Интеллектуальная игра «Поле чудес» - «Азбука финансов» (2020 г.)
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бурина Светлана Валерьевна

Цель игры. Закрепление полученных знаний в области финансов и создание мотивации для повышения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

В процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств.

В результате игры:

- закреплены полученные ранее знания в области финансов (деньги, доход, расход, семейный бюджет, товар, представления о профессиях и т.д.);

- сформировано умение объяснять ситуации, аргументируя свои ответы;

- проявляют любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

- имеют представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость;

- сформированы волевые качества, которые необходимы в жизни (стремление прийти на помощь, умение договариваться);

- сформированы знания о том, что не всегда нужно делать выбор в пользу того, что он видит и хочет сейчас;

- применяют первичные экономические знания на практике; приобретают умения рационального распределения доходов семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Элитовский детский сад «Колосок»

Интеллектуальная игра «Поле чудес»

        «Азбука финансов»        

Бурина Светлана Валерьевна

Воспитатель

п. Элита

2020


Целевая группа: дети подготовительной к школе группы «Радуга».

Цель игры. Закрепление полученных знаний в области финансов и создание мотивации для повышения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. 

Планируемые результаты. 

В процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств.

В результате игры:

- закреплены полученные ранее знания в области финансов (деньги, доход, расход, семейный бюджет, товар, представления о профессиях и т.д.);

- сформировано умение объяснять ситуации, аргументируя свои ответы;

- проявляют любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;

- имеют представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость;

- сформированы волевые качества, которые необходимы в жизни (стремление прийти на помощь, умение договариваться);

- сформированы знания о том, что не всегда нужно делать выбор в пользу того, что он видит и хочет сейчас;

- применяют первичные экономические знания на практике; приобретают умения рационального распределения доходов семьи.

Используемые педагогические технологии: 

- игровая технология;

- технология сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии создания предметно-развивающей среды.

Методы: словесные (загадывание загадок, объяснения детей и т.д.), наглядные (демонстрация иллюстраций, показ движений), практические (продуктивная деятельность), методы самостоятельной работы, создание ситуации успеха, поощрение.

Используемые средства обучения (технические материалы): ноутбук, проектор, видео- и аудиозаписи.

Используемые средства обучения (дидактический материал): барабан (поле, разделенное на 12 секторов), конверты с заданиями, табло для записи баллов; ящик с призом, призы (кухонный комбайн – ложка, вилка, нож; фотокамера – игрушечный фотоаппарат; пылесос – веник с бантиком; автомобиль – набор маленьких машинок), кошелек с шоколадными монетами, картинки к игре «Объясни пословицу», атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Семья», материал для изготовления кошелька способом оригами.

Описание игры.

- В игре участвуют 9 человек.

- Отборочный тур проводится накануне игры. По результатам отборочного тура выбирают 9 игроков.

- Игра проходит в 3 тура, финальная игра и суперигра.

- Барабан разделен на 12 секторов: в каждом секторе лежат конверты – 6 конвертов с заданиями, по 1 конверту – рекламная пауза, музыкальная пауза, приз, игра со зрителями, ноль и банкрот.

Организационный момент: входит тетушка Сова (ведущий игры), приглашает детей на игру «Поле чудес», предлагает послушать правила игры (Приложение 4).

1, 2, 3 туры (Приложение 1).

- Участники игры по очереди раскручивают волчок.

- Болельщики, помогают игрокам, если те не смогли ответить на вопрос-задание.

- Если игрок правильно отвечает на вопрос в его копилку идет количество баллов, указанных на выпавшем секторе. Если игрок неправильно ответил на вопрос, то на этот вопрос ведущий предлагает ответить болельщикам, ход переходит к другому игроку.

- Болельщики, правильно ответившие на вопрос, получают жетон, который в конце игры можно обменять на приз или отдать игроку, за которого они болеют.

Сектор «Приз».

