Казачество. Природа России и казачество
методическая разработка (старшая группа)

Коломийцева Жанна Александровна

Экологический праздник для казачат в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rossii_i_kazachestvo.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический праздник для казачат в старшей группе.

Выходят дети :

1-й ребенок:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия,

Что может быть сердцу милей?

2 ребенок:

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия,

Мы в горе и счастье – с тобой!

3-й ребенок:

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

4 ребенок:

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»

Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Исполняется песня «Красно солнышко»

Девочка казачка: Добрый день, жители нашей станицы!

Ведущий: Добрый день,  жители прекрасной голубой планеты!

Девочка казачка: Сегодня мы приглашаем вас на праздник – праздник нашей Матушки Земли! 
Ведущий: Что же это за праздник?! И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете! 
1-й ребенок:

Колышет березоньку ветер весенний, 

Весёлой капели доносится звон… 

Как будто читает поэму Есенин 

Про землю, в которую был он влюблен.

2 ребенок:

Про белые рощи и ливни косые, 

Про жёлтые нивы и взлет журавлей.

Любите Россию, любите Россию, 

Для русского сердца земли нет милей

3 ребенок:

 Нам русские песни с рождения пели. 

Нас ветер России в пути обнимал.

 Когда вся Россия надела шинели, 

Нередко, бывало, солдат вспоминал:

4 ребенок:

И белые рощи, и ливни косые.

 И мысленно детям своим завещал:

Любите Россию, любите Россию – 

Россию, которую я защищал.

Исполняется песня  «Браво казаки!»

1 ведущий: - Сегодня мы отмечаем праздник нашей матушки Земли. Землю матушку величаем, да весну встречаем. Придет Весна – красна  и оживет наша матушка Земля.

Девочка казачка - Будем мы в полях хлеб сеять, в садах деревья сажать, да землю цветами украшать. Ой, а что это у нас в станице на проталинах  за цветы распустились?

Танец «Подснежников» средняя группа.

 ведущий:

Давайте золотые ворота для Весны - красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму до конца  побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Дети идут по  залу  двумя группами. Все проходят цепочкой через ворота. Становятся в хоровод.

Игра «Золотые ворота».

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

Аудиозапись пения птиц. Появляется Авдотья-Плющиха, поет акапелла «Ой, весна воротилась».

Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья - Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, растаял, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка».

А кто обо  мне знает поговорки.

Дети:

Если  Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.

птицы прилетят, так и теплота пойдет.

Авдотья:

— Будем весну встречать, природу от зимнего сна пробуждать. А кто нам в этом поможет.

Вылетает жаворонок:

- Беда, помогите, скорее сюда, в опасности наша планета Земля.

Земля:  выходит 
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты 
Не год, не два, а миллиарды лет, 
Я так устала. Плоть моя покрыта 
Рубцами ран – живого места нет. 
Терзает сталь моё земное тело 
И яды травят воды чистых рек 
Всё то, что я имела и имею 
Своим добром считает человек. 
Не потому ли, загораясь мщеньем 
Я против сил безумных восстаю 
И, сотрясая твердь землетрясением, 
На все обиды свой ответ даю. 
И не случайно грозные вулканы 
Выплёскивают с лавой боль Земли. 
Очнитесь, люди! 

Казачата : - 1 казак : Да чтоже это делается , братья станичники?

Казачка - девочка :Да разве ж можно нашу Землю - Матушку так обижать ?

Казачка - девочка : Да что же с нашей кормилицей будет ?

 Казак - мальчик  : Ну  что будем делать станичники?

Казак - мальчик :  Негоже нам таким бравым хлопцам в стороне стоять !

Казак - мальчик : Землю матушку родную  нужно защищать!

Нато мы и хлопцы удалые

А мы девчата заводные !

1 ребенок: 

Природа – это дом, в котором мы живем, 
И в нем шумят леса, текут и плещут реки. 
Под небом голубым, под солнцем золотым 
Хотим мы в доме том жить вовеки 
2 ребенок:

Природа – это дом, украшенный трудом, 
Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену. 
Что будет, если в нем всё будет под огнем, 
Что будет, если в нем сломаются все стены 
3 ребенок:

 Природа – это дом, в котором день за днем 
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети. 
И этот дом, и смех – один, один на всех, 
Другого дома нет на целом свете. 

