Музыкально- литературная композиция "Венок дружбы"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Елена Владимировна

Воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурой и обычаями народов Пензенского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл venok_druzhby.docx355.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с. Русский Камешкир

Музыкально- литературная композиция

в подготовительной группе

                      Венок дружбы

                                                                     

                                                                      Смирнова Елена Владимировна

                                                                      Музыкальный руководитель

                                                                      Первая квалификационная категория

с. Русский Камешкир

2021 год

Цель: воспитание у детей чувства дружбы и патриотизма через знакомство с культурой и обычаями народов Пензенского края.

Задачи:

 Образовательные:

- обогащать представления детей о традициях и культуре народов Пензенской края;

- воспитывать у подрастающего поколения любовь к малой Родине, своей стране, толерантность, уважение к культуре разных народов, населяющих Пензенскую область.

 Развивающие:

 - развивать познавательные способности детей, желание проявлять

 инициативу в игровой и исполнительской деятельности;

- расширять кругозор и словарный запас, добиваться  выразительного чтения стихов;

- развивать музыкальные, танцевальные и сценические способности, умение выполнять национальные танцевальные движения;

- продолжать знакомить детей с национальными подвижными играми.

 Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, уважение и миролюбивое отношение к другим нациям, желание жить в дружбе и согласии с другими народами.

- формировать уважение к народам, проживающих на территории Пензенской области  и их культурным традициям.

Предварительная работа:

- познакомить детей с понятиями: народы Пензенского края (русские, татары,

мордва, чуваши и т.д.);

- разучить песни “Милый край родной” (муз. и сл. Т. Бокач), "Светит солнышко" А. Ермолов;

- разучить танец: “Кадриль с ложками” рус. нар. мел.;

- разучить стихи из сценария музыкального представления;

- разучить с детьми национальные подвижные игры (русские – “Кошки мышки”,“Гуси-лебеди”, “Палочка-выручалочка”, чувашская – “Сирелер" (Расходись), мордовская – “Раю-раю”);

- сшить национальные костюмы для детей: русские, татарские, мордовские, чувашские.

Материалы и оборудование:  искусственные цветы; костюмы; маски для показа чувашской сказки; ноутбук; акустическая система.

     Звучит музыка, дети входят в зал, занимают свои места.

1ребенок: Как ты прекрасен Сурский край,

                  Твои бескрайние поля,
                 Твои луга, леса, пригорки,
                 И благодатная земля.

2 ребенок. Нет неба чище в белом свете,
                   И в родниках воды вкусней,
                   Я неземной поклон отвешу,
                   Любимой Родине своей.

3 ребёнок: Пенза, Пенза, дорогая.

                    Как поет твоя душа

                    Сторона моя родная,

                    До чего ты хороша.

4 ребёнок: И Суры-реки разливы,

                   Березы здесь шумят и нивы,

                   Восходит алая заря.

                   Пенза, Родина моя!

5 ребёнок: О родном-то Сурском крае

                   Предлагаем вам рассказ.

                   Сколько разных здесь народов

                   Проживает среди нас.

6  ребёнок: Татары, русские, мордва, чуваши

                     Веками жили здесь семьей одной.

                     Трудолюбивы были предки наши,

                     И богател, и цвел мой край родной.

              Песня "Милый край родной" Т. Бокач

Ведущий 1   Все лучшие песни и сказки на свете

                      Отдать бы всем детям Земли.

                      Чтоб добрыми выросли дети,

                      Чтоб храбрыми дети росли.

                      Отдать бы им звуки и краски,

                      Чтоб дружбы венок отыскать.

                      Но в эту, но в эту счастливую сказку

                      Трусливых и злых не пускать.

Звучит музыка, выходит Сказитель-гусляр

Сказитель: Как давно - давно это было.

                     Да над Пензенской землей

                     Пробежала нечисть поганая

                     Из-под западной, из-под сторонушки.

                     Да забрала с собой Шишига вредная

                     Красу Пензенскую,

                     Символ красоты народной.

                     Ой, пришла беда – небывалая страсть,

                     Не простая беда, а тройная напасть.

                     Кто же, кто же с Шишигой сразится,

                     Кто захочет освободить красу-девицу?

Звучит музыка, выходит Добрый Молодец

Добрый Молодец: Я спасти её берусь.

                                  И с Шишигою сражусь.

                                  Эх, меч-кладенец.

                                  Шишиге - конец.

Сказитель: Шишигу силой не возьмешь,

                     Только сам ты пропадешь.

                     Подожди, настанет срок

                     Ты надень ей на голову волшебный венок.

Добрый Молодец: А где венок волшебный взять?

