Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ. Театрализация в подготовительной группе "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (подготовительная группа)

Сценарий музыкально-литературной постановки в подготовительной группе ДОУ, организованной совместно с родителями детей группы. Постановка включает в себя песни о Ленинграде и Санкт- Петербурге, стихи О. Берггольц и Ю. Воронова. Действие происходит в довоенном Ленинграде, в период блокады города и в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.odt29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализация в ДОУ

«Блокада Ленинграда»

Музыкально- литературная постановка в подготовительной группе ДОУ.

Автор-составитель — Калинина Ирина Николаевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад №65

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Блокада Ленинграда»

Музыкальное сопровождение:

-ВИА «Поющие гитары», песня «Ленинград».

-И. Шварц «Прогулка по ночному городу».

-Муз. А.В. Александров, сл. В.И. Лебедев-Кумач «Священная война»

-Б. Окуджава, «До свидания, мальчики».

-Муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев

 «В далеком тревожном военном году...».

-Муз. Л. Шенберг, П. Краубнер, сл. П. Богданов «Песня о Ладоге».

-Д. Д. Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская».

Отрывки из стихотворений Ольги Берггольц и Юрия Воронова.

Видео и фотографии блокадного Ленинграда и современного

Санкт-Петербурга.

Роли детей и взрослых блокадного Ленинграда играют дети и родители подготовительной группы ДОУ. 

 Действие 1 — «Вечер перед войной»

Сцена 1 «В Летнем саду»

Фото на экране — ограда Летнего сада;

Музыка — ВИА «Поющие гитары», песня «Ленинград».

(Два мальчика и две девочки выходят к ограде Летнего сада и поют песню про Ленинград)

Дети хором:

Ленинград, Ленинград,

Кружевной узор оград.

Летний сад, Летний сад,

Белой ночи аромат.

Сколько лет. Сколько зим

Я люблю тебя таким,

Город мой над Невой,

В мире ты один такой!

Рвутся шпили в высоту,

Пляшут кони на мосту,

А у самой у Невы

Заседают боги и пасутся львы!

Ленинград, Ленинград,

Кружевной узор оград.

Летний сад, Летний сад,

Белой ночи аромат.

Сколько лет. Сколько зим

Я люблю тебя таким,

Город мой над Невой,

В мире ты один такой!

Коля: Какое замечательное лето наступило!

Витя: Как красиво в Летнем саду!

Полина: Как здорово, что первого сентября мы все пойдем в школу, в первый класс!

Мила: А давайте побежим к  Медному всаднику!

Дети: Давайте, побежали! (дети убегают)

Сцена 2  «У Медного всадника»

Фото на экране — «Медный всадник»;

Музыка — И. Шварц «Прогулка по ночному городу».

(У «Медного всадника» выбегают и выстраиваются 8 девочек - «волн»,

 к ним подбегает девочка - «Белая ночь»)

Танец «Белая ночь над Невой»

(«волны» убегают, появляются прогуливающиеся дети)

Коля: Наш город — самый красивый город в мире!

Витя: А еще — он наш самый любимый и родной!

Полина: А давайте у «Медного всадника» мечтать и загадывать желания!

Мила: Я мечтаю в школе учиться на одни «пятерки»!

Коля: А я мечтаю вырасти и стать знаменитым летчиком, как Чкалов!

Витя: А я буду путешествовать по всему миру, побываю на Северном полюсе, увижу белых медведей, а может быть долечу до Австралии и увижу кенгуру!

 Мила: А я мечтаю быть воспитателем или учителем в школе, хочу учить детишек быть сильными и храбрыми, любить свою Родину, свой город, а если будет нужно, - защищать его.

 Полина: А я смотрю на памятник, а потом закрываю глаза и представляю, что сам Петр первый гуляет по берегам Невы и удивляется красоте дворцов и парков, а затем он встречает нас, и мы ему рассказываем, как замечательно мы живем сейчас, в одна тысяча девятьсот сорок первом году!

Коля: Мы завтра поедем на дачу, будем с дедушкой ловить рыбу.

Мила: А я пойду с мамой в Русский музей.

Витя: А мы с папой пойдем в тир и на аттракционы.

Полина: Поскорей бы наступило воскресенье  22 июня 1941 года!

Действие 2 — «22 июня 1941 года»

Фото на экране: 1 — Радио на Невском проспекте

Музыка: 1 — Объявление по радио «Внимание, говорит Москва...»

               2 — муз. А.В. Александров, сл. В.И. Лебедев-Кумач

                                       «Священная война»

               3 —  Б. Окуджава, «До свидания, мальчики»

Сцена 1 «На Невском проспекте»

Звучит объявление о начале войны.

(взрослые и дети медленно подходят к экрану, смотрят на громкоговоритель, слушают, перешептываются).

