Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Мы – Эколята - дошколята»
материал (подготовительная группа)

Звягина Любовь Сергеевна

Цель: Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_ekologii.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

                          МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Каликино

Конспект

 образовательной деятельности

по экологическому воспитанию

 

Тема:  «Мы – Эколята - дошколята»

                               Подготовительная  группа

                                                                       Воспитатель Звягина Л.С.

Цель: Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности

Задачи:

- Образовательные задачи:

Формировать у детей  элементарные экологические знания; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.

 - Развивающие задачи:

Развивать познавательно-исследовательский интерес к миру природы, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях; развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы.

 - Воспитательные задачи:

воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.

Материал: Заранее приготовленные конверты с заданиями, аудиозапись письма от Эколят, бутыли с крышками и буквами, поделки из бросового материала, контейнер для сбора использованных батареек, использованные батарейки, карточки с  рисунками «Экологические знаки», картинки животных и насекомых, медали, клятва юных Эколят, музыкальное сопровождение – гимн Эколят, видеофильмы.

                                                         Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их (Здравствуйте) и передадим им своё настроение. А оно у вас какое? (хорошее) Да, ребята, не важно какое на улице время года, какая погода, просыпаясь мы смотрим в окно и видим окружающую природу, удивляемся и радуемся её изменениям и получаем для себя  заряд бодрости.  

Дети: Здравствуй, солнышко родное!

 Здравствуй, небо голубое                        

Здравствуй, матушка-земля!

Очень любим мы тебя.

                         (Дети подходят к столу с глобусом)

Воспитатель: (показывает глобус) Это что? Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля.

Воспитатель: Какой основной цвет нашей планеты?

Дети: (Голубой)

Воспитатель: А что он обозначает?

Дети: (большая часть планеты занята морями и океанами)

Воспитатель: Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?

Хотите я вам подскажу?

Дети: (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).

Воспитатель: Наша планета Земля очень красива. На ней живут люди, животные, рыбы, насекомые, растения.

Воспитатель: Ребята, присаживаемся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете есть ли на нашей Земле какие то проблемы, от которых  мы должны защищать её.

              (Дети высказываются: от загрязнения водоёмов, от загрязнения воздуха, от вредительства в лесу…)

Воспитатель: А что необходимо для нашего существования на планете?

Без чего человек не может прожить?

Дети: Без воздуха, воды

Воспитатель:  Воздух – это-то, чем дышим.

Как вы думаете, может быть  воздух загрязнённым и почему?

Дети: Да. Фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитый дым, большое количество машин также своим газом загрязняют воздух.

Воспитатель: Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Воспитатель: Как же защитить воздух от загрязнения?

Дети: На заводах и фабриках должны быть специальные фильтры (очистительные сооружения), нужно больше парков и садов, потому что листья растений хорошо очищают воздух.

Воспитатель: Ребята, есть такая наука ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая  учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.

Воспитатель: Ребята, есть учёные которые изучают природу, защищают её – это  ЭКОЛОГИ.

Воспитатель: Ребята, а есть ещё сказочные   Эколята – защитники природы. Вы хотите с ними познакомиться? Тогда смотрите.

Воспитатель: Ой, они нам ещё и голосовое сообщение прислали. А как вы думаете, что они хотят нам сказать?

Дети: (высказывания детей)

Воспитатель: Давайте послушаем

Запись – голос Эколят

                                                 (На экране картинка 4 х Эколят)

Звуковое письмо  от Эколят

«Здравствуйте, ребята, к вам обращаются Шалун, Умница, Тихоня и Елочка. Вы, наверное, уже догадались кто мы? Мы Эколята – мы защищаем Природу, но нам нужна ваша помощь. Природа в беде и одни мы не успеваем в разные места нашей Земли спасать растения, животных и  птиц. Не могли бы нам помочь? Но что бы стать юными Эколятами вы должны доказать, что вы любите природу и готовы ее защищать. Вы должны выполнить наши задания. Если вы нас убедите,  вас  ждет сюрприз. Удачи вам ребята».

Воспитатель: Ну, что ребята, что будем делать? Будем помогать?

Хотите  быть юными Эколятами?  

Дети: Да

Воспитатель: Все подходим к нашим крышечкам  и слушаем задание.

                            (Все дети встают и подходят к бутылям с крашками)

1 Задание

«На ёмкостях есть буквы, поставьте их по порядку, что бы получились эти 2 слова»  (БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ)

      (Дети находят бутыли с крышками с буквами и составляют слово и читают)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, а зачем мы  собираем крышечки?