 ведущий: Давайте тихонечко приоткроем дверцу в этот дом и понаблюдаем, что там происходит. 
Вдруг из леса слышен шум и громкая музыка. На поляну вваливаются туристы(4 человека) 

Поют песню  «Про лето»
1 турист: Сегодня мы пришли гулять, 
Благо, лес - рукой подать! 
Закупили все подряд: 
Пищу, спички, лимонад! 
2 турист: Свежий воздух возбудит 
Наш здоровый аппетит. 
А пакеты, банки, склянки 
Лес большой. Он все вместит! 
Лес – ведь он ничей! 
Разводят костер. Танцуют. 
Хором: Ничей! 
3 турист: Расположимся скорей 
Тут уж нам не помешают, 
Жги и лей, руби и бей! 
4 турист: Урны нет! Неси в кусты! 
Мы с природою на «ты»! 
1 турист: Банки в землю закопаем, 
Мусор птицам разбросаем! 
В речку скинем все бутылки – 
В море пусть плывут посылки! 
2 турист: Мы – цари! Молчи, природа! 
Все здесь наше – лес и воды! 
Дети казачата:

- Ой , девчата , поглядите ,кто это пожаловал к нам в станицу?

-Да кто же это покой наш нарушает, да природу обижает ?

- Наверное  иностранцы.

- Чудно одеты, гутарят непонятно...

- Здравствуйте, люди добрые.

- Милости просим  гости дорогие, гости незваные .

- Hello.

1 Казачка : Как хорошо в нашем лесном краю, в нашем тихом хуторе.  Поздоровайтесь с природой. 
1 турист: А разве она живая? 
1 Казак: Конечно! Еще давно Федор Иванович Тютчев сказал: 
Не то, что мните вы природа, 
Не слепок, не бездушный лик- 
В ней есть душа. В ней есть свобода, 
В ней есть любовь, в ней есть язык. 
3 турист: Значит с природой можно разговаривать и она ответит? 
2 Казачка: Ответит, если сможет. Вот мы и понаблюдаем за природой. 
2 турист: А что наблюдать? 
2 Казак : Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология. Она рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды. 
2 и 3 туристы вместе: Как интересно! 
1 Казак : Да интересно.

Дети: Вот экология - модное слово,
Раньше природа не знала такого.
Банки, бутылки в кусты не бросали,
В реку отходы и нефть не сливали.

Ребенок :
Те, кто на свалках сжигают отходы,
Все отравляют, и воздух, и воду!
Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если хотите, чтоб мир был зеленым,
Не вырубайте березы и клены!

Казачка : А теперь, научим горе – туристов, как нужно вести себя в лесу. Познакомим их с нашими правилами. 
Звучит тревожная музыка. Дети по очереди читают правила. 
ПРАВИЛО 1: Не ломай ветви деревьев и кустарников! 
ПРАВИЛО 2: Не рви цветов в лесу и на лугу. Именно давняя привычка рвать цветы, привела к исчезновению многих растений. 
ПРАВИЛО 3: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей. 
ПРАВИЛО 4:Не разводите костер в лесу. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. 
ПРАВИЛО 5: Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет! Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. 
 Ребенок: Мой друг, когда ты входишь в лес, 
Один или с толпой, 
Будь с рюкзаком ты или без – 
Закон для всех простой. 
Ребенок: Коль хочешь слушать леса звук, 
Так помолчи и не кричи. 
Зверей и птиц полно вокруг, 
Пугать их нет причин! 
1 турист: Спасибо за науку. Мы будем выполнять эти правила. 

Игра «Собери мусор»

Дети:( говорят по одной строчке )
Мы, молодые и сильные!
Мы отзывчивые и внимательные!
Мы надежда нашей будущей земли!
Мы пролетарские казачата заявляем:
Ты не равнодушен к будущему своей планеты? Ты с нами!
Ты не заботишься о жизни своих потомков! Ты против нас!
Тебя заботят проблемы мира на Земле? Ты с нами!
Ты не заботишься о своей земле? Ты против нас!
Ты за процветающую Землю? Ты с нами!
Наш девиз: Мы не хотим стоять в стороне
Мы за порядок на нашей земле!
Дети:

Ты играй, гармонист,

Играй, не стесняйся,

Ты сегодня, гармонист,

Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

1.Экологии проблемы

Обсуждаем каждый год.

