Сценарий развлечения "Масленица" старший возраст.
материал (старшая, подготовительная группа)

Соловьёва Ольга Алексеевна

Интересный сценарий праздничного развлечения для детей старшего возраста с участем взрослых, исполняющих роли скомороха тимошки и хозяйки.

Не требуется предварительного разучивания с детьми музыкального  материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение «Масленица»         для детей старшего возраста.

Цель: Знакомить детей с традицией проведения народных праздников.

Задачи:

 Воспитывать у детей любовь и интерес к русскому народному творчеству,

 к народным песням, играм.

Раскрывать творческие способности детей через различные виды музыкальной деятельности.

Способствовать развитию положительных эмоций.

Роль хозяйки исполняет музыкальный руководитель.

Роль скомороха Тимошки – воспитатель.

Атрибуты:

  1. Блин и сковорода»
  2. Театр Петрушки: петрушка, портрет Марфы
  3.  Верёвочка

Ход развлечения:

Под весёлую (Русская народная) музыку в зал входит дети,

 рассаживаются на места.

Хозяйка:                        Что за славный денёк!

                        Собирайся, народ!

                        Будем петь, да шутить,

                        Да весну веселить!

        Кто не знает – сообщаем – нынче Масленицу мы встречаем!

Музыка.

                                Маслена неделя

                                В Петербург прилетела.

                                На пенёчек села,

                                Блиночек съела,

                                Другим закусила,

                                На гулянье всех пригласила.

Много собралось народу на нашем празднике – весёлого, молодого, удалого!

А ну-ка, добры молодцы, пройдитесь перед девицами красными,

покажите себя!

  1. Проходка

Под музыку все мальчики прогуливаются перед девочками.

Хозяйка: Девочки, понравились вам мальчики?  -Да!

Молодцы! Все, как есть удальцы!

А теперь пришёл черёд красным девицам встать, свою стать показать!

Под музыку по залу прогуливаются девочки и садятся на места.

Хозяйка: Мальчики, вам понравились девочки-красавицы? – Да!

        Вижу, с такими гостями скучать не придётся!

Ну, коли все в сборе, Масленицу широкую открываем, веселье начинаем.

Пора нам масленицу звать!

Хозяйка:                        Эх, Масленица-кривошейка,

Встретим тебя хорошенько,

С сыром, маслом, пирогом,

Да горячим блинком.

В зале появляется скоморох Тимошка. В руках несёт чучело масленицы.

 Скоморох:                Здравствуйте, люди добрые!

                                 Веселья вам да радости!

С Масленицей всех широкой!

Я на горушке побывал,

Там Масленицу повстречал.

Хозяйка: Проходи, скоморох Тимошка, гостям весёлым мы всегда рады!

                Спасибо, что Масленицу нам доставил!

Ставим масленицу в центре зала.

Хозяйка:                 Дорогая наша гостья, Масленица,

                        Ты Авдотья Изотьевна!

                        Дуня белая, Дуня румяная,

                        Коса длинная, трёхаршинная!

                        Лента алая, двуполтинная,

                        Платок беленький, новомодненький!

                        Брови чёрные, наведённые,

                        Лапти частые, головастые!

                Повеселись с нами на играх-забавушках!

Хозяйка:        Ребята! Ну-ка за руки беритесь,

                        В круг широкий становитесь.

                        Пора игры начинать

                        Вокруг Масленки плясать!

Дети встают по кругу.        

  1. Хоровод «А мы масленку встречаем».

                        

  1. Игра в кругу «Блин и сковорода»:

Хозяйка: Ребята, а без чего масленица не бывает?

Дети: Без блинов!

Хозяйка: Верно! Так в народе и говорят:

«Масленица идёт, блин да мёд несёт!»

Скоморох держит за спиной «блин» из плотной бумаги (с одной стороны

жёлтого цвета с другой белого).

Скоморох: Жил-был блин! Показывает его детям. 

Лежал на сковородке, да соскочил с неё.

А один бочок остался не прожаренным.

Хозяйка стоит в кругу напротив Скомороха, за спиной прячет сковороду.

Она говорит: А сковорода (показывает её детям) ему и говорит:        

                - Ну-ка, блин, быстро ко мне жарить второй бочок!

Скоморох (вертит блин): Не хочу!

Хозяйка (крутит сковородку): Я кому сказала – ко мне!

Блин (Скоморох): Не хочу!

Сковорода(Хозяйка): Ах, так! Ну погоди, сейчас поймаю!

Взрослые передают сковороду и блин детям, а дети - друг другу по кругу.

Кто кого догонит.

Масленицу убираем к центральной стене.

Скоморох:                 Раз, два, три, четыре, пять!

                                Будем в «Дударя» играть?

