Итоговое мероприятие по обучению чтению для детей старшего дошкольного возраста на тему «Букваринск нас ждет!»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

БУКВАРИНСК– это город в сказочной стране Алфавития, в котором живут буквы русского алфавита. У каждого жителя этого города свой особый характер, есть свой домик, свои слова-картинки, свои задания, игры, свои обязанности. Они очень гостеприимны и всегда рады друг другу и нам с вами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_bukvarinsk_nas_zhdyot.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида Детский сад №12 «Рябинушка» города Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Итоговое мероприятие

по обучению чтению

для детей старшего

дошкольного возраста

на тему «Букваринск нас ждет!»

ПРОВЕЛА: воспитатель Ермолаева Т.Ф.

БИРСК – 2016

Цель: повторить и закрепить пройденный материал.  

Задачи: 

  • Развивать умение характеризовать звук по акустико –артикуляционным признакам.
  • Закрепить понятие о том, что звуки  на письме обозначаются буквами.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Закреплять умение выполнять звуко - слоговой анализ слова, составлять слова из слогов и букв, определять первый звук в словах, определять количество слогов в словах.
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Предварительная работа: выставка рисунков «На что похожа буква?», разучивание стихов про буквы.

Оборудование: маски, рисунки детей, ромашка с вопросами, вывески («Магазин», «Зоопарк», «Сад», «Река», «Вокзал»), карточки с цифрами (1-4), воздушные шарики (красные, синие, зеленые), игрушки, корзина, стулья, зебра, слон, корзина с фруктами, карточки со слогами, два планшета, макеты домов, карточки с буквами, два клея-карандаша, салфетки, две клеенки, два плаката, фломастеры, музыка (волшебная, про буквы, звуки поезда)

Содержание

(Звучит музыка, дети заходят в зал, садятся на стульчики).

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в незабываемое путешествие в город, где живут буквы. Это город Букваринск. Что это за город такой – БУКВАРИНСК?
БУКВАРИНСК– это город в сказочной стране Алфавития, в котором живут буквы русского алфавита. У каждого жителя этого города свой особый характер, есть свой домик, свои слова-картинки, свои задания, игры, свои обязанности. Они очень гостеприимны и всегда рады друг другу и нам с вами. Кто мне скажет, от какого слова  назван город «Букваринск»?

Дети: От слова «букварь».

Педагог: А что такое букварь?

Дети: Букварь – это книга, которая учит читать.

Педагог: Правильно, ребята.

Но, чтобы попасть в этот город, нам нужно превратиться в буквы. Где моя волшебная палочка?

(Звучит волшебная музыка, педагог надевает ребятам маски с изображениями букв).

Педагог: Вот теперь вы не просто дети, вы теперь – буквы. У каждой буквы свое имя. Давайте представимся.

(Дети выходят по одному, читают стихи про свою букву, показывают рисунок «на что похожа буква?», нарисованный заранее дома).

Педагог: Чтобы открылись ворота в город, нужно правильно ответить на вопросы ромашки: 1.Что мы произносим с вами, когда говорим?

Дети: Мы произносим звуки.

Педагог: 2.Чем мы изображаем звуки на письме?

Дети: На письме звуки мы изображаем буквами.

Педагог: 3.На какие две группы делятся звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Педагог: 4.Чем отличаются гласные от согласных?

Дети: Гласные произносятся без преграды, их можно петь. Согласные произносятся с преградой. Преградой являются губы, зубы, язык.

Педагог: 5.Каким цветом изображают гласные?

Дети: Красным цветом.

Педагог: 6.Каким цветом изображают согласные?

Дети: Синим или зеленым.

Педагог: молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А теперь, в путь!

Педагог: Мы оказались в городе Букваринск. Здесь вы теперь не просто ребята, а буквы. Вы должны придерживаться правилам, принятые в русском языке.

Педагог: Разделимся на две команды: первая команда «Гласные», вторая команда – «Согласные». Справа от меня встаньте гласные буквы, слева – согласные.

(Дети сами делятся на команды, в зависимости от изображенной буквы у них на маске).

Педагог: Сколько букв в русском алфавите?

Дети: 33 буквы.

Педагог: 

Был на речке на Чернильной

Город маленький, не пыльный,

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Там не ведая невзгод,

Очень сильный жил народ:

Хлебосольный,

Незлобливый,

Дружный и трудолюбивый.

  1. Загадки про профессии (определение первого звука в слове).

Педагог: Чем же занимается народ в городе Букваринск? Отгадав загадки, вы узнаете профессии жителей. По первому звуку профессии, определите какая буква имеет эту профессию.

Встаём мы очень рано, 
Ведь наша забота - 
Всех отвозить 
по утрам на работу.
(Шофер)- буква «Ш».

В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на "скорой" он примчится.
(Доктор) – буква «Д».

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро
.
(Маляр) – буква «М».

Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
(Учитель) – буква «У».

Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили буквы в нем.
(Строители) – буква «С».

Есть у нее на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани - слева,
Чашки - на витрине.
(Продавец) – буква «П».

Педагог: Назовите профессии на вашу букву.

(Дети перечисляют профессии.)

Педагог: Мы познакомились с жителями этого города. А теперь отправимся дальше по дорожкам Букваринска.

  1. Магазин «Мир игрушек» (определение количества слогов в словах).

(Перед детьми появляется вывеска «Магазин»)

Педагог: Ребята, прочитайте, где мы оказались.

Дети: Магазин.

Педагог: Как вы думаете, что здесь продается?

Дети: Игрушки.