Сказитель: Не могу тебе сказать

                     Сам ты должен отгадать.

                     До свидания, Добрый Молодец, пора тебе в путь.

                     Про мои наказы смотри не забудь.

Добрый Молодец: До свидания, дедушка.

Звучит музыка, Сказитель-гусляр уходит, звучит шум ветра.

Добрый Молодец (обращается к ветру): Ветер, ветер ты могуч,

                                   Ты гоняешь стаи туч.

                                   Ты летаешь высоко,

                                   И всё видишь далеко.

                                   Подскажи мне ветерок,

                                   Где же взять волшебный тот венок.

Голос Ветра: Народы дружбою сильны,

                         А дружба – это сила.

                         И все, кого ты встретишь по пути,

                         Помогут тебе венок волшебный тот сплести.

Добрый Молодец: Спасибо ветер, а ты лети,

                                  Всем об этом расскажи,

                                  Чтобы каждый это знал,

                                  Венок дружбы плести мне помогал.

Шум ветра стихает, звучит музыка,

Ведущий 2  И отправился Добрый Молодец спасать Красу Пензенскую. Шел он по полям, по лугам Пензенской земли, и очутился на поляне, а навстречу ему Иван да  Марьюшка с друзьями.

Звучит русская народная музыка, выходят дети в русских костюмах.

7 ребёнок (в русском костюме):

                 Друзья у нас повсюду есть,

                 И не считайте, их не счесть.

                 На юге, западе, востоке

                 На севере, где холод лют.

                 Приди и руку протяни,

                 Они её пожмут.

8 ребёнок (в русском костюме):

                Много танцев нам известно,

                Их мы любим танцевать.

                А сейчас для вас, ребята,

                Кадриль нам хочется плясать.

                                 Танец “Кадриль с ложками”

9 ребёнок (в русском костюме ):

                  Ветер мимо пролетал,

                  Новость всем нам рассказал,

                  Что идешь с Шишигой ты сразиться,

                  Чтоб освободить прекрасную красу-девицу.

10 ребёнок (в русском костюме ):

                   Вот возьми от нас цветок,

                   Вплети его в волшебный свой венок.

Добрый Молодец: Спасибо, друзья!

Звучит музыка, Добрый Молодец берёт цветок, вплетает его в венок и идет дальше.

Ведущий 1 Пошел Добрый Молодец дальше через леса, через поля. И услышал он  веселую музыку – это были татарские ребята.

Звучит татарская народная музыка, выходят дети в татарских костюмах.

11 ребёнок (в татарском костюме ):

                     Нас, татар, на белом свете,
                    Миллионы, всех не счесть,
                    Друг за друга мы в ответе,
                    Всем хвала, и всем нам честь!
12 ребенок (в татарском костюме ):

                    Звучит курай, лаская сердце
                   Красивых, любящих людей.
                   Мы можем только здесь согреться,
                   В объятьях родины своей.

     Звучит татарская песня ( в исполнении Исяняевой Г.К.)

12 ребёнок  Какой красивый у тебя венок,

                     Вот возьми и наш цветок.

Звучит музыка, Добрый Молодец берёт цветок, вплетает его в венок и идет дальше.

Ведущий 2  Солнце к вечеру клонится, а Добрый Молодец все идет и идет. Ему бы присесть да отдохнуть, но нельзя, надо быстрее спасать Красу Пензенскую. Долго ли, коротко ли шёл Добрый Молодец, и повстречалась ему мордовская девчушка со своим другом.

Звучит мордовская народная музыка, выходят мальчик и девочка в мордовских костюмах.

13 ребёнок (девочка в мордовском костюме):

                     Я, мордовская девчушка,

                     Я резвушка - попрыгушка.

                     Предлагаю поиграть,

                     Силу, ловкость показать.

14 ребёнок (мальчик в мордовском костюме):

                    Ну, ребята – шалуны,

                    Выбегайте во дворы,

                    Становитесь поиграть,

                    Чтоб веселье продолжать!

            Мордовская игра «Раю-раю» (участвуют все дети).

13 ребёнок (девочка в мордовском костюме):

                     Вот возьми и наш цветок,

                     Вплети его в волшебный свой венок.

Добрый Молодец: Спасибо, друзья.

Звучит музыка, Добрый Молодец берёт цветок, вплетает его в венок и идет дальше

Ведущий 1  Попрощался Добрый Молодец с мордовскими ребятами и отправился в путь дорожку. Солнце высоко, а путь лежит далеко. Глядь! А на пути чувашское селение.

Звучит чувашская народная музыка, выходят мальчик и девочка в чувашских костюмах.

