Доклад "Как мы используем народный фольклор Дагестана с детьми 3-6 лет"
методическая разработка

Особое место в народной педагогике отводится детскому фольклору. Детский фольклор предстает перед нами в двух плоскостях: это творчество взрослых для
детей и творчество самих детей. У истоков фольклорной культуры стоит колыбельная песня, потому что воспитание ребенка начинается с нее.

Колыбельную песню справедливо считают в народе «песней нежности, песней ласки и душевной чистоты». Песня матери- главная песня в мире, если бы не было
её «колыбельной» не было на свете других песен. И может быть, меньше в мире стало бы радости, меньше счастья, меньше поэзии» писал Расул Гамзатов. Прав оказался народный поэт.

В отличие от колыбельной песни, которая присуща материнской школе воспитания, потешки, частушки и прибаутки открывают широкий диапазон педагогических воздействий. Все эти малые фольклорные жанры развивают и поддерживают в детях радостные эмоции, формируют речевые и двигательные навыки. Потешки и прибаутки побуждают к радости, к доброте и вежливости в
отношениях к усердию и аккуратности в труде, к заботливому и бережному отношению к природе, растительному и животному миру. Весьма поучительны в этой связи сказки «Аци- Баци», «Храбрый козленок» и др. Они воспитывают детей быть чуткими, внимательными и отзывчивыми, смелыми и мужественными. Особое значение при использовании сказок в работе с детьми имеет самобытная народная методика рассказывания. Применяются изобразительно- выразительные средства речи, соблюдения тональности, сочетания сказочных слов с песнями и стишками.
Есть и малые формы устного народного творчества это: Дагестанские загадки, пословицы, поговорки. Особое значение имеют национальные детские игры в практике детей раннего возраста как «Камушки», «Орешки», «Бабки», «Жмурки». Все они влияют на развитие физических качеств детей. Формируют такие качества, как стойкость, упорство, уверенность. «В здоровом теле здоровый дух»- говорят в народе.

В сельской местности фольклор ближе к детям. Обусловлено это тем, что дети в условиях села чаще слышат в исполнении взрослых народные песни, являются участниками обрядовых праздников, на которых звучат народное слово.

В методике д/в разработаны разнообразные приемы ознакомления с фольклором детей младшего дошкольного возраста. Один их них - игры с куклами, которые доставляют детям много радости. Маленькие дети видят в кукле образ человека. Часто можно увидеть, как дети наделяют куклу человеческими качествами: она может заболеть, плакать, спать и.т. д. Подражая взрослым, дети

могут изобразить ласковую, любящую маму. Они могут кукол кормить, укладывать спать, одевать, раздевать, купать. Дети, привыкшие видеть кукол в группе в повседневном наряде, бывают приятно поражены появлению куклы в дагестанском национальном наряде.

Воспитатель подчеркивает, что кукла не только внешне красивая, но уже и имя красивое и зовут ее Асият. Дети ласково называют куклу Асенька, Асечка, Асияточка.

Воспитатель нежно прижимает к себе куклу. Видя доброе отношение к кукле, дети сами становятся добрыми, ласковыми, это отношение воспитатель старается привить не только при рассматривании наряда, но и в связи с ознакомлением и фольклором. Глаза - озера, брови - лесок, щеки - горы, нос - крючок, рот- ну прямо желобок.

Вот некоторые варианты игр- занятий с куклой: «Устрой кукле комнату», «Одень куклу после сна», «Маленький братик Асият» и т.д. В игре - занятии «Купание братика куклы Асият»-распределяются роли: мама (воспитатель), Асият - сестренка. Мама наливает в тазик воду, сажает братика и начинает купать. Дети радуются, когда «мама» льет на Магомедика водичку и ласково приговариваетлакскую прибаутку:

Как водичка вниз течет-
Так сыночек вверх растет.

А вода- то из ключа
Чище светского луча,

               Льется струйками вода

               Радуя мое дитя,

               Мой сыночек чище всех

               Белый - белый словно снег!

               Искупался мальчик, сразу вырос на вершок!

А вот кумыкская прибаутка при игре с куклой «Кукла Асият обедает».

              « Маленький ножки, маленькие ножки»

               «За водой ходили маленькие ножки,

И домой спешили маленькие ножки
Дома танцевали маленькие ножки
Ой как танцевали маленькие ножки».

А вот во время прогулки вдруг небо покрываебтся тучами. Вот- вот нагрянет
дождь. Тут же воспитатель произносит аварскую закличку:

             «Дождик, дождик нагрянь,

             По земле барабань».

А если идет дождь, дети лишены прогулки и через окно наблюдают за
дождем. Тут воспитатель вспоминает другую аварскую закличку:

           «Лейся, дождик, по лицу - подарю тебе овцу!

            Если хлынет как река, подарю тебе быка!

Дети запоминают заклички. Итогом всей работы в мл. и сред, группах является литературная викторина. В ее содержание входят и малые формы фольклора: прибаутки, считалки, колыбельные песни. Использование дагестанского фольклора в мл. ' дошкольном возрастепоказывает какой богатейший воспитательный и образовательный потенциал заложен в народном творчестве.