Пусть помогут нам частушки,

Чтоб задумался народ!

2.Посмотрите тут и там -

Там, где люди - сор и срам.

Сами от того страдаем,

Что природу обижаем.

3.Как по речке по Ворскле

суда плавали везде.

А теперь Ворскла –ручей

Перепрыгнет воробей.

4.Ой, ты, реченька река,

Не поймаешь окунька.

Ловится лишь на крючок

То пакет, то башмачок.

5.На Ворсклу  отдыхать

долго собиралася,

Речки нет, одна плотвичка

Мёртвая осталася!

6.Было озеро большое

под названьем Хуторское.

Плачут утки над травой:

«Где же, где же дом родной?»

7.О живой воде читали,

Где такую раздобыть?

Если выпьешь из-под крана,

Будешь к доктору ходить!

8.Мне бабуля говорила,

Что из лужицы пила.

А мамуля в магазине

Воду для меня брала.

9. Нам, ребята, без воды

Не туды и не сюды 

Мать – природу  береги,

 С детских лет её люби.

Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Хоровод-игра «Ручеёк».

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна

Ребенок:

Из недр земли забил родник

Ручьем хрустальным ставший вмиг

Спешат ручьи , вперед бегут-

И вот уже рекой текут.

2 ребенок :

Река  бежит не как нибудь

А прямо к морю держит путь

А море , как огромный рот

Все воды рек в себя вольет!3 ребенок :

Ну а потом их примет сам

Необозримый океан

И он омоет шар земной

Водою чистой , голубой !

Авдотья : Ребята вы конечно знаете как важна вода на земле ,без нее небыло бы жизни на нашей планете.

Игра для девочек казачек с коромыслом

Ай да , казачка ,ай да стать !

Авдотья: 

Как вы знаете в лесу растут не только травы и кустарники , но и разные травы и цветы .Много трав растет полезных.

Ребенок

На земле страны родной

Помогают от болезней

Липа, мята , зверобой,

Мы растенья эти знаем

Бережем о охраняем !
Ведущая :С давних пор на Руси  когда у людей не было ни таблеток , ни микстур они лечились травами .Прошло еще много времени, люди стали называть их - лекарственными растениями . Много лет подряд из поколения в поколение люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

Авдотья - А вот я сейчас погляжу, как вы травы лечебные знаете.

 При какой болезни можно заваривать и пить чай из листьев мать и мачехи? ( при простуде )

Если ты натер ногу какое растение облегчит боль ?( подорожник )

Какую траву применяют при бессоннице и нервных расстройствах ?

 ( валериану)

Какое растение лечит кожные заболевания ? ( чистотел )

Какое растение способствует заживлению ран от ожогов ? ( зверобой )

Назовите лекарственный цветок на котором гадают ? (ромашка ). (Выходят дети 2 младшей группы.  Красная книга Белгородской области)

1 ведущий: На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Звучит запись :( под слова записи входят дети младшей группы )

Слайд с пролесками

В лесу пестрят проталинки.
Снежок на солнце плавится.
Расцвел цветочек маленький-
Ему на воле нравится.
Кусочек неба синего-
Пролеском называется.
Вчера покрыт был инеем –
Сегодня улыбается.

Слайд с прострелом

2. Снег на солнце быстро тает,

Обнажая бугорки.

Вот тогда и расцветают

Эти дивные цветки.

Появляются не летом,

Чтоб морозец не пугал,

В лёгкий-лёгкий пух одеты -

Знает тот, кто в руки брал.

Сон-травою называют,

Иногда ещё - прострел.

На полянку  приглашают -

Чтобы каждый рассмотрел!

Слайдс Пионом тонколистным

По-русски зовут воронец, 
по-латински – пион.
К девятому мая всегда распускается он.
Весенняя степь запестреет цветами.
Пионы Победу отпразднуют с нами.

Слайдс кувшинкой белой

В Венгоровке где от жары и света,
У камышей кружится голова,
Кувшинки расцветают каждым летом.
Они зовутся одолень-трава.

И ранним утром, над водою темной, 
Мы можем видеть белые цветы.
 
