. Герб Петербурга — это красный щит

(защита города); скипетр — символ власти золотого цвета; два якоря (морской — 2 зуба, речной- 4) – говорят нам о том, что город является морским и речным портом. Давайте мы с вами сейчас посетим места, где мы можем увидеть герб и флаг нашего города. (на экране слайды №3-6 с изображением: фрагментов Литейного моста, здание Сената и Синода, музей этнографии, Московские триумфальные ворота)

Есть у нашего  города и гимн — торжественная песня, которую всегда слушают стоя. Гимн нашему городу написал композитор Рейнгольд Глиэр. Давайте  встанем со своих мест и  послушаем его.

Дети слушают отрывок из “Гимн Великому городу”, музыка Р. Глиэр, слова О. Чупров . Затем садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Итак, мы с вами отправились гулять по Петербургу:

Жил давно в России царь.

Очень мудрый государь,

Он на месте не сидел,

Делал за день сотню дел,

Совершил побед немало,

Мореходом был бывалым,

Он и плотник, и кузнец…

Кто был царь тот удалец?

Дети:  Петр I.

(Слайд №7 -  портрет Петра I)

Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы! Этот царь – Петр I . По его воле на берегу суровой лесной реки Невы 27 мая 1703 года был основан город Санкт-Петербург. В нашем городе есть несколько памятников Петру I. А самый известный -  «Медный всадник». Создал его скульптор Этьен Фальконе (Слайд № 8 – «Медный всадник»).

Ребята, а давайте мы с вами немножко поиграем.

 Проводится подвижная игра «По болоту Пётр пошёл» (музыка И. Смирновой, слова и композиция движений С. Сивцовой)

Музыкальный руководитель: Продолжим наше с вами путешествие

В полдень выстрелит здесь пушка

За стеной сторожевой,

Словно детская игрушка –

Это крепость над Невой.

(Слайд № 9 - Петропавловская крепость)

Музыкальный руководитель:  Это Петропавловская крепость – самое первое здание в Санкт-Петербурге. Построена она на Заячьем острове для защиты от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла, которые являются покровителями нашего города.

Ребята,  мы сейчас с вами разделимся на две команды и попробуем собрать эту самую крепость. Давайте подойдем к столам и попробуем разобраться.

На фланелеграфе представлена иллюстрация Петропавловской крепости (формат – А4), рядом, на столе лежат фрагменты этой иллюстрации по количеству детей. Детям предлагается по очереди выбрать по одному фрагменту и прикрепить на фланелеграф рядом с изображением Петропавловской крепости. Когда все фрагменты будут использованы, картина сравнивается с образцом. Подводится итог коллективной работы.

Музыкальный руководитель: Снова в путь! (Слайд №10 -  река Нева). Звучит аудиозапись со звуком морского ветра.

Ребята, слышите, эти звуки принесли нам легкий морской ветер, стало свежо. Где же мы, ребята, очутились? Это наша река Нева.

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка знаменитая река.

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

Она вытекает из Ладожского озера. Очень глубокая и полноводная. При впадении в Финский залив разбивается на несколько речек (на экране слайд №11 карта рек и островов)

Ребята, давайте вспомним, какие ещё реки протекают по нашему городу?  Я вам немного помогу, буду показывать картинки-загадки, а вы, если знаете, то называйте. Договорились?  (на экране – слайды №12-18)- Волковка, Карповка, Фонтанка, Таракановка, Крестовка, Чёрная,  Мойка.

- Друзья мои, а кто знает, что расположено между рек?

- Правильно. Острова. Посмотрите на карту, и вы увидите как много островов в нашем городе! (слайд №11) Давайте послушаем названия некоторых из них. - Елагин, Каменный, Крестовский, Петровский, Петроградский,  Адмиралтейский, Аптекарский.

- А  самый маленький остров – Заячий (слайд №19)

- А самый большой остров -  Васильевский (слайд №20)

- Да, островов в нашем городе очень много.

Музыкальный руководитель: И сейчас мы с  вами отправимся на Адмиралтейский остров, где мы с вами познакомимся с еще одним символом нашего города. (Слайд № 21-22 – Адмиралтейство, Кораблик Адмиралтейства).

Маленький кораблик

В городе огромном,

В небе над Невою

Синем и просторном.

Маленький кораблик

Высоко плывет –

Это символ города,

Здесь рождался флот.

  Этот символ находится на здании Адмиралтейства.

(Слайд № 23 -  Дворцовая площадь.)

