Развлечение "Легенды Северных народов"
материал (старшая группа)

Семиренко Светлана Августиновна

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение  «Легенды Северных народов» 

(для детей старшего дошкольного возраста)

Семиренко Светлана Августиновна,

воспитатель МБДОУ «ДС «Берёзка»

ЯНАО, г. Новый Уренгой


Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных

народов севера

Задачи:

  • Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ЯНАО через национальные игры, песни, танцы.
  • Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ЯМАЛа, к устному народному творчеству народов Севера.
  • Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел.
  • Формировать у детей любовь и уважение к родителям.  
  • привлекать родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, приобщать семью к здоровому образу жизни;

Предварительная работа:
• Слушание ненецкой музыки, песен.
• Разучивание национальных игр
• Разучивание стихов о Севере, ЯМАЛе.
Атрибуты:
1. Нарты (санки)
2. Маска Солнца
3. Ленты
4. Бубен

5.Шапочки оленя
6. Чум
7. Ненецкий костюм

8. Канаты
9. Обереги «Солнце» (по количеству участников)


ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Среди просторов нашей страны есть край, где мы с вами  живем, где наш город Новый Уренгой -  наш дом родной. А называется он - Ямало-Ненецкий Автономный Округ, и находится на полуострове  Ямал.
На Ямале  проживают люди разных национальностей. Но название округ получил благодаря коренному  народу... Какому?  (Ненцы)

ДЕТИ читают стихотворение:

Мы на Севере живем, в гости вас к себе зовём,

И грибы, и ягоды собирать мы в лес пойдём.

Люди все говорят,

Что наш край красив, богат.

Здесь живут оленеводы, удалые рыбаки

Их зовут народы Севера -

Необычные они.

Могут ездить на упряжке

И оленей разводить.

Ловят рыбу они разную

Долго могут в лесу жить!


ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята!  Ненцы  -  занимаются рыболовством, оленеводством, охотятся, собирают ягоды, грибы. Ненцы – мудрый народ. Мудрости они учатся у природы. Они никогда не берут у нее лишнего: ловят столько рыбы - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.


ВЕДУЩАЯ: Как у всех народов, есть у ненцев свои сказки и легенды. Предлагаю отправиться с путешествие по Легендам народов Севера. Но сначала вы должны показать какие вы смелые и ловкие.

Игра «Прыжки через нарты»

Родители и дети прыгают друг за другом через нарты (санки).

ВЕДУЩАЯ: 

А в дорогу мы отправимся на оленьих упряжках.  Надо в стаде  поймать самых сильных оленей.

Игра «Ловля оленей»

Запрягаем оленьи упряжки и в путь.

Игра: «Оленьи упряжки»
Родители и несколько детей одевают шапочки оленя, а остальные дети садятся в нарты. Едут один  круг, до чума.                              

У чума всех встречает Я’ Мал Вэсако  (Хозяин земли Ямала).

Я’ Мал Вэсако :
             Здравствуйте ребята!
             Я – Хозяин земли Ямала (Я’ Мал Вэсако )
             Охраняю землю - край Земли,
             От рассвета до зари.
             И хочу узнать
             Сможете ли вы мои загадки отгадать?

Загадки:

-  Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит  (лед)

-  Сто человек в одежде, другие сто раздетые  (деревья зимой)

-  Великан полгода спит  (медведь)

-  Посреди болота женщина в красном платке сидит  (морошка)

-  Лежит у порога меховое кольцо - чужого в чум не пустит   (собака)

-  Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко, рога раскинув широко   (лось)

-  Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая  (белка)

-  Двое рядом соревнуются, никто не может победить  (лыжи)

-  Под водой сто глаз  (сети) 

-  Водяные мастера строят дом без топора,
   Дом из хвороста и тины – называется плотина  (бобер)

-  Летом - серая, зимой - белая   (куропатка) 

-  Ходит, а следов не видно   (рыба)