Дети: Что бы сделать доброе дело

Воспитатель: А зачем нам Эколята дали такое задание? Крышечки и «Берегите природу». Это как то взаимосвязано?  Затрудняетесь ответить?

Воспитатель: Садитесь на стульчики и посмотрите на экран, может мы здесь найдём ответ?

 «Переработка крышечек»

При переработке получаются гранулы, из которых потом делают различные пластиковые предметы, например пластиковые ящики.

Воспитатель: Ребята, теперь вы можете сказать зачем мы ещё собираем крышки?

Дети: Что бы не засорять природу.

Воспитатель: Правильно ребята, посмотрите, благодаря вам, сколько у нас собранных крышечек и если их выбросить уже получится большая кучка. А если все люди  на нашей планете будут их выбрасывать,  то только от крышек будет целая свалка. Поэтому мы с вами ещё и охраняем природу, собирая крышечки  для переработки  и привлекаем к этому других людей.

Воспитатель: Идём дальше. Куда ведет  наша стрелочка? В лес.

      (Дети встают рядом со стойкой с изображением леса)

2 Задание

 Игра называется «Если я приду в лесок». Я буду называть действия, а вы отвечайте: если это хорошо, говорите «да», а если плохо, то  «нет».

***

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.  Идём дальше. Куда ведет  наша стрелочка?

3Задание

«У каждого свой дом.

«Экологические знаки»

Воспитатель:  Мы делимся на 2 группы.

 1 группе нужно разместить животных, птиц,  насекомых к своим жилищам

 2 группе  найти запрещённые экологические знаки и перечеркнуть их красным маркером и объяснить почему вы выбрали эту картинку как  запрещённую.

                                    (Дети выполняют задания)

Воспитатель: А теперь поменяйтесь и  проверьте друг у друга

Воспитатель: Ребята, а как человек может помочь обитателям леса?

Дети: Привозить им корм, не уничтожать их, не кричать в лесу

Воспитатель: Но в лесу ещё живут птицы

Воспитатель: Ребята, как мы можем охранять птиц?

Дети: Не разгонять их, не разорять гнёзда, вешать кормушки.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием справились.

Физкультминутка «Путешествие»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Остановились.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

Воспитатель: Ребята, садимся на стульчики

 Воспитатель: Какой опасности могут подвергаться  водоёмы и обитатели рек? Что может случиться?»

Дети: Реки загрязняются. В  реки и озера сливают грязную воду с заводов и фабрик, с жилых домов. От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, страдают растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья.

Воспитатель: Как же защитить водоёмы от загрязнения?

Дети: Строить очистительные сооружения.

4 Задание

Воспитатель: А давайте постараемся наглядно  с вами  с помощью опыта увидеть загрязнённую речку такую, какая она может быть загрязнённой  от фабрик и заводов.

                                          (Дети встают около стола)

№1 Нефтяная речка

1. Берем контейнер. Наливаем воду.

2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество).

3. Перемешать. Рассмотреть.

Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.

Вывод: капельки масла образуют плотную пленку (слой). Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются. Плотный слой не пропускает солнечные лучи. Без света и воздуха погибнут подводные обитатели и растительность.

Воспитатель: А что будет с водоплавающими птицами?

Дети: ответы детей

Воспитатель: А давайте в этом убедимся сами, если проведём опыт.

№2 "Птицы и нефть"

1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.

2. Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая).

3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность "отталкивать" воздух, а значит, птица не может взлететь   и становится легкой добычей хищников.

Вывод: масло склеивает перья и не дает оттолкнуться от воздуха, птица не взлетит и станет добычей хищников. "Купание"птиц имеет важное значение: в чистых перьях больше воздуха, поэтому они лучше держатся на воде (если утка не будет купаться несколько дней, то щетинки перьев будут сохнуть и ломаться. Птица погибнет.

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что будет с птицами, рыбами, водными растениями, насекомым, если они попадут в такую речку.

Воспитатель: Поэтому, ребята, обязательно должны быть специальные очистительные сооружения для очистки воды.

                             

Воспитатель: А сейчас садимся все на стульчики.

                                         (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Мы с вами говорили что  заводы, фабрики, приносят вред окружающей среде. А посмотрите ребята, как много мусора вокруг! Скажите, какими бедами это грозит?

Дети: Мусор отравляет почву и наносит вред всему живому.

Воспитатель: Всё верно, ребята. Но ведь мусор может быть разным. Какие виды мусора вы знаете?

Дети: стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что отходы, могут еще принести пользу, если конечно они будут правильно переработаны. Для этого их нужно грамотно отсортировать.

Есть специальные мусорные баки для раздельного сбора мусора. И везутся эти баки на разные заводы для переработки.

