Конспект тематического занятия по художественно- эстетическому развитию с использованием интерактивного оборудования «Музыкальная гостиная. Весна в музыке П. И. Чайковского» с детьми 6-7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект тематического занятия  по художественно- эстетическому развитию  с использованием интерактивного оборудования  «Музыкальная гостиная. Весна в музыке П. И. Чайковского» с детьми 6-7 ле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_muzyke_p._i._chaykovskogo.docx32.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: Продолжать знакомить с творчеством русского композитора П.И. Чайковского – «Времена года» - «Апрель. Подснежник»

Образовательные задачи:

Формирование  интереса к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения, развивать музыкальные способности.

Развитие музыкальных способностей, умение в пластике выражать замысел композитора;

Формирование умения различать: темп, динамику, ритм, характер музыкального произведения;

Развитие аналитического мышления, речи, памяти, внимания;

Формирование способностей практически использовать интерактивное оборудование: умение строить композицию пейзажного рисунка;

Коммуникативные задачи:

Воспитание чувства такта, умения доброжелательно взаимодействовать в деятельности;

Воспитательные задачи:

Развитие устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение;

Развитие музыкальных и творческих способностей;

Формирование музыкальной культуры, через восприятие классической музыки;

Интеграция областей:

- художественно - эстетическое развитие

- речевое развитие

- социально - коммуникативное

- познавательное

Музыкальная гостиная «Весна в музыке П.И. Чайковского»

Музыкальный руководитель встречает детей, которые заходят в кабинет и встают полукругом около стульчиков

Слайд №1

Название проекта

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети поворачиваются к гостям

Дети поют а ккапельно: Здравствуйте гости

Гости отвечают: Здравствуйте ребята

Музыкальный руководитель: Здравствуйте мои друзья

Все дети отвечают: Все мы здесь друзья

Музыкальный руководитель: Дети, давайте сядем на стульчики. У нас сегодня с вами не обычная встреча. Я, хочу вас пригласить в музыкальную гостиную, и отправится со мной в увлекательное  путешествие, в мир музыки.

Слайд № 2

Фон в виде музыкальной гостиной

Скажите, вы хотите отправиться в музыкальное путешествие, в мир музыки?

Ответы детей: Да.

Музыкальный руководитель: Тогда отправляемся! Ой, что я вижу?

педагог обращает внимание на слайд

Слайд № 3

Домик, на двери весит Замок, за ним скрипичный ключ

Дом, на двери замок? Что же делать? Как же мы попадем в мир музыки?

Ответы детей: Можно (надо) ключиком открыть дверь с замком!

Музыкальный руководитель: Правильно, а каким, кто догадался?

Ответы детей: Скрипичным ключом.

Музыкальный руководитель: Сейчас проверим, правильно вы сказали или нет? Кто, мне поможет?

Педагог выбирает одного из присутствующих детей, объясняет задание

Слайд № 3

Ребенок нажимает на дверь с замком, картинка исчезает.

Появляется скрипичный ключ – радуется, аплодисменты

Музыкальный руководитель: Верно, вот и открылась дверь в музыкальную гостиную. А помог нам в этом скрипичный ключ. Он будет вместе с нами путешествовать, вы согласны?

Ответы детей: Да!

Слайд № 5

Стихотворение

Тихо- тихо рядом сядем, входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде – разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены – вся земля видна вокруг.
Плывут звуки речкой пенной, тихо дремлют лес и луг,
Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой…

Это музыка торопит и зовет нас за собой!

Музыкальный руководитель: Музыка! А что же это такое?

Ответы детей: Это огромный мир звуков.

Музыкальный руководитель: Да, музыка – это целый мир, где соседствуют природа, ожившие герои сказок и мы с вами. Ребята, а  ведь музыка не появляется сама по себе. Кто знает, как называют человека, который сочиняет музыку?

