Открытое занятие в подготовительной группе "Путешествие в Страну Музыкальных инструментов"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кашапова Валентина Гавриловна

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие873.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 60

Орджоникидзевского района городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

 

Открытое занятие в подготовительной группе «Путешествие в Страну Музыкальных инструментов»

                                                           

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 Музыкальный руководитель Кашапова В.Г.

                                                           

                                                        г. Уфа – 2016г.

Цель:  Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи: 

Образовательная: 

1. Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
2. Обогатить словарный запас музыкальными терминами.
3. Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая: 
1. Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная: 
1. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция: 
1. Физическая культура.
2. Социализация.
3. Чтение художественной литературы.
4. Коммуникация.

Предварительная работа:  Прочитать детям русскую народную сказку «Репка», а затем вместе с детьми выбирать музыкальные инструменты для «озвучивания» шагов Дедушки, Бабушки, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки.

Оборудование:  Мультимедийная установка для просмотра слайдов.
Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик.
Наглядное пособие:  Домики  с окошками для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Ход
Дети заходят в музыкальный зал. Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». (СЛАЙД№1)
Музыкальный руководитель (приветствие): Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам пришли долгожданные гости, мои коллеги, такие же музыкальные руководители, как и я, только из других детских садов.  Давайте поприветствуем их. Дети исполняют музыкальное приветствие. 

Дети: Здрасьте, здрасьте, мы вас ждём!

Гости: Холодает с каждым днём.

Дети: Ожидали мы гостей!

Гости: Мы продрогли до костей.

Дети: Где ваш шарфик?

Гости: Потеряли!

Дети: Где сапожки?

Гости: Кот унёс!

Дети: Где перчатки?

Гости: Скушал пёс!

Дети: Это вовсе не беда,

           Заходите в ворота!

           Вы согреетесь у нас,

           Мы приветствуем всех вас!

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов.
Ну что, ребята, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!
(СЛАЙД №2)

Зашагаем дружно в ногу,
Бодрый марш поможет нам!
Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Дальше узкая дорожка
Здесь бежим мы на носочках.  
Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег) (СЛАЙД №3) Сели 

Музыкальный руководитель:  Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, какой красивый замок Музыкальных инструментов. А сколько в нем живут различных музыкальных инструментов (перечисляем). (СЛАЙД №4). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные. (СЛАЙД№5,6,7,8)

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?
Дети. Да!
Педагог демонстрирует детям домики. 

На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем.
У собаки конура, у лисички – нора,
У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.
Первым, кому мы поможем, это будут
ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка» 
Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах. 

1. Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно,…………….(
Барабан) (СЛАЙД №9)
Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в окошко домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

2. Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (
Деревянные ложки) (СЛАЙД №10)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в окошко домика.

3. Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно. (
Бубен) (СЛАЙД №11)
Карточку с изображением бубна дети размещают в окошко домика.

4.Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Деревянный, озорной. (
Трещотка) (СЛАЙД №12)
Карточку с изображением трещотки размещают в окошко домика.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

5. Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон?
(Колокольчик) (СЛАЙД №13)
Карточку с изображением колокольчика размещают в окошко домика.

6. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!..
(Маракас) (СЛАЙД №14)
Карточка с изображением маракаса размещается в окошко домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка». (СЛАЙД №15)

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка». 

Сказка «Репка». 
«Сказочник» (муз.рук-ль) рассказывает сказку, а дети инсценируют. Для каждого героя свой музыкальный отрывок.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.
Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп. 
Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.
Жучка (бежит и громко лает) – ложки.
Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.
Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, курай .

(СЛАЙД №16-19)

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?» 

Муз.рук-ль дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы-домика.

Подвижная игра «Курай»

(Сборник «Музыка в детском саду» (Игры, песни, пьесы для фортепиано. Старшая группа), составители: Р.К, Мухаметзянова, Д.Р.Янкина, А.М.Кубагушев)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях  и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта  Вивальди.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!

- Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах.
Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

(СЛАЙД №20)

У каждой скрипки, есть смычок.
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведёт
И плачет скрипка, и поёт.

(СЛАЙД №21)
«
Арфа – волшебный инструмент» -
Сказал задумчивый поэт.
Лишь только струн коснутся руки –
И нежные польются звуки.

(СЛАЙД №22)
Гитары звуки у костра.
В них столько света и добра.
Как самый сокровенный друг,
Её напевный, нежный звук.

(СЛАЙД №23) Думбыра
Только тронешь – запоёт,

Людям радость принесёт.

У неё звенит струна,

Голосом поёт она.


(СЛАЙД №24)
Звонче
балалайки
В целом мире нет.
Она исконно русский
Народный инструмент.
Пели под неё, плясали
И грустили, и вздыхали.
В праздники под ахи, охи
Потешались скоморохи.

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?
Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях. (СЛАЙД №25)
Карточка с изображением пианино размещается в окошко домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, а помните я вам рассказывала о его старшем брате? Скажите, пожалуйста, как называют его? Правильно, рояль. А чем они отличаются? (размером, формой, бытовой и концертный инструмент) А общее название у них …? Правильно, фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как? («громко – тихо»). Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?
Ответы детей: Аккордеон, синтезатор. (СЛАЙД №26-27)
Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в окошки домика.
Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики.  А давайте, чтобы закрепить наш пройденный материал, мы сыграем в игру «Четвёртый лишний». 

(СЛАЙД №28)

Игра «Четвёртый лишний» (СЛАЙД №29-32)

Молодцы, ребята. Хорошо усвоили мои занятия. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино. (СЛАЙД №33)

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель:
 Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5:
1, 2, 3, 4, 5 - В детском садике опять.
(СЛАЙД №34)

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось. 

Музыкальный руководитель прощается с детьми, дети выходят из зала. (СЛАЙД №35)

http://velikol.ru/dostc/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0+%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0c/1317994_html_m47b25d09.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"

Занятие знакомит детей с музыкальным инструментом  органом. Используются иллюстративный материал и презентация. Дети слушают музыку И.С.Баха в исполнении органа....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"

На занятии дети знакомятся с музыкальным инструментом органом. Используются иллюстрации и презентация. Дети слушают музыку И.С.Баха....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"

Занятие знакомит детей с музыкальным инструментом органом. Используются иллюстрации и презентация. Дети слушают музыку И.С Баха....

Проект для детей старшей и подготовительной групп "В стране музыкальных инструментов"

Тема проекта:  Система работы по   ознакомлению с музыкальными инструментами   всех участников образовательного процесса. Характеристика проекта: педагогический, тематиче...

Музыкально-образовательный проект для детей старшей, подготовительной групп « В стране музыкальных инструментов»

   Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инстр...

Конспект музыкального занятия в образовательной деятельности «В стране музыкальных инструментов» для старше

Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников и развитие музыкальных и творческих способностей на основе синтеза различных видов искусств....

Музыкально-образовательный проект для детей подготовительной группы "В стране музыкальных инструментов"

Музыкально-образовательный проект для детей подготовительной группы "В стране музыкальных инструментов"...