Звучит песня - муз. А.В. Александров, сл. В.И. Лебедев-Кумач

«Священная война»

 (Папа вместе с песней читает речитативом первый куплет и припев)

Папа Таси и Сёмы:

Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой!

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна.

Идет война народная,

Священная война!

Тася: Мама, почему говорят, что началась война? Мама, что такое война?

Сёма: Почему папе нужно уходить на фронт?

Мама Таси и Сёмы: Война — это очень, очень плохо, дети. Очень горько и очень страшно. Все папы и старшие братья собираются идти на фронт, чтобы защищать нас от  фашистов, которые напали на нашу Родину. А мы… А мы будем очень сильно ждать папу и верить в то, что враг никогда не вступит на улицы Ленинграда. Мы дождемся папу домой с победой, мы победим!

Папа Таси и Сёмы: - Наше дело правое —  защищать нашу Родину, детей, женщин, стариков! Победа будет за нами!

Сцена 2 «Клятва»

(мама и папа выступают вперед, обнимают детей и друг друга)

Мама Таси и Сёмы: 

               Над Ленинградом — смертная угроза…

               Бессонны ночи, тяжек день любой.

               Но мы забыли, что такое слезы,

               Что называлось страхом и мольбой.

Папа Таси и Сёмы: 

              Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

              Не поколеблет грохот канонад,

              И, если завтра будут баррикады, -

              Мы не покинем наших баррикад.

Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»

(под песню мамы и дети прощаются с папами, обнимают, целуют и машут им вслед, папы уходят)

               

Действие 3 — «Начало блокады»

Фото на экране: 1 — Блокадная зима

                            2 — Кировский завод

Музыка: 1 — звук вьюги

                2 — Муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев

                        «В далеком тревожном военном году...»

Сцена 1 «Опустевший город»

(мама с ребенком медленно бредут по улице)

Рома: Мама, почему на улице никого нет?

Мама Ромы: Много людей ушло на фронт защищать Ленинград, сынок. Другие взрослые пошли на Кировский завод. Там делают танки и снаряды для фронта.

Люди так много работают на заводе, что даже спят в цеху, домой не успевают сходить или уже не могут идти от голода и усталости. В госпиталях так много раненых, что медсестры и врачи домой не ходят, работают днем и ночью.

Рома: Мама, а где же дети, подростки?

Мама Ромы: Маленьких детишек взрослые эвакуируют из блокадного Ленинграда по Ладожскому озеру, а подростки… подростки тоже защищают Ленинград вместе со взрослыми.

Рома: Как же они помогают взрослым?

Мама Ромы: На заводах делают снаряды, в больницах ухаживают за ранеными.

Рома: А как же учеба в школе? Они же должны учиться?

Мама Ромы: Некоторые школы открыты, в них проходят уроки, но часто дети и учителя прячутся в бомбоубежище от бомбежек. Вот закончится блокада, и дети будут спокойно учиться. Очень скоро дети в школе никогда не услышат гром канонад.

(медленно уходят со сцены)

Сцена 2 «Мальчишки у стен Ленинграда»

(на сцену выходят дети: мальчики -  с инструментами,

                                                 девочки — в медицинских халатах)

Песня — муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев «В далеком, тревожном военном году...»

Дети хором:

В далеком, тревожном военном году

Под гром батарей у страны на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь,

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы.

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы.  (после исполнения песни дети медленно уходят)

Действие 4 — «Саночки»

Фото на экране — Очередь за хлебом.

Музыка — звук бомбежки.

               

Сцена 1 «Воля сильнее страха»

(На сцену медленно толкают санки две девочки, на санях сидит третья девочка с ведерком)

Женечка: Тоня, Тонечка, мне страшно, кругом бомбят!

Тоня: Потерпи, Женечка, скоро доедем до бомбоубежища и спрячемся там.

Женечка: Тоня, я не могу больше толкать, сил не осталось. Давай бросим санки и сами побежим быстрее, мы же можем погибнуть!

Тоня: Что ты, Женечка, что  ты говоришь? Даже думать об этом нельзя. Что мы скажем нашему папе, когда он вернется с войны? Как мы посмотрим в глаза нашей маме, когда она придет из госпиталя домой?… Нет, Женечка, мы никогда, ни за что не бросим нашу Валюшу! Вставай, поехали!…

(две девочки толкают и тянут санки на середину сцены)

Сцена 2 «Какая долгая зима...»

(в изнеможении дети останавливаются и садятся на санки)

 Тоня:

                Какая длинная зима,

              Как время медленно крадется…

              В ночи ни люди, ни дома

              Не знают, кто из них проснется.