Малые формы фольклора становятся для детей источником познания мира. Дети получают эстетическое удовольствие от слушания произведений фольклора.

Старший дошкольный возраст.

Вся работа в старшем дошкольном возрасте делится на 4 этапа.

На 1 -ом этапе происходит накопление художественного речевого опыта.

На 2 -ом - организация самостоятельной художественно- речевой деятельности.

На 3-ем- проведение специальных речевых комплексных занятий по развитию речи. Основная задача - развитие образной речи средствами фольклора.

И на 4 - ом - овладение способом творческого действия в процессе попыток4 собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования.

Излюбленный жанр детей - сказка. Сказки народов Дагестана представляют собой один из богатейших жанров устного народного творчества. Наиболее распространенными являются сказки о животных. Излюбленным героем дагестанских сказок является лиса. Ей присуще такие качества, как хитрость, ловкость. Так в кумыкской сказке «Друзья пастуха» не может спасти пастуха ни
чудесная рыба, ни золотой олень. Спасает его лиса. А в другой сказке даргинской «Куклухай» лиса показана хитрой, жестокой, коварной, она идет на любые хитрости, обман. Любят дети и волшебные сказки. В них отражается единая тема: торжество человека над враждебной силой, борьбы добра и зла. Положительные герои в них наделены необыкновенной чудесной силой или от рождения или приобретенной после испытаний.

В социально- бытовых сказках национальные черты проявляются в сюжете, в деталях связанных с особенностями быта, труда. В этих сказках отражены обычаи, нравственные принципы, традиции народов Дагестана. Продумываются формы преподнесения. Одна из форм - это приход в гости к детям сказочницы в красивом национальном наряде. ЕЕ зовут дагестанским именем - Айшат. Она спрашивает: - Какие вы знаете сказки? Дети отвечают «Красная шапочка, «Волк и семеро козлят» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». По мере накопления запаса
дагестанских сказок появляются такие названия: «Храбрый Байбулат», «Синяя птица», «Храбрый мальчик», «Ответ старика».

После рассказывания сказки проводится беседа в ходе ее выявляется: 1. представление детей, полученного при первом слушании сказок; 2. Выявление понимания содержания сказки; 3. Формирование умение выделять структурные части и произведения. Перед рассказыванием дагестанских народных сказок можно проводить вводную беседу, а затем рассказывать сказку «Ответ старика». Рассказывая сказку «Семь гранатовых прутьев» в старшей группе детям дают элементарные знания, - начало сказки. В этой сказке о том, что семеро братьев с самого раннего детства жили дружно. Ни один недруг не мог их одолеть и т.д. После рассказа воспитатель предлагает детям вопросы. Аналогично объясняется и середина и конец сказок.

Для закрепления представлений о структурных частях текста используется и такой прием, как рисование начала, середины, конца сказки. Так после рассказа сказки «Синяя птица» детей делят на 3 подгруппы. Первая подгруппа рисует сюжет начала сказки, вторая - середину, третья - конец. Затем рисунки располагаются в той последовательности, как происходит в сказке, затем предлагают пересказать сказку по иллюстрациям. Такой прием помогает детям с низким уровнем речевого развития, так как сами рисунки становятся как бы опорными, сигналами для рассказчика. Таким образом, на определенном этапе идет накопление детьми знаний дагестанского фольклора. Для выявления этих знаний практикуются литературные викторины. Их проводят один раз в квартал. Ведущим на викторине выступает один из героев дагестанской сказки. Им может быть «Аци- Баци».

Детский фольклор народов занимает важное место среди разнообразных средств воспитания. И очень важно пробудить у детей интерес к устному творчеству своего народа. В каждой возрастной группе дагестанский фольклор решает как образовательные, так и воспитательные задачи.

И в младшем и в старшем дошкольном возрасте фольклор имеет большие возможности как средство воспитания в детях нравственных качеств: доброта, нежность, уважение к близким, чувство опрятности. Эти качества присущи нашим детям. Они узнают традиции, обычаи своего народа.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно использовать в развивающих занятиях с детьми. Для его изготовления используется плотный лист картона или доски, обтянутый ворсистой тканью (фланель, флис)

Игры на фланелеграфе  развивают  у детей мелкую моторику  рук и сенсорное восприятие, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так  и ...

Как использовать народные игры с современными детьми?

народные игры используются постоянно в образовательной работе с детьми. Однако, современное образование требует некоторых дополнений для развития  детей дошкольного возраста. Предлагаю вам опробо...

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор»

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор» ...

Конспект занятия, приуроченный Фестивалю дружбы народов о народном промысле Дагестана по ИЗО в средней группе «Балхарская роспись кувшина»

Познакомить детей с  народным промыслом Дагестана -роспись балхарской керамики;развивать навыки декорирования заданной формы на основе элемента балхарского узора...