Ответы детей: Композитор

Музыкальный руководитель: Верно, человека, который сочиняет музыку, называют композитором. И сегодняшняя наша встреча будет посвящена русскому композитору. Посмотрите на портрет, кто мне может ответить, чей это портрет композитора?

Слайд № 6

Портрет П. И. Чайковского

Ответы детей: Это П. И. Чайковский

Музыкальный руководитель: Правильно! Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.

Ответы детей: Дети рассказывают о композиторе все, что знают

Он русский композитор. Написал много музыки. Много путешествовал по странам. Любил природу, детей. Сочинил музыку для балета Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик. Написал детский альбом, посвятил его племяннику Володи.  

Могут перечислить произведения, которые знают из детского альбома

Музыкальный руководитель: Да, вы правы, П. И. Чайковский является великим русским композитором. Чайковский очень любил природу, детей. Сочинил «Детский альбом», который посвятил детям и своему племяннику Володе. Его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. А теперь обратите внимание, что вы видите на экране?

Слайд № 6

Картинки с изображением все времена года: зима, весна, лето, осень

Ответы детей: картинки, где показаны все 4 времени года.

Музыкальный руководитель: А как вы думаете, почему я показала вам картинки, где изображены времена года? Это название должно быть вам знакомо.

Ответы детей: П. И. Чайковский написал цикл фортепианных пьес «Времена года»

Музыкальный руководитель: Правильно. Может быть, вы помните, почему П. И. Чайковский так назвал его? Что вы знаете об этом цикле?

Ответы детей: «Времена года» П. И. Чайковский назвал, потому что там написаны  пьесы по временам года, сколько месяцев в году. Их 12. Недавно мы слушали «Песнь жаворонка» из «Времен года»

Музыкальный руководитель: Верно, мы с вами, знакомились с музыкальным произведением «Март. Песнь Жаворонка» из цикла «Времена года». А хотите познакомиться с еще одной пьесой П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»?

Ответы детей: Да!

Музыкальный руководитель: Музыкальное произведение П. И. Чайковский  посвятил удивительному времени года, весне и… (пауза)

Слайд № 6

Стихотворение

«Сперва, понемножку зелёную выставил ножку,

Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,

И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь, правда, что это весна?».

Музыкальный руководитель: Дети, о чем будет музыка?

 

Ответы детей: о самом первом весеннем цветке, подснежнике.

Музыкальный руководитель:  «Зелёная ножка», ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник.

Слайд № 7 

Из под снега появляется подснежник

Вот и в нашей музыкальной гостиной вырос подснежник. О нём и расскажет нам музыкальная пьеса П. И. Чайковского. Произведение, которое мы будем сейчас слушать П. И. Чайковский так, и назвал - «Подснежник». Сейчас прозвучит фрагмент фортепианной пьесы, вы внимательно слушайте и наслаждайтесь прекрасной музыкой.

Слайд № 8

Звучит 1 фрагмент аудиозаписи «Апрель. Подснежник» «Времена года»

П. И. Чайковского. Картинка с изображением  альбома «Времена года»

Фото: Титульный лист «Времена года»

Дети слушают фрагмент музыкального произведения

Музыкальный руководитель: Не правда, ли прекрасная музыка? 

Ответы детей: Да, очень

Музыкальный руководитель: Какой вам показалась эта музыка? Что вы можете сказать об этой музыке? Что вы представили, слушая этот музыкальный отрывок?

Ответы детей: Прекрасное время года - весну, пробуждение в  природе, теплое солнышко, журчание ручейка, появление первых весенних цветов, набухание почек на веточках деревьев.

Музыкальный руководитель: Да, вы правы.  Кто- то из вас сказал, что в музыке чувствуется  весеннее настроение, ее дыхание, теплота. И правда, в апреле дни становятся теплее, и вся природа пробуждается, зарождается новая жизнь, начинает все оживать. На проталинах появляются первые весенние цветы – подснежники.