Женечка:

              А по утру, когда снега

              Метелью застилают небо,

              Опять короче, чем вчера

          Людская очередь за хлебом.

 Валюша: 

              Какая длинная зима,

              Как время медленно крадется...

              Мама, мамочка, как хочется хлебушка!

(выбегает мама, обнимает и берет за руки детей, везет санки)

Мама: Доченьки мои, родные, любимые, скорее бежим в бомбоубежище, мне  по карточкам хлеб выдали, сейчас я вас накормлю.

Действие 5 — «Хлеб Блокады»

 

Сцена 1 — «Новогодние мечты»

Фото на экране — В бомбоубежище.                  

Музыка — Метроном.

 

(мама с дочерьми проходят в бомбоубежище и садятся. Женщина  с ребенком сидит на стуле, у ребенка  в руках кусок хлеба, ребенок отламывает маленькие кусочки хлеба, делится с мамой.)

Петя: Мама, кто был тот дядя, который отдал нам на улице этот хлеб?

Мама Пети: Он был просто солдат, который шел на фронт. Мы с тобой не знаем, как его зовут, он торопился, достал свой хлебный паек, положил мне в руки и сказал: «Покорми ребенка, а мне пора уходить, линия фронта совсем близко. Не сдадим Ленинград, защитим наших жен и детей».

Мама Лизы: Люди сегодня в очереди за хлебом говорили, что на Ладожском озере лед стал крепкий, по льду поехали машины с мукой. Значит, скоро будет больше хлеба, а, может быть, и картошка будет.

Мама Пети: А я на пристани слышала, когда лед на Ладоге не выдерживает и трещит, машины так быстро уходят под лед, что даже под водой фары еще долго горят, и муку не спасти из кузова.

Лиза: Почему машины с хлебом едут по льду Ладожского озера?

Тоня: Как же еще везти хлеб? Весь город окружен, железная дорога отрезана, по суше не проехать. Это называется — блокада. Есть только один путь, чтобы привезти хлеб — по льду Ладожского озера. Эта дорога — наша жизнь. Это — Дорога жизни.

Женечка: Скоро Новый год! Давай попросим у Дедушки Мороза хлебушка и конфетку.

Валюша: А я попрошу у Деда Мороза, чтобы война закончилась, и чтобы  папа приехал домой.

Лиза: Я бы попросила у Деда Мороза настоящее Новогоднее чудо, как до войны... Помнишь, Петя, на ёлках висели мандарины?

Петя:Да...Конфеты, пряники и мандарины…

(медленно уходят со сцены)

Сцена 2 — «На Дороге жизни»

Фото на экране — Дорога жизни.

Музыка —  Муз. Л. Шенберг, П. Краубнер, сл. П. Богданов «Песня о Ладоге».

(водитель ведет машину по льду Ладожского озера)

Водитель: Завтра наступает новый 1942 год. В Ленинграде дети ждут подарки  на Новый год. У меня в машине сегодня не только мука для хлеба, я везу Ленинградским детишкам настоящее Новогоднее чудо — целый ящик с мандаринами. С неба летят снаряды, пули попадают прямо в этот ящик, трещит лед под машиной, но я довезу мандарины в Ленинград. Наши дети блокадного Ленинграда — настоящие герои, и у них будет Новогоднее чудо.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

- К заре, сказали, привезут…

- Гражданочки, держаться можно…

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

(выходят дети и поют отрывок из песни - муз. Л. Шенберг, П. Краубнер, сл. П. Богданов «Песня о Ладоге». )

Дети хором:

Сквозь ветры, шторм и через все преграды

Ты, песня Ладоге, лети.

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Эх, Ладога, родная Ладога,

Метель, и шторм, и грозные года…

Недаром Ладога родная

Дорогой жизни названа.

(уходят со сцены)

Действие 6 — «В консерватории»

Сцена 1 — «Музы не молчали»

Фото на экране — Концерт в консерватории.

Музыка — Д. Д. Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская».

(на сцену выходят две девочки)

Вера: Сегодня в консерватории будет концерт, я видела пригласительные билеты.

Лена: Какой концерт, Вера?! Война идет, город бомбят, электричества нет, в театре холодно, не топят. Артисты замерзнут, у них не хватит сил играть концерт…

Вера: Мой бабушка работает в госпитале, а я ей там помогаю. Я видела сегодня, что в госпиталь принесли билеты на концерт для солдат, которые уже поправились и выписываются. Они сегодня пойдут на концерт, а после концерта — сразу же опять на передовую, защищать Ленинград. А пока будет идти концерт, небо над консерваторией будут защищать наши бойцы, и концерт обязательно состоится!

Лена: Как бы мне хотелось послушать концерт!