- Если на барабане выпал сектор «приз», выносится ящик с призом.

- Ведущий предлагает игроку поменять содержимое ящика на шоколадную монету. Если игрок не соглашается взять одну монету, то предлагает две монеты и т.д., т.е. торгуется с игроком.

- Если игрок выбирает монеты, то ведущий показывает приз, который лежал в ящике.

Это научит ребенка тому, что не всегда нужно делать выбор в пользу того, что он видит и хочет сейчас. Возможно, что предмет, лежащий в ящике гораздо нужнее и интереснее. Другие игроки, попавшие в такую же ситуацию, будут уже осмотрительнее.

Сектор «Игра со зрителями» (Приложение 3)

Болельщикам предлагаются задания-игры: «Блиц-опрос», игры «Доход – Расход», «Да – Нет», «Объяснялки». За правильный ответ дается жетон, который в конце игры можно обменять на приз или отдать игроку, за которого они болеют.

Сектор «Рекламная пауза» (Приложение 2).

- Детям предлагаются физминутка, танец или игра малой подвижности.

- Рекламную паузу проводят герои мультфильма «Уроки тетушки Совы».

Сектор «Ноль»

Если стрелка укажет на сектор «НОЛЬ», ход переходит к следующему игроку.

Сектор «Банкрот»

Если стрелка укажет на сектор «Банкрот», все заработанные раннее очки «сгорают» и ход переходит к следующему игроку.

Финальная игра (Приложение 1)

Играют те дети, которые в 1, 2, 3 турах набрали наибольшее количество очков.

СУПЕРИГРА (Приложение 1)

На барабане лежит 2 конверта с заданиями.

Победителю финальной игры предлагается раскрутить волчок и выполнить выпавшее на барабане задание:

- выбрать атрибуты и организовать с детьми сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья»;

- подобрать материал и организовать с детьми изготовление кошелька оригами.

По окончанию игры «Поле чудес» всем участникам вручаются призы.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

ЗАДАНИЯ для ИГРЫ «ПОЛЕ ЧУДЕС»

«АЗБУКА ФИНАНСОВ»

1 ТУР

  1. Назови слова противоположные словам: монета круглая, а банкнота …
  2. Что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые имеет семья)
  3. Закончи предложение.

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам. (продавцы)

  1. Отгадайте из какого мультфильма эти слова:

Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. («Возвращение блудного попугая»)

  1.  Объя5сни пословицу.

Труд человека кормит, а лень портит.

  1. Отгадай загадку.

У одних нас много, а у других нас нет. (деньги)

2 ТУР

  1. Назови слова противоположные словам: банкнота бумажная, а монета …
  2. Из чего состоит семейный бюджет? (доходы и расходы)
  3. Закончи предложение.

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт. (кассир)

  1. Отгадай из какого мультфильма эти слова:

Безвозмездно — то есть даром. (Винни-Пух и все-все-все)

  1. Объясни пословицу.

Землю солнце красит, а человека труд.

  1. Отгадай загадку.

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

3 ТУР

  1. Назови слова противоположные словам: монета звенит, а банкнота …
  2. Что такое доходы (з/п, стипендия, пенсия) и расходы (трата денег)?
  3. Закончи предложение.

Расчёт зарплаты - знать пора -

Проводят в срок. (бухгалтера)

  1. Отгадайте из какого мультфильма эти слова:

Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу… (Каникулы в Простоквашино)

  1. Объясни пословицу.

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

  1. Отгадай загадку.

Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки. (супермаркет)

ФИНАЛЬНАЯ ИГРА

1. За что получают зарплату родители? (за выполненную работу, труд…)

2. На что семья тратит деньги в первую очередь?