ХОЗЯИН ЗЕМЛИ:
Молодцы, отгадали все загадки. А еще много легенд я знаю. Сейчас я вам поведаю одну из них…
Давным-давно жила красивая девушка Анне. Она была добрая,  честная и внимательная.  Любили её все в округе. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Нум. Увидал он её и забрал с собой. Три года плакала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняли водой реки и озера. Вот так по легенде образовались на Северной  земле все водоемы. 
Много водится в тех реках рыбы разной.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (Обская губа, Пур, Седэ-Яха, Тамчара-Яха ...– родители помогают)
В наших реках и озерах водится много рыбы. Я приглашаю вас поиграть.
 2.   Игра «Рыбаки  и рыбки».
Дети и родители становятся в 2 круга. В центр встает родитель – рыбак, все остальные рыбки. Рыбак называет рыбу, которую будет ловить и раскидывает невод (крутит веревку). Участники перепрыгивают ее. Кто наступил на невод, считается пойманным и выходит из игры. Игра  повторяется 3-4 раза.


ХОЗЯИН ЗЕМЛИ: А вот легенда другого северного народа -ханты:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях – ему мало, грибов и ягод – мало, чум ему хотелось самый большой.  Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал чтобы рыба в озерах и все что растет в лесу, принадлежа лишь ему, а на охоте, чтоб только ему зверь попадался. И чтобы вся Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, обернулась Лисица в Хозяйку Леса  -  Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, и  маленькому паучку, и птице и зверю. А человек здесь только гость»,  но желание  исполнила.  Унт превратила жадного Пима в медведя. С тех пор ходит  Медведь,  как человек на двух ногах  и как зверь на четырех лапах.
ВЕДУЩАЯ: 
Вот так, ребята.  Нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

3.  Игра «Капканы»
Родители – «капканы», дети – «лисички». Родители образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх.  Пока играет музыка (бубен,)  дети пробегают под «капканами», как только музыка завершается, родители закрывают «капканы» и ловят «лисичек».



ХОЗЯИН ЗЕМЛИ: Послушайте еще одну легенду:
Однажды пожаловался  Бог нижнего мира Нга богу верхнего мира Нуму на то, что  в темноте пол землёй он в поисках выхода все время натыкается на острые углы семи слоёв вечной мерзлоты. Нум решил помочь Нга, и уступил ему солнце и луну. Стало светло в подземном мире, но на земле наступила тьма. Люди, животные, птицы могли пользоваться только тусклым светом небесных звезд,  натыкаясь в темноте на деревья, проваливаясь в ямы. Тогда люди стали просить бога Нума вернуть солнце. Трудно это было, но бог Нум хитростью сумел вернуть солнце из подземелья, и настал день. С той поры продолжается  борьба между Нумом и Нга за обладание светом.

ВЕДУЩАЯ: 
Ребята, давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы  стало веселее.
2.  Игра «Хейро». 
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. «Солнце» - родитель  сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.


ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от моих рассказов. И по старинному обычаю  хочу подарить вам  подарки -  оберег «Солнце», пусть

До свиданья!
Хозяин Земли вручает присутствующим подарки - обереги.

ВЕДУЩАЯ: 

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север свой!
Вот и закончилось, наше путешествие, ребята.  Желаем всем добра, тепла и любви близких. Спасибо, что были сегодня с нами. До следующих встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традиционной культуре северных народов Амурской области

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ...

Конспект совместной деятельности "Значение оленя для северных народов"

Данный материал будет полезен для воспитателй ДОУ, родителей, студентов. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....

Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...

Круглый стол "Сказки северных народов"

Знакомство родилей с хантыйскими сказками...

Подвижные игры северных народов

Подборка подвижных игр народов Севера в помощь воспитателям и инструкторам...

Презентация "Этические ценности северных народов"

Презентация для ознакомления воспитателей с народными традициями в воспитании детей северных народов России....

План конспект развлечения "Северный народ - Юкагиры"

Продолжить знакомства с культурой, фольклором, бытом народов крайнего севера - Юкагиры...