Педагог: В магазин привезли игрушки. Поможет продавцу расставить игрушки на витрины. На первой витрине будут находиться игрушки, названия которых состоят из одного слога, во второй – из двух слогов, на третьей – из трех, на четвертой – из четырех. Каждый выбирает одну игрушку, называет, определяет сколько слогов и кладет на нужную витрину.

(Дети расставляют игрушки, затем педагог проверяет).

Педагог: Молодцы, ребята! Продолжим наше путешествие по городу.

  1. Зоопарк (выполнение звуко-буквенного анализа слов).

(Перед детьми появляется вывеска «Зоопарк»).

Педагог: Что перед нами?

Дети: Зоопарк.

Педагог:

В азбуке этой –

Увидите сами!

Буквы живые:

С хвостами,

С усами,

Бегать умеют они

И летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Кто же живет в зоопарке?

Дети: В зоопарке живут животные.

Педагог: Ребята, а вы знаете этих животных? Назовите их.

Дети: Зебра и слон.

Педагог: А какого цвета они?

Дети: Зебра – черно-белая, а слон  - серый.

Педагог: Ребята, давайте мы подарим им разноцветные шарики, чтобы их жизнь в зоопарке не была такой серой и скучной.

Но мы же в необычном городе, и животные здесь необычные. Из разноцветных шариков составим для них звуковые домики. Определим в названии животных звуки: гласные, согласные, твердые или мягкие согласные. Вспомним, каким цветом мы обозначаем гласные?

Дети: Красным цветом.

Педагог: Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?

Дети: Синим цветом.

Педагог: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные?

Дети: Зеленым цветом.

Педагог: Команда «Гласные» составляет звуковой домик слова «зебра», а команда «Согласные» - слова «слон».

(Педагог проверяет звуковые домики из шариков).

Педагог: Отправимся дальше.

  1. Сад (составление слов из слогов).

(Перед детьми вывеска «Сад»).

Педагог: Где мы оказались?

Дети: В саду.

Педагог: А что растет в саду?

Дети: В саду растут фрукты.

Педагог: Давайте эти фрукты мы возьмем с собой.

Но, чтобы их взять, следует составить слова – названия фруктов из слогов.

Составив слова, каждая команда должна найти эти фрукты среди других.

(Педагог проверяет составленные слова и подобранные к ним фрукты).

Педагог: Немного подкрепились. Продолжим наше путешествие.

  1. Река (физкультминутка)

Педагог: Возле сада течет речка. Кто помнит, как называется эта речка?

Дети: Чернильная речка.

Педагог: А кто живет в реках?

Дети: Рыбы, водоплавающие птицы.

Педагог: Давайте немного отдохнем на берегу речки, послушаем и проговорим звуки.

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.

Педагог: Отдохнули, пошли дальше.

  1. Два дома (составление слов из букв).

(Перед детьми два здания без надписи).

Педагог: Ребята, что за дома перед нами? Вы не видите вывеску?

Дети: Здесь только буквы.

Педагог: Как жаль! Видимо, подул сильный ветер и вывески на зданиях оторвались. Поможем жителям восстановить слова из букв?

(Команды собирают слова и приклеивают буквы последовательно на плакат.)

Педагог: Молодцы! Прочитайте, какие это здания?

Дети: «Школа», «Музей».

Педагог: И в Букваринске есть школа, где буквы учатся вместе с детьми. А в музее у них много интересных картинок, которые интересны  ребятам.

Нам пора возвращаться домой.

(Звучит звук поезда).

Педагог: Ребята, вы слышите? Ч то это?

Дети: Поезд.

Педагог: Значит, где то вокзал. Это значит, мы можем добраться до дома на чем?

Дети: На поезде.

Педагог: Подойдите сюда.

  1. Вокзал (написать первые буквы предметов и прочитать предложение).

(Перед детьми вывеска «Вокзал»)

Педагог: Прочитайте вывеску.

Дети: «Вокзал».

Педагог: Отсюда мы и отправимся домой. Но что это?

(Под вывеской висит плакат).

Кажется я догадалась что это? Это на жители Букваринска отправили зашифрованное послание. Нам надо его разгадать. Как это сделать?

Дети: Нужно вписать первые буквы предметов в клетки, а затем прочитать.

Педагог: Давайте попробуем. Вот вам фломастеры. Впишите буквы.

(У каждой команды свое послание)

Педагог: Прочитайте, что у вас получилось.

Дети: «Доброго пути!», «До скорой встречи!»

Педагог: А теперь сядем на поезд и поедем домой.

(Дети становятся паровозиком друг за другом).

Педагог: Вот и завершилось наше путешествие. И теперь мы не буквы, а снова дети.

(Дети снимают маски).

  1. Итоги.

Педагог: А в каком городе мы сегодня побывали?

Дети: В городе Букваринск.

Педагог: А что это за город? Кто там живет?

Дети: В этом городе живут буквы.

Педагог: Какие достопримечательности города мы с вами сегодня встретили на пути?

Дети: Магазин, зоопарк, сад, река, школа, музей, вокзал.

Педагог: Как вы думаете, мы как-то помогли жителям города или , наоборот, навредили?

Дети: Мы помогли расставить игрушки на витрины, украсили зоопарк цветными воздушными шарами, склеили вывески на домах.

Педагог: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: (ответы ребят),
Педагог: А в награду за нашу помощь, нам жители Букваринска подарили вот такие книжки. Они не прощаются с вами. Вы с ними еще встретитесь в школе или дома, когда возьмете в руки книгу. И я с вами прощаюсь, хочу пожелать вам смекалки, любознательности, аккуратности. Любите и берегите книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"

Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Учебно - методический комплект по разделу ознакомление с окружающим миром программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» по теме «Транспорт».

Комплект  состоит из 3 конспектов -  занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособ...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.

В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского  творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшегодошкольного возраста

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...