Как символ красоты и милосердия, 
Душевной теплоты и доброты

Слайд с кубышкой
     Жарко Солнцу, жарко-жарко!
     И решило Солнце – искупаться.
     В воду бросило лучи:
     Пусть поплавают они.
     Им понравилось плескаться…
     Захотелось так остаться!
     Чтоб цветками золотыми
     В чистых водах расцвести.

Так кубышки появились

     В реке Ракитянской земли

Как у речки, у реки

Засинели васильки

Вперемежку с колосками

Смотрят синими глазками.

Серединка – желтый цвет.

А листочек – синий

Васильковые глаза

У моей России.

Волошка, васильки  

В книгу Красную они,
Увы  не занесены.
 
Но вы их рвите не на потеху,
 
Отнесите  их в аптеку.
 
Из даров лесного царства
 
Люди делают лекарства
.

ТтттДети:1. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок.

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и

не будет красоты!

2.  Ведь дерево, цветок, трава и птицы

Не всегда умеют защищаться

Если будем уничтожены все мы,

На планете вы останетесь одни!

3. А для здоровья медуницу, васильки

В лесу на лугу соберите –

В тени  слегка просушите

Недуги, болезни  потом лечите

Ведущий: Запомните эти цветы – многие занесены на страницы Красной книги Белгородской области, многие являются лекарственными.

Ведущий: 

Ребята , а кто знает что такое Красная книга? Почему она так называется ? Красная книга - это справочник об исчезающих животных и растениях.Все растения и животные которые занесены в Красную книгу надо защищать.Для этого создаются заповедники, которые охраняются государством.

Ребенок.

Береза моя березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь, ты, березонька,

Посереди долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

Венки вьют, пляшут.

Ведущий : Вы, казачки, так прекрасны

С лентой в волосах атласной

Юбка вышита каймой…

 Поэт Сергей Есенин называл Россию страной березового ситца, а березку – нежной, юной, чистой девушкой. А давайте, вокруг березки хоровод заведем.

 Хоровод  девочек с веночками

Казачка.  В дружбе да в любви вся наша сила.

Вот и заканчивается наш весенний веселый денек. Порезвились да погуляли, родной край прославили. Народные праздники вспомнили. Да с новым ближе познакомились. И каждый теперь знает, что за морем теплее, а дома светлее.

1 ребенок.: Ах ты, милая станица, вновь свела меня с тобой.

Здесь мне выпало родиться, стать казачкою донской.

Вновь душа от счастья плачет, Дону в пояс поклонюсь.

Пусть мне сто дорог назначат, я сюда опять вернусь.

2 ребенок.: Сторонушка, сторонушка,

Донской, привольный край.

Цвети, моя сторонушка,

Цвети и расцветай.

3 ребенок. По над Доном шли со звоном,

На весь край баянили.

Мы приветом и поклоном

Город свой прославили.

Песня «Новочеркасск»

Казачка. Любите свой край, ребята.

Почитайте родителей.

Следуйте традициям своего народа.

Под веселый перепляс

Распрощаемся сейчас!

Под казачью народную песню «Узенький проулочек» дети выходят из зала

ВедущийКогда любуешься природой, становиться на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому. И как же страшно, что есть на свете люди, которые не любят природу, губят ее красоту. А ведь как в лесу чудесно, правда, дети? Так чудесно и радостно, что хочется петь.

Так давайте сбережем 
Наш земной природный дом! 
Перестраиваются на песню с лентами и композициями 
Песня «Не отнимайте солнце у детей» 

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

Машенька: 

— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.

Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.

— В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.

Хоровод «Солнышко».

Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:

1-ый ребенок, 2-ой ребенок:

«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,

Всех согрей скорее». Красное, покажись».

3-ий ребенок, 4-ый ребенок:

«Солнышко-колоколнышко, «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди, Красное семенышко,
Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,
Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».

Песня «Зима проходит».

Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

Машенька: -Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко:

— Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.

Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.

Авдотья: — А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька: —  Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы: — Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.

Авдотья: 

— Расскажите птицы, где вы бывали?
Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

2 РЕБ: Черные проталины на полях видны,

Верно, очень теплые ноги у весны.

3 РЕБ: Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

4 РЕБ: Солнце тает, светит снег,

Падают капели,

К нам в скворечник два скворца

Утром прилетели.

Сели рядышком они и запели звонко,

«Хороша весною ты, милая сторонка»

5 РЕБ: На крыше на покатой, воробей сидит лохматый!