Слайд № 9

Стихотворение

Он появился раньше всех

Голубоватый, нежненький,

Когда в лесу еще был снег

И назван был подснежником

И пусть порою дождь сечет,

И снег порою падает,

А он цветет, себе цветет

И нас весною радует

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, а какое настроение музыки,  передал П. И. Чайковский в этом музыкальном фрагменте? Подскажите, какая музыка по характеру сейчас звучала?

Ответы детей: Музыка спокойная, светлая, мечтательная, ласковая, нежная, радостная, воздушная, робкая, легкая, мелодичная,  задумчивая, мягкая. Мелодия навеяла теплоту весенних дней.

Музыкальный руководитель: Правильно, характер  мелодии звучал спокойно, светло, радостно. П. И. Чайковский выразительно изобразил с помощью музыкальных звуков нежный, хрупкий, апрельский подснежник.

Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Хоть ему холодно и тревожно, но он очень рад, что родился. Весне посвящают свои стихи поэты, весне посвящают свою музыку композиторы, о весне пишут картины художники. Давайте тоже нарисуем картину о прослушанном музыкальном фрагменте. Кто хочет побывать художником?

Педагог выбирает одного из присутствующих детей, объясняет задание

Слайд № 10

Картинки, детям надо отобрать соответствующие настроению музыки и составить картину. Все вместе обсуждают получившийся пейзаж

Музыкальный руководитель: Какой прекрасный весенний пейзаж получился. Греет солнышко, тепло. Тает снег, птички поют, и появился подснежник. Но, что произошло дальше с подснежником. Давайте узнаем. Внимательно слушаем.

Слайд № 11

Звучит 2 фрагмент аудиозаписи «Апрель. Подснежник» «Времена года»

П. И. Чайковского. Фото: титульный лист «Времена года»

Дети слушают фрагмент музыкального произведения

Музыкальный руководитель: Что вы услышали? Сейчас что-нибудь изменилось в характере музыки?

Ответы детей: Появляется в музыке беспокойство, тревога, трепетность, осторожность, взволнованность за цветок.

Музыкальный руководитель: Верно, мелодия звучит робко, пугливо. А как вы думаете, что могло испугать подснежник, почему появилась тревожность в музыке?

Ответы детей: Тучка набежала, скрылось солнышко, пошел дождик, подул холодный ветерок, и подснежнику стало холодно. Он увидел, что пока один.

Музыкальный руководитель:  Мы с вами прослушали два музыкальных фрагмента. Как вы думаете, изменился характер музыки, или звучала одинаково?

Ответы детей: поочередно дети рассказывают свои впечатления

Музыка была разной. Вначале мелодия была спокойная, певучая, радостная, не быстрая, мелодия звучали все выше и выше, как будто «росла» вместе с подснежником. А затем характер музыки изменился. Стал более быстрый, тревожный,  взволнованный, стремительный, порывистый.

Музыкальный руководитель: Какие интересные ответы.

Логоритмическое упражнение: «Подснежник»

Я родился! Я родился! Дети прикасаются ладонями к груди и поднимают руки вверх 2раза.

Снег пробил, Складывают ладони перед грудью в «бутон» и поднимают руки на уровень глаз.

На свет явился! Раскрывают «бутон», раздвинув пальцы в стороны.

Ух, какой ты снег колючий, Грозят указательным пальцем

Ты холодный, снег, и злющий. Скрещивают руки на груди и растирают ладонями по плечам.

О морозах зря мечтаешь, Водят указательным пальцем вправо – влево.

Очень скоро ты растаешь, Машут ладонями движением от себя.

Уплывешь потоком в речку. Делают волнообразные движения руками.

И не скажешь ни словечка! В конце прижимают указательный палец к губам.

А.Матутис

Музыкальный руководитель: Ребята, а кто хочет, продолжить рисовать картину музыки?

