Матрешкины посиделки
план-конспект занятия (старшая группа)

Казакова Наталья Владимировна

Матрешкины посиделки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение  «Матрёшкины посиделки»

 Цель: Продолжать вызывать интерес к традициям русского народа.

Приобщать детей к народным играм, песням, частушкам.

Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам истории и культуре своего народа.   

Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

- Создать обстановку для совместной деятельности родителей, педагогов и детей для формирования разностороннего развития и гармонизации личности ребенка.

- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

- Обогащать словарь по теме, развивать коммуникативные навыки;

- Воспитывать интерес, любовь к народным традициям;

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта  и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные  и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д. На середину зала выходит ведущая (воспитатель)

Ведущая: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

(Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей). (Входят дети – мальчики в русских народных костюмах, девочки в красивых платьях, сарафанах)

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные и желанные.

Здравствуйте, лебёдушки,

Здравствуйте, молодушки.

(Дети здороваются).

Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому  нравится. Будьте как дома.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома  не лежим, и в гостях не стоим.

( Хозяйка рассаживает детей)

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам,  гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. Вызнаете пословицы про лес?

(Дети по очереди говорят пословицы)

1) «Лесополоса – всему лесу краса»

2) «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу»

3) «Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»

4) «Лес с огнём не дружит!»

5) «Враг природы тот, кто леса не бережёт»

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли. Пословицы то вы знаете, а плясать-то умеете.

Девочки:

  1. Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к вам пришли матрёшки.

Ложки деревянные, матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошко

Танцевать пошли матрёшки.

  1. Ой, да мы матрёшки, мы матрёшки.

Хоть и неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

  1. Ой, да все мы, все мы круглолицы,

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

  1. Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрёшек постарайся!

Ведущая: Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Исполняется хороводный перепляс «Кадриль» (русская народная мелодия)

    Хозяйка: Спасибо, милые сестрицы. Спасибо за красивый танец.

Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица - для меньшей – темница (Матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

А вы знаете историю создания матрёшек?

Послушайте!

Восемь кукол деревянных.

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Прообразом матрёшки стала фигурка добродушного лысого старичка из Японии. В нём было несколько фигурок, вложенных одна в одну. Эти фигурки всем очень понравились.  Ребята, я хочу пригласить вас  поиграть в интересную игру «Собери матрешку». (Проводится игра)

Дети читают стихотворения  про матрёшку:

Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрёшек

Почему то нету ножек.

Эти русские матрёшки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймёшь,

Если младшей не найдёшь.

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Блинчики печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает.

Ведущая: А мы и песню знаем про блиночки.

Исполняется песня «Ой, блиночки, мои» (русская народная мелодия)

Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про блиночки.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование. (Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»)

Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей).

Голос:  (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети:  Да!!!

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

(Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой»). 

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят. Научила, как это сделать. И сама, какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя - то нам расскажешь?

Кузя: Ну, …так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

Проводится игра «Матрешки и Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)

Кузя: У меня для Вас тоже подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки корзинку)

Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенная корзинка.

Кузя: Моя корзинка – чистое волшебство, в ней песни, да игры, да разные сказки.

Хозяйка: А что там  у тебя есть (заглядывает в корзинку и достаёт красивый платочек)

Кузя: Есть у меня одна игра, собирайся, детвора!!! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь. Кузя играет с детьми в игру «Гори, гори ясно»!

Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в корзинке? (Кузя вытаскивает из корзинки детскую гармошку)

Ведущая: Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идёт!

Ложкари играть начнут

Ноги сами в пляс пойдут!

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

( мальчики исполняет русскую народную мелодию на ложках )

Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки.

(девочки исполняют частушки)

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То русская матрешка!

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, не много и не мало,

Символом России стала.

Знают все ее загадку:

В ней хранятся по порядку

Краснощекие девчонки-

Ее младшие сестренки.


Семь красавиц расписных,

Все в платочках кружевных,

Все в передниках Цветастых,

Семь румяных, семь глазастых!

Мы - матрешки, мы - сестрички,

Мы толстушки- невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Хозяйка: Кузя, а в твоей корзинке ещё остались чудеса?

Кузя: да, да, да а теперь дыхание затаите и сюрприз мой вы примите.

(Кукольный спектакль «Крылатый, мохнатый, масляный», показывают родители)

Кузя: Ох, и здорово мы повеселились, пора и честь знать. Прощается. Спасибо, хозяюшка за веселье, да добрый приём.

Все:

Мы словно гуляли

на празднике нашем,

нигде не найдёте

вы праздника краше,

так будьте здоровы,

живите богато,

а мы уезжаем,

до дому, до хаты.

Хозяйка:

Ну что вы гости дорогие так торопитесь? Играми и плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Посмотрим, пироги наши поспели или нет? (достает пироги).

Гости, будьте все здоровы, вот и пироги поспели.

Как в старых добрых сказках – приглашаем всех к чаю да к сдобному караваю.

Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы, будьте, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать. ( Под русскую народную мелодию дети и родители идут пить чай)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия " Матрешкин день рождения " во второй младшей группе

Поездка детей на день рождение к Матрешке.Дети готовят свой подарок -расписывают цветы в нетрадиционной технике рисования - пальчиками....

Развлечение "Матрешкин магазин"

Развлечение, посвященное женскому дню 8 Марта, для детей I младшей группы детского сада....

Конспек занятий по сенсорному воспитанию "Матрешкины подружки"

Научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по раз­меру независимо от их цвета и формы. Формировать умение сотрудничать со сверстниками....

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе "Матрешкин День Рожденье"

Образовательная область: ПознаниеЦель: обобщение знаний детей об окружающем мире и предметах.Задачи:1.Закрепить навыки совместных действий, способы работы с гуашью; закрепить знания об окружающи...

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе "Матрешкин день рожденье" по программе "От рождения до школы"

Образовательная область: ПознаниеИнтеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка.Цель: о...

Сценарий развлечения для детей и родителей "Матрешкины посиделки"

Данное мероприятие явилось итоговым при реализации проекта "Раз матрешка, два матрешка..." для детей средней группы и их родителей.  Сценарий содержит хороший художественный материал, изобилует и...

Календарно - тематическое планирование в младшей группе (3- 4 года). Тема недели "Матрешкины посиделки"

Задачи:  Расширять представления о народной игрушке – матрешке, познакомить с народными промыслами и устным народным творчеством.Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игру...