- Рядом с Адмиралтейством находится самая главная  площадь нашего города -  Дворцовая площадь. На этой площади стоит знаменитый дворец. Называется он Зимний дворец. Сейчас это один из  самых больших музеев мира.

Во дворце, в прекрасном зале

Пышные балы давали.

Там мазурки, полонезы,

Польки, вальсы танцевали.

Ребята, давайте сейчас представим, что мы оказались с вами во дворце на настоящем балу.

Дети импровизируют под “Менуэт”, музыка П. Мориа

Музыкальный руководитель:  Потрясающий   бал  у нас вами получился!

В нашем городе есть добрая традиция - на Ростральных колоннах в честь праздников зажигается огонь. Давайте и мы с вами сейчас зажжем огни и пусть прогремит салют в честь нашего замечательного города Санкт-Петербурга!  

 (на экране - слайд №24 с изображением салюта)

Дети исполняют танец «Салют», музыка А. Доргомыжский, описание движений А. И. Буренина

Музыкальный руководитель: Наше путешествие закончилась. На память вам каждому я оставлю сувениры. Эти сувениры напомнят вам о нашем городе. А что они напомнят, вы мне сейчас расскажите.

- Эй, ребята, не зевай! На вопрос мой отвечай!

•        Кто основал наш город? (Петр I)

•        Что венчает шпиль Адмиралтейства? (Кораблик)

•        Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)

•        Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)

•        Какой самый маленький остров? (Заячий остров)

•        А какой самый большой остров? ( Васильевский)

•        Как называется памятник Петру I на площади Декабристов? («Медный всадник»).

Вам понравилось наше путешествие. Что понравилось больше всего? Где бы вы хотели побывать? О чем вы расскажете сегодня родителям?

Мне тоже понравилось с вами путешествовать, но нам нужно возвращаться в детский сад. До свиданья, до новых встреч.

Звучит “Гордая белая птица”, музыка и слова О. Кваша

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Подвижная игра «По болоту Пётр пошёл». (Слова и композиция движений С. Сивцовой, музыка И. Смирновой).

Игру можно проводить под музыку и без музыки, проговаривая текст.

Перед началом игры выбирается водящий – «Пётр».

1. По болоту Пётр пошел,

Остров Заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

2. Крепость новая стоит,

Пушками врагу грозит:

Бам-бам, бам-бам,

Не осталось зайцев там.

Зайцы пушек испугались,

За кусточки разбежались…Ой!        

Хоровод. Дети идут по кругу в одну сторону, «Пётр» с барабаном в середине круга – в другую.

Дети показывают «лесенку» руками.

«Пётр» бьёт в барабан.

Все приседают.

Дети, изображая зайцев, прыгают вприсядку, удаляясь от середины.

С последним словом «зайцы» замирают без движения.  «Пётр» идет на охоту.

Кто пошевелится – то проиграл.

Дидактическая игра «Собери крепость».

На фланелеграфе представлена иллюстрация Петропавловской крепости (формат – А2), рядом, на столе лежат фрагменты этой иллюстрации по количеству детей. Детям предлагается по очереди выбрать по одному фрагменту и прикрепить на фланелеграф рядом с изображением Петропавловской крепости. Когда все фрагменты будут использованы, картина сравнивается с образцом. Подводится итог коллективной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры - путешествия « Мой Петербург» Для детей II подготовительной к школе группы

Игра-путешествие "Мой Петербург" поможет раскрыть детям основную мысль путешествия: главное богатство нашего города- горожане, люди, которые создают, берегут и приумножают замечательное наследие ВЕЛИК...

Конспект части комплексного занятия Путешествие по Петербургу

Конспект части комплексного занятия "Прогулка по Петербургу". Занятие состоит из нескольких блоков: музыкально-поэтической части, экологическое воспитание, развитие речи, продуктивная деятельность. Пр...

Методическая разработка сценария "Путешествие по Петербургу"

В данной методической разработке подобран материал для обобщения и систематизации знаний о Петербурге в игровой, увлекательной форме....

НОД с детьми старшего возраста "Путешествие по Петербургу"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по Петербургу"...

НОД "Путешествие по Петербургу"

НОД «Путешествие по Санкт-Петербургу»Программное содержание:1. Формировать и расширять знание истории возникновения нашего города.2. Знание исторических мест и памятников культурного наследия города С...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы "Путешествие по Петербургу"

Путешествуя по Петербургу с ребёнком можно не только любоваться красотами родного города, но и закреплять приобретенные умения и навыки....