3. Закончи предложение: он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт…(банкир)

4. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)

5. Что делает с рублём копейка? (бережёт)

6. Назови мероприяти, где цену набивают молотком? (аукцион)

СУПЕРИГРА

  1. Выбрать атрибуты и организовать с детьми сюжетно-ролевую игру «Магазин», «Семья».
  2. Выбрать материал и организовать с детьми изготовление кошелька оригами.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА

«Покупка»

Мы бежали по дорожке

бег на месте

Вдруг, порвались босоножки!

один громкий хлопок в ладоши

Что же делать? Как нам быть?

разводим поочередно руки в стороны

Где же обувь нам добыть?

обнять щечки ладошками и покачать головой

Будем туфли покупать!

потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз

Станем денежки считать!

потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно

Один (рубль), два, три, четыре

с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка

Вот мы туфельки купили!

указываем ручками на обувь, выставляя ногу на пятку, то правую, то левую

«Страны и деньги»

Во всем мире много стран

обеими руками нарисовать большой круг в воздухе

Посчитаем: Казахстан,

ладони перед собой с широко расставленными пальцами

Индия, Япония, Россия и Эстония,

Китай, Корея, Франция,

Молдавия, Малайзия

загибать пальцы, начиная с большого

пальца правой руки

И еще десятки разных,

Стран больших разнообразных.

сжимаем и разжимаем кулачки в ритм

словам

Назову сейчас я вам

Деньги этих разных стран:

щелкаем средним и большим пальцами обеих рук

Рубль, доллар, франк, юань,

Лира, евро, лат, динар.

разжимаем пальцы, начиная с указательного на обеих руках

Теперь сначала все начните,

И за мною повторите!

погрозить указательным пальчиком

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять

шагаем на месте

Будем денежки считать.

сжимаем и разжимаем пальцы рук

Один и два оплатим дом,

Дом, в котором мы живём.

пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный

Третья монетка – одежду купить,

отгибаем средний палец

На четвёртую монетку купим есть и пить

отгибаем указательный палец

Ну а пятую пока

шевелим большим пальцем

Спрячем на донышке кошелька!

спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы

«Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так,

красят кистью

Если хочешь стать швеей, то делай так

строчат на машинке

Если будешь ты водитель - делай так

вращают руль

Если будешь ты сапожник - делай так

топают ногами

Если будешь ты столяр - делай так

хлопают руками

Если будешь ты спортсмен - делай так

приседают

Хватит в профессии играть,

Пора «Поле чудес» продолжать



Предварительный просмотр:

Приложение 3

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

БЛИЦ-ОПРОС

  1. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
  2. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
  3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
  4. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
  5. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)
  6. отгадайте из какого мультфильма эти слова.

Завтра дальняя дорога

Выпадает королю.

У него деньжонок много,

А я денежки люблю! (Бременские музыканты)

  1. Объясни пословицу: Дерево сильно корнями, а человек трудами.
  2. Натуральный обмен одной вещи на другую – это ..? (бартер)

ИГРА «ДОХОД – РАСХОД»

Дети передают монетку и отвечают на вопрос: доход это или расход?

- бабушка заболела…

- мама получила зарплату…

- выиграли в лотерею…

- потеряли кошелек…

- заплатили за квартиру…

- продали ягоды (одежду)…

- папа получил премию…

- мама выиграла приз…

- сестра потеряла кошелёк…

- папа заплатил за электроэнергию…

- брат получил стипендию…

- семья купила телевизор…

- бабушка продает пирожки…

- мама купила путёвки на море…

- брат порвал куртку

ИГРА «ДА – НЕТ»

Воспитатель говорит высказывание, дети отвечают «ДА, НЕТ» и объясняют почему они так ответили.

- Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

- Чаще обедайте в ресторанах и кафе.

- Требуя новую игрушку, подумайте о семейном бюджете.

- Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику.

- Сходил в магазин, оставь себе сдачу.

- Бережно относись к своим вещам.

- Чаще пользуйтесь услугами такси.

- Старайся больше ходить пешком.

- Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

ИГРА «ОБЪЯСНЯЛКИ»

Дети выбирают картинку, которая соответствует выражению и объясняют свой выбор.

https://st.depositphotos.com/1000794/2950/i/950/depositphotos_29501147-stock-photo-quick-profits-in-the-forex.jpg

Сорить деньгами ... (тратить много денег бездумно).

https://tutby.gcdn.co/n/gosti/02/8/starye_dengi_belarus_denominaciya.jpg

Чемодан денег ... (иметь много денег).

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1707354/pub_5e6554d0c7b0b32c0920174b_5e655b8346a9ca235277eaac/scale_1200 Деньги не пахнут ... (можно заработать любым трудом).

https://www.bistroenglish.com/wp-content/uploads/2017/06/stock-boy.jpg Денежка к денежке ... (накопить небольшую сумму).

https://cdn.aarp.net/content/dam/aarp/work/job_hunting/2015-08/1140-great-jobs-for-snowbirds.imgcache.reve559a294696303b7025d64df2a43dae2.jpg Деньги, как птицы, то улетают, то прилетают ... (сегодня есть деньги, а завтра их нет, все потратили).

http://i.mycdn.me/i?r=AEHujHvw2RjEbemUCNEorZbxYpb_p_9AcN2FmGik64KrkbWqet-3BaJkCodcB-iIts57Zi9s0CiBOSDmbngC-I-k&fn=external_8 Деньги куры не клюют ...... (много денег).

https://www.meme-arsenal.com/memes/6f48fe8bf5e1b83380cd6dcc9da5fae0.jpg Купаться в деньгах ...... (много денег).



Предварительный просмотр:

Приложение 4

ПРАВИЛА ИГРЫ «ПОЛЕ ЧУДЕС»

«АЗБУКА ФИНАНСОВ»

  1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
  2. Тот, кто знает ответ, должен поднять руку (в отборочном туре и в игре со зрителями).
  3. Если не ответил на вопрос, ход игры переходит к следующему игроку (очки не засчитываются).
  4. Если игрок правильно отвечает на вопрос в его копилку идет количество баллов, указанных на выпавшем секторе. Если игрок неправильно ответил на вопрос, то на этот вопрос ведущий предлагает ответить болельщикам, ход переходит к другому игроку.
  5. Болельщики, правильно ответившие на вопрос, получают жетон, который в конце игры можно обменять на приз или отдать игроку, за которого они болеют.
  6. Если стрелка укажет на сектор «ПРИЗ», участник должен выбрать приз или игру.
  7. Если стрелка укажет на сектор «БАНКРОТ», все заработанные раннее очки «сгорают» и ход переходит к следующему игроку.
  8. Если стрелка укажет на сектор «НОЛЬ», ход переходит к следующему игроку.
  9. Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.
  10. Каждый игрок должен уметь считать звёздочки на барабане (они означают количество баллов).
  11. Крутить барабан каждый участник может только три раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра "Поле чудес"

интеллектуальная игра "Поле чудес"интеллектуальная игра "Поле чудес"...

Интеллектуальная игра "Поле Чудес"

Интеллектуальна игра "Поле Чудес"...

Сценарий интеллектуальной игры "Поле чудес - о тайнах космоса", подготовительная к школе группа

Эта игра может выступать как итоговое мероприятие по лексической теме "Космос". Музыкальное сопровождение можно скачать из аудиозаписей мини-сайта. Детям больше всего нравится запуск ракеты на во...

Интеллектуальная игра "Поле чудес"

Интеллектуальная игра "Поле чудес" по ОБЖ....

Интеллектуальная игра "Поле чудес"для педагогов

Интеллектуальная игра "Поле чудес"для русскоязычных  педагогов...

Конспект мероприятия с детьми. Интеллектуальная игра «Поле чудес».

Интеллектуальная игра «Поле чудес» на тему «Животные Тайбинского заказника». Разработана с целью закрепить знания детей, полученные в ходе проведения краевой экологической камп...