Музыкальная гостиная "Я помню вальса звук прелестный"
методическая разработка (подготовительная группа)

Синёва Людмила Валентиновна

Материал предназначен для детей 6-7 лет. Будет интересен как музыкальным руководителям, так и педагогам дополнительного образования, а также воспитателям ДОО. На празднике ребята не только закрепят понятие о жанрах, но и расширят  представление  о вальсе, как о танце, а также  разовьют музыкальность, творчество, фантазию в музыкальных импровизациях и танцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкальная гостиная28.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ    ГОСТИНАЯ

Для детей 6-7 лет

«Я помню вальса звук прелестный»

Программное содержание: Закреплять понятие о жанрах. Уточнять представление детей о вальсе, как о танце. Углублять знания детей о вальсе. Развивать музыкальность, творчество, фантазию в музыкальных импровизациях, танцах.

Оборудование: компьютер, интерактивный экран, презентация,музыкальные инструменты, газовые шарфики, эмблемы разных цветов по количеству детей.

Предварительная работа:

  • Знакомство детей с основными жанрами по системе Д.Б.Кабалевского.
  • Беседы о вальсах П.Чайковского, Д.Кабалевского. Д.Шостаковича, И.Штрауса.
  • Разучивание  танцев «Вальс с шарфами», «Вальс дружбы».
  • Разучивание песни  «Да здравствует музыка».
  • Знакомство с игрой «Будь внимательным».

(Под Вальс-фантазию М.Глинки дети заходят в зал и садятся на стулья.)

М.р. Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Музыка вновь собрала нас в этом прекрасном зале. Я еще не встречала человека, совершенно равнодушного к музыке. А что нужно сделать, чтобы полюбить её? (Ответы дети). Да, для того, чтобы полюбить музыку, надо научиться её  слушать.                                                                 На свете много вещей, которые человек непременно должен почувствовать сам: вкус пищи, запах цветка, цвет неба. И звучание. А музыка – это сплошное звучание и, если внимательно слушать музыку, её можно понять. Музыка  имеет свой язык, свою  речь, которая  рассказывает  с  помощью  звуков.                                                                                          

Вед:  О чем же рассказывает музыка? Что она передает в своем звучании? (Настроение, чувства, переживания.) Музыка, как самая искусная волшебница, может рассказать обо всём на свете, проникнуть в наши сердца, пробудить воображение и фантазию, наполнить нас радостью и счастьем. Слышите?

(Тихо звучит фонограмма музыки «Юмореска» Дворжака…) 

Вед: Ребята, а вы любит музыку? А какая музыка нравится вам? (ответы детей). Конечно, без музыки нельзя на свете жить и мы об этом споём песню.

                                          ПЕСНЯ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МУЗЫКА»

М.Р: Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие. Хотите? (Дети отвечают.)  Музыка  —  удивительная страна, где много красивых мелодий. А мелодии эти соответствуют «трем китам» — трем основным жанрам. Назовите этих «трех китов». (Ответы: 3 жанра - песня, танец, марш).

М.Р: Молодцы! А сейчас отгадайте, к какому жанру относится эта музыка. (Звучит фонограмма вальса).

Дети:  Это звучал танец - вальс.

М.Р: Правильно, и это значит, что мы отправимся в Страну Вальса, где звучит только вальс, поют только вальсы, танцуют тоже вальсы. Итак, мы отправляемся в путешествие! (Звучит музыка вальса  - фонограмма).

Вед:   Вальс — один и красивейших бальных танцев. В столице Австрии, Вене, ежегодно проводится рождественский бал, где под волшебную музыку И.Штрауса кружатся нарядные пары. А вот что писал А. С. Пушкин о блистательном вальсе...

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой...

(Снова звучит вальс  - фонограмма).

Вед: Ребята, я слышу чьи-то легкие шаги...

(Под музыку входит Королева Вальса, идет по кругу, кружится).

Королева: Здравствуйте, ребята! Я — Королева Вальса! Я очень рада видеть вас в Стране – чарующего волшебного Вальса.  А где мои прекрасные жители королевства? Они вам приготовили  в подарок  - танец!

(Девочки с газовыми шарфами исполняют «Вальс» П.Чайковского)

ВАЛЬС С ШАРФАМИ

Королева: Ребята, я очень рада, что вы посетили мою волшебную Страну Вальса. Но все-таки я хочу проверить, что вы знаете о нём. Если ответите на все вопросы, вас ждет веселье и сюрприз. Слушайте внимательно вопросы!

1.Что такое «вальс»? (Это танец, в переводе означает «кружиться» ).

2.Какие бывают вальсы? (Ответ: разные по характеру, настроению - грустные, печальные, плавные, задумчивые, веселые, праздничные, грациозные; по темпу - быстрые, медленные, спокойные; по динамике - громкие, тихие; )

3.Какой ритм у вальса? (Дети вместе с музыкальным руководителем прохлопывают ритм вальса).

Королева: Молодцы, ребята. Вы многое обо мне знаете.

Реб: О Вальсе сказано не мало!
За два столетия подряд
На вечерах и карнавалах
Не потускнел его наряд!

М.Р: Да, у вальса очень богатая история. Он произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать в других странах. Конечно, за свою долгую жизнь он не раз менял свой характер. Но до сих пор, ни один школьный бал,  семейное торжество, не обходится без  нежного вальса.

Какая же тайна скрывается в этом танце? Какой секрет? Несомненно, история развития вальса связана с людьми, их воспитанием, вкусом и нравами. Вот так этот удивительный танец звучал в далеком от нас 18 веке.

(Звучит «Фантазия» В.А.Моцарта – вальс)

Реб: Вместе с музыкой хорошей

         К нам приходит волшебство.

         Осторожней, осторожней!

