Природа России как коррекционно-развивающая среда
статья по логопедии по теме

Попова Валентина Александровна

Статья познакомит с причинами эффективного обогащения словаря через природу России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx941.74 КБ

Предварительный просмотр:

         Все вы знаете, что в России цельную дидактическую систему разработал педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Стержнем его педагогической системы стала идея народности воспитания. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский утвердил принципы воспитывающего обучения и воспитания. Он говорил, что обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

            Проблемы нравственного воспитания представлены у К.Д. Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, а одним из главных методов развития ребенка педагог считал наблюдение в природе.

          Наблюдения и экскурсии в природу формируют у детей целостное восприятие окружающего мира, значительно обогащают его чувственный опыт – учат его быть внимательным к любым изменениям. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем у ребенка с нарушением речи чувственную основу для слова, подготавливаем его к восприятию описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

         Удачное сочетание художественного слова и наблюдаемого природного объекта способствует лучшему усвоению нового понятия. Например,

Береза

У красы-березки платье серебрится,

У красы-березки зелены косицы.

(П. Воронько.)

или загадки:

 Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

Что это?

Эффективнее идет обогащение словаря, когда в данную работу мы включаем знакомство с природой России. Этот факт определен психологически:

  - природа России – это то, что ребенок часто наблюдает в парке, в лесу, во дворе, видит в мультфильмах. Например, береза.

 Ребенок не только видит ее, наблюдает в разное время года, но и трогает, вдыхает аромат. Значит, у него имеется чувственная основа для слова. Причем эта основа обогащается, что позволяет усвоить не только номинативный словарь, но и словарь антонимов, синонимов, понять эпитеты (белоствольная), метафоры (в белом сарафане)

 и т.д.;

  - какие-то моменты природы России знакомы ребенку: «То, что знакомо не вызывает напряжения, наоборот, оно комфортно и безопасно»

;

  - о русской природе много песен, стихов, ее описание встречается в русских народных сказках. Здесь идет эмоциональное окрашивание слова. А то, что эмоционально, ребенок дошкольного возраста усваивает легко и прочно;

  - образы русской природы заложены в генетической памяти и поэтому легче для усвоения и обозначения словаря.

           

 Таким образом, природа России – это коррекционно-развивающая среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекционно-развивающая среда в старшей речевой группе"

презентация с чётким зонированием коррекционных зон...

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Развивающая зона "Умное окошко" как элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета

Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета - развивающая зона "Умное окошко", служащая для нестандартного размещения демонстрационного ма...

Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....

Специфика коррекционно-развивающей образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям детей с ЗПР, требованиям безопасности и охраны здоровья

Организация жизнедеятельности детей с ЗПР во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развити...