15 ребёнок (мальчик в чувашском костюме):

                    Мудрецам давно известно,

                    Там, где умным мыслям тесно,

                    Нет не зависти, не скуки,

                    Мастера там на все руки.

16 ребёнок (девочка в чувашском костюме):

                     Ото всех дверей, ото всех ворот

                     Приходи скорей, торопись, народ

                     С песней, плясками,

                     Чувашскими сказками

                     Сегодня представление

                     Всем на удивление!

Сценка. Чувашская народная сказка «Как собака друга себе искала»

Ведущий 1  Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти, такого, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

Собака Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

Зайка Давай.

Ведущий 1 Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся,

Зайка Зачем лаешь? Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!

Собака Неважный это друг, волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.

Ведущий 1 Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка.

Встретила его в глухом овраге и говорит:

Собака Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

Волк Что ж, вдвоём веселее будет.

Ведущий 1 Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:

Волк Ах ты, такая-разэдакая!.. Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.

Собака И волк боится. Уж лучше мне подружиться с медведем.

Ведущий 1 Пошла она к медведю:

Собака Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

Медведь  Ладно. Пошли ко мне в берлогу.

Ведущий 1  А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:

Медведь Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.

Собака Ну и дела! И этот оказался трусливым.

Ведущий 1 Сбежала она от медведя и пошла к человеку:

Собака Человек, давай дружить, вместе жить!

Ведущий 1 Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

16 ребёнок (девочка в чувашском костюме):

                   Чем больше цветов,

                   Тем красивей венок

                   Возьми и от нас

                   Вот этот цветок.

Добрый Молодец: Спасибо, друзья.

Звучит музыка, Добрый Молодец берёт цветок, вплетает его в венок.

Добрый Молодец: Спасибо, друзья,

                                  Вот венок и готов.

                                  Его мы возьмем,

                                  И к Шишиге в логово пойдем.

Звучит страшная музыка, выходит Шишига.

Шишига: Ты зачем ко мне пришел?

                   Как дорогу ты нашел?

Добрый Молодец: Я пришел с тобой сразиться,

                                  И освободить Красу-девицу. (Шишига смеется)

Шишига: Насмешил меня Иван,

                   Но тебя я не боюсь.

                   Уходи, пока ты цел,

                   А не то я рассержусь.

Звучит музыка, выходит Сказитель.

Сказитель: Вот теперь, Добрый Молодец,

                      Наступил и мой черед,

                      Ну-ка, гусли, заиграйте,

                      Шишигу быстро укачайте.

Звучит музыка, Сказитель играет на гуслях, Шишига засыпает, Добрый Молодец надевает венок на голову Шишиги. Она просыпается, кричит и убегает.

Добрый Молодец: Шишига вредная испугалась,

                                  В болото своё умчалась.

                                  Вместе мы её сразили

                                  И Красу Пензенскую освободили.

Звучит сказочная музыка, Добрый Молодец выводит Красу Пензенскую.

Краса Пензенская: Дружба – это тёплый ветер,

                                   Дружба – это светлый мир,

                                   Дружба – солнце на рассвете,

                                   Для души весёлый пир.

                                   Дружба – это только счастье,

                                   Дружба – у людей одна.

                                   С дружбой не страшны ненастья,

                                   С дружбой –жизнь весной полна.

                                   Верь, храни, цени же дружбу,

                                   Это высший идеал.

                                   Тебе она сослужит службу.

                                   Ведь дружба – это ценный дар!

17 ребёнок: Народы, как одна семья,

                      Хотя язык их разный.

                      Все дочери и сыновья

                      Своей страны прекрасной.

18 ребёнок: Как повезло тебе и мне.

                     Мы родились в такой стране,

                     Где люди все – одна семья,

                     Куда ни глянь – кругом друзья.

Краса Пензенская: Пусть всегда будет солнце над всеми над нами.

                                   Пусть всегда будет поле и цветёт васильками.

                                   Пусть всегда будет мир для больших и детей.,

                                   Чтобы светлое завтра встречало детей.

                 Песня "Светит солнышко для всех" А. Ермолов

C:\Users\1К1\Desktop\IMG-20210209-WA0002.jpg    C:\Users\1К1\Desktop\IMG-20210210-WA0005.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина

Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе. Тема: "Музыкальный Чехов"

Конспект музыкально-литературного вечера в 10 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

Литературный досуг "Дружба"

Литературный досуг "Дружба"...

Музыкально-литературная гостиная "Планета Дружбы"

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста...

Путешествие на поезде " Дружба" музыкально -литературное развлечение для детей 5-8 лет

Цели:- Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине, уважение к народам нашей страны;- Воспитывать толерантность к людям разных национальностей;- Познакомить с традициями, обычаями, играми разных нар...