         Не спугнуть бы нам его!

Вед: В начале 19 века на смену легкому, изящному танцевальному вальсу, пришли концертные вальсы Брамса, Шопена, Штрауса.

 (Тихо звучит один из вальсов Ф.Шопена. На фоне музыки произносит следующие слова)

Великий польский музыкант, композитор Фридерик Шопен написал 14 вальсов. Это поистине бесценные жемчужины шопеновского гения, отличающиеся изяществом, прозрачностью . (Музыка постепенно затихает.)

Особенно популярен стал вальс в Австрии. И, несомненно, австрийский вальс неотделим от имени Иоганна Штрауса. Музыке известны два Штрауса - отец и сын. Оба Иоганны, оба композиторы. Но титула "короля вальса" был удостоен младший.

    Вальсы Штрауса темпераментны, полны увлекательной мелодии.

                                       ОРКЕСТР «ВАЛЬС ГОЛУБОЙ ДУНАЙ»

Королева:  И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки,

Песни, игры, шутки, смех!

 - И сейчас я вас приглашаю на интересную игру «Будь внимательным».

ИГРА «БУДЬ  ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

 (у детей заранее к одежде прикреплены эмблемы разных цветов - василек, роза, ромашка, одуванчик. Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича. Под музыку дети импровизируют танцевальные движения. По окончании 1-й части музыки (на паузу) дети собираются в 4 круга в соответствии с эмблемой цветка. Затем музыка снова звучит, и дети продолжают свободно танцевать. Таким образом, игра повторяется 3 раза. Затем, дети рассаживаются по местам.)

М.Р: Сегодня кажется странным, что этот танец был когда-то запрещен. В Австрии запрещалось вальсировать более 10 минут, дабы не оскорблять добропорядочность и высоконравственность горожан. В Берлине вальс был категорически запрещен, этот официальный запрет оставался в силе более 100 лет.

  Россия познакомилась с вальсом в конце 18 века. Однако же спустя уже несколько лет вальс тоже был запрещён. И все же, несмотря ни на какие запреты, русские композиторы Чайковский, Глазунов, Глинка не переставали обращаться к вальсу. Русский вальс отличался от европейского -  незатейливой мелодией, мягкой, проникновенной поэзией. Постепенно он стал своеобразным символом юности и светлых мечтаний, весны и любви.

(Звучит Сентиментальный вальс П.И.Чайковского. На фоне музыки читаются стихи Ирины Волобуевой "Сентиментальный вальс".)

Восп: Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе, под "Сентиментальный вальс"
Застенчиво кружился снег весенний.
Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время весен пролетело.
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый.

М.Р: Существуют вальсы, написанные для оркестра, фортепиано, скрипки. Они  вошли почти во все крупные симфонические произведения П.И.Чайковского. Всемирно известны вальсы композитора из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Они отличается напевностью, лирической  задушевностью.

(Дети смотрят фрагмент музыкального мультфильма «Щелкунчик». Звучит «Вальс цветов»).
Королева: В моей Стране много разных вальсов. Давайте ещё раз вспомним, какими они бывают?(Ответы детей) Бывает вальс праздничный, веселый, бывает спокойный, медленный. Я приглашаю вас на медленный вальс!

 (Мальчики приглашают девочек и встают по кругу)

ВАЛЬС «ДРУЖБА»

(После танца дети рассаживаются на места.)

М.Р: Молодцы, ребята. На этом наше путешествие в Страну Вальса подошло к концу. Давайте скажем Королеве Вальса «спасибо» за гостеприимство!

(Дети хором благодарят Королеву).

Королева: Хочу признаться вам: вы мне очень понравились, и, если еще раз захотите побывать в моей Стране Вальса, я всегда буду вам рада. А теперь — до свидания!

(Королева Вальса, прощаясь, уходит.)

М.Р: А сейчас — обещанный сюрприз! Вальс блистательный, вальс грациозный, вальс задумчивый, вальс печальный. Он завораживает, он околдовывает, он уносит в мир грез и фантазий. Встречайте аплодисментами— учащихся музыкальной школы! Они исполнят вальс.

(Исполняются несколько коротких вальсов на разных инструментах (по выбору).

М.Р: Поблагодарим наших юных музыкантов. Когда-то и они впервые познакомились с музыкой в  детском саду. А теперь они — учащиеся детской музыкальной школы, а в будущем, возможно, они станут пианистами, скрипачами, дирижерами и даже композиторами. Успехов вам, ребята!

Вед:   Вот и подошел к концу вечер вальса.

Еще звучит в моих ушах

Родного вальса легкий шаг.

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

(Дети под музыку выходят из зала.)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Помним подвиг твой, Ленинград!"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для родителей воспитанников и жителей блокадного Ленинграда. В мероприятии участвуют педагоги ДОУ и дети подготовительной к школе группы. Педагоги чита...

Музыкальное занятие" Помню и горжусь" посвященное празднованию Великой Победы.

«Я помню, я горжусь!» Сценарий музыкально-спортивного развлечения к Дню Победы для детей среднего возраста «Я помню! Я горжусь!» Музыкально – спортивное развлечение для детей средней группы Р...

Музыкальная гостиная. " «Король вальсов» (о творчестве И.Штрауса)

Цель: познакомить с жизнью и творчеством австрийского композитора Иоганна Штрауса. Задачи:- расширять знания о классической музыке;- развивать образное мышление и воображение дошкольников;- спосо...

Вальса звук прелестный

Музыкальное занятие в старшей группе с целью знакомства с вальсом - прекрасным волшебным танцем, нежным и благородным...

консультация для родителей слушаем музыкальные произведения дома "Вальс игрушек" Ю.Ефимова

Консультация для родителей Слушаем музыкальные произведения дома"Вальс игрушек"...