Вера: Он же будет идти по радио. Побежали скорее домой, радио работает всегда, послушаем по радио Седьмую симфонию. Её для всех нас написал композитор Дмитрий Шостакович. (Дети убегают)

Сцена 2 — «На концерте»

(начинает играть Симфония №7, медленно выходят девочки)

Лена:

Концерт начался!

И под гул канонады -

Она, как обычно гремела окрест -

Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:

«Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..»

Вера:

И музыка

Встала над мраком развалин,

Крушила

Безмолвие темных квартир.

И слушал ее

Ошарашенный мир…

(выходят и садятся слушать музыку несколько человек)

Звучит отрывок из Симфонии №7 «Ленинградской»

Д. Д. Шостаковича.

Действие 7 — «Победа на все времена»

Сцена 1 - «Окончание блокады»

Фото на экране — Салют над Ленинградом 27.01.1944г.

Музыка — Объявление по радио о полном освобождении Ленинграда от    фашистской блокады.

(дети и взрослые слушают объявление по радио)

Все: Ура! Ленинградская блокада закончилась!

(обнимают и поздравляют друг друга)

Коля: Скоро будет полная победа по всей стране!

Лена: Скоро папа вернется с фронта домой!

Рома: Скоро будет много-много хлеба!

Мила: Мы будем в школе учиться только на пятерки!

Лиза: Мы будем радоваться каждому мирному дню!

Петя: Мы вырастем и будем жить без войны!

Полина: Мы станем взрослыми и у нас тоже будут дети!

Тася: Но они никогда не узнают, что такое война!

Тоня: Наши дети никогда не будут голодать, а про Блокаду Ленинграда им расскажут ветераны!

Витя: Будут написаны книги о войне и о Блокаде; будут сниматься фильмы о наших ленинградцах…

Все: ...И будет одна большая общая Победа на все времена!

Сцена 2 - «Наша Победа»

Женечка:

                                 - Здравствуй…

                                                        Сердцем, совестью, дыханьем,

                                 всею жизнью говорю тебе:

                                 - Здравствуй, здравствуй,

                                                                           Пробил час свиданья,

                                 светозарный час в людской судьбе.

Вера:

                               Ты цветеньем яблоневым белым

                               осыпаешь землю с высоты.

                               Ты отрадней песни колыбельной,

                               полная надежды и мечты.

Валюша:

                               Ты — такая… Ты пришла такая…

                               Ты дохнула в мир таким теплом…

                               Нет, я слова для тебя не знаю.

                               Ты — Победа. Ты превыше слов.

Сёма:

                                Пусть же твой огонь неугасимый

                                в каждом сердце светит и живет,

                                ради счастья Родины любимой,

                                ради гордости твоей, Народ.

(звучит «День Победы»)

Действие 8 — «Наше время»

Фото на экране — Санкт-Петербург в наше время.

Музыка — музыка и слова: Е. Обухова «Воинам»

                                            О. Кваша «Санкт-Петербург — гордая белая птица»

Сцена 1 - «Вечный огонь»

(девочки с цветами подходят к «Вечному огню»)

Танец «У Вечного огня» и песня — музыка и слова - Е. Обухова «Воинам»

Дети хором:

Мы не забудем никогда свою Отчизну,

Великий путь святой проложим навсегда.

Вы воевали и спасали наши жизни,

И уносили свои жизни иногда.

Мы благодарны вам за данную победу,

Спасли вы сёла и большие города.

Спасибо вам, что дали мир по всему свету,

Мы будем с честью вспоминать о вас всегда.

Свет вам, память и награды,

Подвиг ваш мы не забудем никогда.
На земле построим лучшие на свете города.

Жизнь нам дали на планете,

За неё мы всей душою постоим,

Благодарны будут дети —

Всю планету сохраним!

На всей планете лучше нет нашей России.

На всей земле не сыщешь краше городов…

Мы отодвинем и сотрем с неё стихии,

И воспитаем её праведных сынов.

И ветеранам водрузив свои знамена,

Им отдадим поклоны, почести свои.

Мы будем помнить их во все времена года,

Пусть оторвутся выше в небо от земли.

Свет вам, память и награды,

Подвиг ваш мы не забудем никогда.
На земле построим лучшие на свете города.

Жизнь нам дали на планете,

За неё мы всей душою постоим,

Благодарны будут дети —

Всю планету сохраним!

Сцена 2 - «Наш Санкт-Петербург»

(взрослые и дети встречают «Петра первого» на берегу Невы)

В финале звучит песня — О. Кваша «Санкт-Петербург — гордая белая птица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Блокадный Ленинград"

Название проекта: « Блокадный Ленинград»Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.По количеству участников: групповой. По приоритетному методу:...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Блокада Ленинграда»

АктуальностьВеликая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитниковРодины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью сов...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы "Блокадный Ленинград"

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солда...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...