Хозяйка:                Только, чур, ты будешь «дударем»!

4.                                Игра «Дударь»

Скоморох встаёт в центре. Он - дударь(водящий), дети и хозяйка – в кругу.

Все поют:                         Дударь-дударь, дударище,

                                Старый, старый, старичище

                                Ну его в колоду, ну, его в сырую,

                                Ну его в гнилую.

                Дударь, дударь, что болит?

Дударь называет: - У меня голова (нога, рука, ухо) болит.

Дети идут по кругу, поют слова песни, при этом держаться за названную

часть тела. Вопрос повторяется. Дударь называет что-то новое.

Хоровод повторяется 3-4 раза.

 Наконец, дударь говорит – «ничего не болит!»

Дети: – Раз, два, три, тогда – лови!

 Все разбегаются на места, «дударь» пятнает.

Хозяйка: А теперь заглянем в «Театр Петрушки. Ярмарочный балаган.»

Хозяйка ставит маленькую ширму. Скоморох уходит за ширму для показа сценки. Скоморох исполняет роль Петрушки, хозяйка – музыканта.

Музыкант: (зовет) Петрушка! Петруша, выйди. Покажись народу.
Петрушка: (из за ширмы) Ась. Неа .
Музыкант. Петруша, выходи. Видишь, народ ждет. Выходи.
Петрушка: Я боюсь.
Музыкант. А ты не бойся. Мы тебе похлопаем. А ну народ не жалей рук,    хлопай громче, чтоб летел пух.
Петрушка:  Аааа вот и я . Здравию желаем, господа. Будьте здоровы, с тем днем и праздником, который сегодня. (кланяется быстро и много)

Петрушка: Ну хватит хлопать, а то у меня от стеснения на лице покраснение.
Музыкант. А что случилось?
Петрушка. (Обращается к Музыканту.) Музыкант! Ты знаешь, я  хочу жениться.
Музыкант. Не плохое дело, а именно на ком?
Петрушка. О-е-е-ей! На Прасковье Степановне, на купеческой дочери.
Музыкант. А приданого, много берешь?
Петрушка. Сорок четыре тысячи блина, бочку, где вода, из -под платья гардероб и один сапог.
Музыкант. Приданое неплохое, а невеста хороша?
Петрушка. Е-е-ей, очень хороша!
Музыкант. А ну, покажи.

Петрушка. Сейчас покажу. (достает портрет.) Парасковия Степановна! Душечка, ангелочек мой, цветочек!  Просто красавица, все собаки от ей бросаются!
Петрушка. (Обращается к Музыканту.) Музыкант! А что, моя невеста хороша?
Музыкант. Хороша-то хороша, да немножко слепа.
Петрушка. Неправда! Какой глазочек, какой бровочек, ротик, носик, а какие бусики.
Музыкант. Так у нее усики? Зачем тебе усатая невеста.
Петрушка. Да не усики, а бусики.  Экий, ты глухой. А еще музыкант. Лучше Сыграй мне музыку!

Музыкант играет, Петрушка поет: Моя милка маленька,

                                                          Чуть побольше валенка,

                                                           В лапотки обуется,

                                                           Как пузырь надуется!          

Поклон.

Хозяйка: В старину люди говорили:

«Птицы летят, на своих крыльях весну несут»

Скоморох: Предлагаю поиграть в игру «Летает- не летает»

  1. Игра «Летает- не летает»

Дети становятся в круг, Скоморох и Хозяйка называют по очереди

птиц, зверей, насекомых, цветы, различные предметы. При назывании летающего предмета все подпрыгивают или поднимают руки вверх. Если назван нелетающий предмет- стоят на месте. От водящих зависит, насколько интересной будет игра. Они должны чередовать в своих заданиях летающие и нелетающие предметы, стараясь запутать участников.

С детьми подготовительной группы проведём  ещё одну игру с верёвочкой.

  1. Игра «Верёвочка»

Дети стоят в кругу, держась за веревку, соединенную в кольцо. Хозяйка стоит в центре круга и старается шлепнуть по рукам. Руки можно передвигать или отпускать, но при этом не ронять веревку. Воде нужно действовать очень быстро – осаленный становится водой.

Хозяйка:                Засиделись мы с утра,

Всем на улицу пора!

Скоморох, пойдём с нами гулять,

Масленицу отмечать!

Скоморох:   А блины будут?

Хозяйка:                Будет чай у нас горяч –

                Будет блин да калач!

Под музыку дети идут в группы, одеваются и выходят на улицу.

Далее праздник продолжается на улице:

Общие пляски по показу.

Масленичный поезд -  все «везём чучело масленицы» вокруг детского сада.

Просим блины:                Тин, тин, тинка, хотим блинка!

 

Помощники воспитателей выносят подносы с блинами.