"Колыбельная"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сальникова Светлана Николаевна

Тематическое музыкальное занятие "Колыбельная". Старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тематическое занятие18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям " Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Музыка".

"Колыбельная".

Цель: Духовно-нравственн6ое воспитание через  малые фольклорные формы.

Задачи: 

- Развитие музыкально-эстетического восприятия музыки в процессе слушания.

- Развивать умение давать оценку прослушанным музыкальным пьесам, высказывать свои суждения, опираясь в своем рассказе на особенности звучания музыки.

- Формировать умение сравнивать произведения с одним названием, но имеющим разное эмоционально-образное различие.

Ход занятия.

Звучит музыка из музыкальной шкатулки "Колыбельная", дети входят в зал, рассаживаются на места.

   Слайд № 1

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на музыку, которая звучала, когда вы входили?

Дети: Да, Это была очень тихая, спокойная музыка.

Восп.: Откуда она доносилась?

Дети: Из музыкальной шкатулки, что стоит на столе.

Восп.: Где в жизни вы могли услышать такую музыку?

Дети: Когда мама укладывает малыша спать.

Восп.: Как называется такая музыка?

Дети: Колыбельная.

Восп.: Правильно. Сегодня мы поговорим о колыбельной.

 слайды № 2, № 3.

С давних времен протяжные ласковые песни напевали детям их мамы. Засыпая под  пение матери, ребенок чувствовал покой, защиту и любовь.

Малыш учился различать интонацию мелодии, а затем и значение отдельных слов. а потом и содержание песни.

В колыбельных мамы желали своим детям счастья, здоровья, рассказывали о нелегком крестьянском труде, о домашних хлопотах.

В старину верили, что слова, произнесенные над колыбелью, имеют волшебную силу, которая защищает дитя от болезней, злых духов и жизненных неудач.

Колыбельная дарила исцеляющий, здоровый, успокоительный сон расшалившимся детям и долгожданный отдых усталой матери. Для этого звали сказочных героев: Дрему и Сон-угомон.

слайд №4 (Демонстрация рисунков)

Восп.: А теперь посмотрите на иллюстрации и скажите - какие из этих животных упоминаются в колыбельных, а какие нет.

Звучит музыка. Колыбельные: "Гули, гули", "Танечка, баю!", "Бай, бай, бай", "Ты собаченька не лай"," "Уж ты, котенька-коток". Дети слушают музыку.

Слайд №5

Восп.: А теперь выберите на рисунках тех животных, которые не упоминаются в данных колыбельных.

Дети: Корова, свинка.

Восп.: Правильно. В прозвучавших колыбельных об этих животных не говорится.

М.Р.: Ребята, вы послушали фрагменты народных песен-колыбельных. Но оказывается композиторы тоже сочиняли колыбельные. Прослушайте "Колыбельную" А.К. Лядова, русского композитора, который жил почти 200 лет тому назад.

слайд №6            портрет А. К. Лядова.

 Постарайтесь определить разницу между композиторской музыкой и народной.

Звучит музыка "Колыбельная " Лядова.( голос в сопровождении гитары)

М.Р.: Что вы услышали необычного в звучании этой колыбельной?

Дети: Звучала гитара и голос.

М.Р.: Правильно, в народных песнях редко бывает звучание музыкальных инструментов. а по содержанию и мелодии музыка очень похожа на народную. Потому, что композитор использовал подлинно народные слова, а музыку старался сочинить в народном стиле. Такую, какую он сам слышал в детстве.

Но не только русские композиторы сочиняли колыбельные. Сейчас вы услышите "Колыбельную" немецкого композитора Иоганеса Брамса  в исполнении группы ребят.

Слайд №7 портрет И.Брамса.

слайд №8    группа детей исполняющих колыбельную.

Дети слушают исполнение колыбельной.

М.Р.: Эта музыка отличается от русских колыбельных.

Дети: Да, мелодия другая, "длинная", и слова  похожи на стихи.

М.Р.: Послушайте музыкальную загадку, эта музыка часто исполняется, отгадайте ее.

Звучит колыбельная Моцарта В-А.

Дети: Это колыбельная, она звучит в "Спокойной ночи, малыши", в мультфильмах.

М.Р.: Это популярная музыка Вольфганга Амадея Моцарта

слайд №9    портрет Моцарта

М.Р.: Вы услышали о чем поется в этой колыбельной?

Дети: В песне говорится о рыбках, пчелках.

М.Р.: Как мама обращается к малышу в этой колыбельной? Кто внимательно слушал?

Дети: Моя радость, так мама называет своего малыша.

М.Р.: Правильно, вы очень внимательно слушали. А теперь скажите мне каким характером отличаются колыбельные песни?

Дети: Музыка в колыбельных песнях спокойная, ласковая, медленная, нежная, убаюкивающая.

Слайд № 10 Релаксация

М.Р.: Ребята, с какими композиторами мы познакомились на нашем занятии?

Дети: Лядов, Брамс, Моцарт.

Восп.: Девочки, а вы будете исполнять колыбельные своим куклам?

Дети: Да! (мальчики тоже высказали свое желание исполнять колыбельные...медвежонку или зайчику).

Восп.: Наше занятие подошло к концу. Можете спокойно возвращаться в группу.

Дети уходят из зала под звуки муз. шкатулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Колыбельной песни добрый свет»

Ознаколмение с фольклорными  формами народного творчества....

"Колыбельная для внука" - музыкальная гостиная для бабушек

сценарий музыкальной гостиной , посвященной Дню Матери...

Влияние колыбельных песен на взрослых и детей.

Этот материал будет полезен настоящим и будущим мамам....

Образовательная область “Развитие речи”. Тема занятия: “Знакомство с колыбельной песней”. Название занятия: “Колыбельной песни свет”.

Занятие проведено с детьми в первой младшей группе от 2 до 3 лет. Состав группы составляет 21 человек. Дети группы имеют ровное психо-эмоциональное развитие. Большое внимание в работе уделяется развит...

Консультация для родителей «Мамина колыбельная. Значение колыбельной в жизни ребенка.»

Мамина колыбельная. Значение колыбельной в жизни ребенка....