Давайте прочитаем, что на них написано (на 1, на 2, на3)

Воспитатель: А еще ребята, что бы было меньше мусора, ему нужно давать вторую жизнь. А как вы понимаете эти слова – вторая жизнь? Пойдемте искать ответ.

Дети: Высказывания.

Воспитатель: Я предлагаю вам подойти вот сюда. Это мини – музей из бросового материала «Мусор смело пустим в дело» для создания которого потрудились вы с родителями.

6Задание

МИНИ -  МУЗЕЙ из бросового материала «Мусор смело пустим в дело»

Воспитатель: Ребята, расскажите какой бросовый материал использовался для изготовления поделок и где это можно применить?

Дети: (перечисляют бросовый материал и где это применяется)

Воспитатель: Вот вам и ответ на вопрос. Это было бы уже сдано в мусор, а вы дали ему 2 жизнь. Эти поделки будут украшать вашу комнату.

                                   (Берём глобус и дети все его держат)

Воспитатель: Ребята, вот мы и выполнили с вами все задания Эколят.

Воспитатель:

Вам, конечно, лет сегодня мало,
Но в руках мы держим шар земной.
Чтобы нас планета обнимала,
Повторяйте, как девиз, со мной –

Дети: Мы не хотим стоять в стороне.
Мы – за порядок на нашей земле!

Воспитатель: Ребята, а тут ещё одна стрелочка, и куда она нас ведёт?  Рядом с нашим мини – музеем и какой то чемоданчик. Давайте прочитаем, что здесь написано.

Дети: «Сюрприз»                        

                                          (Открыть чемоданчик)

Воспитатель читает: «Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. Мы с радостью принимаем вас в Эколят. И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы».

ИСПОЛЬЗОВАТЬ СХЕМУ

Клятва «Эколят – молодых защитников природы»

Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.

Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними. (Клянусь)

Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду. (Клянусь)

Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку. (Клянусь)

Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным. (Клянусь)

Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях. (Клянусь)

Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям. (Клянусь)

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

ГИМН

             Звучит гимн Эколят и под него одевают детям медали Эколят.

Воспитатель: Вот теперь вы настоящие Эколята – молодые защитники Природы, поздравляем вас. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, и теперь уже в звании  Эколят я предлагаю вам присоединиться к очень важной экологической акции «Сдай батарейку – спаси планету». Я вам сказала собирать батарейки, не выбрасывать. Но зачем обещала сказать позже. Вот сейчас наступил этот момент. А вы как думаете, зачем мы их будем собирать?

Дети высказываю свои предположения.

Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики. Сейчас вы увидите и услышите ответ.

«Вред использованных батареек»

Воспитатель: Ребята, теперь вы поняли, как важно батарейку не выбрасывать в мусор, а сдать на переработку, потому что при её разложении

вещества приносят большой вред окружающей среде. У нас уже есть небольшое количество батареек, давайте  поместим их в контейнер, который будет стоять в нашей приёмной комнате. Вы можете сказать об своим знакомым и родственникам и раздать им вот такие буклеты с информацией.  

Воспитатель: А теперь садимся на стульчики.

 - Ребята, скажите, что нового,  интересного  вы узнали сегодня на занятии?

 - А были задания которые для вас было выполнять интересно, но сложно?

 -А какой информацией вы сегодня поделитесь с родственниками дома?

 - А какой вывод  для себя вы сделали в завершении нашего занятия?

Воспитатель: Ребята, вы были сегодня просто молодцы. У вас большой багаж знаний в экологии. Мне было с вами очень интересно выполнять задания. И я рада за вас, что в детском саду у нас есть юные Эколята.

Занятие закончено, спасибо.

Поделитесь пожалуйста,  буклетами с нашими гостями и предложите им собирать использованные батарейки и приносить нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»

Проект по экологическому воспитанию детей 4-7 лет «Эколята-дошколята»...

Уголок по экологическому воспитанию "Эколята-дошколята".

Сделали уголок: Эколята - молодые защитники природы.Эколята - это самые настоящие друзья природы, которые спасают окружающую среду от загрязнений. Это любители природы.Умница...

Экологическое движение- отряд «Эколята-дошколята», как один из современных подходов для формирования первичной экологической культуры у дошкольников.

   Экологическое движение- отряд «Эколята-дошколята», как один из современных подходов для формирования первичной экологической культуры у дошкольников....

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей «Эколята-дошколята»

Описание экологического уголкаВ целях повышения экологической культуры и мышления, активной гражданской позиции и комплексного научного подхода к решению экологических проблем в нашей группе был созда...