Прокопченный, продымленный,

Но…. Весною окрыленный.

6 РЕБ: Милый скворушка-скворец,

Прилетай же наконец!

Для тебя я дом построю,

Не скворечник, а дворец.

Весна: Когда я к вам шла, услышала в лесу как зимующие птицы вели разговор с перелетными. Очень интересный разговор…

Инсценировка.

Скворец:

Здравствуй, птичка – невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач:

Здравствуй, дятел, наш приятель,

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

Расскажите птицы,

Где вы побывали?

Расскажите птицы

Что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач:

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны,

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы.

Дятел:

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец:

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка:

Вы б для нас потанцевали,

Мы вас очень, очень ждали!

Грач:

Чтобы было интересней,

Мы танцуем с вами вместе.

Все дети танцуют танец «Маленьких утят».

Синичка:

Дети, гнезд не разоряйте,

Птичий дом не трогайте,

Яичек теплых не берите,

Нас, друзья вы берегите!

Ребенок:

Мы не станем разорять

Гнезда у пернатых.

Пусть птичьи песенки звенят

На радость всем ребятам.

Дети старшей группы исполняют песню «Веснянка»

Весна: Вы, ребята, оказывается настоящие друзья леса.

Птицы – это мои гонцы. Я их выслала вперед. А знаете ли вы птиц? Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте.

Загадки:

Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач)

Что за весенняя черная птица,

Трактору чуть ли на нос садится?

Кто за плугом носится вскачь (грач)

Птицы:

— Мы скучали по деревне,
По скворечне, по деревьям,
По соседу — воробью.

— Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.

Ведущий: — Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.

Загадывает загадки:

— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)

— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).

— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).

— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).

Авдотья: — Весна идет, торопится. Встречали Веснушку-Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю. Выпуская птиц приговаривали:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.

Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода» (общая).

Авдотья: — Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Веснушку-весну зазывайте!

Дети произносят заклички.

1-ый ребенок:

— Приди, Весна, Весна-красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

2-ой ребенок:

— Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.

Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

Весна: 

— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Авдотья: — Правильно говорят … (Просит детей назвать пословицы, поговорки.)

Дети:

— Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, которые делают воротца. Дети змейкой идут через воротца. Дети вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти верба на меже.

Дети садятся на стульчики. Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы.

Весна: — Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти. Верба бьет, да не до слез. Верба красна, бьет не напрасно.

Авдотья: — Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.

Ведущий 2: — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий: — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!

Песни и пляски.

Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Ведущий 2: — А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.

Хоровод «Весну ждали».

Ведущий 1:

— Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Авдотья: — Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Авдотья раздает угощение, приговаривая:

Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Автодья прощается. Звучит музыка. Праздник закончен.

1 ученик: Посмотри мой юный друг, 
Что находится вокруг:
 
Небо светло голубое.
 
Солнце встало золотое
 
Ветер листьями играя,
 
Тучка в небе проплывает.
 
Все что нужно год от года
 
Нам дает сама природа.
 

2 ученик: - И потому все мы
 

Жить не можем без воды,
 
Без растений и животных,
 
Без лесов, полей и рек,
 
Жить не может человек!
 

3 ученик: Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология? 
1 ученик: Экология – наука. Ученые экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь животных, растений и человека. 
2 ученик: Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу. 
3 ученик: Вот такая история приключилась недавно с нами… 
Звучит музыка. 
 Скорей, идем! 
Звучит красивая музыка. Дети остаются на лесной поляне. Поют птички, трещат кузнечики. Дети удивляются красоте. 
Все вместе: Как красиво! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страна моя родная. Природа России.

Презентация предназначена для проведения НОДа по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада...

Тест по теме "Природа России" для детей старшего дошкольного возраста

Тест поможет закрепить  знания детей о природе России...

Природа России как коррекционно-развивающая среда

Статья познакомит с причинами эффективного обогащения словаря через природу России....

Красота природы России в творчестве П.И.Чайковского.

Конспект занятия по слушанию и художественному творчеству....

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

1.Мастер-класс по самообразованию для воспитателей «Природа России» «Заповедники России.Арктика»

Цель: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов. Активизировать и развивать умственную и эмоциональную сферу личности, способствовать формированию профессиональных качеств педагога....