Педагог выбирает одного из присутствующих детей, объясняет задание

Слайд № 12

Детям надо отобрать картинки, соответствующие настроению музыки и составить картину. Все вместе обсуждают получившийся пейзаж

(смотреть слайд №10 изменить картину: скрылось солнце, появились облака, пошел дождь, подул сильный ветер, подснежник боится)

Музыкальный руководитель: Дети, что то хочет нам сказать скрипичный ключ.

Слайд № 13

Появляется скрипичный ключ и произносит слова:

А, что же дальше? Как вы думаете, какая по настроению будет музыка, что произойдет с хрупким апрельским подснежником?

Ответы детей: Выглянет опять солнышко, появятся еще подснежники, листочки на деревьях. Запоют птицы.

Слайд № 14

Скрипичный ключ произносит слова: «давайте, вместе послушаем»

Слайд № 15

Звучит 3 фрагмент аудиозаписи «Апрель. Подснежник» «Времена года»

П. И. Чайковского. Фото: титульный лист «Времена года

Дети слушают фрагмент музыкального произведения

Слайд № 16

Скрипичный ключ и аплодисменты

Музыкальный руководитель: Дети, вы правы. Опять наступило спокойствие, радость. Вот солнце снова показалось из-за туч, и хрупкий подснежник вновь потянулся к лучам солнышка, и продолжил рассказывать о себе: «Я родился! Я здесь!»

Ребята, сегодня мы  с вами слушали прекрасное музыкальное произведение  П. И. Чайковского «Подснежник».  Она вызывала у вас разные чувства, и мы о них говорили. Вы все по - разному, почувствовали характер музыки. Сколько нас, столько и настроений, и каждый по- своему выражает, и представляет свое настроение. Вы правильно, понимаете и чувствуете эту музыку. Мне очень понравилось, что вы были чуткими и внимательными и смогли увидеть красоту весеннего подснежника в музыке. Еще музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить, радоваться, петь и танцевать. И сейчас я предлагаю вам создать весеннюю миниатюру с помощью подснежников, облачков, солнышка, а пьеса П. И. Чайковского нам в этом поможет.

 

 (дети одевают на ладони бутоны подснежников, облачка, дождик, распустившиеся подснежники, солнышко)

Слайд № 17

Звучит аудиозапись «Апрель. Подснежник» П. И. Чайковский 

Исполняется «Весенняя миниатюра ладошек»

Музыкальный руководитель: Вот мы и побывали в музыкальной гостиной.

Какое настроение от сегодняшней встречи у вас осталось? С каким  музыкальным произведением вы сегодня познакомились? Кто композитор?

Ответы детей: дети отвечают на вопросы

Музыкальный руководитель:

Музыка вдруг смолкла. Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит, и будет долго еще звучать для каждого из нас.

Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу. До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) с использованием ИКТ "В мире музыкальных профессий"

Цель: Создание условий для получения детьми знаний о профессиях через применение информационных, компьютерных технологий....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование нетрадиционными техниками "Наряды для весны"

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию "Наряды для весны", целью которого является закрепление техник нетрадиционного рисования, таких как "никткография", "рисование мы...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе Тема: «Весна пришла» (с использованием нетрадиционных техник рисования – рисование пальчиками и ватными палочками).

Цель: формировать умение детей создавать узор на крыльях бабочки, соблюдая симметрию.Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"Интеграция образовательных областей:...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (музыка) по теме: "Пришла весна" для детей средней группы

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (музыка) по теме "Пришла весна" для детей средней группы...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в группах среднего дошкольного возраста "Весна"

Занятие по художественно-эстетическому развитию в группах среднего дошкольного возраста по теме : "Весна"....

Конспект Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по временам года. Весна в музыке П.И.Чайковского»

Музыкальная гостиная«Весна в музыке П. И. Чайковского»Цель: Продолжать знакомить с  творчеством композитора  П.И. Чайковского – «Времена года». «Март...